МБОУ Городищенская СОШ
Погарского района Брянской области
Конференция на тему: «Свет в нашей жизни»
Подготовил учитель физики
Левдик В.И.
2015-2016 учебный год
Здравствуйте, ребята. Нашу встречу я хочу начать со стихотворения, которое прочтёт __________________________________________. (Слайд 1)
Солнце в руке обжигает, но манит!
Я попытаюсь навек сохранить
Ту красоту, что меня согревает,
Что помогает мне выжить и жить!
Солнце теплом согревает мне душу,
Солнечный луч растопил лёд обид!
Болью своей твой покой не нарушу!
Солнышко тихо ту боль растворит…
Может, когда-то попробую снова,
Грусть позабыв, всё сначала начать ...
Сердце, согретое Солнцем, готово
Будет опять в ритме счастья стучать!
Радость мой дом одинокий согреет,
Счастью навстречу я смело пойду,
Я расцвету, позабыв все потери!
Свет подарив, что в душе берегу!
Ребята, как вы думаете, кто главный герой нашего стихотворения? (Солнце)
А что оно нам даёт? (Свет, тепло)
А какие ассоциации у вас возникают со словом «свет»?
Свет в конце тоннеля, свет с далёкой звезды, солнечный свет, электрический свет, светлый человек, ученье – свет и т.д.
Значит, понятие свет многогранно, оно используется нами во многих сферах нашей жизни, мы с вами используем его при проведении уроков по разным школьным предметам. Вы употребляете этот термин на уроках литературы, биологии, географии, ОБЖ, изобразительного искусства. Свет всегда был в центре внимания художников, поэтов, композиторов, так как он рождает богатство ассоциаций, изобразительные метафоры, помогает передать окружающую среду.
Посмотрите на эти произведения искусства, созданные Архипом Ивановичем Куинджи. (Слайды 2-5) Его не зря называют «Художником света». Он создал особый тип романтического пейзажа. «…Иллюзия света, - писал Репин, - была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи». Этими картинами не устаёшь любоваться. Но мы поговорим с вами сегодня о более серьёзных вещах. (Слайд 6)
20 декабря 2013 году Генеральная Ассамблея ООН выступила с инициативой объявить 2015 год Международным годом света и световых технологий. Резолюция в поддержку данной инициативы впервые была принята Исполнительным советом ЮНЕСКО на 190-й сессии в октябре 2012 г.
Объявив Международный год света и световых технологий, Организация Объединенных Наций признала важность повышения информированности мировой общественности о том, как на основе световых технологий обеспечиваются решения глобальных проблем в области здравоохранения, энергетики, образования и сельского хозяйства, а также важность содействия карьере в науке, изучающей свет, и ее ответвлениях.
В Российской Федерации организаторами Международного года света и световых технологий стали Министерство иностранных дел, Министерство энергетики и Министерство образования и науки Российской Федерации.
В рамках совместного плана действий Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендовало организовать проведение во всех образовательных организациях Российской Федерации 15 декабря 2015 года Дня света и световых технологий.
Проведению Дня света и световых технологий предшествует Всероссийский конкурс творческих, проектных и исследовательских работ учащихся «Свет в нашей жизни», посвященный Международному году света и световых технологий
Задачами проведения Дня света и световых технологий являются:
− повышение осведомлённости обучающихся о роли света в жизни человека;
− содействие в формировании научных представлений о световых явлениях в живой и неживой природе;
− знакомство с новейшими световыми технологиями и многочисленными сферами их применения;
− актуализация проблем энергосбережения и рационального использования энергетических ресурсов
− подведение итогов Всероссийского конкурса творческих, исследовательских и проектных работ учащихся «Свет в нашей жизни», посвященного Международному году света и световых технологий.
Итак, ребята, мы сегодня с вами проводим конференцию на тему «Свет в нашей жизни».
Эпиграфом к нашему мероприятию будут слова:
Науку все глубже постигнуть стремись.
Познанием вечного жаждой томись.
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет.
Фирдоуси
(персидский и таджикский поэт, 940-1030 гг.)
Восприятие окружающего мира по количеству информации на 90% осуществляется с помощью зрения. Зрение – это способность видеть окружающий мир, процесс зрительного восприятия предмета. Зрительный аппарат состоит из глаз и мозга. Свет от окружающих предметов попадает в глаз, вызывая реакцию его чувствительных элементов (сетчатки). Эта реакция расшифровывается мозгом, и мы видим изображение.
Обладая прекрасным даром – зрением, мы ежедневно восхищаемся красотой и уникальностью окружающего мира. Но можем ли мы детально пронаблюдать такие явления, как испарение, форму падающей капли воды во время дождя, передачу пыльцы растением маленькой пчелке, и т.д.? Знание закономерностей световых явлений позволяет конструировать различные оптические приборы, которые находят широкое применение в практической деятельности человека и позволяют нам заглянуть в Микромир.
Наверняка рядом с вами живут люди, которые лишены зрения. Как им живется в этом мире?… Закройте глаза и представьте “жизнь во тьме”. Думаю, такой жизни никто бы из нас не захотел.
Что же такое свет? Природа его сложна. Ученые выделяют двойственную природу света. (Слайд 7)
Об этом нам расскажет ___________________________(Выступление учащегося)
(Слайд 8)
«Пусть три столетья минуло с тех пор,
Еще не разрешился этот спор.
Один сказал, что свет это – волна,
подобна механической она.
Другой сказал, что свет – поток частиц
В любой среде не знает он границ.
Свет твоего окна –
он квант или волна»
(Слайд 9)
Итак, с одной стороны свет – это электромагнитная волна, распространяющаяся со скоростью около 300 000 км/с. Свет имеет сложный состав. Он состоит из 7 цветов, и лишь совместное их действие вызывает у нас впечатление белого цвета.
(Слайд 10)
На шкале электромагнитных волн видимый свет находится между инфракрасным излучением (волны длиннее 780 нм) и ультрафиолетовым (короче 380 нм). В этом диапазоне проникает через атмосферу основная энергия солнечного излучения и к волнам в этом диапазоне чувствителен человеческий глаз!
Солнце - не единственный источник света. Помимо него существует множество других тел, излучающих электромагнитные волны видимого диапазона. Среди них есть искусственные и естественные источники света. (Слайд 11 -14)
О них нам расскажет ________________________(Выступление учащегося)
Для нас актуальным является применение и развитие искусственных источников света. Поэтому мы поговорим сегодня об электрическом свете.
Начнём с истории возникновения электричества. (Слайд 15) Об этом нам расскажет ________________________________(Выступление учащегося) (Слайд 16-17)
Молния – это одно из самых удивительных явлений природы. И оно тоже связано с электричеством. Что представляет собой молния и как от неё защищаться расскажет нам _________________________________ (Выступление учащегося). (Слайд 18)
(Слайд 19)
Первая электрическая батарейка появилась в 1799 году. Её изобрел итальянский физик Алессандро Вольта (1745 - 1827) Его первый источник тока – «вольтов столб» был построен в точном соответствии с его теорией «металлического» электричества. Вольта положил друг на друга попеременно несколько десятков небольших цинковых и серебряных кружочков, проложив меж ними бумагу, смоченную подсоленной водой. Батарейки – это здорово, их можно переносить с места на место, они работают во многих приборах и устройствах.
Но батарейки не такие мощные, как электричество, к которому мы привыкли.
В 1879 году ученый Томас Эдисон изобрел первую электрическую лампочку. Эдисон запустил первую общественную систему электроснабжения. Его электростанция Пери Стрит в Нью-Йорке снабжала энергией магазины и жилые дома на площади в 2 км2. В настоящее время существую разные виды электростанций, которые намного мощнее электростанции Эдисона. (Слайд 20) Давайте, посмотрим, какие бывают типы электростанций.
Расскажет нам об этом ______________________________(Выступление учащегося) (Слайд 21-26)
Электроэнергия по воздушным линиям и подземным кабелям идет прямо в наши дома. Трудно представить себе нашу жизнь без света, тепла, электричества и других благ цивилизации. Но если мы не изменим бездумное, безжалостное и безответственное отношение к энергоресурсам, надолго ли нам хватит этих благ? По подсчетам ученых, на 800 лет. Сегодня в мире основными источниками энергии выступают: уголь, нефть и природный газ. Всё это топливо ископаемое, поскольку происходит оно из окаменевших останков животных и растений, существующих на земном шаре много миллионов лет назад. Такое топливо используют для обогрева жилья, других зданий, для транспортных средств. Такое топливо – необновляемый ресурс, по этой причине учёные работают постоянно над поиском других источников энергии, количество которых ограниченно не будет. Простота и доступность электроэнергии породили у многих людей представление о неисчерпаемости наших энергетических ресурсов, притупили чувство необходимости её экономии. Если мы начнем по-другому относиться к электроэнергии, будем экономить и искать другие пути ее добычи, то в будущем нашим потомкам будет легче и безопаснее жить. Есть ли альтернативные способы экономии электроэнергии? Есть. Например, использование солнечной энергии, энергии ветра, энергии приливов, сжигание бытовых и промышленных отходов. Солнечные батареи пока используются в основном в космосе, а на Земле только для электроснабжения автономных потребителей мощностью до 1 кВт, питания радионавигационной и маломощной радиоэлектронной аппаратуры, привода экспериментальных электромобилей и самолётов. По мере совершенствования солнечных батарей они будут находить применение в жилых домах для автономного энергоснабжения, т.е. отопления и горячего водоснабжения, а также для выработки электроэнергии для освещения и питания бытовых электроприборов.
Никогда ещё так много людей не было обеспокоено состоянием нашей планеты. А ведь каждый живущий человек на Земле может внести свой посильный вклад в дело сбережения планеты. Ведь человечество пользуется природными ресурсами постоянно и везде. А вот всегда ли рационально? Каждый из нас способен изменить ситуацию на планете к лучшему, особенно если будет действовать не один, а сумеет приобщить родителей, друзей, знакомых.
Основной единицей измерения выработки и потребления электрической энергии служит киловатт-час. Цена на электрическую энергию выражается в рублях и копейках за потребленный киловатт-час. Между тем, электроэнергия сегодня дорожает. Поэтому старый призыв «Экономьте электроэнергию!» стал ещё более актуальным. (Слайд 27)
Попробуем найти самые простые решения, которые помогут сберечь энергию. Что такое энергосбережение? Энергосбережение - это не только сэкономленные деньги городского и семейного бюджета, но это и забота о тех, кому предстоит жить после нас на планете-Земля.
Итак, начнем экономить со своей квартиры. Где и как мы это сможем сделать расскажут нам _______________________________________________________(Выступление учащихся)
(Слайды 28-29)
Подведём итог. Сформулируем основные правила экономии.
1. Перед покупкой электроприборов изучайте инструкцию и покупаете те модели, которые потребляют меньшее количество электроэнергии.
2. По возможности используйте ручные инструменты и приборы (например, миксер, мясорубку, дрель и т.п.), а не электрические.
3. Выключайте свет, когда он вам не нужен.
4. Для чтения и работы используйте настольную лампу.
5. Пользуйтесь более экономичными лампами дневного света.
6. Выключайте телевизор или другую видео- и аудиоаппаратуру, когда вас нет в комнате.
7. Экономьте электроэнергию при стирке.
8. Если в квартире прохладно, старайтесь по возможности одеваться теплее, а не включать электрический обогреватель.
9. Поддерживайте в зимнее время хорошую теплоизоляцию в квартире, утепляйте окна и двери.
10. Используйте различные "хитрости" для сохранения тепла в квартире в зимнее время, например, короткие зимние шторы, отражатели за радиаторами отопления ,не оставляйте приборы в ждущем режиме и т.п.
Но имея дело с электрическим током, электрическими приборами нужно помнить, что ток может быть опасен.
Посмотрим на таблицу (Слайд 30)
Значит, смертельная сила тока может быть уже 0,1 А. безопасным напряжением для человека в сухом помещении считается 36 В, а в сыром не больше 12 В.
(Слайд 31)
Человек не может жить без света-
Без тепла и света жизни нет!
Вся в огнях огромная планета
Создал это чудо - человек!
Ребята, я ещё раз хочу напомнить вам, почему мы сегодня обо всём этом говорили. Потому что 2015 год – это год света и световых технологий.
19 января в Париже состоялось открытие Международного года света и световых технологий (IYL 2015). В штаб-квартире ЮНЕСКО собрались выдающиеся ученые, представители академического сообщества, дипломатического корпуса и международных организаций.
Одним из организаторов IYL 2015 в России стал Университет ИТМО. Десятки лет университет проводит исследования в области фотоники, световых технологий, выпускает высококвалифицированных специалистов. Представители этого Университета были в составе делегации, представлявшей нашу страну 19 января в Париже.
С собой представители петербургского вуза привезли на открытие полноцветную голограмму одного из знаменитых яиц «Фаберже». Созданием подобных «оптических клонов» в Санкт-Петербурге Университет ИТМО занимается совместно с Греческим институтом голографии.
И, заканчивая своё выступление я хочу познакомить вас с техникой голографии.
Демонстрация ролика «Голограмма яйца Фаберже».
Надеюсь, что вы сегодня узнали для себя много нового и интересного.