kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАЗРАБОТКА И ИЗГОТОВЛЕНИЕ НАГЛЯДНОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ПАПЬЕ-МАШЕ» НА ОТДЕЛЕНИИ ДПИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА «РАЗРАБОТКА И ИЗГОТОВЛЕНИЕ НАГЛЯДНОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ "ПАПЬЕ-МАШЕ" НА ОТДЕЛЕНИИ ДПИ»
В педагогике для успешного функционирования учебного процесса все средства обучения должны быть связаны между собой. Необходимо согласовывать информацию, предъявляемую и сопровождаемую с помощью различных средств обучения. Средства обучения должны «работать» практически во всех звеньях учебного процесса — и в процессе преподавания, и в процессе учения. Поэтому наиболее широкое применение в успешном обучении учащихся, находят наглядные пособия и технические средства обучения.

 

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что демонстрационные объекты – наглядные учебные пособия, являются одним из важнейших источников информации, они помогают преподавателю эффективно организовать образовательный процесс.

Объектом данного исследования является изучение наглядных учебных пособий, их видов и методов использования. Предметом исследования данной методической работы, выступает процесс изготовления наглядного учебного пособия для изучения техники папье-маше на оделении ДПИ Детской школы искусств с. Восток.

Цель работы: изготовить наглядное пособие для изучения темы и техники папье-маше.

 При работе над поставленной целью следует выделить следующие задачи:

- рассмотреть понятие «наглядные учебные пособия» и их виды;

- рассмотреть значимость наглядных учебных пособий в процессе обучения;

- познакомится с историей существования техники папье-маше;

- научится распознавать виды папье-маше;

-изучить технологию создания бумажного теста папье-маше.

-изготовить и произвести экономический расчёт сувенира-копилки «Жаба»;

-дополнить и обеспечить безопасное хранение для наглядного учебного пособия.

Методическая разработка состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Во введении сформулированы актуальность, объект, предмет, цель и задачи исследования.

В первой главе отражены: понятие учебных наглядных пособий,  их виды, цели применения, методы использования. А так же особенности и принципы использования наглядных учебных пособий в декоративно-прикладном искусстве.

Вторая глава содержит планирование работы и изготовление наглядного учебного пособия для урока по теме «Папье-маше» технологическую карту изготовления бумажного теста папье-маше. Технологическую карту изготовления наглядного учебного пособия в технике папье-маше «Жаба». Экономический расчет.

В заключении сделаны выводы по работе. Библиографический список содержит 14 источников. В приложение вынесено: история возникновения папье-маше, инструкция по технике безопасности при работе с бытовыми электроприборами, иллюстрации конечного варианта наглядного учебного пособия выполненного в технике папье-маше для уроков декоративно прикладного творчества.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РАЗРАБОТКА И ИЗГОТОВЛЕНИЕ НАГЛЯДНОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ПАПЬЕ-МАШЕ» НА ОТДЕЛЕНИИ ДПИ»

МУНИУИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ с. ВОСТОК










Методическая разработка преподавателя ДПИ

БАТМАНОВОЙ СВЕТЛАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ









ТЕМА «РАЗРАБОТКА И ИЗГОТОВЛЕНИЕ НАГЛЯДНОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ» «ПАПЬЕ-МАШЕ НА ОТДЕЛЕНИИ ДПИ»

















2016 г.



Оглавление



ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ТОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ НАГЛЯДНЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ 5

1.1Наглядное учебное пособие: понятие, виды, цели применения и методы использования 5

1.2 Принципы применения наглядных учебных пособий на уроках декоративно-прикладного искусства 8

ГЛАВА 2 ИЗГОТОВЛЕНИЕ НАГЛЯДНОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ 11

2.1 Планирование работы и изготовление наглядного учебного пособия для урока по теме «Папье-маше» 11

2.2 Разработка технологической карты и выполнение экономического расчета наглядного учебного пособия по теме «Папье-маше». 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29

ПРИЛОЖЕНИЯ 31





ВВЕДЕНИЕ



В педагогике для успешного функционирования учебного процесса все средства обучения должны быть связаны между собой. Необходимо согласовывать информацию, предъявляемую и сопровождаемую с помощью различных средств обучения. Средства обучения должны «работать» практически во всех звеньях учебного процесса — и в процессе преподавания, и в процессе учения. Поэтому наиболее широкое применение в успешном обучении учащихся, находят наглядные пособия и технические средства обучения.

Актуальность темы исследования, обусловлена тем, что демонстрационные объекты – наглядные учебные пособия, являются одним из важнейших источников информации, они помогают преподавателю эффективно организовать образовательный процесс.

Объектом данного исследования является изучение наглядных учебных пособий, их видов и методов использования. Предметом исследования данной методической работы, выступает процесс изготовления наглядного учебного пособия для изучения техники папье-маше на оделении ДПИ Детской школы искусств с. Восток.

Цель работы: изготовить наглядное пособие для изучения темы и техники папье-маше.

При работе над поставленной целью следует выделить следующие задачи:

- рассмотреть понятие «наглядные учебные пособия» и их виды;

- рассмотреть значимость наглядных учебных пособий в процессе обучения;

- познакомится с историей существования техники папье-маше;

- научится распознавать виды папье-маше;

-изучить технологию создания бумажного теста папье-маше.

-изготовить и произвести экономический расчёт сувенира-копилки «Жаба»;

-дополнить и обеспечить безопасное хранение для наглядного учебного пособия.

Методическая разработка состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Во введении сформулированы актуальность, объект, предмет, цель и задачи исследования.

В первой главе отражены: понятие учебных наглядных пособий, их виды, цели применения, методы использования. А так же особенности и принципы использования наглядных учебных пособий в декоративно-прикладном искусстве.

Вторая глава содержит планирование работы и изготовление наглядного учебного пособия для урока по теме «Папье-маше» технологическую карту изготовления бумажного теста папье-маше. Технологическую карту изготовления наглядного учебного пособия в технике папье-маше «Жаба». Экономический расчет.

В заключении сделаны выводы по работе. Библиографический список содержит 14 источников. В приложение вынесено: история возникновения папье-маше, инструкция по технике безопасности при работе с бытовыми электроприборами, иллюстрации конечного варианта наглядного учебного пособия выполненного в технике папье-маше для уроков декоративно прикладного творчества.


ГЛАВА 1 ТОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ НАГЛЯДНЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ
    1. Наглядное учебное пособие: понятие, виды, цели применения и методы использования


Наглядные учебные пособия - плоскостные и объёмные изображения предметов и явлений, специально создаваемые для целей обучения, производственные и природные объекты в их естественном или препарированном виде. Применение наглядных учебных пособий способствует формированию у учащихся материалистических представлений и понятий, выработке у них умения и навыков. Наглядных учебных пособий используются в школе на различных этапах учебного процесса: при объяснении учителем нового учебного материала, при закреплении его учащимися, во время повторения изученного материала и при проверке учителем знаний учащихся, а также во внеклассной, кружковой работе. Наглядные учебные пособия должны соответствовать содержанию учебных программ и учебников, методам и приёмам обучения, возрастным особенностям учащихся, а также удовлетворять определённым научным, эстетическим, санитарно-гигиеническим, техническим и экономическим требованиям. Наглядные учебные пособия очень разнообразны по своему назначению, содержанию, способам изображения, материалам и технологии изготовления, а так же по методам и приемам использования.

Наглядные учебные пособия принято делить на 2 основные группы: натуральные пособия, состоящие из природных или производственных объектов, и изобразительные, представляющие предметы и явления средствами искусства (живописи, графики, скульптуры) и техники.

По способам изображения различают: образные наглядные учебные пособия, показывающие предметы и явления в реальном или образном виде (модели, макеты, муляжи, картины, иллюстративные таблицы и др.). Так же схематические условные наглядные учебные пособия, передающие в предмете или явлении только самое главное, основное, в известной логической обработке и с использованием условных графических знаков, условной раскраски и символики (карты, макеты, схемы, диаграммы и др.).

Изобразительные наглядные учебные пособия могут выполняться в 2 (плоскостные) или 3 измерениях (объёмные). Как плоскостные, так и объёмные изобразительные наглядные учебные пособия создаются 2 видов: статичные, с неподвижными частями и деталями, и динамичные. Динамичные в свою очередь бывают различных видов:

а) С подвижными или съёмными деталями. Например, плоскостная модель по арифметике для решения задач на встречное движение с передвигающимися изображениями поездов, междугородных автобусов, пароходов.

б) Разборные модели. Например, анатомические разборные модели торса, глаза, уха человека.

в) Действующие модели. Например, действующая модель подъёмного крана, водяной или паровой турбины.

Из плоскостных изобразительных наглядных пособий выделяют в особую группу экранные наглядные пособия: диапозитивы, диафильмы и кинофильмы. К наглядным учебным пособиям относят также и такие учебные пособия, как грампластинки и тонфильмы (магнитофонные ленты) с записями литературных произведений в исполнении мастеров художественного слова, выступлений государственных и общественно-политических деятелей, писателей, артистов, учёных; с записями революционных песен, музыкальных произведений, текстов на иностранных языках и др.

Экранные наглядные звуковые учебные пособия, вместе с проекционной аппаратурой (проекционный фонарь, фильмоскоп, эпидиоскоп и др.), магнитофоном, патефоном, проигрывателем, телевизором и т. д. объединяются в группу технических средств обучения. К ним относят также обучающие машины и другие устройства, применяемые для программированного обучения.

По методам и приёмам использования наглядные учебные пособия. разделяют на 2 группы: демонстрационные пособия, которые учитель демонстрирует на уроке всему классу (картины, таблицы, коллекции крупных образцов различных предметов, чучела, скелеты и др.). И пособия, предназначенные для самостоятельной работы учащихся (наборы раздаточного дидактического материала, препараты мелких растений и животных, коллекции с мелкими образцами, наборы мелких моделей и технических деталей, альбомы, атласы и др.).

Применение подвижных и сменяемых деталей в таблицах, действующих технических моделей, разборных плоскостных и объёмных моделей значительно усиливает педагогическую эффективность демонстрационных пособий. Демонстрационный подвижной изобразительный материал, состоящий из комплекта отдельных рисунков, даёт возможность подбирать и располагать их в различных сочетаниях и последовательности, в зависимости от конкретной дидактической задачи.

Цели применения наглядных учебных пособий. разнообразны. Пособия могут служить источником знаний, объектом изучения, например все натуральные наглядные пособия: художественные картины на уроках рисования, модели и муляжи, слепки и т. д. В других случаях наглядные учебные пособия. иллюстрируют, конкретизируют изучаемый материал, например картины на уроках истории, литературы. В начальных классах на уроках русского языка и математики наглядные учебные пособия часто выполняют только служебную, вспомогательную роль, например счётный материал, картинки, иллюстрирующие условие задачи, и др.

Наглядные учебные пособия выпускаются для школ издательствами, учебно-технической промышленностью, киностудиями и другими организациями и предприятиями. Их описание с указанием назначения и приёмов использования содержится в специальных каталогах и справочниках

Многие наглядные учебные пособия изготовляются учащимися на уроках ручного труда, в учебных мастерских, в технических и других ученических кружках, а иногда и дома. При изготовлении наглядных учебных пособий по природоведению, географии, литературе, истории школами широко используется местный природный, производственный, историко-археологический, литературный и статистический материал.

Таким образом, наглядные учебные пособия, используются в учебном процессе школы и во внешкольных учебных заведениях на различных этапах учебного процесса. При объяснении нового учебного материала, при закреплении его учащимися, во время повторения изученного материала и при проверке учителем знаний учащихся. Они должны соответствовать содержанию учебных программ и учебников, методам и приёмам обучения, возрастным особенностям учащихся, а также удовлетворять определённым научным, эстетическим, санитарно-гигиеническим, техническим и экономическим требованиям.


1.2 Принципы применения наглядных учебных пособий на уроках декоративно-прикладного искусства


Декоративно-прикладное искусство - раздел декоративного искусства, который охватывает ряд отраслей творчества, все они посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. К произведениям декоративно-прикладного искусства относятся: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, оружие, одежда, всякого рода украшения, а также другие изделия, не являющиеся по изначальному предназначению произведениями искусства, но приобретающие художественное качество благодаря приложению к ним труда художника. Наряду с делением произведений декоративно-прикладного искусства по их практическому назначению в научной литературе со второй половины XIX в. утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства, по материалу : металл, керамика, текстиль, дерево, бумага, стекло и т. п. По технике выполнения: резьба, роспись, вышивка, выжигание, лепка, папье-маше, квиллинг и т.д. Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством в больших масштабах, либо единичном изготовлении в педагогической практике.

Рассматривая декоративно-прикладное искусство с точки зрения педагогики, в общеобразовательном и дополнительном обучении, важно отметить необходимость и целесообразность применения на уроках наглядного учебного пособия. Научно-теоретическое обоснование принципа наглядности в обучении и определении наглядных средств, необходимых в процессе преподавания декоративно-прикладного искусства, обусловлено тем, что окружающий мир человек познает при помощи органов чувств, приблизительно девять десятых всей информации поступает посредством чувственного восприятия объективно существующей действительности.

В качестве средств обучения на уроках декоративно-прикладного искусства возможно использование следующей системы наглядных пособий:

1. Предметные наглядные пособия – образцы декоративных изделий. Изделия народных мастеров (авторские работы). Художественные произведения народных промыслов, предметы крестьянского быта, народные костюмы. Натурные объекты (природа, птицы, животные, человек) и т.п.

2. Учебно-методические пособия на печатной основе (таблицы, плакаты, репродукции с картин, открытки, карточки-задания, чертежи и т.п.).

3. Демонстрационные или аудиовизуальные пособия с привлечением телекоммуникационных и информационных технологий, которые используются, как правило, в единстве с другими дидактическими средствами обучения: лекции, беседы, демонстрации моделей, таблиц, репродукций.

4. Личный пример педагога, демонстрация учителем приемов обработки различных материалов, а также выполнение эскизов, чертежей, проектов, набросков, зарисовок, так же являются одним из видов наглядности.

Все наглядные пособия должны иметь точное учебно-воспитательное назначение. Неправильное пользование наглядными пособиями может привести к отрицательным результатам. Поэтому к их показу следует тщательно готовиться: уточнить задачи и содержание наблюдения, заблаговременно подобрать пособия к теме, продумать их экспозицию и время показа на уроке. Все наглядные пособия, которые вывешены на доске, должны работать на уроке. Методы наглядного обучения, которые используются на уроке, должны быть взаимосвязаны со словесными и практическими методами обучения. Чтобы добиться прочного усвоения изучаемого материала, педагогу необходимо постоянно совершенствовать методику проведения занятий через поиск новых форм, методов и приемов обучения.

Таким образом, можно сделать вывод, о том что, успешность творчества в декоративно-прикладной деятельности во многом зависит от прочности усвоения, как теоретических знаний, так и практических умений. Правильное и систематическое использование наглядных учебных пособий помогает расширить представления учеников, лучше усвоить материал урока. Даёт простор для фантазии и творчества, развивает пространственное мышление, что в свою очередь сказывается на выразительности, оригинальности и грамотности исполнения изделий и позволяет выполнять работы качественно, на высоком уровне сложности.


ГЛАВА 2 ИЗГОТОВЛЕНИЕ НАГЛЯДНОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ



2.1 Планирование работы и изготовление наглядного учебного пособия для урока по теме «Папье-маше»


При планировании работы по изготовлению наглядного учебного пособия для урока, по теме «Папье-маше» были проделаны следующие этапы:

1. Поисковый этап:

- выбор темы и обоснование необходимости изготовления наглядного учебного пособия.

