kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

2015 - год света

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит информацию об истории развития взглядов на природу света,об истории возникновения электричества,информацию об источниках  света,что такое молния и защита от неё, рассматриваются преимущества и недостатки электростанций разного типа, предлагаются полезные советы по энергосбережениюю Мероприятие сопровождается показом презентации. Данный мариал приурочен к 15 декабря - Дню света и световых технологий.

Просмотр содержимого документа
«Chto takoe molniya i zashchita ot neyo»

Что такое молния и защита от неё.


Молния - это мощный электрический разряд. Он возникает при сильной электризации туч или земли. Поэтому разряды молнии могут происходить или внутри облака, или между соседними наэлектризованными облаками, или между наэлектризованным облаком и землей. Разряду молнии предшествует возникновение разности электрических потенциалов между соседними облаками или между облаком и землей.

Во время этого разряда выделяется огромная энергия - до миллиарда Дж. Температура канала достигает 10 000 К, что и рождает яркий свет, который мы наблюдаем при разряде молнии. Облака постоянно разряжаются по этим каналам, и мы видим внешние проявления данных атмосферных явлений в виде молний.

Одна молния состоит обычно из нескольких разрядов, каждый из которых длится всего несколько десятков миллионных долей секунды.

Удары молний исключительно опасны. Молния может разрушить здание, опору электропередач, заводскую трубу, вызвать пожар. Особенно опасна молния для живых существ. Ее удар смертелен для всего живого, но в людей и животных молния ударяет сравнительно редко и только в тех случаях, когда сам человек из-за незнания создает для этого благоприятные условия.

Молния всегда движется к земле самым коротким путем. Поэтому молния чаще ударяет в высокие предметы, а из двух предметов одинаковой высоты - в тот, который является лучшим проводником.

Отсюда следуют меры предосторожности, которые нужно соблюдать, чтобы уберечься от молнии.

В доме

  • Закройте все окна и двери.

  • Выключите из розеток все электроприборы. Не прикасайтесь к ним, а также к телефонам во время грозы.

  • Не подходите к ваннам, кранам и раковинам, поскольку металлические трубы могут проводить электричество.

  • Если к вам в дом залетела шаровая молния (хотя по статистике таких "счастливчиков" крайне мало), не делайте резких движений и ни в коем случае не убегайте, так как можно вызвать воздушный поток, по которому сгусток энергии полетит целенаправленно за вами. Держитесь подальше от электроприборов и проводки, не касайтесь металлических предметов и постарайтесь оставить малоизученное атмосферно-электрическое явление в одиночестве. Не более чем через минуту молния исчезнет сама собой.

На улице

  • Постарайтесь зайти в дом или в автомобиль.

  • Если укрытия нет, выйдите на открытое пространство и, согнувшись, прижмитесь к земле. Очень опасно во время грозы стоять в полный рост! Но просто ложиться тоже нельзя! Мокрая земля является отличным проводником, и поэтому молния может ударить в почву.

  • Постарайтесь укрыться в самом низком месте, будь то канава, овраг или небольшая ложбинка.

  • В лесу лучше укрыться под низкими кустами. НИКОГДА не стойте под отдельно стоящим деревом. Молния в первую очередь направляет свое действие на высокие предметы, в том числе на деревья. Особенно хорошо молнию притягивают дуб, сосна, тополь, ель.

  • Избегайте башен, оград, высоких деревьев, телефонных и электрических проводов, автобусных остановок.

  • Держитесь подальше от велосипедов, мангалов, других металлических предметов.

  • Не подходите к озеру, реке или другим водоемам.

  • Снимите с себя все металлическое. Ни в коем случае не пользуйтесь в грозу зонтиком!

  • Не пользуйтесь мобильным телефоном.

  • Не стойте в толпе.

  • Если гроза застала вас в лодке и к берегу приплыть вы уже не успеваете, пригнитесь ко дну лодки, соедините ноги и накройте голову и уши.

В автомобиле

  • Если гроза застала вас в пути, необходимо остановиться, закрыть все окна и верх машины (если она с открытым верхом), опустить радиоантенну, и самое главное - не покидать этого убежища. Внутри полностью закрытого автомобиля вы вне опасности во время грозы. Дело в том, что, несмотря на то, что автомобиль состоит из металла, он создает эффект так называемой клетки Фарадея, то есть устройства, которое представляет собой заземлённую клетку, выполненную из хорошо проводящего материала. Такое устройство хорошо экранирует электромагнитные поля.

  • В случае, когда транспорт является открытым (велосипед, мотоцикл), нужно немедленно остановиться и отойти от транспортного средства метров на тридцать.


Просмотр содержимого документа
«Ekonomiya pri pokupke elektropriborov»

Экономия при покупке электроприборов.


Часто при покупке любого бытового прибора, от фена до стиральной машины, обращается внимание на любые технические параметры и внешний вид, только не на то, сколько электричества потребляет данный прибор. А ведь именно на это необходимо обратить внимание. Любой бытовой прибор покупается в среднем на 5-7 лет работы, и количество электричества, потребленного им, иногда превышает его стоимость в 2-3 раз. Именно здесь видна разница между бытовой техникой, произведенной в ЕС и дешевыми подделками из Китая и Тайваня.

Давайте сравним два электрочайника. Китайский, с резервуаром из стекла и чайник Siemens. Чайник Siemens имел довольно толстую стенку с хорошей теплоизоляцией (т.е. был почти как термос), кроме того, имел на треть меньшое заявленное потребление электроэнергии, тогда как в китайском чайнике вода остывала почти моментально, т.к. теплоизоляция отсутствовала. Поэтому реальное потребление электричества у китайского чайника была как минимум на 50-70% выше, чем у чайника Siemens. То же самое относиться к любому бытовому прибору, потребляющему электричество. В Европе для удобства покупателей производители обязаны показывать в специальной таблице уровень потребления электроэнергии от латинской A до G (со стрелами от темно зеленой на А, до темно коричневой на G). А – это самый экономный вариант по электричеству, а G – самый «прожорливый по электричеству.  Эта табличка часто прикрепляется сбоку или сзади крупной бытовой техники. Она же должна быть в паспорте на бытовую технику. Поэтому, перед покупкой попросите у продавца паспорт и обратите внимание на эту таблицу.

