kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Физика в годы Великой Отечественной войны

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все дальше и дальше идут в прошлое года второй мировой войны, но победа в Великой Отечественной войне и победа над фашизмом нашего народа навсегда есть и будет в наших мыслях и сердцах, а также в истории как одно из величайших событий, которое повлияло на мировое развитие. Собравшись вместе перед общей бедой, и забыв при этом о собственных невзгодах и интересах, весь наш народ поднялся на защиту своей Родины. Значительный вклад в победу над фашизмом (врагом) внесли и наши ученые, которые выполняли в экстремальных условиях свою главную задачу - обеспечение единства, техническую и стратегическую поддержку Родине, что имело особо важную роль в становлении оборонной мощи страны и промышленности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Физика в годы Великой Отечественной войны»

Все дальше и дальше идут в прошлое года второй мировой войны, но победа в Великой Отечественной войне и победа над фашизмом нашего народа навсегда есть и будет в наших мыслях и сердцах, а также в истории как одно из величайших событий, которое повлияло на мировое развитие. Собравшись вместе перед общей бедой, и забыв при этом о собственных невзгодах и интересах, весь наш народ поднялся на защиту своей Родины. Значительный вклад в победу над фашизмом (врагом) внесли и наши ученые, которые выполняли в экстремальных условиях свою главную задачу - обеспечение единства, техническую и стратегическую поддержку Родине, что имело особо важную роль в становлении оборонной мощи страны и промышленности.

23 июня 1941 года на экстренном заседании президиум АН СССР призвал ученых мобилизовать все силы и усилия на борьбу с оккупантами.

При эвакуации академические и другие НИИ сохранили свои научные коллективы. Война не разорвала связь науки с жизнью и производством, а лишь дала толчок изменить мирную направленность своих научных работ.

Тематика научных исследований была сосредоточена в трех главных и основных направлениях:

- разработка военно-технических проблем,

- научная помощь промышленности,

- мобилизация сырьевых ресурсов, для этого и были созданы межотраслевые комитеты и комиссии.

Годы Великой Отечественной войны стали временем оригинальных и смелых технических решений, глобального подъема творческой мысли инженеров, и ученых, а также рабочих и конструкторов.

Результаты работы Академии наук СССР, а также и других научных учреждений дали возможность непрерывно увеличивать и расширять производственную и сырьевую базу, работы по созданию, конструированию и модернизации военной техники, и внедрение ее в массовое производство.



















1. Участие ученых в боевых действиях

В годы Великой Отечественной войны усилия Академии наук были направлены на всемерное содействие укреплению обороноспособности страны. В трудных условиях военного времени ученые Академии работали над проблемами, связанными с созданием нового вооружения, развитием оборонного производства, изысканием новых ресурсов, разработкой методов лечения раненых и т.д.

Патриотический лозунг: "Все для фронта, все для победы!", определил главный смысл работы каждого нашего человека, каждого ученого, конструктора, инженера.

Огромный вклад ученых математиков, физиков, медиков, химиков, конструкторов, инженеров в итоговую победу над фашизмом.

Большое количество ученых были мобилизованы или ушли на фронт добровольцами. В тяжелые дни для страны они показали себя верными и обязанными родине, готовыми на самопожертвование, и отдать всего себя во благо и освобождение своей родины. Стоит отметить, что многие из тех, кто ушли на фронт, не вернулись и не приступили к своей любимой работе в учебных центрах, лабораториях, инженерных производствах. Среди погибших много было талантливых ученых, подававших значительные надежды, которые были способны внести значительный вклад в прогресс наших знаний История Великой Отечественной Войны Советского Союза 1941-1945: Краткая история / под ред. Поспелова П.Н. - М.: Наука, 1975. с. 46-47..

Добровольцем ушел на фронт и принимал участие в боях с фашистскими оккупантами в Украине, в Крыму, в Восточной Пруссии и в Прибалтике известный педагог и математик А. А. Ляпунов. Он доблестно воевал и внес много ценного в правила стрельбы. Здесь он использовал свой опыт математика, которому свойственно искать самые лучшие решения. Его предложения в ходе боевых действий улучшили показатели качества и эффективности стрельбы.