- формирование требований к выбранному объекту.

-разработка вариантов наглядного учебного пособия и выбор наилучшего.

2. Технологический этап:

- выбор объекта и технология изготовления наглядного учебного пособия;

- подбор материалов, оборудования и инструментов;

- организация рабочего места;

- изготовление материального объекта наглядного учебного пособия с соблюдением правил безопасной работы;

- экономический расчет затрат на изготовление материального объекта.

3.Заключительный (аналитический) этап:

- окончательный контроль наглядного учебного пособия;

- использование и хранение наглядного учебного пособия;

- анализ наглядного учебного пособия.

Рассмотрим более подробно эти этапы, применительно к теме исследования - изготовление наглядного учебного пособия папье-маше.

На первом этапе были осуществлены следующие виды работы:

  1. Выбор темы и обоснование необходимости изготовления наглядного учебного пособия.

В Детской школе искусств с. Восток на отделении ДПИ существует предмет «Декоративно-прикладная композиция». Согласно учебному плану во второй четверти изучается техника папье-маше. Для успешного усвоения и понимания теоритической части темы, возникла необходимость применения наглядного учебного пособия. Что дало бы учащимся заинтересованность, более расширенное понимание о технике. Чтобы дети могли сравнить особенности направления техники папье-маше. Обобщали наглядный материал, могли выделять наиболее типичные признаки, обозначать их словом, т. е. выполнять специальную умственную работу для получения соответствующего представления по предлагаемой теме.

Как отмечалось ранее, наглядные пособия делится на виды: изобразительные, экранные, натуральные.

  1. Формирование требований к выбранному объекту.

Для урока по теме «Папье-маше», необходимо изготовить такое наглядное учебное пособие, которое могло дать учащимся не только образное представление о технике изделий выполненных в ней, но и помогло бы прикоснуться, потрогать, понять конструкцию, ощутить вес наглядности.

  1. Разработка вариантов наглядного учебного пособия и выбор наилучшего.

Экранный вид пособия был отброшен в первую очередь, т.к. такое наглядное пособие удовлетворяло бы лишь зрительным ощущением учащихся, ровно, как и изобразительный вид наглядности. Задача заключалась в том, чтобы используемый вид наглядности мог не только показать красоту изделий из папе-маше, а так же передал особенности, через тактильные ощущения. Поэтому натуральный вид наглядности был выбран как самый удовлетворительный.

На втором технологическом этапе была проделана следующая работа:

  1. Выбор объекта и технология изготовления наглядного учебного пособия.

Прежде чем выбрать объект для изготовления наглядного учебного пособия, необходимо как можно больше узнать о технике папье-маше. Известно, что название папье-маше пришло к нам из Франции (pape mashe) означает «рваная» или «жёваная» бумага. Вся премудрость техники заключается в оклеивании какой-нибудь формы кусочками бумаги в несколько слоёв, с последующим изъятии этой формы-основы. Это один из видов техники папье-маше который называется «Лакуна», что означает «пустота», так как изделие получается полым (пустым внутри).

Другой вид папье-маше состоит в том, что из густой массы бумаги, которая выглядит, как тесто формируется поделка, высушивается, обрабатывается и раскрашивается. Такая масса может накладываться на форму, при этом форма не изымается. Изделие, выполненное в этой технике, пустот внутри не имеет. Поэтому такой вид папье-маше называется «Монолит», что означает «единый». Более подробная история возникновения техники описана в приложении 1.

При проектировании наглядного пособия, важно было изготовить изделия в двух видах: лакуна и монолит. Однако изучив подробно образцы изделий папье-маше можно сделать вывод о том, что чаще используют смешение этих видов в одной работе.

Поискав интересные идеи в интернете, мне понравился сувенир-копилка «Жаба», который удовлетворял моим требованиям.

  1. Подбор материалов, оборудования и инструментов.

Для того, чтобы приступить к выполнению работы, необходимо было изготовить бумажное тесто или бумажную массу папье-маше. Которое является основой вида папье-маше – монолит. Процесс изготовления бумажной массы весьма трудоёмкий. Он занимает много времени, поэтому заготавливается заранее и может храниться в течении 20-30 дней в холодильнике, в закрытой ёмкости с набольшим добавлением воды. Сам процесс приготовления бумажной массы папье-маше подробно описан в таблице 1.

Таблица 1


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИЗГОТОВЛЕНИЯ БУМАЖНОГО ТЕСТА ПАПЬЕ-МАШЕ


№ п/п

Операция

Изображение

Инструменты и материалы

1

2

3

4

Приготовить туалетную бумагу серого цвета без тубы, клей ПВА, шпатлёвку, москитную сетку 50Х50 см


Нарвать туалетную бумагу, чем мельче, тем лучше.

Ёмкость для рваной бумаги: таз или ведро.

Залить рваную бумагу горячей водой. Размять при помощи вантуза.

Вантуз.





Продолжение таблицы

1

2

3

4

Откинуть на москитную сетку, получившуюся кашу, дать стечь.

Москитная сетка.

Высушить в течении 2-3 суток в тёплом месте.


Порциями измельчить сухую массу в кухонном комбайне.

Кухонный комбайн.

Добавить в полученную бумажную «крупу» , жидкое мыло, шпатлёвку и клей ПВА.

