kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование активных и интерактивных методов при формировании финансовой грамотности в общеобразовательной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал будет полезен тем преподавателям, кто приступает к изучению с обучающимися основ финансовой грамотности. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование активных и интерактивных методов при формировании финансовой грамотности в общеобразовательной школе.»



Использование активных и интерактивных методов при формировании финансовой грамотности в общеобразовательной школе.



- Активные методы обучения основам финансовой грамотности. Основные принципы реализации активных форм занятий.

- Использование интерактивных методов и технологий при преподавании основ финансовой грамотности в школе. Основные принципы организации интерактивных методов обучения.

Метод обучения – это способ, путь достижения целей и задач обучения.

Большинство исследователей проблемы методов обучения приходит к выводу о том, что поскольку понятие «метод» многоаспектное, многостороннее, то метод обучения в каждом конкретном случае должен конструироваться преподавателем. В любой организационной форме учебной деятельности всегда сочетается несколько методов. Методы всегда взаимопроникают друг в друга, характеризуя с разных сторон одно и то же взаимодействие педагогов и учащихся. Если говорить о применении в данный момент определенного метода, то это означает, что он доминирует на данном этапе, внося особенно большой вклад в решение основной дидактической задачи.

При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:

1. Соответствие методов принципам обучения.

2. Соответствие целям и задачам обучения.

3. Соответствие содержанию данной темы.

4. Соответствие учебным возможностям учеников: уровню подготовленности, психологическим особенностям.

5. Соответствие имеющимся условиям и отведенному времени для обучения.

6. Соответствие возможностям самих педагогов. Эти возможности определяются их предшествующим опытом, уровнем теоретической и практической подготовленности, личностными качествами.

В нормативных документах, регулирующих организацию образовательного процесса в школе (ФГОС ОО, ПООП ОО) в качестве одного из обязательных требований является широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеурочной работой с целью достижения как предметных, так и метапредметных и личностных компетенций обучающихся.

В образовании традиционно принято рассматривать три группы методов обучения, каждая из которых имеет свои особенности:

1. Пассивные методы

2. Активные методы

3. Интерактивные методы

Пассивные методы – это форма взаимодействия учителя и обучающихся, при которой педагог является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а ученики выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя (обычно реализуется через авторитарный стиль). Связь между ними устанавливается преимущественно с помощью опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т.д. С позиции современных пед. технологий и эффективности усвоения учебного материала этот метод малоэффективен, однако имеет и некоторые преимущества, такие как менее трудоемкая подготовка к занятию, возможность преподнести во время занятия больший объем материала в условиях временных ограничений

Активные методы – это форма взаимодействия учителя и учеников, при которой они взаимодействуют друг с другом не в качестве пассивных участников, а активных, таким образом, учащиеся и педагог функционируют на равных правах (предполагают использование демократического педагогического стиля).

Есть и еще одна форма, более современная, но и сложная в реализации – интерактивные методы. Многие педагоги не видят разницы с активными методами, но, несмотря на схожесть, имеются и существенные отличия. Таким образом, интерактивные методы можно считать более современной формой активных методов.

Интерактивные методы («inter» -это взаимный, «act» - действовать) – такая форма взаимодействия учителя и учащихся, при которой создаются условия более тесного взаимодействия учеников не только с учителем, но и друг с другом.

Роль учителя кардинально изменяется при использовании интерактивных форм. Он больше не является центральной фигурой в учебном процессе, а лишь осуществляет его регулирование. Его основными задачами в рамках такого подхода являются: общая организация занятия, подготовка заданий, чаще всего групповых, консультации, контроль времени и порядка выполнения заданий. Ученики обращаются к своему прошлому опыту и других людей, общаются друг с другом, совместно решают поставленные задачи и проблемы, преодолевают возможные конфликтные ситуации, учась находить общие точки соприкосновения, идя на компромиссы. Следует обратить внимание на то, что в ходе подготовки занятия на основе интерактивных форм обучения перед педагогом стоит задача не только выбора наиболее эффективной и подходящей формы обучения для изучения конкретной темы, а сочетания нескольких методов обучения для решения проблемы, что, несомненно, способствует лучшему осмыслению учеников. Представляется целесообразным рассмотреть необходимость использования разных интерактивных форм обучения для решения поставленной задачи.

Принципы работы на интерактивном занятии:

• занятие – это общая работа;

• все участники равны независимо от возраста, опыта, личностных качеств;

• каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу;

• нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея);

• все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к размышлению.

Таким образом, интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися; обеспечивает реализацию воспитательных задач, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению других, обеспечивает высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность. Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.

Для решения воспитательных и учебных задач курса финансовой грамотности в школе педагогом могут быть использованы следующие интерактивные формы:

• Круглый стол (дискуссия, дебаты)

• Мозговой штурм

• Деловые и ролевые игры

• Анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ

• Мастер класс

Одной из основных педагогических технологий, которые можно успешно использовать для обучения финансовой грамотности, являются технологии обучения в сотрудничестве.

Обучение в сотрудничестве (cooperative learning)

Обучение в сотрудничестве (cooperative learning), обучение в малых группах используется в педагогической практике довольно давно. Оно является важным элементом прагматического подхода, проектного метода (Дж. Дьюи).

Главная идея - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Технология на первый взгляд проста: преподаватель разбивает обучающихся на группы по 4—5 человек и предлагает им сообща выполнить задание (решить проблему с опорой на их предыдущий опыт и знания, найти новое решение, провести мини исследование, разработать проект и т. д.)

Основным условием метода является то, что в итоге совместной работы должно быть выработано новое знание, с которым согласятся все участники. Задание выполняется в определенные сроки, и его выполнение контролируется преподавателем, как правило, лишь на заключительном этапе, когда группа представляет результат (продукт) своего коллективного труда. С помощью технологии обучения в сотрудничестве реализуются:

- проблемное обучение

- проектное обучение

Существует много разных вариантов применения такой модели обучения. Педагог может разнообразить их с помощью своего творчества, однако есть ряд основных правил обучения в сотрудничестве, которые необходимо соблюдать:

1. Группы обучающихся формируются педагогом до занятия с учетом психологической совместимости обучающихся, причем в каждую из них должны включаться разные по уровню подготовки учащиеся. Если группа на протяжении ряда занятий работает эффективно, достигая целей занятия, то ее состав не нужно менять, это костяк коллектива, «базовые группы». Если работа по каким-то причинам неэффективна, состав группы можно менять;

2. Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между участниками группы (самими учениками, но иногда учителем);

3. Оценивается работа не одного обучающегося, а всей группы; важно, что оцениваются не только знания, но и желание, усилия обучающихся. Важно дать возможность учащимся оценивать результаты самостоятельно (саморефлексия);

4. Учитель выбирает участника группы, который защищает выполненное задание. В ряде случаев это бывает не самый подготовленный обучающийся. Если он в состоянии обстоятельно доложить результаты совместной работы группы, ответить на вопросы других групп, значит, цель достигнута и группа справилась с заданием, ибо цель любого задания - не формальное его выполнение (правильное/неправильное решение), а овладение материалом каждым участником группы.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бурина Ирина Анатольевна

Дата: 30.05.2022

Номер свидетельства: 608416


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства