Просмотр содержимого документа
«ГУМАНИЗАЦИЯ И ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.»
ГУМАНИЗАЦИЯ И ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Обычно под этим понимают следующие положения:
«1. Образование как процесс становления психических свойств и функций обусловлено взаимодействием растущего человека со взрослыми и социальной средой.
2. Образование будет удовлетворять личностные запросы, если оно ориентировано на «зону ближайшего развития». Понятие, введенное в 30-х годах XX века Л. С. Выготским и означающее расхождение между уровнем существующего развития ребенка (какую задачу он может решить самостоятельно) и уровнем потенциального развития, которого он же способен достигнуть под руководством педагога и в сотрудничестве со сверстниками. Или, как писал Л. С. Выготский: «обучение ведет за собой развитие». В настоящее время это понятие иногда применяют не только по отношению к ребёнку, но и по отношению к любому обучаемому (например, взрослому).
3. Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от уровня освоения базовой гуманитарной культуры.
4. Чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим будет становиться человек.
5. Учет культурно-исторических традиций народа, их единства с общечеловеческой культурой — важнейшее условие конструирования новых учебных планов и программ.
6. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и профессиональной культурой.
7. Процесс общего, социально-нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер, когда учащийся выступает субъектом обучения.
8. Принцип диалогического подхода предполагает преобразование позиции педагога и позиции учащегося в личностно-равноправные, в позиции сотрудничающих людей.
9. Саморазвитие личности зависит от степени творческой направленности образовательного процесса.
10. Готовность участников педагогического процесса принять на себя заботы других людей неизбежно определяется степенью сформированности гуманистического мировоззрения».
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА
К основным положениям можно отнести:
1. Учет влияния в программах обучения эмоционально стимулирующей учебной среды, поощрение инициативы учащихся, междисциплинарный подход, саморегуляция и свобода вкупе с чувством ответственности.
2. Акцент на теплые открытые отношения между участниками педагогического взаимодействия, отсутствие со стороны преподавателя пристрастных суждений и угроз, установление конструктивных межличностных отношений в учебной группе.
3. Структурирование учебного процесса педагогом и учащимися на «солидарной основе», которая принимается обеими сторонами.
4. Ограничение роли педагога ролью консультанта и «источника знаний» всегда готового прийти на помощь.
5. Создание для каждого учащегося реальной возможности выбора «познавательных альтернатив» и стремление педагога поощрять учащихся к самореализации в форме, которая определяется уровнем их развития.
6. Оценка образовательной программы с точки зрения максимальной возможности развития творческого потенциала и стимулирования креативных способностей учащихся.
7. Совместное обсуждение педагогом и учащимися проблем прогресса познания и способов его оценки, отказ от использования отметки как формы давления на учащихся.
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Основные принципы гуманистической психологии:
человек должен изучаться в его целостности;
каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;
человек открыт миру; переживания человеком мира и себя в мире — главная психологическая реальность;
жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;
человек наделен потенциями непрерывного развития и самореализации как частью своей природы;
человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в выборах;