Жидкое мыло, шпатлёвка, клей ПВА.

Вымесить бумажную массу руками. Сложить в герметичную ёмкость.



При работе в технике папье-маше основным материалом является бумага (писчая, газетная, туалетная). Для связки бумаги используется клей ПВА, причём, в двух видах папье-маше: и лакуна, и монолит. Также при приготовлении бумажной массы, добавляется в небольших количествах шпатлёвка и жидкое мыло. Из оборудования необходимо иметь кухонный комбайн, для измельчения сухой бумажной массы. Комбайн можно заменить кофемолкой, либо блендером. При изготовлении «Жабы» необходимо применение фольги, малярного скотча, из инструментов – набор стеков для лепки, кисть малярная 19 мм. Для раскрашивания готового наглядного пособия акриловые краски, художественные кисти №1, №5.

  1. Организация рабочего места.

Для выполнения работ в технике папье-маше необходимо правильно организовать рабочее место. Это должен быть стол, закрытый макулатурой или клеёнкой, так как в работе используется клей ПВА. Так же надо иметь мягкую влажную тряпочку, для того чтобы вытирать руки. Так же надо продумать место для сушки изделия. Это должно быть тёплое помещение. Не рекомендуется сушить изделие на батарее, во избежание сильной усадки, что приведёт к деформации формы.

  1. Техника безопасности при выполнении работы.

В технологическом процессе приготовления массы папье-маше используется оборудование – кухонный комбайн, который относится к . бытовым электроприборам. Инструкция по технике безопасности

при работе с бытовыми электроприборами находится в приложении 2.

  1. Экономический расчёт затрат на изготовление материального объекта.

На этом этапе было принято во внимание понятие себестоимость изделия. Под себестоимостью понимается действительная стоимость материального объекта выраженная в денежной форме, текущие затраты на изготовление и сбыт продукции (работ, услуг).

В экономическом расчёте были учтены материальные затраты и затраты на расходы электроэнергии (при изготовлении бумажного теста), а так же затраты на оплату труда, без учёта амортизационных отчислений и платы за аренду помещения.

На третьем этапе, который называется заключительный или аналитический была проделана следующая работа:

  1. Окончательный контроль качества готового наглядного учебного пособия.

Предполагается, что учебное пособие будет демонстрироваться наглядно ученикам, а так же выступать в качестве раздаточного материала. Поэтому оно должно быть достаточно крепким, защищенно лаком, чтобы не пачкались руки, быть художественно эстетичным.

  1. Использование и хранение наглядного учебного пособия.

На всех этапах технологии изготовления наглядного учебного пособия в технике папье-маше, представлено изготовление сувенира-копилки «Жаба». Чтобы наглядное учебное пособие было полным, его дополнили двумя видами сувениров. Сувениром папье-маше лакуна - «Жостовская тарелка», и сувениром папье-маше монолит «Дымковский индюк». Для защиты изделий от внешних воздействий (пыли, влажности воздуха) и удобства транспортировки пособие, поместили в коробку, оклеенную макулатурой, имитирующую технику.

Данное наглядное учебное пособие может быть использовано на занятиях в дошкольных детских учреждениях, на уроках технологии в младших классах, и в дополнительном образовании, при изучении темы «Папье-маше». А так же в изучении народных промыслов, для демонстрации жостовских и дымковских изделий.

  1. Анализ проделанной работы, позволяет сделать вывод: материальный объект удовлетворяет потребности, соответствует качеству и назначению. Трудностей в работе не возникло.



2.2. Разработка технологической карты и выполнение экономического расчета наглядного учебного пособия по теме «Папье-маше»



Основными технологическими документами являются карты: технологическая, маршрутная, операционная и др.

Технологической картой называют документ, в котором записан весь процесс обработки деталей и изделий с указанием технологических операций, переходов, применяемых материалов, конструкторской документации, инструментов, технологического оборудования и оснастки.

Под маршрутной картой понимают документ, в котором записывают последовательность (маршрут, путь) обработки одной детали.

Операционная карта составляется для каждой операции и содержит перечень переходов и установок по обработке изделия и применяемых инструментов.

В таблицах 1 и 2 представлены технологические карты на изготовление массы (теста) папье-маше и сувенира-копилки «Жаба».

Таблица 2


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИЗГОТОВЛЕНИЯ НАГЛЯДНОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ В ТЕХНИКЕ ПАПЬЕ-МАШЕ «ЖАБА»


№ п/п

Операция

Изображение

Инструменты и материалы

1

2

3

4

1

Произвольно нарвать бумагу на прямоугольники размером не более 5 см. Надуть шарик до средних размеров, хвостик связать в узел.

Воздушный шарик, макулатура (газетная и писчая бумага)

2

Обклеить шарик слоем газетной бумаги, затем слоем писчей, и т.д. в 5-6 слоев

Воздушный шарик, макулатура, клей ПВА.

3

Высушить слои в теплом помещении. Повторить операцию наложения слоёв чтобы их количество было не менее 12. Извлечь воздушный шарик.

Воздушный шарик, макулатура, клей ПВА.





Продолжение таблицы

1

2

3

4

4

Лист газетной бумаги скрутить в трубочку.

Газетная бумага.

5

Из фольги размером 10Х15 см. сформировать лапку.