Некоторые электроприборы позволят вам экономить до 60-80% электроэнергии. Например, люминесцентные-лампочки. 
Они имеют различные оттенки света, от холодного до теплого. Теплый ничем не отличается от света обычной лампочки накаливания. Ресурс работы таких ламп – от 6000 до 16000 часов. Такие лампочки потребляют в среднем в 3-4 РАЗА меньше энергии, чем обычные лампочки накаливания, но отдают столько же света.

Где устанавливать такие лампочки? Если подойти к этому вопросу разумно, то вовсе не так уже необходимо сразу же менять все лампочки в квартире, особенно если вы ограничены в средствах. Лучше всего заменить лампочки там, где они используются более всего. Кухня, жилые комнаты. В коридоре, ванне или туалете выгода в электроэнергии будет совсем незаметна. 

Просмотр содержимого документа
«Istochniki sveta»

Источники света

Источники света – это тела, от которых исходит свет. Существует очень много источников света, но все их можно разделить на две группы: естественные и искусственные.

Естественные источники света(их свечение не зависит от воли человека)издавна привлекали к себе внимание людей искусства. М. В. Лермантов писал о звездах:

… открывалась бездна, звезд полна.

  Звездам числа нет, бездне – дна.

Звезда стала символом всего самого яркого, необыкновенного. Об известных людях говорят: «Звезда кино», «Звезда спорта» и т. д.

Солнце – тоже звезда. Она служит источником света и тепла для нашей планеты.

 Естественными источниками света являются еще : молнии, полярные сияния, светящиеся насекомые, рыбы и др.

Например, в Бразилии и Уругвае водятся красновато-коричневые светлячки с рядами ярко-зеленых огоньков вдоль туловища и ярко-красной “лампочкой” на голове.

Известны случаи, когда эти природные светильники- обитатели джунглей – спасали жизнь людей: во время испано-американской войны врачи оперировали раненых при свете светлячков, насыпанных в бутылку.

В XVIII веке на побережье кубы высадились англичане, а ночью увидели в лесу мирады огней. Они подумали, что островитян слишком много и отступили, а на самом деле это были светлячки.

Искусственные источники также можно разделить на две группы: тепловые и люминесцирующие.

Среди искусственных источников света особая роль принадлежит свече – она стала символом жизни, знаний, а также памяти об умерших, символом бессмертия человеческих душ.

Тепловые источники светят потому, что сильно нагреты. Например, пламя свечи или газовой горелки, электрические лампочки.

Люминесцентный свет иначе называют «холодным светом». Источники этого света имеют невысокую температуру, например лампа дневного света или экран телевизора.



Просмотр содержимого документа
«Istoriya vozniknoveniya elektrichestva»

История возникновения электричества

Открытие электрических явлений легенда приписывает мудрейшему из мыслителей древней Греции Фалесу, жившему более двух тысячелетий назад. Еще в те времена в окрестностях древнегреческого города Магнезия люди находили на берегу моря камешки, притягивавшие легкие железные предметы. По имени этого города их назвали Магнитами (оттуда пришло к нам слово магнит). Фалес же находил и другие, не менее таинственные камешки к тому же красивые и легкие. Эти привлекательные дары моря не притягивали, как магниты, железных предметов, но обладали не менее любопытным свойством: если их натирали шерстяной тряпочкой, то к ним прилипали пушинки, легкие кусочки дерева, травы. Такие камешки, выбрасываемые приливами и волнами морей, мы сейчас называем янтарем. Древние же греки янтарь называли электроном. Отсюда и образовалось слово электричество.

Я напомню несколько фактов из истории возникновения электричества.

Когда-то давно первобытные люди умели только добывать себе пищу и воду. Источником тепла и света был живой огонь. Древние люди научились разжигать костёр, трением древесины и высеканием искры, который давал людям тепло и свет. Костёр обычно горел в центре пещеры и не мог осветить все её уголки. Тогда люди стали с помощью факелов подносить огонь в разные места пещеры.

Время шло, и люди всё более совершенствовали свои жилища. И теперь освещать избу с помощью костра или факела было невозможно. Когда наступал вечер, люди брали полено и расщепляли его на щепки и так получали лучину. Лучину ставили на специальную подставку светец. Таким образом, освещали свои дома. Благодаря светцам лучины можно было переносить в любое место. Под светцом ставили ведро с водой, ведь дома были деревянные и если с лучины упадёт искра, часто происходили пожары.

Потом люди придумали свечу Первые свечи появились около2тысяч лет назад, их делали из камыша. Камыш обмакивали в растопленное сало, когда сало застывало, поджигали камыш, и он грел как свечка. Интересно, что люди использовали свечи ещё и как часы. Они заметили, какая часть свечи сгорает за час, и делали на таком расстоянии отметины на свечке, так получались своеобразные часы. В дальнейшем свечи стали изготавливать из воска. Такими свечами пользуемся и мы с вами.

На смену свечке пришла керосиновая лампа. Керосиновая - так как горела при помощи керосина. Эти лампы были разными: подвесную лампу использовали для освещения обеденного стола или просто как люстру. Возле настольной керосиновой лампы можно было шить, вязать и вышивать.

На смену керосиновой лампе пришла лампочка Изобрёл электрическую лампочку накаливания русский изобретатель — Александр Николаевич Лодыгин. Электрический ток к лампочке от разных типов электростанций идёт по проводам.

