V. Работа по теме урока (П) Работа по учебнику. Работа строится в рамках технологии сотрудничества. Каждый ученик изучает информацию в учебнике о Юпитере и отмечают карандашом места, где должно состояться обсуждение (прием ТРКМЧП «Инсерт»): V | – уже знали | - | –думали по-другому | + | –новое для нас | Далее оба читают текст до отметок, обсуждают информацию, пересказывают друг другу по очереди. Одновременно сильные ученики изучают информацию по теме, используя различные источники: энциклопедии, справочники, Интернет. (заранееподготовлены закладки электронных энциклопедий с интересными фактами о планетах.) Выполнив задание, ребята делятся информацией в микрогруппе, заполняют таблицу об особенностях Юпитера в Научном дневничке и докладывают общий результат классу. (П) Работа по учебнику. На доске представлен плакат Солнечной системы. – Что такое Солнце? (Большая звезда.) – Что это за дорожки вокруг Солнца? (Вокруг Солнца движутся по своим орбитам девять планет.) – Почему они непрерывно меняют свое место на небе? (Они, как и наша Земля, вращаются вокруг Солнца.) – Как называются эти планеты? Есть ли на них жизнь? (Марс, Венера, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, Земля, Меркурий.) – Люди давно надеялись обнаружить жизнь на ближайших к Земле планетах, в первую очередь на Венере. Она расположена лишь на 40 млн км ближе к Солнцу, чем Земля, и очень похожа на нашу планету размерами. «Утренняя звезда» – так называют люди эту планету. Она постоянно окутана облаками из ядовитых газов. Даже в мощные телескопы невозможно разглядеть ее поверхность. В 1970 г. российский космический аппарат «Венера-7» совершил мягкую посадку на ее поверхность. стало ясно, что шансы встретить здесь жизнь практически равны нулю. Поверхность Венеры разогрета до 500 ºС. Здесь сильное атмосферное давление. Самые надежные механизмы, сконструированные человеком, быстро выходят из строя. – Посмотрите, что это за планета? У нее два спутника, которые формой похожи на картофелины. Видны полярные шапки, извилистые русла рек. Но, увы, жителей на планете нет. Ее поверхность – каменистая безжизненная пустыня. – Это красная планета, такой ее видят из-за красноватой пыли, которая находится в атмосфере Марса. Марс на 78 млн км дальше от Солнца, чем Земля, намного меньше ее и имеет тонкую атмосферу. Для человека там слишком холодно. В наиболее благоприятных местах Марса температура иногда поднимается чуть выше 16 ºС, но очень ненадолго. На большей же части планеты она почти все время отрицательная. Марсианские морозы настолько сильны, что замерзает не только вода, но и углекислый газ, который преобладает в атмосфере Марса. – Еще одна необычная планета. Ее ось сильно наклонена, поэтому планета вращается «лежа на боку». (Уран. Планета-гигант.) – А вот планета, которую вычислили с помощью математических расчетов, а потом увидели в телескоп. – Откуда берут тепло и свет все планеты? – Расскажите о других планетах. Какая там может быть температура? Почему? – Почему только на Земле есть жизнь? – Почему мы видим планеты? (Планеты можно видеть на небе только потому, что они освещаются Солнцем. Планеты светят отраженным солнечным светом.) – Посмотрите на планеты. Какая самая большая планета? (Юпитер.) – Какая самая маленькая? (Плутон.) – Какая самая необычная планета? (Сатурн.) – Какая планета проходит большой путь вокруг Солнца? (Плутон.) – Какая планета делает самый маленький круг? (Меркурий.) – Все ли стороны планет освещаются Солнцем? (Каждая из планет вращается вокруг своей оси.) – Есть ли на них смена дня и ночи? От чего это зависит? – Какие планеты имеют спутники? (Плутон, Нептун, Уран, Сатурн, Юпитер, Марс и Земля.) – Что такое спутник? (Небесное тело, которое вращается вокруг одной планеты.) Закрепление изученного. – Назовите 9 планет Солнечной системы. Сравнительная величина Солнца и планет – Давайте расположим планеты в порядке возрастания наглядно, используя предметы. – Представим, что Солнце – крупный апельсин диаметром 10 см, тогда Землю мы увидим в виде макового зерна, удаленного от апельсина на расстояние 10 метров, в 50 метрах – Юпитер в виде вишни, в 300 метрах – Нептун, сравнимый с зернышком пшена, а в 400 метрах – Плутон. А ближайшие к Солнцу три звезды, если соблюдать заданный масштаб, расположатся на расстоянии 2–3 тысяч километров. И вот на таком «маковом зернышке» в 10 метрах от «апельсина», в 5 раз ближе к нему, чем «вишня» – Юпитер, и в 40 раз, чем самый удаленный объект в системе – Плутон, размеры которого и сравнить-то не с чем, находится все бесконечное разнообразие вещей и явлений, которое мы называем природой Земли. - Рассмотрите иллюстрацию. Что вы узнали о размерах планет? Опишите их своими словами. (Г) Упражнения для развития умения самостоятельно находить необходимую информацию в различных источниках. Обработка информации «Таблица». - Используя разные источники информации, узнайте об особенностях каждой планеты. Данные занесите в таблицу. Работа строится на примере Юпитера. После выступления каждой группы - все заполняют таблицу в Научном дневничке, задание№1. (К) Динамическая пауза. Ребята встают из-за парт и выполняют под музыку зарядку для глаз. Глазки солнцу улыбнутся, Вниз посмотрят на траву И обратно – в высоту. Теперь глаза по кругу побежали, Остановка, и опять В другую сторону бежать. А теперь посмотрим вдаль, На это времени не жаль, Что вблизи и что вдали Глазки рассмотреть должны. С солнцем в жмурки поиграем: Крепко глазки закрываем. 1-2-3-4-5, будем глазки открывать. Жмуримся и открываем, Так игру мы продолжаем. Наши часики – глаза Водят взгляд туда – сюда, Ходят влево, ходят вправо, Не устанут никогда. Спасибо, наши глазки отдохнули! (К) Проблемный вопрос. – Чем похожи все планеты и чем они отличаются? (Ребятапредлагают свои варианты общих черт и отличий.) (Г) Работа по учебнику. - Сравните две планеты: Землю и Меркурий и определите, что общего у них и чем они отличаются. (Г,Ф)Исследовательская деятельность. Обработка информации«Круги Эйлера». ОБЩЕЕ: Форма – шар. Движется по своей орбите. РАЗЛИЧИЕ: ЗЕМЛЯ: на планете есть вода, в воздушной оболочке есть много кислорода, есть спутник. МЕРКУРИЙ: имеет твердую поверхность, самая маленькая планета, нет спутников. Таким же образом предложите ребятам сравнить две другие планеты. Результаты фиксируются в Научном дневничке, задание№2, презентуются ребятам других групп и взаимооцениваются. (К) Совместно делается вывод, что все планеты, входящие в Солнечную систему, имеют и общие черты, и существенные различия. (П) Работа по учебнику. Прочитайте стихотворение. Предположите, о какой планете идет речь. Какие факты это доказывают? Обратите внимание на фотографии в учебнике. Расскажите своими словами, как ученые исследуют космос. Познакомьтесь с информацией на стикере. Расскажите о работе обсерватории. |