Фольга.

6

Соединить газетную трубочку и лапку из фольги при помощи малярного скотча. Сложить бумагу в три раза. Изготовить вторую лапку тем же способом.

Фольга, газетная бумага, малярный скотч.

7

Зафиксировать лапки с помощью бумажной массы.

Бумажная масса





Продолжение таблицы

1

2

3

4

8

Изготовить из фольги передние лапки. Зафиксировать их при помощи молярного скотча и бумажной массы. Высушить изделие.

Фольга, малярный скотч, бумажная масса.

Вырезать отверстие для рта, укрепить всё изделие бумажной массой, тонким слоем, разравнивая стекой для лепки. Дать просохнуть.

Ножницы или канцелярский нож, стека, бумажная масса.

При помощи туалетной бумаги и клея ПВА сформировать губы. Дать просохнуть.

Туалетная бумага, клей ПВА.

Из массы папье-маше сформировать нос, глаза, подкорректировать губы. Из туалетной бумаги, смоченной в клеи ПВА создать верхнее и нижнее веко, по всей поверхности Жабы создать бородавки. Высушить.

Масса папье-маше, туалетная бумага, клей ПВА.



Продолжение таблицы 2

1

2

3

4

Порвать туалетную бумагу и обклеить всё изделия для эффекта имитации жабьей кожи. Дать высохнуть.

Туалетная бумага, клей ПВА.

Выкрасить изделие в тёмно-зелёный цвет.

Акриловые краски, кисть № 5

Сухой кистью слегка надавливая, покрыть изделие зелёной краской, затем жёлтой, уделить больше внимания животику и глазам. Точечными движениями покрасить глаза золотистым оттенком, выделить зрачок черным. Просушить. Покрыть лаком. цветом.

Набор акриловых красок, кисти № 5; № 1.


Экономический расчёт затрат на изготовление материального объекта.

При изготовлении наглядного учебного пособия использовалось бумажная масса папье-маше. На технологический процесс которой, были закуплены материалы, расходовалась электроэнергия, следовательно, затрачены денежные средства. Поэтому в первую очередь выполним экономический расчёт изготовления бумажной массы. (табл. 3)



Таблица 3

РАСЧЕТ ЗАТРАТ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ 1 КГ. БУМАЖНОЙ МАССЫ.

Материал

Кол-во ед.

Цена за ед. (руб)

Израсходовано

Стоимость (руб).

1

Туалетная бумага

2шт.

10

2шт

20

2

Шпатлевка

1кг

100

0.15 кг

1.5

3

Клей ПВА

1 кг

80

0.25

20

4

Москитная сетка




Была в наличии

5

Вантуз




Был в наличии

6

Пластиковое ведро




Было в наличии

7

Жидкое мыло

100мл.

150

0.05мл

0.75

8

Вода горячая



1,5л.

Была в наличии

9

Вода холодная



1,5 л

Была в наличии

Итого

42.25



Так как для приготовления бумажной массы был задействован кухонный комбайн, то необходимо произвести расчет затрат на электроэнергию.

Затраты на электроэнергию рассчитываются по формуле:

, где

А – количество потребляемой электроэнергии (кВт/час.);

W – мощность электроприбора (Вт.);

t – время работы (час.)

В Сахалинской области стоимость 1кВт=3.51руб.

При изготовлении бумажной массы использовался бытовой электроприбор – кухонный комбайн потребляемой мощностью 750Вт. (0.75кВт)

Среднее время работы на кухонном комбайне составило 2 мин. (0,03час.).

Таким образом затраты составили 8 копеек.

Подведём итог: 42.25+0.08= 42.33рубля было затрачено для изготовления 1 килограмма бумажного теста.

Далее произведём расчёт затрат на изготовление сувенира-копилки «Жаба».

Расчет цены затрат на приобретение необходимого материалов (табл.4)

Таблица 4

ЗАТРАТЫ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ

Материал

Кол-во единиц

Цена за ед. (руб)

Израсходо-вано

Стоимость (руб.)

1

Бумажная масса папье-маше

1 кг

42.33

0.25 кг

10.58

2

Макулатура

-

-

-

Была в наличии

3

Воздушный шар

1шт

5

1шт.

5

4

Фольга

10 метров

75

0.5м.

3.75

5

Клей ПВА

1 кг

80

0,2 кг.

16

6

Акриловые краски

1 баночка

59

1/3 бан.

19.66

7

Кисть № 1

1 шт

5

1 шт

5

8

Кисть № 5

1 шт

12

1 шт

12

9

Малярная кисть 19 мм

1 шт

23

1 шт

23

10

Малярный скотч

10 м.

46

0.1м

4.60

11

Канцелярский нож

1шт

49.5

1 шт

49.5

6

Лак в балоне

800 мл.

320

0.08кг

4

Итого

153.09



  1. Расходы оплаты труда (Роп).

Вычисление на заработную плату произведём исходя из минимального размера оплаты труда (МРОТ) по Сахалинской области, которая составляет 12тыс. 400 руб.

Рассчитаем стоимость одного часа работы.

Где - МРОТ,

Д- рабочие дни,

Ч- рабочих часов в день

Время (Т), затраченное на изготовления изделия составило в общей сложности 12 часов.

Определяем стоимость работы за 12 часов.

Расходы на оплату труда равны ее стоимости.

  1. Расчет себестоимости изделия производится по формуле:

В нашем случае материальные затраты (МЗ) равны , где - цена, затраченная на приобретение необходимых материалов;

Амортизационные отчисления (), не учитывались и равны нулю.

Оплату за аренду помещения , коммунальные услуги и в нашем случае равны нулю, так как изготовление Н.у.п. производилось в школьном кабинете.().

  1. Себестоимость изделия - действительная стоимость труда, вложенная в изготовление данного изделия рассчитывается по формуле .

Где C - себестоимость изделия (продуктов, товаром, услуг);

МЗ - материальные затраты на производство изделия;

- расходы на оплату труда.

Таким образом, себестоимость наглядного учебного пособия из папье-маше «Жаба», составляет 2 тысячи 1копейку.

Таким образом, можно сделать вывод, что для выполнения наглядного учебного пособия необходимо иметь представление об этапах его выполнения, которые были выполнены в полном объём и представлены в настоящей главе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Искусство для ребенка – это знания об окружающем мире. Они приобретают художественную, образную, духовную и эмоциональную формы, при их правильном представлении.

Учащиеся любого возраста одинаково открыты как к восприятию разных видов искусств, так и к способности выразить себя в разных видах художественной деятельности.

На уроках декоративно-прикладного искусства важную роль при объяснении новой темы играют наглядные учебные пособия. Они, являясь вспомогательным средством обучения, позволяют лучше понять и усвоить тему урока, формируют образное представление, развивают отвлечённое мышление.

В практике обучения применение наглядных средств сочетается со словом учителя. Способы сочетания слова и средств наглядности характеризуется тем, что посредством слова учитель руководит наблюдением за наглядным учебным пособием, для того чтобы ученики получили как можно больше представлений о внешнем облике объекта, о его строении, о технологических процессах применяемых для создания материального объекта.

При написании методической разработки использовались:

-учебно-методическая литература;

-Справочники по экономике;

-электронные ресурсы.

Выполнение работы происходило поэтапно:

  1. Были изучены теоритические основы: понятие «наглядные учебные пособия», их виды и особенности применения в практике.

  2. Так же история возникновения, виды и технология изготовления папье-маше.

  3. Следующем этапом являлась, разработка наглядного учебного пособия, составление технологических этапов изготовления. Закупка материалов и инструментов, создание изделия, что отразилось в экономическом расчёте.

Проделанная работа позволяет сделать вывод о том, что в целом поставленные задачи решены, цель, сформулированная в начале работы – достигнута.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК



  1. Бельтюкова Н.Б. Папье-маше: Игрушки и подарки, М.: «РИПОЛ КЛАССИК»; СПб.; «Валерии СПД», 2001. 112с, ил.

  2. Дистанционное образование [Электронный ресурс] URL:http://oso.rcsz.ru/inf/sredstvao.htm

  3. Инструкция по технике безопасности при работе с бытовыми приборами. [Электронный ресурс]. URL:http://ohranatruda.ru/ot_biblio/instructions/166/151656/

  4. «Минимальная зарплата в Сахалинской области повысится в 2014 году с учетом инфляции» статья. URL: [Электронный ресурс]

http://sakhalinmedia.ru/news/economics/27.12.2013/326023/minimalnaya-zarplata-v-sahalinskoy-oblasti-povisitsya-v-2014-godu-s-uchetom-inflyats.html

  1. Образование и общество [Электронный ресурс] URL: http://www.jeducation.ru/1_2009/46.html

  2. Педагогическая энциклопедия. Гл. ред.: И.А. Каиров (глав. Ред.)., Ф.Н. Петров (глав. ред.), т. 3, М., «Советская Энциклопедия№, 1966. 880 с.

  3. Поделки из бумаги/Л.С. Чурина. М: АСТ: Полиграфиздат; СПб.: Сова, 2011. 31, [1] с.

  4. Салахова Г. Н. организация самостоятельной работы студентов: курсовые работы по дисциплине «Основы творческо-конструкторской деятельности и декоративно-прикладного творчества»: учебно-методическое пособие / Г.Н. Салахова. Южно-Сахалинск: СахГУ. 2009. 60 с.

  5. «Современный словарь по педагогике/Сост. Рапацевич Е. С. Мн.: «Современное слово», 2001. 928 с.

  6. Словари и энциклопедии на академике [Электронный ресурс] URL:http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/917/%D0%94%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE

  7. Студопедия ваша школопедия [Электронный ресурс] URL:http://studopedia.ru/2_25706_priem-demonstratsii-naglyadnih-posobiy.html

  8. Студопедия ваша школопедия [Электронный ресурс] URL:http://studopedia.ru/2_30701_ispolzovanie-naglyadnih-uchebnih-metodicheskih-komplektov-na-uroke.html

  9. Страна мастеров [Электронный ресурс] URL:http://stranamasterov.ru/node/335835 (дата обращения 16.11.2014).

  10. Страна мастеров [Электронный ресурс] URL:http://stranamasterov.ru/node/785689?c=popular_inf_561%2C451



ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

История возникновения папье-маше

Из-за французского названия считается, что искусство папье-маше зародилось во Франции, однако это не совсем верно: изделий из папье-маше (фр. «жеваная бумага») во Франции не было до самой середины XVII века, а родиной этого вида искусства является Китай, где была изобретена бумага. При раскопках на территории Древнего Китая были обнаружены шлемы, изготовленные методом папье-маше, и период создания этих шлемов колеблется между 202-м и 220 годами до н. э.