Вы услышали, как постепенно в нашу жизнь пришло электричество. Электричество приносит нам большую пользу. Мы с вами живём в благоустроенных квартирах, с комфортом. Всю тяжёлую работу выполняют машины. И мы уже не представляем себе жизни без всех этих благ

Просмотр содержимого документа
«Poleznye sovety energosberezheniya»

Полезные советы энергосбережения


Экономия при покупке электроприборов.


Часто при покупке любого бытового прибора, от фена до стиральной машины, обращается внимание на любые технические параметры и внешний вид, только не на то, сколько электричества потребляет данный прибор. А ведь именно на это необходимо обратить внимание. Любой бытовой прибор покупается в среднем на 5-7 лет работы, и количество электричества, потребленного им, иногда превышает его стоимость в 2-3 раз. Именно здесь видна разница между бытовой техникой, произведенной в ЕС и дешевыми подделками из Китая и Тайваня.

Давайте сравним два электрочайника. Китайский, с резервуаром из стекла и чайник Siemens. Чайник Siemens имел довольно толстую стенку с хорошей теплоизоляцией (т.е. был почти как термос), кроме того, имел на треть меньшое заявленное потребление электроэнергии, тогда как в китайском чайнике вода остывала почти моментально, т.к. теплоизоляция отсутствовала. Поэтому реальное потребление электричества у китайского чайника была как минимум на 50-70% выше, чем у чайника Siemens. То же самое относиться к любому бытовому прибору, потребляющему электричество. В Европе для удобства покупателей производители обязаны показывать в специальной таблице уровень потребления электроэнергии от латинской A до G (со стрелами от темно зеленой на А, до темно коричневой на G). А – это самый экономный вариант по электричеству, а G – самый «прожорливый по электричеству.  Эта табличка часто прикрепляется сбоку или сзади крупной бытовой техники. Она же должна быть в паспорте на бытовую технику. Поэтому, перед покупкой попросите у продавца паспорт и обратите внимание на эту таблицу.

Некоторые электроприборы позволят вам экономить до 60-80% электроэнергии. Например, люминесцентные-лампочки. 
Они имеют различные оттенки света, от холодного до теплого. Теплый ничем не отличается от света обычной лампочки накаливания. Ресурс работы таких ламп – от 6000 до 16000 часов. Такие лампочки потребляют в среднем в 3-4 РАЗА меньше энергии, чем обычные лампочки накаливания, но отдают столько же света.

Где устанавливать такие лампочки? Если подойти к этому вопросу разумно, то вовсе не так уже необходимо сразу же менять все лампочки в квартире, особенно если вы ограничены в средствах. Лучше всего заменить лампочки там, где они используются более всего. Кухня, жилые комнаты. В коридоре, ванне или туалете выгода в электроэнергии будет совсем незаметна. 

Экономия при освещении жилых помещений


В среднестатистической семье на освещение тратится примерно половина потребляемой электроэнергии.

Освещение квартиры складывается из естественного и искусственного. Любое из них должно обеспечивать достаточную освещённость помещения, а также должно быть равномерным, без резких и неприятных теней.

Для улучшения естественного освещения комнат отделку стен и потолка рекомендуется делать светлой. Использование рассеянного света (от стен и потолка) экономит до 80% энергии. Естественная освещённость зависит также от потерь при прохождении света через оконные стёкла. Запылённые стёкла могут поглощать до 30% света, поэтому окна необходимо регулярно мыть. Значительное количество электроэнергии напрасно расходуется днём в квартирах на первых, а в некоторых домах - на вторых и даже третьих этажах. Причина этому – беспорядочные посадки деревьев перед окнами, затрудняющие проникновение в квартиры естественного дневного света.

Искусственное освещение создаётся электрическими светильниками. В современных квартирах широко распространены три системы освещения: общее, местное и комбинированное.

При общем освещении можно заниматься работой, не требующей сильного напряжения зрения. Светильники общего освещения обычно являются самыми мощными светильниками в помещении, их основная задача – осветить всё как можно более равномерно. Для этого обычно используют потолочные или подвесные светильники, установленные в центре потолка. В одном или нескольких местах помещения следует обеспечить местное освещение с учётом конкретных условий. Такое освещение требует специальных светильников, устанавливаемых в непосредственной близости к письменному столу, креслу, кухонному столу т.п. Комбинированное освещение достигается одновременным использованием светильников общего и местного назначения.

Наиболее рациональным является принцип зонального освещения, основанный на использовании общего, комбинированного или местного освещения отдельных функциональных зон. Для такого зонального освещения подходят лампы в 1,5-2 раза менее мощные, чем в подвесных светильниках. В результате на комнату 18-20 кв. м экономится до 200 кВт.ч в год.

Электрические лампы и приборы получают большую нагрузку в момент включения? Для продления срока службы световых приборов вам следует не выключать их, если вы знаете, что вскоре вам будет необходимо снова их использовать.


Экономия при стирке

1) Старайтесь стирать с полной загрузкой. При частичной загрузке машина потребляет почти столько же электроэнергии, сколько и при полной

2) Старайтесь стирать с меньшей температурой. При температуре стирки +90 С потребление электроэнергии на 30-40% выше, чем при температуре стирки +60 С. Иногда для стирки до-статочно температуры +30/+40 С. 

3) Используйте энергосберегающие программы. Если время стирки удлинить, то можно снизить температуру воды. А так как основное потребление электроэнергии идет на нагрев воды, то эконо-мия электроэнергии достигнет 45%! 

4) Отстирывая вручную особо грязные пятна и замачивая грязное белье, вы сможете избегать потребности в стирке при высокой температуре воды и больших потреблений электроэнергии. 

Экономия при использовании СВЧ-печи 


Использовать СВЧ-печь выгодно при разогреве небольшого количества еды (250-500 грамм, не более). В других случаях дешевле разогреть еду на электроплитке или газовой кон-форке.

