kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Реферат по теме "Применение деятельностного метода на уроках физики."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Человек  лишь  тогда  стремится  к  знанию,  когда  осознает  его  значимость  в  культуре  и  в  собственной  жизни.  Почему  дети  не  видят  ничего  общего  между  физикой ("фюзис"- природа)  и  природой -  красотой  солнечного  заката,  журчанием  ручья, таинством  ночного  неба.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Реферат по теме "Применение деятельностного метода на уроках физики."»

МБОУСОШ №1 г. Ливны учитель физики Агеева Галина Юрьевна


Главная цель обучения и воспитания:

«дать человеку деятельность,

которая бы наполнила его душу»

К.Д.Ушинский

Применение деятельностного метода на уроках физики.

Человек лишь тогда стремится к знанию, когда осознает его значимость в культуре и собственной жизни. «Физика мне не нужна», «Физика мне не интересна» – такие высказывания мы нередко слышим от сегодняшних школьников. Почему дети не видят ничего общего между физикой («фюзис» - природа) и природой – красотой солнечного заката, журчанием ручья, таинством ночного неба. Может быть, разгадка этого отчуждения состоит в существовании труднопреодолимой границы между природой и науками о ней? Красота природы и ее законов при традиционных способах преподавания остается тайной для ребят. В самом деле, ведь, лишившись собственного познания реального мира, ученик вынужден усваивать знание, которое выработало до него человечество. «Где только возможно изучение должно стать переживанием»,— писал А. Эйнштейн. Именно сопереживание изучаемому на уроке приведет к эмоционально-чувственной воспитанности учащихся, которая и определяет отношение человека к знаниям, их приобретению, поиску. Содержание науки физики имеет ряд специфических особенностей, которые могут вызвать переживания учащихся и которые необходимо учитывать с целью создания и укрепления познавательного интереса, развития творческой самостоятельности.

Как осуществить деятельностный подход к обучению на уроке?

Деятельностный подход к обучению – это реализация вывода психологической науки: знания усваиваются субъектом и проявляются только через его деятельность; процесс обучения должен строиться на постепенном усложнении содержания, способов, характера деятельности учащихся.

Деятельность — это процесс. Его можно представить как цепочку, каждое звено которой состоит из

1) уверенного действия,

2) встречи с затруднением или преградой.

Задача педагога:
а) своевременно ставить преграды, преодоление которых побуждает к познанию нового,
б) показывать общие пути пре​одоления затруднений (использовать другой подход, другой исходный закон, что-то изменить, взять иные материалы и др.). При деятельностном подходе учитель не выбирает метод обучения, а разрабатывает сам в соответствии с поставленными целями программу деятельности своей и учащихся. Под программой деятельности учителя и учащихся будем понимать последовательность организующих действий учителя и действий учащихся, которые составляют содержание видов деятельности, указанных в целях развития.

Для достижения намеченной цели необходимо решить ряд следующих задач:

  • Провести диагностику с целью определения мотивов и интереса к учению.

  • Изучить теоретическую базу опыта, провести отбор содержания учебного материала.

  • Составить программу по реализации поставленных задач

  • Скорректировать структуру учебного занятия: содержание учебного материала, методы обучения, формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся, с помощью которых осуществляются образовательные задачи, и достигается реальный результат на каждом этапе урока.

  • Провести контрольную диагностику уровней по окончании внедрения новой технологии.

  • Организовать рефлексию собственной деятельности по внедрению новой технологии в практику.

Таким образом, деятельность учителя состоит в выделении тех видов деятельности, которыми должен овладеть выпускник школы, и построить структуру урока и дидактические условия его организации, которая бы тренировала способности детей к осуществлению этих видов деятельности.

Основные различия технологий обучения
при традиционном и системно-деятельностном подходах

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Формулирование темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Постановка целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
(учитель помогает, советует)

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы),
учитель консультирует

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля),
учитель консультирует

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно,
учитель консультирует, помогает.

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке

Учащиеся (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей),
учитель консультирует

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей



Применение деятельностного метода на уроках физики.

При деятельностном подходе в обучении физике используются те же дидактические средства, что и при любых других подходах:экспериментальные установки, физические задачи, компьютерные программы и т.д . Суть деятельностного подхода в обучении физике состоит в том, что на любом занятии организуется деятельность самих учащихся по созданию и (или) применению отдельных элементов или системы физических знаний.

При реализации деятельностного подхода я использую различные формы учебной деятельности. Остановлюсь на некоторых. Мною накоплен немалый опыт работы по созданию условий, способствующих развитию творческих способностей учащихся через систему проблемно – познавательных заданий. Дифференцированные задания, имеющие поисковый характер ставят ученика в позицию творческого исследователя физической реальности, при этом вырабатывается способность самостоятельно получать знания в индивидуальном темпе.. В конце урока очень важным является обсуждение результатов самостоятельных опытов учащихся. Пусть они выдвигают свои теории, думают, спорят. Естественно, что их ответы будут не всегда правильными. Постоянные сравнения правильных и неправильных понятий приведут к более прочному усвоению знаний. Обучающийся чувствует себя почти что первооткрывателем. Опыт работы в школе показал большое преимущество фронтальных наблюдений учащихся перед аналогичным демонстрационным экспериментом. Их проведение убеждает обучающихся в том, что каждый может сделать «открытие», толчок которому дает опыт. Экспериментальные задачи – первые научные исследования, и чтобы они действительно активизировали мыслительную деятельность учащихся, нужен не совсем традиционный подход к их решению. Я обучаю учеников пользоваться алгоритмом “Учусь ставить эксперимент”, использование которого предусматривает ответы на вопросы: Я хочу узнать…или Я об этом уже знаю… Проблемный эксперимент может применяться как при изучении нового, так и при повторении и закреплении пройденного материала. Содержанием проблемного эксперимента являются:

а) изучение явлений;

б) изучение причинно-следственных связей между явлениями и функциональной зависимости между величинами, характеризующими явления в) изучение и сравнение свойств вещества в различных состояниях;

г) иллюстрация законов, сформулированных на основе опытов или в результате логических умозаключений;

д) определение констант (например, электрохимического эквивалента);

е) изучение и испытание приборов (например, фотореле; генератора эмв).

ж)фронтальное обсуждение деятельности;

з)выделение цели;

и) вывод.

Для психологического комфорта в обучении, чтобы каждый ученик мог выбрать наиболее удобный вариант деятельности на уроке и дома, предлагаю разные творческие задания. Выполняя эти задания, некоторые ребята охотно становились артистами в тематических инсценировках, участниками выставок, семинаров, конференций. Большинство ребят мастерить простые физические приборы, самоделки, которые могут продемонстрировать физические явления или подтвердить закон. Старшеклассники создали компьютерные презентации и динамические иллюстрации.

Большую роль в развитии познавательной деятельности играют проблемные домашние задания. Домашние опыты и наблюдения приучают учащихся к исследовательской работе, рождают творческую мысль и развивают способности к изобретательству, вырабатывают у них наблюдательность, внимание, настойчивость, аккуратность.

Сегодня в преподавании необходимо перейти от объяснения нового знания к организации “открытия” его детьми. Это можно осуществить при помощи системы уроков на базе деятельностного подхода. Учитель при таком обучении является партнером. На уроке идет процесс взаимодействия учителя и ученика. Для современной школы актуальна модель развивающего обучения, ориентированного на личность. Обществу нужно подрастающее поколение, которое помимо знаний о природе, владеет знаниями о способах различных видов деятельности и их осуществления, имеет опыт творческого созидания. В связи с этим на всех этапах обучения учащихся становится актуальным деятельностный подход. Основная идея этого подхода связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития учащегося как субъектачто является целью современного образования.

Литература.

  • Бубашнева Н.В.»Деятельностный подход в обучении физике».- Биробиджан,ОблИУУ,2005.

  • Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы: Учеб. Пособие для студентов и высших пед.уч.заведений С.Е. Камкнецкий , Н.С.Пурышева, Н.Е.Важеевская и др.; Под ред. С.Е. Каменецкого, Н.С.Пурышевой.-М.:Издательский центр «Академия»,2000.

  • Купаевцев А.В.Деятельностная альтернатива в образовании// Педагогика,№10,2005.









































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Реферат по теме "Применение деятельностного метода на уроках физики."

Автор: Агеева Галина Юрьевна

Дата: 31.01.2016

Номер свидетельства: 286013

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Конспект урока  по физике "Сила трения" "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-po-fizikie-sila-trieniia"
    ["file_id"] => string(6) "246685"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446442652"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Доклад "Формирование экологической культуры на уроках химии и биологии""
    ["seo_title"] => string(67) "dokladformirovaniieekologhichieskoikulturynaurokakhkhimiiibiologhii"
    ["file_id"] => string(6) "265711"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450014919"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1570 руб.
2240 руб.
1480 руб.
2110 руб.
1650 руб.
2350 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства