Просмотр содержимого документа
«План- конспект урока "Устное народное творчество. Русские народные сказки"»
Урок-путешествие по литературному чтению
УМК «Школа России» 2 класс
Тема: Русские народные сказки и авторские сказки.
Подготовила: учитель начальных классов Маслова А.И.
ЦЕЛЬ: закрепить знания учащихся о сказках, развивать образное мышление, речь и память. Прививать интерес к чтению.
Планируемые результаты (УУД):
Предметные
Развивать навык чтения текста по ролям.
Формировать умение описывать содержание иллюстраций к тексту.
Развивать навык различать рассказ и сказку, авторскую сказку и народную
Метапредметные
1)Познавательные
умение сравнивать сюжетные ситуации.
умение формулировать понятия
2)Регулятивные
умение оценивать свои результаты
умение осуществлять познавательную рефлексию по решению познавательных заданий
3)Коммуникативные
умение слушать и вступать в диалог с учителем и ребятами;
умение задавать вопросы и отвечать;
4)Личностные
формировать всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие, готовность работать в группе
развивать навык определять эмоциональный тон и настроение произведения.
Прививать интерес к чтению
ХОД УРОКА:
Учитель:
-Далеко – далеко за тридевятым царством, тридесятым государством, среди сосновых лесов, в удивительной школьной стране есть чудесная сказочная поляна. Живут там в мире и согласии сказки. Мы сегодня отправляемся на эту поляну. Поляна эта не простая и чтобы полностью узнать все её секреты надо быть внимательными, ведь чудеса ждут вас на каждом шагу. Не спугните их.
Тише, тише, ребятишки,
Сказки любят тишину.
Не пропустят шалунишек
В ту волшебную страну.
Пройдёмся и мы, ребята, по сказочным тропинкам волшебной поляны.
Сказка мудростью богата.
Скажем сказке – приходи.
Это присказка, ребята.
Сказка будет впереди.
-Итак мы очутились с вами на поляне сказок.
«Курочка ряба»
Первая сказка нас встречает и вы её очень хорошо знаете :
Как-то мышка невеличка
На пол бросила яичко
Плачет баба, плачет дед
Что за сказка, дай ответ («Курочка ряба»)
-Давайте, вспомним эту сказку (дети кратко рассказывают сюжет сказки). А подумайте и попробуйте объяснить, почему обещание курочки их успокоило? (рассуждения детей)
-А скажите кто написал эту сказку( русский народ)Значит она, продолжите…(русская народная)
А теперь всем героям русской народной сказки интересно, узнаете ли вы другие сказки и их героев:
Ах ты, Петя – простота,
Схлопотал немножко:
Не послушался Кота,
Выглянул в окошко…
(Петушок – золотой гребешок)
Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слёзы льёт бедняжка.
(Снегурочка)
Нет ни речки, ни пруда –
Где воды напиться ?
Очень вкусная вода –
В ямке от копытца!..
(Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
Отворили дверь козлята
И … пропали все куда – то!
(Волк и семеро козлят)
По тропе, шагая бодро,
Сами воду тащат вёдра!..
(По щучьему велению)
Муха дом себе нашла.
Муха добрая была:
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов!
(Теремок)
А дорога – далека,
А корзина – нелегка,
Сесть бы на пенёк,
Съесть бы пирожок.
(Маша и медведь)
«Маша и медведь»
Попробуйте оценить какими по характеру были Маша и медведь и почему вы так решили? (рассуждения детей ) вы правильно всё подметили. И, наверное, сразу узнаете героев сказки из любимого вами мультфильма
Если вы спросите какого-нибудь ребенка о его самом любимом мультике, можете не удивляться, когда услышите, что это «Маша и медведь». Наверное, нет ни одного зрителя от года и до 70, который не смотрит этот веселый мультик. Дети, да и взрослые тоже, просто в восторге от милой, шаловливой и непоседливой Маши и ее спокойного и по-отцовски заботливого друга Миши.
Возник теперь так знаменитый мультик не на пустом месте. Прообраз Маши существует в реальной жизни: главный руководитель всего проекта, отдыхая летом на море, увидел как раз ту самую непоседливую, непослушную и неугомонную Машу, которая и минуты спокойно посидеть не могла. Она была настолько подвижной, что режиссеру пришла идея передать похожий характер главной героине своего нового мультика.
Ребята, Маша навёла беспорядок в записях Миши. Помогите ему, пожалуйста, восстановить правильные названия сказок:
«Сестрица Алёнушка и братец Никитушка»
«Иван Царевич и зелёный волк»
«Утки-лебеди»
«Даша и медведь»
Д.Н.Мамин – Сибиряк «Серая –шейка»
Сказка Серая шейка Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка - небольшая трогательная история маленькой уточки, которой лиса надломила крылышко, лишив способности летать. Родители Серой шейки не смогли взять её с собой в теплые края и оставили на зиму совершенно одну. А потом она подружилась с Зайцем. Уточку по счастливой случайности нашел охотник и решил забрать её с собой в дом, к маленьким внучкам.
Это сказка о доброте и милосердии, о дружбе и желании помочь тому, кто оказался в беде.
Не открывай двери незнакомым людям. (Семеро козлят)
Чисти зубы, мой руки, принимай регулярно душ. (Мойдодыр)
3. Покушал, вымой за собой посуду, чтобы она от тебя не убежала (Фёдора)
Не ходи по лесу один. (Красная Шапочка)
Тщательно пережевывай пищу, не торопись и не разговаривай во время еды. (Курочка из сказки «Бобовое зёрнышко»)
Не выполняй просьбы малознакомых людей. (Колобок)
Пей только чистую воду. (Братец Иванушка)
«Сказка о царе Салтане»
Постепенно мы с вами приближаемся к новой очень интересной сказке. Сказки этого сказочника знают во всем мире. Если её написал сказочник, значит она народная или авторская? ( дети отвечают). Имя этого сказочника Александр Сергеевич Пушкин
Но вначале для порядка
Загадаю вам загадки.
Соглашайтесь без опаски!
Вспомним пушкинские сказки
Он невидим и могуч,
Он гоняет стаи туч,
Он гуляет на просторе…
Ветер
Перед княжеским дворцом
Есть у белки дивный дом,
А над ним не первый год
Что за дерево растет?
Белка
Вот она перед вами
А насколько вы хорошо с ней знакомы, мы с вами и проверим сегодня. Проведем викторину по сказке Александра Пушкина «Сказка о царе Салтане». Разделитесь на две команды. Чья же команда даст больше правильных ответов:
1. Где сестрицы занимались рукоделием? (В светлице, в доме). 2. Сколько девиц сидело под окном поздно вечерком? (Три, две). 3. Что делали девицы под окном в «Сказке о царе Салтане...»? (Пряли, читали книги). 4. Кем хотела стать для царя первая девица? (Поварихой, королевой). Читайте Пушкина, друзья! Читайте сказки! И жизнь наполнится тогда добром и лаской! Ученый кот в страну чудес откроет двери, Там вы научитесь дружить, любить и верить!
Ребята, сегодня мы вспоминали с вами много замечательных сказок, если у кого-то из вас возникли трудности при выполнении задания или вы не читали какую-то сказку, то советую вам посетить библиотеку и познакомиться с этими замечательными произведениями!
А сейчас, ребята, мы покидаем волшебную поляну сказок, но не прощаемся с ней.
Великий русский сказочник Александр Сергеевич Пушкин сказал: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок!» как вы понимаете эти слова? (ответы детей).
Всем спасибо. Все мы замечательно поработали и отдохнули сегодня.
Рефлексия:
-если вы узнали знакомые сказки- похлопайте в ладоши
- если вам встретились незнакомые сказки потопайте ножками