Экономнее использовать СВЧ-печь только для разогрева еды, а все остальное готовить на газу.
Экономия при использовании холодильника 

1) Всегда проверяйте уплотнение холодильника. Небольшая разгерметизация приводит к повышенному потреблению электроэнергии холодильником. 

2) Не обязательно опускать температуру в холодильнике до самой низкой отметки. Для хранения обычных продуктов достаточно + 7 С, для морозильной камеры достаточно -18 С. 

3) По возможности, лучше всего устанавливать холодильник вдали от батарей отопления, можно даже в неотапливаемом помещении.


Экономия электроэнергии при глажке белья


Старайтесь не пересушивать белье, т.к. при его глажке потребуется более горячий утюг и больше времени для получения нужного результата. Еще одна «хитрость» позволяющая снизить затраты, это использование алюминиевой фольги, которая укладывается под ткань, закрывающую гладильную доску. Фольга не дает тепловой энергии рассеиваться и концентрирует ее в разглажи-ваемой ткани.


Экономия энергии при уборке квартиры


При использовании пылесоса чаще выбрасывайте мусор из контейнера для его сбора, промывайте или меняйте фильтры для входящего и выходящего воздуха. Дополнительное аэродинамическое сопротивление приводит к перегреву двигателя пылесоса и резкому повыше-нию потребления электроэнергии. Например, при заполнении контейнера для сбора пыли на 30%, энергопотребление растет на 40-50%.


Экономия при отключении зарядных устройств сотовых телефонов


Конечно, потери от того, что эти устройства постоянно включены в розетку, не так велики, как от прочей бытовой техники. Однако, «зарядники» являются импульсными источниками питания, такие устройства «не любят» работать без нагрузки. Когда к ним не подключен сотовый, плеер, ноутбук и т.д. такие приборы греются, выходят из строя и могут привести к пожару!


Боремся с горящими индикаторами.


Большинство электроприборов работает в среднем 1-2 часа в сутки (кроме телевизоров и компьютеров). Тем не менее, они постоянно включены в сеть и потребляют некоторое, в принципе небольшое количество электроэнергии (так называемый режим stand-by, ожидание включения), для световой индикации и готовности прибора к работе. А так как она работает постоянно, то даже 23 часа ожидания в этом режиме при постоянно включенных в сеть 7-12 приборах дадут вам немаленькое потребление электроэнергии, тем более – совершенно бесполезное.

Как с этим бороться? Можно конечно подключать все через тройник с кнопкой выключения и выключать его тогда, когда вы уходите из дома, и вечером, когда ложитесь спать. Это правильно не только с точки зрения экономии электроэнергии, но с точки зрения защиты электроприборов от перепада напряжения, которое случается не так уж редко. Однако, скорее всего очень скоро вам надоест постоянно включать и выключать тройник. Есть другое решение. Специальный прибор, который можно настроить на включение и выключение дистанционным управлением. Т.е. к примеру, у Вас подключены телевизор, DVD-player, музыкальный центр. Каждый из них имеет пульт управления. Все они подключаются через прибор и не потребляют электроэнергию в режиме stand-by (ожидания включения). Но, как только вы включаете пульт телевизора, прибор подает электричество на телевизор и т.д. 


Просмотр содержимого документа
«Svet v nashey zhizni»

МБОУ Городищенская СОШ

Погарского района Брянской области



















Конференция на тему: «Свет в нашей жизни»

Подготовил учитель физики

Левдик В.И.















2015-2016 учебный год

Здравствуйте, ребята. Нашу встречу я хочу начать со стихотворения, которое прочтёт __________________________________________. (Слайд 1)


Солнце в руке обжигает, но манит!

Я попытаюсь навек сохранить

Ту красоту, что меня согревает,

Что помогает мне выжить и жить!

Солнце теплом согревает мне душу,

Солнечный луч растопил лёд обид!

Болью своей твой покой не нарушу!

Солнышко тихо ту боль растворит…

Может, когда-то попробую снова,

Грусть позабыв, всё сначала начать ...

Сердце, согретое Солнцем, готово

Будет опять в ритме счастья стучать!

Радость мой дом одинокий согреет,

Счастью навстречу я смело пойду,

Я расцвету, позабыв все потери!

Свет подарив, что в душе берегу!


Ребята, как вы думаете, кто главный герой нашего стихотворения? (Солнце)

А что оно нам даёт? (Свет, тепло)

А какие ассоциации у вас возникают со словом «свет»?

Свет в конце тоннеля, свет с далёкой звезды, солнечный свет, электрический свет, светлый человек, ученье – свет и т.д.

Значит, понятие свет многогранно, оно используется нами во многих сферах нашей жизни, мы с вами используем его при проведении уроков по разным школьным предметам. Вы употребляете этот термин на уроках литературы, биологии, географии, ОБЖ, изобразительного искусства. Свет всегда был в центре внимания художников, поэтов, композиторов, так как он рождает богатство ассоциаций, изобразительные метафоры, помогает передать окружающую среду.

Посмотрите на эти произведения искусства, созданные Архипом Ивановичем Куинджи. (Слайды 2-5) Его не зря называют «Художником света». Он создал особый тип романтического пейзажа. «…Иллюзия света, - писал Репин, - была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи». Этими картинами не устаёшь любоваться. Но мы поговорим с вами сегодня о более серьёзных вещах. (Слайд 6)


20 декабря 2013 году Генеральная Ассамблея ООН выступила с инициативой объявить 2015 год Международным годом света и световых технологий. Резолюция в поддержку данной инициативы впервые была принята Исполнительным советом ЮНЕСКО на 190-й сессии в октябре 2012 г.

Объявив Международный год света и световых технологий, Организация Объединенных Наций признала важность повышения информированности мировой общественности о том, как на основе световых технологий обеспечиваются решения глобальных проблем в области здравоохранения, энергетики, образования и сельского хозяйства, а также важность содействия карьере в науке, изучающей свет, и ее ответвлениях.