В частях тяжелой артиллерии на Пулковских высотах отстаивал город Ленинград известный специалист в области теории вероятностей, теории чисел и математической статистики, доктор физико-математических наук Ю. В. Линник.

Свой вклад в победу над фашистскими захватчиками внес и Мичуринский учительский институт. За все время войны из института на фронт было отправлено 176 человек: из которых 27 преподавателей и 149 студентов. По-разному сложились их судьбы. К примеру, отметим Алексея Макарова - в начале войны он поступил в институт, а уже в ноябре 1941 г. ушел на фронт. В одном из боев был тяжело ранен, и, спасая товарища, попал под немецкий танк. Спас его глубокий снег, в который юноша был глубоко вдавлен. Так в снегу и пролежал трое суток. Остался без обеих ног, стал инвалидом первой группы. А было ему тогда всего - то 18 лет! В 1943 году Алексей вернулся в институт, окончил его, а далее много времени проработал учителем - словесником в школах Мичуринского района Дмитриенко, В.П. История отечества. ХХ век.: Пособие. В. Д. Есаков, В.А.Шестаков. - М.: Дрофа, 2002. с. 69-70..

Еще один пример, выпускник Мичуринского учительского института (тогда еще педагогического училища) Гончаров Андрей Андреевич. По первому зову ушел на фронт защищать родину. Воевал на Севере, потом сражался за Украину. Под Севастополем попал в лагерь военнопленных, совершил два побега. Во второй раз успешно. День Победы встретил в Праге. И вот, наконец, вернулся на родину, стал работать учителем начальных классов. Более 30 лет проработал А. А. Гончаров в Терской средней школе и за эти годы сумел воспитать не одно поколение настоящих, честных людей.

Да, многие молодые ученые, студенты, учителя могли бы стать гордостью нашей науки, но война прервала и зачеркнула развитие так славно начатого ими научного пути. Сколько замыслов осталось не осуществленными, какие россыпи научных сокровищ они унесли с собой. Справедливо говорят, что трудно даже представить, какой была бы сегодня наука, не понеси мы этих потерь.

2. Вклад ученых в победу над фашизмом

Мы должны преклоняться перед выдержкой, смелостью, самоотверженностью и верностью, которую проявляли ученые-воины нашей родине. Но не стоит забывать и о другом вкладе ученых, инженеров, физиков, математиков, медиков, химиков в победу нашего народа над захватчиками, сильным и коварным врагом. Было понятно, что не только храбрость армии, число пушек и искусство маршалов могло определить успешный исход военных действий: он в значительной степени так же зависит от качества вооружения, его совершенства, новизны и прочее.

Нужно было в максимально краткий промежуток времени создать технику, которая должна превосходить технику врага по всем параметрам. И эта сложная и ответственная задача легла на плечи советских ученых и конструкторов, проведя невидимую линию фронта через научные конструкторские бюро, лаборатории: там, так и на линии огня, ишел непрерывный процесс, напряжение “сражение мыслей”, которые рождались и воплощались в будущем в металл и научно-технические идеи История Великой Отечественной Войны Советского Союза 1941-1945: Краткая история / под ред. Поспелова П.Н. - М.: Наука, 1975. с. 311-312..

Так какие же математические задачи для фронта и тыла пришлось решать ученым военного времени?

Из энциклопедий, литературных источников, интернет ресурсов мы многое узнали о фактах великого вклада российских ученых во имя победы.

Остановимся более подробно об основных достижения науки и ученых во время Великой Отечественной войны Ланге, К. Физиологические науки в СССР. Становление. Развитие. Перспективы / К.Ланге. - Л.: Наука, 1988. 240-241 с.:

Авиации.

В годы войны техника была сложной и разнообразной. К ее использованию требовалось широкое знание и использования математических расчетов для ее изготовления и дальнейшей эксплуатации.

Достижения отличных результатов в совершенствовании боевых самолетов позволило А. С. Яковлеву и его товарищу С. А. Лавочкину создать и изготовить грозные истребители, С. В. Илюшину - неуязвимые штурмовики, А.Н. Туполеву, Н. Н. Поликарпову и В. М. Петлякову - мощные бомбардировщики.

