Просмотр содержимого документа
«"Формирование основ финансовой грамотности у обучающихся"»
«Формирование основ финансовой грамотности у обучающихся»
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам финансовых знаний, нужно начинать с раннего возраста , так как –это начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая таким образом информацией на житейском уровне.
Ребёнок не освоит эту область экономических знаний самостоятельно, но, вместе с педагогом, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, приобретёт доступные ему знания. Экономическая культура личности характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Начиная, работу по ознакомлению детей с основами финансовой грамотностью, я выделяю несколько направлений, в каждом раскрываются педагогические задачи, содержание работы, основные понятия, методические рекомендации по созданию игровой и предметной среды.
Дети посредством игровой деятельности, приобретут доступные знания, сформируют полезные финансовые привычки.
1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются! Объясняю, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.
2. Сначала зарабатываем – потом тратим. Рассказываю, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», – соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести. Объясняю, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это работа.
4. Деньги любят счет. Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги.
Методы и приемы работы с детьми по финансовой грамотности:
Все понятия объясняются через различные формы организации детской деятельности: ролевые и дидактические игры с экономическим содержанием, непосредственно образовательную деятельность, изобразительную деятельность, увлекательные ситуационные задачи, загадки и дидактические игры. Особое место в работе реализации программы занимают наиболее близкие и естественные для ребенка виды деятельности: игра, общение со взрослыми и сверстниками, детский труд.
Именно в этих видах деятельности происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и формируется произвольность поведения, способность к логическому и креативному мышлению, исследованию, самоконтролю, ответственности за свои поступки, что составляет важнейшую базу для формирования грамотного финансового поведения в будущем.
Направления работы:
1. «Потребности и возможности»
- знакомить детей с многообразием потребностей человека;
- формировать представления об ограниченности возможностей;
- учить определять разницу между «хочу» и «надо»
Д /И: «Что продаётся, а что нет?».
2. «Деньги-цена, стоимость»
- способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах, как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления: знакомить детей с понятиями «деньги», «монета», «банкомат»
Д/И «Разложи деньги от монеты до банкноты»;
Разгадывание загадок.
3.«Тратим разумно, сберегаем и экономим»
- сформировать у детей понятия «энергосбережение», «экономия», «бережливость», их функции, расходов и доходов. На чем мы можем экономить?
«Посади огород»
Создание Лепбука «Юные Экономисты»
4. «Творческая мастерская»
-дать детям представления о денежных сбережениях, о необходимости ведения учета денег. Знакомить с понятием «денежные сбережения». Деньги можно накопить или потратить. Накопление должно быть привычкой. Простейшее и интереснейшее занятие – завести копилку и откладывать туда деньги «на потом».
Во время творческих занятий дети изготавливают самостоятельно монеты через копирку. Так учатся счету монет. И изготавливают копилку для сбережений.