В Российской Федерации организаторами Международного года света и световых технологий стали Министерство иностранных дел, Министерство энергетики и Министерство образования и науки Российской Федерации.

В рамках совместного плана действий Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендовало организовать проведение во всех образовательных организациях Российской Федерации 15 декабря 2015 года Дня света и световых технологий.

Проведению Дня света и световых технологий предшествует Всероссийский конкурс творческих, проектных и исследовательских работ учащихся «Свет в нашей жизни», посвященный Международному году света и световых технологий


Задачами проведения Дня света и световых технологий являются:

− повышение осведомлённости обучающихся о роли света в жизни человека;

− содействие в формировании научных представлений о световых явлениях в живой и неживой природе;

− знакомство с новейшими световыми технологиями и многочисленными сферами их применения;

− актуализация проблем энергосбережения и рационального использования энергетических ресурсов

− подведение итогов Всероссийского конкурса творческих, исследовательских и проектных работ учащихся «Свет в нашей жизни», посвященного Международному году света и световых технологий.

Итак, ребята, мы сегодня с вами проводим конференцию на тему «Свет в нашей жизни».

Эпиграфом к нашему мероприятию будут слова:

Науку все глубже постигнуть стремись.
Познанием вечного жаждой томись.
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет.

Фирдоуси
(персидский и таджикский поэт, 940-1030 гг.)

Восприятие окружающего мира по количеству информации на 90% осуществляется с помощью зрения. Зрение – это способность видеть окружающий мир, процесс зрительного восприятия предмета. Зрительный аппарат состоит из глаз и мозга. Свет от окружающих предметов попадает в глаз, вызывая реакцию его чувствительных элементов (сетчатки). Эта реакция расшифровывается мозгом, и мы видим изображение.

Обладая прекрасным даром – зрением, мы ежедневно восхищаемся красотой и уникальностью окружающего мира. Но можем ли мы детально пронаблюдать такие явления, как испарение, форму падающей капли воды во время дождя, передачу пыльцы растением маленькой пчелке, и т.д.? Знание закономерностей световых явлений позволяет конструировать различные оптические приборы, которые находят широкое применение в практической деятельности человека и позволяют нам заглянуть в Микромир. 

Наверняка рядом с вами живут люди, которые лишены зрения. Как им живется в этом мире?… Закройте глаза и представьте “жизнь во тьме”. Думаю, такой жизни никто бы из нас не захотел.

Что же такое свет? Природа его сложна. Ученые выделяют двойственную природу света. (Слайд 7)

Об этом нам расскажет ___________________________(Выступление учащегося)

(Слайд 8)

«Пусть три столетья минуло с тех пор,

Еще не разрешился этот спор.

Один сказал, что свет это – волна,

подобна механической она.

Другой сказал, что свет – поток частиц

В любой среде не знает он границ.

Свет твоего окна –

он квант или волна»

(Слайд 9)

Итак, с одной стороны свет – это электромагнитная волна, распространяющаяся со скоростью около 300 000 км/с. Свет имеет сложный состав. Он состоит из 7 цветов, и лишь совместное их действие вызывает у нас впечатление белого цвета.

(Слайд 10)

На шкале электромагнитных волн видимый свет находится между инфракрасным излучением (волны длиннее 780 нм) и ультрафиолетовым (короче 380 нм). В этом диапазоне проникает через атмосферу основная энергия солнечного излучения и к волнам в этом диапазоне чувствителен человеческий глаз!

Солнце - не единственный источник света. Помимо него существует множество других тел, излучающих электромагнитные волны видимого диапазона. Среди них есть искусственные и естественные источники света. (Слайд 11 -14)

О них нам расскажет ________________________(Выступление учащегося)

Для нас актуальным является применение и развитие искусственных источников света. Поэтому мы поговорим сегодня об электрическом свете.

Начнём с истории возникновения электричества. (Слайд 15) Об этом нам расскажет ________________________________(Выступление учащегося) (Слайд 16-17)

Молния – это одно из самых удивительных явлений природы. И оно тоже связано с электричеством. Что представляет собой молния и как от неё защищаться расскажет нам _________________________________ (Выступление учащегося). (Слайд 18)

(Слайд 19)

Первая электрическая батарейка появилась в 1799 году. Её изобрел итальянский физик Алессандро Вольта (1745 - 1827) Его первый источник тока – «вольтов столб» был построен в точном соответствии с его теорией «металлического» электричества. Вольта положил друг на друга попеременно несколько десятков небольших цинковых и серебряных кружочков, проложив меж ними бумагу, смоченную подсоленной водой. Батарейки – это здорово, их можно переносить с места на место, они работают во многих приборах и устройствах.

Но батарейки не такие мощные, как электричество, к которому мы привыкли.
В 1879 году ученый Томас Эдисон изобрел первую электрическую лампочку. Эдисон запустил первую общественную систему электроснабжения. Его электростанция Пери Стрит в Нью-Йорке снабжала энергией магазины и жилые дома на площади в 2 км2. В настоящее время существую разные виды электростанций, которые намного мощнее электростанции Эдисона. (Слайд 20) Давайте, посмотрим, какие бывают типы электростанций.