Но, при получении больших скоростей, авиаконструкторы столкнулись с неизвестными раньше явлениями в управлении и поведении самого самолета. В некоторых режимах работы моторов в конструкциях произвольно возникало возбуждение, и отметим, что с довольно большой амплитудой, и данное явление, которое получило название флаттер, вело к разрушению самолета в воздухе. Опасности, так же, подстерегали эти скоростные машины и на земле. При взлете и посадке самолета колеса самопроизвольно могли вилять из стороны в сторону, данное явление, получило название шимми, оно довольно часто вызывало катастрофы самолетов на аэродромах. Выдающийся математик тех времен М. В. Келдыш, при поддержке возглавляемым ним коллектив ученых занялись исследованием причины флаттера и шимми Дмитриенко, В.П. История отечества. ХХ век.: Пособие. В. Д. Есаков, В.А.Шестаков. - М.: Дрофа, 2002. с. 448-449..

Созданная учеными математическая теория данных опасных явлений дала возможность советской авиационной науке вовремя защитить конструкции скоростных самолетов от появления таких вибраций. Ученые дали большое количество рекомендации, которые необходимо было учитывать при конструировании подобных самолетов. Как результат наша авиация во время войны не знала случаев разрушения самолетов по причине неправильного расчета конструкций, этим были и спасены жизни большого количества летчиков, а также боевые машины воздуха.

Наука - флоту

Помощь ученых во главе которых, был А. П. Александровым морским военным в размагничивании боевых кораблей Левандовский, А.А. Россия в ХХ веке: Учебник /А.А.Левандовский, Ю.А.Щетинов. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2001. с. 93-94..

В первые полтора года войны, наши войска отбивались от врага на суше, в воздухе и на море.

Одним из первых мероприятий, которое осуществили немецко - фашистское командования на морских просторах военных действий имела место попытка заблокировать наши корабли в их базах и связать их боевые действия массовыми постановками магнитных мин. Фашисты возлагали огромные надежды на эффективность данного (нового) вида оружия и были уверены, что наши моряки и специалисты в области кораблестроения не смогут быстро среагировать и найти способы защиты наших кораблей. Но отметим, что наши физики в союзе с математиками и механиками в максимально кратчайшие сроки оказали значительную поддержку морякам нейтрализовать и обезвредить влияние мин врага.

Идею размагничивания предложили и пустили в действие ученые под командованием академика А. П. Александровым. Группа Александрова выехала на Балтику, где в срочном порядке принялась за размагничивание кораблей, что было надежной защитой их от неконтактных мин.

Ученые вели свои работы непосредственно в районе боевых действий, и в ближайшее время данная проблема защиты кораблей от такого типа мин была в полной мере решена. Факты говорят, что ни один наш корабль, который был снабжен системой противоминной защиты, не был подорван на вражеских минах.

Идея «Катюши» зарождалась в лабораториях мехмата МГУ.

Основные институты Академии наук СССР были эвакуированы на восток страны. В непривычно тяжелых условиях, иногда и без света и тепла, ученые ни на минуту не прекращали свою работу.

Не иначе, как героический труд рабочих, инженеров и техников советской промышленности позволил нам уже летом 1941 года начать оснащение Вооруженных Сил новыми, более совершенными видами боевой техники. В основном войска получали новое оружие - реактивные минометы, самоходные артиллерийские установки, вселяющие в противника некий ужас Ланге, К. Физиологические науки в СССР. Становление. Развитие. Перспективы / К.Ланге. - Л.: Наука, 1988. с. 343-345..

Из текста донесения в немецкий генеральный штаб: «Русскими было применена батарею с огромным количеством орудий. Снаряды фугасно - зажигательные, но необычайного действия. Войска, обстрелянные русскими военными свидетельствуют - огневой налет напоминает урагану. Снаряды разрываются одновременно. Потери в людях огромные».

