"Финансовая грамотность как условие формирования финансовой культуры в школе"
"Финансовая грамотность как условие формирования финансовой культуры в школе"
Понимая необходимость повышения уровня финансовой грамотности обучающихся образовательные организации активно внедряют элементы финансовой грамотности в рабочие программы учебных предметов и учебных курсов, используют эффективные формы внеклассной, воспитательной работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Финансовая грамотность как условие формирования финансовой культуры в школе"»
Финансовая грамотность как условие формирования финансовой культуры в школе
Кудряшова Мария Витальевна, методист МКУ «Информационно-методический центр Мариинского муниципального района»
Реализация плана мероприятий «Программы повышения финансовой грамотности населения Кузбасса» в образовательных организациях Мариинского муниципального района осуществляется по трем направлениям:
- изучение основ финансовой грамотности на уроках обществознания, истории, математики, географии;
- изучение основ финансовой грамотности на занятиях учебных курсов и курсов внеурочной деятельности;
-организация воспитательной работы (проведение внеклассных мероприятий).
МБОУ «СОШ №1», МАДОУ «Счастливый островок» являются «опорными» по изучению основ финансовой грамотности.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» позволяет школам самостоятельно выбирать курсы и программы для внеурочной деятельности и факультативов. Это дает возможность вводить курсы финансовой грамотности. Кроме того, проводится большая работа по внедрению элементов финансовой грамотности в федеральные государственные образовательные стандарты. По предмету «обществознание» такая работа уже проведена, поэтому УМК (учебно-методические комплексы) будут актуальны для всех школьников 1–9 классов и учителей обществознания. Помимо обществознания, специальные тематические модули подготовлены для таких школьных предметов, как: экономика, право, основы безопасности и жизнедеятельности (ОБЖ), английский язык, география и математика. Готовятся к выходу модули для истории и информатики.
В основном содержании учебных предметов на ступени основного общего образования расписаны темы, изучаемые на уроках обществознания в блоке «Экономика», на которых и формируется финансовая грамотность обучающихся.
Школьники знакомятся с историей появления денег, выясняют, как оценить надёжность банка, как выбрать подходящие условия потребительского
кредита, узнали, каковы механизмы работы банковской системы,
как функционирует налоговая система — основа бюджетной политики любого государства применяют полученные знания на практике.
В курсе географии знакомятся с понятием демографическая нагрузка — отношение численности неработающего населения к работающему. Именно этот показатель является основным при проектировании пенсионной системы.
Изучив данный раздел, учащиеся узнают о том, как устроена и функционирует пенсионная система современной России, а также какие существуют способы финансового планирования в молодости своей безбедной старости.
В школьном курсе математики, разработанном Муравиными Ольгой Викторовной и Георгием Константиновичем, предлагается поэтапная схема введения практических знаний о финансах.
То есть не обрушивать на старшеклассника сразу весь объем информации, а с начальной школы предлагать задачи, которые отображают финансовые операции. Стоит обратить внимание на то, что это должно стать дополнительным стимулом для изучения предмета: теперь есть очень четкий ответ на вечный вопрос ученика «Как мне эти знания пригодятся в жизни? Зачем мне заучивать формулы?». Не лишним будет напомнить ученикам, что такие задачи будут встречаться в ЕГЭ, это привлечет внимание тех, кто заранее замотивирован на успешную сдачу государственной аттестации.
В начальной школе происходит знакомство с денежными знаками, ценою и стоимостью товаров. Младшие школьники учатся пользоваться карманными деньгами: оплачивать обеды в школе, рассчитывать сдачу. Дети знакомятся с товарами. Теперь, запоминая информацию о себе, ребенок сможет назвать не только свое имя, возраст, но и, например, размер одежды. Обязательными становятся задачи на расчет стоимости; пользуясь таблицами с данными, ученик будет совершать покупки: например, будучи ограниченным конкретной суммой, он должен принять решение, какие билеты в театр он может себе позволить купить.
Изучение учебного курса «Основы финансовой грамотности» на всех уровнях обучения (начального общего образования (1-4 классы), основного общего образования (5-9 классы), среднего общего образования (1-11 классы) отражено в учебных планах всех образовательных организаций. Вместе с тем в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) всех уровней главной целью и результатом образования является развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД). Программа по финансовой грамотности направлена на формирование всех видов УУД (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных). Данный учебный курс способствует формированию личности социально-развитого, критически мыслящего, конкурентоспособного выпускника, обладающего экономическим образом мышления, способного взять на себя ответственность за свое будущее, за будущее своих близких и своей страны.
Реализация курса осуществляется через разные формы образовательной деятельности:
- проектная деятельность;
- внеурочная деятельность;
- интеграция в урочную деятельность;
- внеклассная работа;
- социальное партнерство.
Активно используются учебно-методические материалы Банка России и Минфина России для учащихся 2-11 классов. Школы получили данные материалы бесплатно (учебно-методический комплект включает материалы для учащихся, рабочие тетради, материалы для родителей, контрольно-измерительные материалы, методические рекомендации для учителя).
И что самое главное, нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, воспитание детей финансово грамотными является очень важным, ведь тогда мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков. Эту задачу выполняет воспитательная работа в ОО (проведение внеклассных мероприятий).
Образовательные организации муниципалитета участвуют во многих мероприятиях всероссийского, регионального и муниципального уровней.
Во Всероссийском чемпионате по финансовой грамотности, который проводился в рамках национальной стратеги повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации, в отборочном туре принимали участие Чебулинский, Тисульский, Тяжинский, Мариинский районы.
Наш район представляли 4 команды МБОУ «СОШ №1», МБОУ «Красноорлоская СОШ», МБОУ «ООШ №3», МБОУ «2-Пристанская ООШ».
«Красноорлоская СОШ»- победитель данного тура, участвовала в заключительном туре в г. Кемерово.
Ежегодно в школах проходят Всероссийские недели финансовой грамотности для детей и молодежи. В рамках Недели обучающиеся принимают участие:
-во Всероссийском онлайн-квесте по финансовой грамотности «Финансовый детектив»;
- Онлайн-уроках по теме Недели;
- Онлайн марафоне по финансовой грамотности от официального партнера ООО "Инфоурок".
Неделя включает и вебинары для родителей.
Ряд вебинаров для родителей от спикеров и партнеров Недели. Задача мероприятий – рассказать родителям о финансовом воспитании детей: в каком возрасте необходимо начинать разговоры о деньгах, какие темы поднимать, как привить детям здоровые финансовые привычки и пр.
Запись трансляции доступна на портале в разделе «Онлайн мероприятия».
По результатам реализации Всероссийской программы «Дни финансовой грамотности в учебных заведениях» проходят мероприятия:
-открытые уроки, онлайн-уроки, уроки – презентации, видео – уроки по темам «С деньгами на Ты или Зачем быть финансово грамотным?», «Происхождение денег» «Финансовые инструменты и стратегии инвестирования» «Личный финансовый план. Путь к достижению цели» - «Происхождение денег» «Финансовые инструменты и стратегии инвестирования» «Личный финансовый план. Путь к достижению цели» и др;
-сюжетно-ролевые игры «Банк», «Супермаркет», Деловые игры «Личное финансовое планирование», «Семейный бюджет»,«Финзнайка», «Монеткины»,«Финсовет», дидактические игры «Доходы-расходы» «Что такое микрокредитование?»;.
- Онлайн - конференция «Семейный бюджет»;
- Вебинары, онлайн-уроки для учащихся и родителей 9 классов по выбору профессии, «Макроэкономический анализ ситуации. Март 2020», «Финансовый кризис и семейный бюджет», «Бизнес и кризис», «Использование банковских продуктов в кризис»;
- Экскурсии в локальные бизнесы: малый бизнес г. Мариинска, Сбербанк. Экскурсии прошли в 8-11 классах;
- Защита мини-проектов по бизнес планированию: 8,9 классы;
- Просмотр мультфильмов «Финансовая грамотность» во 2-4 классах;
- Дискуссия "Что такое налоги и зачем их платить»;
- Викторина «Финансовая грамотность в сказках»;
- Конкурсы рисунков (рекламы), поделки из вторсырья.
В ноябре 2020 года была проведена Кузбасская образовательная акция «Финансовый диктант» посвященная 300 - летию Кузбасса, в которой приняли участие 305 человек, каждый участник получил именной сертификат.
Для учащихся были проведены открытые уроки представителями «АльфаСтрахование – ОМС». На этих уроках ребята узнали об обязательном медицинском страховании, о том, какую бесплатную медицинскую помощь они могут получить, имея полис ОМС.
Таким образом, понимая необходимость повышения уровня финансовой грамотности обучающихся образовательные организации активно внедряют элементы финансовой грамотности в рабочие программы учебных предметов и учебных курсов, используют эффективные формы внеклассной, воспитательной работы.