Расскажет нам об этом ______________________________(Выступление учащегося) (Слайд 21-26)

Электроэнергия по воздушным линиям и подземным кабелям идет прямо в наши дома. Трудно представить себе нашу жизнь без света, тепла, электричества и других благ цивилизации. Но если мы не изменим бездумное, безжалостное и безответственное отношение к энергоресурсам, надолго ли нам хватит этих благ? По подсчетам ученых, на 800 лет. Сегодня в мире основными источниками энергии выступают: уголь, нефть и природный газ. Всё это топливо ископаемое, поскольку происходит оно из окаменевших останков животных и растений, существующих на земном шаре много миллионов лет назад. Такое топливо используют для обогрева жилья, других зданий, для транспортных средств. Такое топливо – необновляемый ресурс, по этой причине учёные работают постоянно над поиском других источников энергии, количество которых ограниченно не будет. Простота и доступность электроэнергии породили у многих людей представление о неисчерпаемости наших энергетических ресурсов, притупили чувство необходимости её экономии. Если мы начнем по-другому относиться к электроэнергии, будем экономить и искать другие пути ее добычи, то в будущем нашим потомкам будет легче и безопаснее жить. Есть ли альтернативные способы экономии электроэнергии? Есть. Например, использование солнечной энергии, энергии ветра, энергии приливов, сжигание бытовых и промышленных отходов. Солнечные батареи пока используются в основном в космосе, а на Земле только для электроснабжения автономных потребителей мощностью до 1 кВт, питания радионавигационной и маломощной радиоэлектронной аппаратуры, привода экспериментальных электромобилей и самолётов. По мере совершенствования солнечных батарей они будут находить применение в жилых домах для автономного энергоснабжения, т.е. отопления и горячего водоснабжения, а также для выработки электроэнергии для освещения и питания бытовых электроприборов.

Никогда ещё так много людей не было обеспокоено состоянием нашей планеты. А ведь каждый живущий человек на Земле может внести свой посильный вклад в дело сбережения планеты. Ведь человечество пользуется природными ресурсами постоянно и везде. А вот всегда ли рационально? Каждый из нас способен изменить ситуацию на планете к лучшему, особенно если будет действовать не один, а сумеет приобщить родителей, друзей, знакомых.

  Основной единицей измерения выработки и потребления электрической энергии служит киловатт-час. Цена на электрическую энергию выражается в рублях и копейках за потребленный киловатт-час. Между тем, электроэнергия сегодня дорожает. Поэтому старый призыв «Экономьте электроэнергию!» стал ещё более актуальным.  (Слайд 27)

Попробуем найти самые простые решения, которые помогут сберечь энергию. Что такое энергосбережение? Энергосбережение - это не только сэкономленные деньги городского и семейного бюджета, но это и забота о тех, кому предстоит жить после нас на планете-Земля.
Итак, начнем экономить со своей квартиры. Где и как мы это сможем сделать расскажут нам _______________________________________________________(Выступление учащихся)

(Слайды 28-29)

Подведём итог. Сформулируем основные правила экономии.
1. Перед покупкой электроприборов изучайте инструкцию и покупаете те модели, которые потребляют меньшее количество электроэнергии.

2. По возможности используйте ручные инструменты и приборы (например, миксер, мясорубку, дрель и т.п.), а не электрические.

3. Выключайте свет, когда он вам не нужен.

4. Для чтения и работы используйте настольную лампу.

5. Пользуйтесь более экономичными лампами дневного света.

6. Выключайте телевизор или другую видео- и аудиоаппаратуру, когда вас нет в комнате.

7. Экономьте электроэнергию при стирке.

8. Если в квартире прохладно, старайтесь по возможности одеваться теплее, а не включать электрический обогреватель.

9. Поддерживайте в зимнее время хорошую теплоизоляцию в квартире, утепляйте окна и двери.

10. Используйте различные "хитрости" для сохранения тепла в квартире в зимнее время, например, короткие зимние шторы, отражатели за радиаторами отопления ,не оставляйте приборы в ждущем режиме и т.п.

Но имея дело с электрическим током, электрическими приборами нужно помнить, что ток может быть опасен.

Посмотрим на таблицу (Слайд 30)

Значит, смертельная сила тока может быть уже 0,1 А. безопасным напряжением для человека в сухом помещении считается 36 В, а в сыром не больше 12 В.

(Слайд 31)

 Человек не может жить без света-

Без тепла и света жизни нет!

Вся в огнях огромная планета

Создал это чудо - человек!


Ребята, я ещё раз хочу напомнить вам, почему мы сегодня обо всём этом говорили. Потому что 2015 год – это год света и световых технологий.

19 января в Париже состоялось открытие Международного года света и световых технологий (IYL 2015). В штаб-квартире ЮНЕСКО собрались выдающиеся ученые, представители академического сообщества, дипломатического корпуса и международных организаций.

Одним из организаторов IYL 2015  в России стал Университет ИТМО. Десятки лет университет проводит исследования в области фотоники, световых технологий, выпускает высококвалифицированных специалистов. Представители этого Университета были в составе делегации, представлявшей нашу страну 19 января в Париже.
С собой представители петербургского вуза привезли на открытие полноцветную голограмму одного из знаменитых яиц «Фаберже». Созданием подобных «оптических клонов» в Санкт-Петербурге Университет ИТМО занимается совместно с Греческим институтом голографии.

И, заканчивая своё выступление я хочу познакомить вас с техникой голографии.

Демонстрация ролика «Голограмма яйца Фаберже».

Надеюсь, что вы сегодня узнали для себя много нового и интересного.




Просмотр содержимого документа
«Tipy elektrostanciy»

Типы электростанций , их преимущества и недостатки.


Преимущества

Недостатки

Приливные электростанции

- Минимум поверхности на суше

- не загрязняется атмосфера

- даровой источник

- в море занимает очень большие пространства, опасно для судоходства

Геотермальная энергетика

Геотермальная энергия- это теплота, которая генерируется внутри Земли в источники огромной силы (внутренняя энергия Земли)

- Практическая неиссякаемость и полная независимость от условий окружающей среды, времени года и суток

- необходимость обратной закачки отработанной воды (в геотермальных водах содержится много токсических металлов – цинк, свинец, кадмий, мышьяк и химические соединений – аммиак, фенол) –это исключает сброс этих вод в природные водоемы, расположенные на поверхности


Гидроэнергетика (ГЭС)

- не загрязняется атмосфера;

- создаются новые водоемы;

- увлажняется атмосфера, меняется микроклимат;

- гидроресурсы не надо добывать или как-то обрабатывать

- затапливаются огромные пространства, создаются водохранилища;

- разрушается естественная среда обитания флоры и фауны;

- отчуждаются плодородные пойменные земли;

-плотины отрицательно влияют на ценные породы промысловых рыб;

- по мнению некоторых ученых, последствием строительства ГЭС является «наведенная сейсмичность» в зоне расположения мощных гидроузлов и больших по объему водохранилищ. В 1967 году в индии была разрушена плотина высотой 103 м. Причина землетрясение, эпицентр – под телом плотиной

Теплоэнергетика (ТЭС)

Более 80 % всей электроэнергии в нашей стране вырабатывается на ТЭС на всех видах природного топлива

- под станции используется небольшие площади;

- высокая удельная теплота сгорания угля, нефти, газа;

- простота хранения угля, пригодность к непосредственному использованию угля, нефти и газа

- сильно загрязняет атмосферу сернистым и азотистыми соединениями, СО, создают парниковый эффект, кислотные дожи, ит.д.

- используется большое количество площадей под для добычи угля, рельеф портится шахтами;

-с охлаждающей водой ТЭС в ближайшие водоемы сбрасывает большое количество тепла, повышающее температуру водоема.

По данным МАГАТЭ электростанция мощностью более 1 млн. кВт, работающая на угле, выбрасывает в атмосферу ежедневно 400 т сернистого газа, 60 т окислов азота и углерода, 12 т тепла. Если бы в мире начали строить только ТЭС, что бы было?

Мало кто из неспециалистов знает, что вместе с различными загрязнениями атмосферу газами ТЭС вырабатывают в атмосферу и некоторые радиоактивные вещества, содержащиеся в большей или меньшей степени в топливе. Радиационный фон от ТЭС -1%.

Гелиоэнергетика

Солнце – источник всех остальных видов энергии на планете. Оно посылает огромное количество ккал на Землю. Так как абсолютно чистой атмосферы нет, половина солнечной энергии рассеивается, до поверхности Земли доходит только 50 %. И даже это количество грандиозно и превышает все другие виды энергии.

Всю солнечную энергию использовать нельзя – часть ее переходит в тело морей и океанов, часть обеспечивает круговорот воды в природе, часть на фотосинтез. Кроме того30 % отражается поверхностью Земли и возвращается в космос.

- СЭС не загрязняет атмосферу;

-солнечные киловатты бесплатны


-проблема связана с циклическим характером поступления;

- под солнечные батареи используется большая площадь Земли;

- КПД солнечных установок пока низок (1%). Однако при высоких КПД значительная часть солнечной энергии, падающей на Землю вблизи СЭС, будет изыматься, что приведет к сильному локальному понижению температуры и интенсивной конденсации паров в атмосфере. Это в свою очередь будет препятствовать проникновению солнечных лучей к земной поверхности;

-плотность солнечной энергии низкая, и требует большие средства на ее улавливание и хранение.

Ветроэнергетика

Попытка использовать силу ветра своими корнями уходят в далёкие времена. Вспомните ветряные мельницы, с которыми боролся Дон Кихот. Силу ветра можно реально считать базой развития будущей энергетики.

-используется даровая энергия;

-экологически чисты, не влияют на тепловой баланс атмосферы Земли

-низкая интенсивность, поэтому они занимают большие площади;

-портят ландшафт (некрасиво);

-работа ветровых установок неблагоприятно влияют на работу телевизионной сети;

-источник шума( этот район покидают животные и птицы)

-если наступает затишье, ветровая энергия равна нулю, а приток энергии нужен постоянный. Человек еще не научился делать запасы электроэнергии в большом количестве, как, например, угля, нефти.

-Но ученые смотрят на эти проблемы оптимистически и считают, что они разрешимы и что это энергетика будущего.


АЭС

В мире существует около 420 атомных реакторов. У нас в стране 14% всей энергии вырабатывается АЭС. Первая в мире АЭС была пущена в1954 году в СССР в Обнинске. Сейчас у нас их 9.

  1. Балаковская.

  2. Калининская.

  3. Кольская.

  4. Нововоронежская.

  5. Курская.

  6. Ленинградская.

  7. Смоленская.

  8. Белоярская.

  9. Билибинская (на Чукотке, самая маленькая).

  10. Обнинская- маленькая, существует как экспериментальная.

Только в черте Москвы 8 работающих реакторов, 7 из них – в институте Курчатова.

-небольшая площадь под АЭС;

-при отсутствие утечек- никакого загрязнения атмосферы;

-относительная независимость от местоположения сырья.

-образуются радиоактивные отходы(глобальная проблема);

-дорогое строительство.

В марте 1979 года произошла самая тяжелая до Чернобыля авария на американской АЭС. Поле этого случая американцы не вели в строй ни одного реактора. В Швеции принято решение о постепенном закрытия АЭС. Лишь Великобритания, Франция и Россия планируют строительство новых АЭС, несмотря на активное сопротивление общественности. Во Франции 74 % энергии- энергия АЭС Сырьём для АЭС является уран и торий- их запасов в земной коре хватит на 50 тыс. лет. В морской воде уран в 1000 раз больше, чем в земной коре.



Просмотр содержимого презентации
«Prezentaciya svet v nashey zhizni»

Куинджи. Берёзовая роща

Куинджи. Берёзовая роща

Куинджи. Эффект заката

Куинджи. Эффект заката

Куинджи. Ночь на Днепре.

Куинджи. Ночь на Днепре.

Куинджи. Радуга

Куинджи. Радуга

Свет в нашей жизни Науку все глубже постигнуть стремись.  Познанием вечного жаждой томись.  Лишь первых познаний блеснет тебе свет,  Узнаешь: предела для знания нет.    Фирдоуси  (персидский и таджикский поэт, 940-1030 гг.)