Далее увлечение папье-маше распространилось на территорию Японии и Персии, где таким методом изготавливались маски для специальных церемоний, и только в 70-е годы XVII века папье-маше стало известно во всем мире, в том числе и во Франции. В 1740 году началось производство лакированных изделий из папье-маше по образцам, привезенным из Японии. Бизнес оказался настолько удачным, что стали изобретаться всё более новые клеящие составы и техники, благодаря которым изделия обладали такой же прочностью, как дерево.

Чаще всего папье-маше использовалось для изготовления кукол. Во Франции было налажено их массовое производство, и нынче эти куклы в большой цене среди коллекционеров. По сей день техника папье-маше используется в театрах при изго­товлении декораций. Они получаются очень легкими и их без усилий можно перемещать по сцене. А если подобное изделие не подвергать воздействию влаги, оно может прослужить очень долго.

Существует три вида техник изготовления предметов из папье-маше. Первая, классическая техника папье-маше представляет собой послойное склеивание на заранее подготовленной модели маленьких кусочков мокрой бумаги. Слоев бумаги может быть около ста. В качестве клеящего состава применяют поливинилацетатный клей либо крахмальный клейстер.

Второй метод характерен тем, что изделие формируется из жидкой бумажной массы. Порванная на мелкие кусочки бумага заливается горячей водой и помещается в теплое место на целые сутки. Затем эта смесь кипятится, отжимается через сито или марлю, разрыхляется и высушивается. Далее масса сме­шивается с мелом и в нее постепенно, при постоянном помешивании добавляется столярный клей или крахмальный клейстер. Доведя это всё до консистенции сметанообразного теста, наносят его на подготовленную форму и оставляют до полного высыхания.

Третий метод предполагает склеивание изделия подобно фанере, под прессом из пластин плотного твердого картона. Когда изделие высыхает, его шпатлюют, шлифуют, грунтуют, расписывают и покрывают несколькими слоями лака. Модели для формирования изделий выполняются в основном из глины, пластилина, гипса или дерева.

Для современного потребителя изделия из папье-маше при­влекательны тем, что они изготовлены с применением натуральных материалов. Если качественно научиться этому виду искусства, оно может стать довольно прибыльным делом, ведь в технике папье-маше можно сделать всё что угодно. Это может быть оригинальная расписная шкатулка, маска, елочные украшения, куклы и даже мебель.

Главное — проявить фантазию и запастись терпением, ведь любые изделия ручной работы ценятся гораздо выше фабричных, потому так уникальны и производятся в большинстве случаев в единственном экземпляре. А всё, что нужно для «производства», — всего лишь стопка старых газет и клей.



Приложение 2

Инструкция по технике безопасности

при работе с бытовыми электроприборами

(холодильник, стиральная машина, электрочайник,

швейная машина, кухонный комбайн, мясорубка и т.п.)

Общие требования безопасности

1. К работе с электробытовыми приборами допускаются лица прошедшие инструктаж по правилам их безопасной эксплуатации.

2. Работник должен знать инструкцию по эксплуатации каждого прибора.

3. Травмоопасность :

-при включении электробытовых приборов в сеть

-при выключении их из электросети

-при работе с неисправными приборами

-при несоблюдении инструкции по их эксплуатации.

4. Включать электробытовые приборы в сеть в соответствии с потребляемым напряжением, согласно прилагаемым к приборам инструкций.

5. Соблюдать личную гигиену и чистоту рабочего места.

6. Не включать не загруженные приборы в сеть.

Требования безопасности перед работой

1. Проверить исправность гибкого электрошнура, вилки, подводящих кабелей

2. Очистить прибор от пыли сухой чистой тканью.

3. Проверить исправность электрической розетки.

Требования безопасности во время работы

1. Загрузить прибор в соответствии с требованиями инструкций

2. Вытереть насухо руки, включить электробытовой прибор в сеть.

3. Не оставлять включенный прибор без присмотра.

4. Включить приточно-вытяжную вентиляцию.

5. Не допускать к работе с электробытовыми приборами посторонних лиц.

6. Электробытовые приборы должны устанавливаться на устойчивую огнестойкую, диэлектрическую подставку.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

1. В случае возгорания, короткого замыкания отключить сухими руками электробытовой прибор из электросети, сообщить об этом администрации, завхозу, электрику.

2. О случаях травматизма сообщить администрации.

3. При пожаре сообщить администрации и службе, принять меры к его тушению.

Требования безопасности по окончании работы

1. Отключить прибор от электросети, не дергать за электрошнур.

2. После полной остановки электродвигателя произвести очистку прибора.

3. Не допускать падения электробытовых приборов.

4. Не допускать воздействия на подводящие кабели, электрошнуры горячих жидкостей, падения тяжёлых предметов.

5. Не допускать очистку холодильника от наледи острыми предметами.

6. О всех недостатках, отмеченных в работе электробытовых приборов, сообщить администрации, завхозу, или электрику.



Приложение 3

Конечный результат


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Батманова Светлана Васильевна

Дата: 24.10.2016

Номер свидетельства: 351722


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства