Бизнес-план — подробный, чётко структурированный и тщательно подготовленный документ, описывающий цели и задачи, которые необходимо решить предприятию (компании), способы достижения поставленных целей и технико-экономические показатели предприятия и/или проекта в результате их достижения.
ЗНАЧЕНИЕ
В первую очередь бизнес-план необходим компаниям, которые существуют совсем недавно. Такие молодые проекты называют стартапами.
Стартап (от англ. start up, «начинающий») — это молодой бизнес, который создаётся для реализации перспективной идеи. Как правило, организуются небольшими компаниями людей.
К внутренним целям бизнес-плана относятся:
Выражается в необходимости оценки собственных знаний, понимания рынка и систематизации информации.
Формирование стратегии путем определения миссии и постановки задач, анализа возможных направлений развития и требуемых ресурсов, оценка и выбор оптимального варианта, расчет требуемого финансирования.
Контроль процессов. Выступая основой функционирования будущей компании, бизнес-план позволяет определить отклонения и выявить их причины.
Исследование рынка, его особенностей, конкурентной среды, предпочтений потребителей.
Оценка возможностей предприятия, в том числе его производственных мощностей, кадровой обеспеченности.
Прогнозирование прибыльности и сроков окупаемости. Проводимый в рамках этого документа расчет позволяет сделать это.
Анализ эффективности вложений, поскольку рассчитываются такие показатели как срок окупаемости, рентабельность инвестиций, дисконтированный денежный поток, внутренняя норма доходности и др.
Расчет требуемых затрат на строительство, закупку оборудования, содержание персонала, рекламные компании.
Выявить соответствие кадров требуемому уровню профессионализма, в противном случае поиск новых работников.
Внешние цели бизнес - планирования:
Представление идеи различным лицам и объяснение необходимости ее внедрения.
Получение банковского кредита.
Привлечении инвестиций как со стороны частных инвесторов, так и от венчурных фондов.
Поиск партнеров
Слияние с сторонней организацией.
Получение субсидий и иных трансфертов государства.
Использует план, чтобы контролировать достижение уже поставленных целей
Позволяет планировать распределение финансов, в том числе и в критических
Позволяет переосмыслить ключевые показатели, управлять возможностями и целями, отслеживать динамику их достижения,
Определяет, что будет предпринимать организация в возможных сложных ситуациях
Даёт возможность понять, хватит ли поступающих средств на необходимые расходы
ПРЕИМУЩЕСТВА
Даёт возможность выделить значимые этапы в процессе реализации идеи
Прогнозирует возможные ситуации, что даёт возможность усилить стратегические позиции бизнеса
КРЕДИТОВАНИЕ ДЛЯ БИЗНЕСА
ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ
ВОЗМОЖНОСТИ
Обосновывает объём денежных средств, необходимых для вложения, предоставляет информацию о потенциальных потребителях, рынках сбыта, сроках возврата инвестиций
Определяет размер чистой прибыли от предлагаемого проекта, насколько реально добиться своевременных результатов от вложений, какие риски могут возникнуть
Дает обоснование для выдачи банковского кредита
ПОМОЩЬ ОТ ФОНДОВ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА
Предоставляется при обращении в фонды поддержки малого бизнеса
Виды государственной финансовой помощи : денежные субсидии на создание и развитие бизнеса, инновационные гранты, поддержка экспорта, бесплатное участие в выставках и ярмарках, лизинговые услуги и пр.
Бизнес-план для инвесторов (кредиторов, грантодателей, органов, предоставляющих государственную финансовую поддержку , и т.д.)
Бизнес-план для себя (внутрифирменный)
ПОДХОДЫ К НАПИСАНИЮ
СТРУКТУРА БИЗНЕС - ПЛАНА
Резюме проекта (введение)
Описание проекта и отрасли
Концепция продукта/услуги
Маркетинговый план или план продвижения
План производства/продаж
Финансовый план
Доходность и окупаемость проекта
Риски проекта
ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ
Подготовительный этап. На этом этапе определяют цели создания документа, его назначение, сроки, ответственных исполнителей разделов, необходимость привлечения специалистов из других организаций, график работы, бюджет.
Этап разработки бизнес-плана по разделам, их компановка и сведение в единый взаимосвязанный документ. Второй этап также можно разбить на ряд шагов: - сбор информации; - непосредственное написание бизнес-плана.
Этап обсуждения бизнес-плана . Руководители, ведущие специалисты структурных подразделений предприятия, консультанты сторонних организаций и авторы разделов изучают и обобщают все отзывы и по каждому обоснованному замечанию, готовят аргументированное заключение.
Заключительный этап. На нем выполняют окончательную редакцию бизнес-плана, его утверждение у руководства предприятия и передачу всем заинтересованным организациям и лицам (акционерам, потенциальным инвесторам и др.).