Свет в нашей жизни

Науку все глубже постигнуть стремись. Познанием вечного жаждой томись. Лишь первых познаний блеснет тебе свет, Узнаешь: предела для знания нет. Фирдоуси (персидский и таджикский поэт, 940-1030 гг.)

Двойственная природа света

Двойственная природа света

« Пусть три столетья минуло с тех пор, Еще не разрешился этот спор. Один сказал, что свет это – волна, подобна механической она. Другой сказал, что свет – поток частиц В любой среде не знает он границ. Свет твоего окна – он квант или волна»

« Пусть три столетья минуло с тех пор,

Еще не разрешился этот спор.

Один сказал, что свет это – волна,

подобна механической она.

Другой сказал, что свет – поток частиц

В любой среде не знает он границ.

Свет твоего окна –

он квант или волна»

Видимый свет  Свет – это электромагнитная волна, распространяющаяся со скоростью около 300 000 км/с.  Свет имеет сложный состав. Он состоит из 7 цветов , и лишь совместное их действие вызывает у нас впечатление белого цвета.

Видимый свет

Свет – это электромагнитная волна, распространяющаяся со скоростью около 300 000 км/с.

Свет имеет сложный состав. Он состоит из 7 цветов , и лишь совместное их действие вызывает у нас впечатление белого цвета.

Шкала электромагнитных волн  На шкале электромагнитных волн видимый свет находится между инфракрасным излучением (волны длиннее 780 нм) и ультрафиолетовым (короче 380 нм). В этом диапазоне проникает через атмосферу основная энергия солнечного излучения и к волнам в этом диапазоне чувствителен человеческий глаз! Низкочастотные излучения Радиоволны СВЧ излучения Инфракрасное излучение Видимый свет Ультрафиолетовое излучение Рентгеновское излучение Гамма - излучение

Шкала электромагнитных волн На шкале электромагнитных волн видимый свет находится между инфракрасным излучением (волны длиннее 780 нм) и ультрафиолетовым (короче 380 нм). В этом диапазоне проникает через атмосферу основная энергия солнечного излучения и к волнам в этом диапазоне чувствителен человеческий глаз!

Низкочастотные излучения

Радиоволны

СВЧ излучения

Инфракрасное излучение

Видимый свет

Ультрафиолетовое излучение

Рентгеновское излучение

Гамма - излучение

Тела, от которых исходит свет, являются  источниками света. Источники света Искусственные Естественные

Тела, от которых исходит свет, являются

источниками света.

Источники света

Искусственные

Естественные

Светящаяся рыба

Светящаяся рыба

Лесные светлячки

Лесные светлячки

Искусственные источники света Тепловые  Тепловые источники излучают видимый свет при нагреве выше 800 °C (лампа, свеча, Солнце). Люминесцирующие Люминесцентные источники дают холодное свечение (экран телевизора, лампы дневного света, рекламные трубки).

Искусственные источники света

Тепловые

Тепловые источники излучают видимый свет при нагреве выше 800 °C

(лампа, свеча, Солнце).

Люминесцирующие

Люминесцентные источники дают холодное свечение (экран телевизора, лампы дневного света, рекламные трубки).

История возникновения электричества

История возникновения электричества

Янтарь

Янтарь

Молния

Молния

Первая электрическая батарея появилась в 1799 году. Её изобрел итальянский физик Алессандро Вольта (1745 - 1827) — итальянский физик, химик и физиолог, изобретатель источника постоянного электрического тока.  Его первый источник тока – «вольтов столб» был построен в точном соответствии с его теорией «металлического» электричества. Вольта положил друг на друга попеременно несколько десятков небольших цинковых и серебряных кружочков, проложив меж ними бумагу, смоченную подсоленной водой.

Первая электрическая батарея появилась в 1799 году. Её изобрел итальянский физик Алессандро Вольта (1745 - 1827) — итальянский физик, химик и физиолог, изобретатель источника постоянного электрического тока.

Его первый источник тока – «вольтов столб» был построен в точном соответствии с его теорией «металлического» электричества. Вольта положил друг на друга попеременно несколько десятков небольших цинковых и серебряных кружочков, проложив меж ними бумагу, смоченную подсоленной водой.

Да будет свет!!!!   Человек не может жить без света- Без тепла и света жизни нет! Вся в огнях огромная планета Создал это чудо - человек!

Да будет свет!!!!

  Человек не может жить без света-

Без тепла и света жизни нет!

Вся в огнях огромная планета

Создал это чудо - человек!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
2015 - год света

Автор: Левдик Валентина Ивановна

Дата: 11.03.2016

Номер свидетельства: 304495

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Тематический урок "Свет в нашей жизни. Энергосбережение""
    ["seo_title"] => string(67) "tiematichieskii-urok-sviet-v-nashiei-zhizni-enierghosbieriezhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "267287"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450348967"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(35) ""Свет в нашей жизни""
    ["seo_title"] => string(22) "sviet-v-nashiei-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "267360"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1450362322"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "«Международный год света и световых технологий»"
    ["seo_title"] => string(49) "miezhdunarodnyighodsvietaisvietovykhtiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "279241"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1453210672"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "СЦЕНАРИЙ ЛИНЕЙКИ "ОКОНЧАНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА»  ДЛЯ 1-Х И 4-Х КЛАССОВ" "
    ["seo_title"] => string(72) "stsienarii-linieiki-okonchaniie-uchiebnogo-goda-dlia-1-kh-i-4-kh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "243457"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1445745465"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Сценарий Нового года для подготовительной группы"
    ["seo_title"] => string(50) "stsienariinovoghoghodadliapodghotovitielnoighruppy"
    ["file_id"] => string(6) "341014"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1472300221"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства