Просмотр содержимого документа
«Счастливый случай»
Игра по физике «Счастливый случай»
Участники игры: учащиеся 7-го класса.
Задачи:
повысить интерес обучающихся к физике, как одному из предметов естественно-научного цикла;
стимулировать познавательную активность и творчество обучающихся, их смекалку, наблюдательность;
научить применять знания в новой ситуации, а также грамотно объяснять происходящие физические явления;
продолжить развивать и закреплять навыки решения экспериментальных, задач;
формировать у обучающихся коммуникативные навыки, умения работать в группах, умения оценивать деятельность товарища.
Учащиеся класса заранее делятся на две команды, выбираются капитаны команд, придумывают название. Игра состоит из нескольких геймов. За каждый гейм команда получает баллы. Выбирается жюри из 3 человек для подсчета баллов и оценки ответов.
Перед началом игры ведущий представляет жюри и знакомит с правилами игры. Капитан представляет свою команду.
Игра состоит из следующих геймов:
Гейм «Дальше, дальше….».
Каждой команде по очереди задаются вопросы в достаточно быстром темпе. Если команда не сможет дать ответ, то она говорит: «дальше». Дается определенный интервал времени для проведения гейма (он может быть 1-3 минуты, в зависимости от уровня подготовки класса). Количество полученных командой баллов равно количеству правильных ответов.
Гейм «Заморочки из бочки».
Используются бочонки от игры «лото». Номер бочонка, который игрок вынимает из мешочка соответствует номеру вопроса. В мешочке 6 бочонков. 3 бочонка для 1 команды и 3 – для второй. Все вопросы оцениваются по 1 баллу при правильном ответе (на каждый вопрос по 30 секунд).
Гейм «Спешите видеть».
Для проведения этого гейма используются экспериментальные задачи. Ребята решают задачу вместе, а затем один из участников команды объясняет ее решение. Максимальное количество баллов – 3.
Гейм «Темная лошадка».
Необходимо узнать о ком идет речь. За правильный ответ 1 балл.
Гейм «Гонка за лидером».
Командам задаются вопросы отвечает та команда, игрок которой быстрее поднимет руку. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Содержание игры
1 гейм «Дальше, дальше….».
Вопросы команде 1.
Изменения, происходящие в природе. (явления)
Предположения в науке. (гипотеза)
Неточность измерений . (погрешность)
Мельчайшая частица вещества. (молекула)
Линия по которой движется тело (траектория)
То, из чего состоят тела. (вещество)
Явление взаимного проникновения веществ друг в друга. (диффузия)
Длина траектории. (путь)
Единица измерения силы. (Ньютон)
Сила, возникающая при деформации. (упругости)
Воздушная оболочка Земли. (атмосфера)
Мера инертности тел. (масса)
Прибор для измерения плотности жидкости. (ареометр)
Величина, характеризующая быстроту выполнения работы. (мощность)
Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия других тел. (инерция)
Вопросы команде 2.
Взаимное действие тел друг на друга. (взаимодействие)
Прибор для измерения массы. (весы)
Сила, с которой Земля притягивает к себе тела. (сила тяжести)
Величина, характеризующая быстроту движения тела. (скорость)
Состояние, при котором вес тела равен 0. (невесомость)
В физике, любой предмет, который нас окружает. (физическое тело)
Изменение формы или размера тела. (деформация)
Сила, которая мешает утонуть. (сила Архимеда)
Единица работы. (джоуль)
Единица измерения давления. (Паскаль)
Прибор для измерения атмосферного давления. (барометр)
Сосуды, соединенные между собой. (сообщающиеся)
Взаимное действие тел друг на друга. (взаимодействие)
Величина, характеризующая быстроту изменения скорости. (ускорение)
Эталон массы (килограмм)
Гейм «Заморочки из бочки».
А.А. Блок “Двенадцать”
“Завивает ветер белый снежок. Под снежком – ледок, Скользко, тяжко, всякий ходок. Скользит – ах, бедняжка! Вон барыня в каракуле К другой подвернулась: – Уж мы плакали, плакали... Поскользнулась И – бац – растянулась!..”
Вопрос: почему лед скользкий? (между льдом и соприкасающимся телом образуется очень тонкий слой воды и трение сцепления резко уменьшается)
Едет поезд по уклону,
Пассажиры спят в вагонах.
Вдруг они как сговорились,
Все направо отклонились.
Объясните, что случилось?
3 Как-то раз спросили розу, Отчего чаруя око Ты колючими шипами Нас царапаешь жестоко? (ответ: Острие шипа имеет очень маленькую площадь сечения)
Никто и ничто меня не остановит
Можно только отсчитать,
Я бесконечности равняюсь
Со всей вселенною под стать.(время)
Вокруг носа вьется, а в руки не дается. Что это такое? (Ответ: запах) О каком физическом явлении говорится в загадке? (Ответ:диффузия)
6.Имя сказочной героини, связанное с твердым состоянием воды?
(снегурочка)
Гейм «Спешите видеть».
Задача для команды№1. На граненый стакан положили фанерную доску и гирю массой 5 кг. Ударяют молотком по гире. Стакан не разбивается. Почему? Удар молотка приходится по телу, имеющему достаточно большую массу. Изменение импульса этого тела незначительно. Отсюда действие молотка на стакан незначительно.
Задача для команды№2. На край стола положили листок бумаги. На него поставили горлышком вниз пустую бутылку. Резким движением выдернули листок. Бутылка осталась на месте. Почему? При резком движении , за столь короткое время взаимодействия бутылки и листа, бутылка вследствии своей большой инертности продолжает сохранять свое состояние покоя по инерции, оставаясь на месте
Гейм «Темная лошадка».
Вопрос 1. Кроме химии, занимался вопросами воздухоплавания. Так же много времени он посвящал переплетному делу и... изготовлению чемоданов. Рассказывают такой случай.
Однажды ученый покупал в лавке материалы.
– Кто это? – спросили лавочника.
– Неужели не знаете? – удивился тот. – Известный чемоданных дел мастер.
Ученый был очень польщен этой характеристикой. (Менделеев Д.И.)
Вопрос 2. Древнегреческий учёный. Родился в Сиракузах (Сицилия). Научные труды относятся к математике, механике, физике и астрономии. Автор многих изобретений и открытий, в частности машины для орошения полей, винта, рычагов, блоков и винтов для подъёма больших грузов, военных метательных машин и т.п. Выталкивающая сила воды тоже названа его именем. (Архимед)
Вопрос 3. Именно этот английский ученый, получил за свою научную деятельность рыцарский титул. Им открыты основные законы движения тел и закон тяготения. Философ Гегель шутил: три яблока сгубили мир: яблоко Адама, яблоко Париса, и его яблоко. (Исаак Ньютон.)
Вопрос 4. В 13 лет подростком стал полноправным членом научного кружка Марсена, в 16 лет написал математический трактат «опыт теории конических сечений», в 18 лет начал работать над созданием машины. Доказал, что давление зависит от высоты столба жидкости. (Паскаль)
Гейм «Гонка за лидером».
При выходе из воды животные встряхиваются. Какой закон физики используется ими при этом? (закон инерции)
Почему предмет легче катить, чем тащить? (так как сила трения качения меньше силы трения скольжения)
Для чего применяются подшипники? (для уменьшения трения между деталями)
Почему камбала плоская? (камбала придонная рыба, поэтому находится под большим давлением)
Почему плуг делают острым? (для увеличения давления)
Можно ли, и если можно, то каким образом уравновесить муху и слона? (Можно при помощи рычажных весов. Причем плечо силы тяжести, действующей на муху должно быть больше во столько раз, во сколько раз вес слона больше мухи).
Зачем на шинах автомобилей делают глубокий рельефный рисунок (протектор)?(Для увеличения силы трения.)
Почему Останкинская телебашня не проваливается в землю: ведь давление очень большое? ( Площадь фундамента опоры подобрано таким образом, чтобы равномерно распределить его давление.)
Масса одного тела вдвое больше массы другого. Сравните силы тяжести, действующие на эти тела. (Сила тяжести, действующая на тело, вдвое большей массы будет в два раза больше другого)
Зачем стапели, по которым выстроенное на берегу судно спускают в воду, обильно смазывают жиром?
(Для того, чтобы уменьшить силу трения).
Заключительное слово.
Наша игра подошла к концу. Я думаю вы со мной согласитесь, что ФИЗИКА — удивительная: она всемогуща и интересна, даже если в ней очень слабо разбираешься.
И как гласит арабская мудрость « Никогда не стыдись спрашивать о том, чего не знаешь».