Расчеты по монтажу и внедрения в вооруженные силы нового оружия выполнил научный коллектив под руководством И. Гвая. С ним связана забавная история: когда И. Гвай пришел в Высшую аттестационную комиссию за дипломом, у него спросили: "А где же Ваша диссертация?" В ответ услышали: "Стреляет на фронте!"

Реактивная получила официальное название «БМ-13», а в народе ее стали называли «Катюшей».

Радиотехнические средства. Существенный вклад в развитие радиотехнических установок, которые были представлены для военных целей, внес в годы войны известный академик А.Ф. Иоффе, который на тот период был председателем комиссии по научно-техническим военно-морским вопросам. Специально для партизанских отрядов академик А.Ф. Иоффе разработал термоэлектрогенератор, который служил источником питания для радиоприемников и передатчиков. В его состав входило несколько термоэлементов, которые крепились к дну солдатского котелка. В сам котелок заливалась вода, и он ставился на костер. Вода определяла температуру одних спаев, а температуру других, в то время, "задавало" пламя костра, которое нагревало дно котелка Макаренко, В.П. Этатизация науки: Советский опыт /В.П.Макаренко // Правоведение. - 2006. - № 2. - с. 221-222..

Перепад температур был порядка 250-300 градусов, чего хватало для надежного обеспечения питания переносной радиоаппаратуры партизан. Данный термогенератор был очень прост по конструкторскому оформлению, удобен в эксплуатации, а главное - готовым к действию в любое время.

Радиолокация

Практические рекомендации А.Ф. Иоффе, были подкрепленны теоретическими разработками таких академиков, как Н.Д. Папалекси, Л. И. Мандельштамма, и В. А. Фока, нашли применение в реализации идеи по радиообнаружению самолетов. Потребности обороны страны была поставлена задача перед физиками - создать такую технику, которая могла бы позволить осуществить точное и быстрое обнаружение воздушных целей на дальнем расстоянии от гражданских и военных объектов, которая б не зависела от состояния погоды.

Данная проблема успешно была решена за участии А.Ф. Иоффе. Одна из первых отечественных радиолокационных установок была создана в лаборатории знаменитого академика Ю.Б. Кобзарева, она позволила обнаруживать и пеленговать самолеты врага в пределах расстояния от 90 до 150 км. Что дало возможность значительно быть подготовленными к защите и отражению воздушных атак врага, давая возможность дать мощный и своевременный отпор попыткам прицельного бомбометания по запланированным объектам врагом. Благодаря надежной и правильно настроенной работе радиолокаторов, только над столицей враг потерял около 1300 своих самолетов Ланге, К. Физиологические науки в СССР. Становление. Развитие. Перспективы / К.Ланге. - Л.: Наука, 1988. с. 356-358..

Вклад ученых в области металловедения и металлургии

Значительную отдачу и помощь в сражениях оказали разработки ученых в области металловедения и металлургии. Труды известного академика Верещагина Л. Ф. дали возможность создать первую в мире установку по упрочению стволов минометов, а также других артиллерийских систем, в них был применен принцип действия сверхвысоких давлений на кристаллическую структуру металла. Данная установка позволила увеличить срок службы орудий, дальность их стрельбы, а так же применять менее качественные сорта стали, для их изготовления.

Вологдиным В. П. был разработан способ закалки металлов токами высокой частоты. Что имело, огромную роль в увеличении количества выпуска танков, так как данный метод существенно уменьшает время нагрева стали, что дает возможность отказаться от дорогих и дефицитных сортов металла. Производительность труда в термообработочных операциях снарядов возросла в 30-40раз История Отечества. Часть 2: Лекции для студентов/Под редакцией М.В.Зотовой. - 2-е изд., - М.: Изд-во МГУП, 2001. с. 147 -148..

Академиком Патоном Е. О. был предложен метод скоростной автоматической сварки металлов под слоем флюса, который позволял лист стали толщиной в 35 мм сваривать в 30 раз быстрее, по сравнению с ручным способом, экономя на этом порядка 90% рабочей силы.

Танкоград

Танкоград. Этого города не было на карте, но о нем постоянно сообщалось во всех сводках Совинформбюро, о нем знал каждый солдаты на фронте.

Уральский Кировский завод, который называли в годы войны в народе Танкоградом. В очень малые сроки завод стал одним из основных арсеналов фронта.

Конструкторское бюро Танкограда возглавлял Ж. Я. Котин - известный и талантливый конструктор, но так, же и прекрасный организатор. За долгие годы войны Котиным Ж.Я, а так же и его коллективом были разработаны и созданы 13 типов боевых машин, 48 тысяч танковых дизель - моторов, выпущено 18 тысяч танков и самоходных установок, 17 миллионов заготовок боеприпасов. Впервые в мировой практике танкостроения сборка тяжелого танка была поставлена на конвейер.

Заводы Танкограда дали фронту:

- каждый третий снаряд;

- каждый второй танк.

Идет война. Фронту требуется увеличения эффективности огня артиллерии, повышения точности стрельбы оружия, это очень важная проблема. В этом направлении успешно работает, и решает задачи академик Колмогоров. А. Н. Колмогоров, родился 25 апреля 1903 г. в г. Тамбове в семье агронома. В период войны Андрей Николаевич по заданию главного артиллерийского управления, используя свои работы по математике в области теории вероятностей, дал определение наиболее эффективно выгодного рассеивания артиллерийских снарядов. Полученные им результаты, в значительной степени, помогли повысить точность стрельбы и тем самым усилить мощь и действия артиллерии, которую справедливо называли «богом войны» Левандовский, А.А. Россия в ХХ веке: Учебник /А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2001. с. 256-258.. Его разработки по математической теории вероятностей были использованы для определения лучших методов нахождения самолетов, подводных лодок противника и для указания путей, а так же позволяли избежать встречи с подлодками врага. Во всем этом огромная заслуга математической, школы академика А.Н. Колмогорова.

Ученые блокадного Ленинграда для обороны родного города.

Для решения оборонных научно - технических задач и вопросов в осажденном фашистами г. Ленинграде была созвана особая группа знаменитых ученых, возглавлял которую директор Ленинградского физико- технического института Академии наук СССР академик А. Ф. Иоффе. По поставленной задаче Ленинградского горкома партии в данном институте была создана достаточно дешевую и эффективную зажигательную смесь, которая уничтожила десятки, а то и сотни танков врага, были разработаны новые подрывные противотанковые средства и защиты. Так же простые и удобные в применении термо электрогенераторы, которые были сконструированные Иоффе и работали от обычных керосиновых ламп, широко использования нашли в партизанских радистов.

Текст из соченения:

Потомок, знай,

В суровые года

Верны народу, долгу и Отчизне,

Через торосы Ладожского льда,

Отсюда мы вели дорогу жизни,

Чтоб жизнь не умирала Никогда.

Ольга Бергольц. Широков, Г.А. Научные изыскания ученых сельскохозяйственной науки в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг. / Г.А.Широков. - М.: СамГУ. - 2007. - №5/3. - С.55..

Вклад ученых в создание изветсной «дороги жизни» по Ладожскому озеру.

В Москве и блокадном Ленинграде били, разработана уникальная идея по построению дороги по льду Ладожского озера - так называемой «Дороги Жизни». В ноябре 1941 года озеро замерзло. По нему было прекращено движение судов. Наши отважные воины проложили по льду озера дорогу для автомашин. «Дорогой Жизни» была названа людьми этот опасный путь, по которому в любой период дня и ночи шли автомашины в осажденный фашистами Ленинград. Не для кого не секрет, что где-то лед и не выдерживал, машины проваливались под лед. И тут весомое слово сказали и пришли на помощь воинам, и простым людям физики и математики. Обеспечение надежности ледяной дороги через Ладожское озеро поручили составу ученых Ленинградского физико-технического института, которую возглавлял член - корреспондентом АН СССР П. П. Кобеко. Это представлялось очень сложным делом. Учеными было изучено свойства ледяного покрова, грузоподъемность, его вязкость и были установлены правила движения колонн машин по льду, благодаря которым дорога смогла работать без аварий. А уже в конце 1942 г., когда была начата подготовка к прорыву блокады, они подсчитали, какой режим движения танков может выдержать лед. На лед выходили целые танковые части Макаренко, В.П. Этатизация науки: Советский опыт /В.П.Макаренко // Правоведение. - 2006. - № 2. - с. 220-221..

И.В. Курчатов - один из организаторов научных исследований на службу обороны.

На гранитном обелиске, который установлен в г. Севастополе в память про общую работу моряков и ученых по размагничиванию кораблей есть имя И. В. Курчатова. В апреле 1942 г. за проделанную работу он был награжден Сталинской премией. В 1943г. Курчатов был награжден орденом за оборону г. Севастополя.

Так же, очень многое сделал Курчатов и коллективы под его руководством для приближения Дня Победы в войне. Наше правительство, зная о желании гитлеровской Германии создать атомное оружие, в 1943г. дали указание ученым возобновить ядерные исследования. В Москву с линии фронта отозванными были Курчатов и другие ученые атомщики. В след за этим в Москве был создан атомный институт, в котором под руководством И. В. Курчатова началась разработка и создание ядерного оружия. Курчатов привлекал к работе над атомным проектом самых толковых физиков и математиков: Ю.Харитона, Я. Зельдовича, Л. Ландау, М. Келдыша, а также много других выдающихся ученых. Уже после окончания войны нашими учеными было проделано очень много работы направленной на укрепление обороноспособности страны. Их усилиями, которыми руководил академик Курчатовым, было сделано советское атомное и термоядерное оружие, что ликвидировало атомную монополию американцев. Мир, на то время, был лишен атомного шантажа со стороны американцев. Но не надо думать, что во время войны, или после ее окончания наша наука жаждала только военного превосходства. Наши ученые, понимали и, предвидя опасность ядерного оружия, стремились переубедить человечество в возможностях мирного применения атома Ланге, К. Физиологические науки в СССР. Становление. Развитие. Перспективы / К.Ланге. - Л.: Наука, 1988. с. 408-410..

К научным работам в направлении атомной энергии Курчатов привлекал большое количество умнейших ученых, таких как: лауреата Государственной премии, члена - корреспондента академии наук СССР М. А. Михеева. Он был предан науке, самозабвением в труде Михеев не уступал своему сверх требовательному руководителю. Помнятся опыты Михеева по теплоотдаче от расплавленных металлов, которые получили наивысшую оценку академика Курчатова.

Также стоит отметить таких ученых как:

- корреспондент АН СССР Н. Г. Четаев который, решил сложную задачу по определению более выгодную крутизну нарезки стволов, что дало возможность обеспечить максимальную кучность боя и то, что снаряд не переворачивается при полете.

- П. Л. Капица работает в Казани в тяжелых условиях эвакуации над новыми методами достижения низких температур и создает самую мощную в мире установку для получения жидкого кислорода в больших количествах. Которая уже в конце 1941 г. эта установка стали получать в госпитали, где ее использовали для лечения раненых бойцов.

- С. И. Вавилов и руководящие им сотрудники в 1942 году лаборатории люминесценции, были разработаны средства и методы светомаскировки военных объектов. Эти новые средства сразу были отправлены на авиационные и пороховые заводы. В широком использования они были применены при маскировке пристаней на Волге во времена Сталинградской битвы. Кроме этого, также были выполнены специальные оптические устройства для введения прицельного огня в темное время суток История Великой Отечественной Войны Советского Союза 1941-1945: Краткая история / под ред. Поспелова П.Н. - М.: Наука, 1975. с. 559 - 560..

- в г. Тамбове в годы войны хирургом - консультантом военного госпиталя был знаменитый хирург, почетный профессор медицины, одновременно, архиепископ Тамбовский и Мичуринский Лука. Ученый, хирург, богослов, священник, общественный деятель - таким он вошел в историю России. Человек с золотыми руками и отзывчивым сердцем, таким он остался в памяти старожилов Тамбова.

Заключение

Победа над фашистскими захватчиками была во многом достигнута благодаря развитию науки, разработке и созданию новых совершенных технологий.

Наши ученые сделали существенный вклад в решение таких оборонных, и не только, проблем, как:

- более совершенных оптических приборов для авиации, артиллерии, танков и подводных лодок,

- создание новых взрывчатых веществ и бронебойных снарядов,

- высокопрочной брони для танков,

- усовершенствование радиоаппаратуры и радиолокационных устройств,

- увеличение скорости и дальности полета самолетов,

- новые способы получения горючего и пластмасс и т.д.

Кроме военных разработок, существенный вклад в победу над фашистскими захватчиками внесли и нашие ученые в таких отрослях как медицина, химия, биология, физика, сельское хозяйство и многие другие. Годы Великой Отечественной войны были временем весомого подъема творческой мысли не только в ученых, но и в оригинальных и смелых решений инженеров, конструкторов, рабочих.

Ученые все свои силы и стремления направляли на помощь фронту, и не только этот касается своей научной работой в институтах и лабораториях. Все, начиная от лаборанта и заканчивая академиком, были постоянными участниками субботников: разгружали вагоны и баржи, грузили уголь, расчищали от снега посадочную полосу аэродрома…

Наша наука в времена войны - это тяжелый и длительный труд тысяч ученых в условиях смертельной опасности, беззаветный труд служащих, научно-технической интеллигенции на пределе физических и духовных сил, зачастую в условиях холода и голода. В целом суммарный вклад науки равнялся победе.

Хотелось бы в работе упомянуть всех ученых - физиков, химиков, математиков, механиков, чьи тяжелые труды помогли нам отвоевать свободу и независимость нашей Родины и спасти человечество от угрозы фашистского порабощения, да разве это возможно?

«Действительно ли, что любая война, помимо разрушений, несёт в себе и созидательную функцию?» стало и наше исследования, которое подтвердило: что, война - это безумно страшная разрушительная сила, но война заставила и созидать. Даже, сами немцы после окончания войны подтвердили, то, что наша техника и наука были на высоте требований, которые были предъявлены на то время.

Как написал один из президентов Академии наук СССР знаменитый физик академик С.И. Вавилов:

«Советская техническая математика и физика с честью выдержали суровые испытания войны. Следы этих наук всюду: на самолете, танке, на подводной лодке и линкоре, в артиллерии, в руках нашего радиста, дальномерщика, в ухищрениях маскировки».

Но как бы хотелось, чтобы созидательная сила науки была направлена на осуществление только мирных целей.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Физика в годы Великой Отечественной войны

Автор: Капин Артем Витальевич

Дата: 04.05.2017

Номер свидетельства: 413266

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Конспект урока на тему:  «ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ИМПУЛЬСА И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ  В БОЕВЫХ УСЛОВИЯХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»"
    ["seo_title"] => string(113) "konspiekturokanatiemuzakonsokhranieniiaimpulsaiiegoprimienieniievboievykhusloviiakhvielikoiotiechiestviennoivoiny"
    ["file_id"] => string(6) "295160"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455788725"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Проект "Вклад физиков в Великую Отечественную войну""
    ["seo_title"] => string(53) "proekt_vklad_fizikov_v_velikuiu_otechestvennuiu_voinu"
    ["file_id"] => string(6) "549129"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1589031913"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(275) "«Реставрация памятника  воинам и партизанам на братской могиле в с. Алешенка Трубчевского района,погибшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 годах» "
    ["seo_title"] => string(170) "riestavratsiia-pamiatnika-voinam-i-partizanam-na-bratskoi-moghilie-v-s-alieshienka-trubchievskogho-raiona-poghibshim-v-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie-1941-1945-ghodakh"
    ["file_id"] => string(6) "245510"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446136479"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Урок математики «70 лет Победы в Великой Отечественной войне» "
    ["seo_title"] => string(68) "urok-matiematiki-70-liet-pobiedy-v-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
    ["file_id"] => string(6) "197741"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1428306463"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Военная техника Великой Отечественной войны в задач по физике "
    ["seo_title"] => string(72) "voiennaia-tiekhnika-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny-v-zadach-po-fizikie"
    ["file_id"] => string(6) "203224"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1429442767"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства