Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по естествознанию на тему " Какие у воздуха свойства"»
Открытый урок «Какие у воздуха свойства?»
Цели обучения данного урока:
Описывать некоторые свойства воздуха (агрегатное состояние, наличие цвета, запаха).
Исследовать теплопроводность и свойство воздуха заполнять пространство.
Объяснять понятие «источник информации» и его важность для проведения исследований.
Определять ведущие признаки наблюдения (цель, объект, план, сроки, результат).
Уметь фиксировать результаты наблюдения с помощью условных знаков.
Развитие навыков
Выявлять, перечислять и описывать свойства воздуха.
Записывать в тетради свойства воздуха
Основные термины и словосочетания:
воздух прозрачный, без цвета, без запаха, сжимается, расширяется, удерживает тепло, сжимается, расширяется, сохраняет тепло, плохо проводит тепло.
Ход урока
Создание положительного эмоционального настроя
Введение в тему
Предложите ученикам расставить буквы в порядке возрастания чисел, чтобы узнать тему урока.
I I I Актуализация жизненного опыта.
Поинтересуйтесь, что ребята уже знают о воздухе. – Что хотели бы узнать?
IV. Работа по теме урока
Как доказать, что вокруг есть воздух?
Коллективное исследование.
Педагог предлагает детям вспомнить ведущие признаки наблюдения и попробовать помахать бумажными веерами, приготовленными заранее для исследования.
Солнце светит очень ярко, Нам вдруг стало очень жарко.
Достаём красивый веер – Пусть прохладою повеет.
Что вы почувствовали, когда обмахивались веерами? (Воздух, движение воздуха.)
Далее педагог просит ребят вдохнуть воздух сначала ртом, потом носом и ответить на вопросы:
Какой он на вкус?
Какой запах имеет?
Вывод. Воздух не имеет вкуса, запаха и находится вокруг нас.
Педагог предлагает детям подумать, можно ли увидеть воздух? Почему нет? (Воздух нельзя увидеть, потому что воздух прозрачный.) – Как доказать?
Сравним. Дверь, книга – непрозрачные?
Вывод: Значит, воздух прозрачный.
Имеет ли воздух цвет?
Сравним. Шкаф коричневый, классная доска зеленая, комнатные растения зеленые. А воздух не имеет ни этих цветов, никакого-то другого цвета.
А что еще бывает прозрачным? Предложите детям найти прозрачные предметы в кабинете (стенки аквариума, стекла окон).
Вывод. Значит, воздух бесцветен.
Работа с учебником.
Педагог предлагает сравнить выводы, сделанные ребятами, с информацией в учебнике.
Исследования в группах.
1-я группа – Эксперимент № 1 «Где еще спрятался воздух?»
предметов.
Предложите детям опустить по очереди в разные стаканы с водой: таблетку активированного угля, губку, глину, монетку, а последний стакан просто наполнить водой.
Обсуждение с каждой подгруппой. Что заметили?
Почему на стенках последнего стакана появились пузырьки?
Вывод. Воздух заполняет все пустоты предметов и находится даже в воде.
2-я группа – Эксперимент № 2 «Сколько места занимает воздух?» Предложите детям бросить салфетку в таз с водой, затем другую салфетку прикрепить ко дну стакана кусочком пластилина и тоже опустить в таз с водой вверх дном.
Обсуждение с каждой подгруппой. Что произошло с салфеткой в обоих случаях? (1-я намокла, 2-я осталась сухой.)
– Почему? (воздух в стакане занимает место и не пропускает воду) Вывод. Воздух занимает место.
3-я группа - Эксперимент №3«Воздух теплый или холодный?» Приготовьте две пустые пластиковые бутылки изпод воды. Одну закройте пробкой и вынесите на мороз. (Бутылка заранее охлаждается).
Сравните две пластиковые бутылки.
Что, по вашему мнению, находится в бутылках? (Воздух.) Почему?
(Заполняет все свободное пространство.)
Почему одна бутылка сжалась, помялась? (Гипотезы детей.) Вывод. Холодный воздух занимает меньше места, чем теплый, вот стенки бутылки и вдавились внутрь.
Работа с учебником.
Педагог предлагает сравнить предположения, сделанные ребятами с информацией в учебнике. Далее ребята в группах рассматривают сюжетную картинку, читают текст на стикере и обсуждают, как еще «работает» свойство воздуха – удерживать тепло?
V. Домашнее задание
VI. Итогурока. Рефлексия
Узнал ли ты свойства воздуха?
Можешь назвать источники информации?
Если на два вопроса вы отвечаете «да» (т.е. у вас два +), то вы закрашиваете шарик зеленым цветом. Если на один вопрос вы ответили «да», а на другой «нет» (один + и один -), закрашиваете шарик желтым цветом, Если на оба вопроса вы ответили «нет» (два -), то закрашиваете шарик красным цветом. Таким образом, педагог анализирует принятие информации учениками всего класса.