kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

История метапредметного подхода в образовании

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Кратко охарактеризованы следующие формы обучения: студийная система, Дальтон-план, бригадно-лабораторная как основа метапредметного обучения в Советской России в 20-е годы прошлого столетия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«История метапредметного подхода в образовании»

История метапредметного подхода в образовании России

В последние годы, особенно с введением новых стандартов, в учительской среде появилось множество новых терминов. Но всегда ли новый понятийный аппарат является действительно инновационным? Попробуем это выяснить на примере понятия метапредметности.

Следует вспомнить, что метапредметное обучение было широко распространено в Советской России в 20 – годы прошлого столетия в период восстановления народного хозяйства. Появились новые формы обучения, суть которых отражена в «Основных положениях единой трудовой школы»: студийная система, Дальтон – план, бригадно – лабораторная форма, метод проектов.

  • Студийная система. При организации учебной деятельности весь круг вопросов, подлежащих изучению, подразделялся на несколько циклов. Каждый отдельный цикл прорабатывался в отдельной студии самостоятельно определенной группой учащихся в присутствии педагога-предметника. Планы и программы разрабатывались самими учениками в присутствии консультанта-учителя. Зачёты и экзамены отменялись. Работа учитывалась самим коллективом школьников по её конкретным результатам (докладам, схемам, диаграмма и пр.). Основное назначение студийной системы – самостоятельное добывание учащимися знаний, с сочетанием коллективных и индивидуальных форм учебной деятельности. Коллективные формы: диспуты, конференции, беседы с дальнейшим их протоколированием, практические работы и экскурсии. Индивидуальные формы: работа с книгой, схемами, учебными пособиями, упражнениями в наблюдении, опыте, и исследовании, с дальнейшим его изложением и заключением в систему.

  • Дальтон – план. Традиционные занятия в форме уроков отменялись, учащиеся получали письменные задания и после консультации учителя работали над ними самостоятельно по индивидуальному плану. Дальтоновская технология направлена на развитие индивидуальных способностей и склонностей учащихся; формирование умений планировать свой учебный труд и самостоятельно его выполнять; выработке системы контроля и самоконтроля учащихся. Однако опыт работы показал, что большинству учащихся не по силам без помощи учителя самостоятельно учиться. Широкого распространения дальтон-план не получил, но послужил основанием для разработки

  • бригадно-лабораторной формы организации обучения, которая в отличие от дальтон - плана предполагала сочетание коллективной работы всего класса с бригадной (звеньевой) и индивидуальной работой каждого ученика. На итоговых конференциях бригадир от имени бригады отчитывался за выполнение задания, которое, как правило, выполняла группа активистов, а остальные только присутствовали при этом. Отметки же выставлялись одинаковые всем членам бригады. Это привело к значительному снижению успеваемости, отсутствию системы в знаниях.

  • На смену этой форме пришел метод проектов, с рассмотрением в качестве проектов лишь тех, которые были направлены на изменение среды или разрешение той или иной теоретической проблемы. Во многих регионах создавались и функционировали юношеские научно-технические общества и малые академии наук. Проектная деятельность была направлена также на воспитание коллективизма, что находило отражение в разработке по преимуществу коллективных проектов (общешкольных, групповых, звеньевых); развитие соцсоревнования и товарищеской взаимопомощи. Метод проектов - история, полная драматизма. Сначала – «перспективный», а вскоре и «универсальный метод», а чуть позднее – «легкомысленные прожектерство».

В 1932 году метод проектов осудили, и советская школа вернулась к дореволюционной методике, в основе которой лежало предметное обучение. Основная причина в том, что руководитель «метода проектов» рассматривал знания, умения, навыки как побочные средства, а единственный критерий успешности учебно-воспитательной деятельности – результат общественной работы.

Таким образом, метапредметное обучение реализовывалось уже в 20-е годы прошлого столетия, а метапредметность – забытая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
История метапредметного подхода в образовании

Автор: Зайцева Светлана Михайловна

Дата: 18.10.2016

Номер свидетельства: 350260

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "История метапредметного подхода в образовании"
    ["seo_title"] => string(51) "istoriia_mietapriedmietnogho_podkhoda_v_obrazovanii"
    ["file_id"] => string(6) "350259"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1476803754"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы в 8 - 9 классах ( из опыта работы учителя) "
    ["seo_title"] => string(129) "formirovaniie-mietapriedmietnykh-riezul-tatov-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-8-9-klassakh-iz-opyta-raboty-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "142692"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418328988"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "статья "Особенности развития метапредметных универсальных учебных действий младших школьников в контексте ФГОС второго поколения" "
    ["seo_title"] => string(148) "stat-ia-osobiennosti-razvitiia-mietapriedmietnykh-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-mladshikh-shkol-nikov-v-kontiekstie-fgos-vtorogho-pokolieniia"
    ["file_id"] => string(6) "102816"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402553838"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Методическая разработка "Технология критического мышления на уроках истории""
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_tiekhnologhiia_kritichieskogho_myshlieniia_na_urokak"
    ["file_id"] => string(6) "388997"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1486472196"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "рабочая программа по  всеобщей истории 5 класс "
    ["seo_title"] => string(53) "rabochaia-proghramma-po-vsieobshchiei-istorii-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "234522"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443460522"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства