УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01. ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 38.02.01 «ЭКОНОМИКА, БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ»
П. Волжский 2018 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Маткин Сергей Викторович - преподаватель экономики ГБПОУ «Работкинский аграрный колледж»
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена, которая соответствует ФГОС по специальности: 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
- рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели деятельности организации;
самостоятельной работы обучающегося 61 часов.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
Введение. | Содержание учебного материала | | |
1 | Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: Систематическая проработка конспектов занятий, домашних заданий, учебной и специальной литературы. | 1 | |
Раздел 1. Организация (предприятие), отрасль в условиях рынка. | | 14 | |
Тема 1.1. Отраслевые особенности организации (предприятия) в рыночной экономике. | Содержание учебного материала | | |
1 | Основные аспекты развития отраслей, организации (предприятия). Роль и значение отрасли в системе рыночной экономике. Признаки отрасли и показатели развития, современное состояние. Организация - понятие и основные признаки. Классификация организаций по отраслевому признаку, экономическому назначению, уровню специализации, размером. Отраслевые особенности организации (предприятие), влияющие на формирование ее экономического потенциала. Механизм функционирования организации (предприятия). | 2 | 2 |
| Самостоятельная работа: Систематическая проработка конспектов занятий, домашних заданий, учебной и специальной литературы. | 2 | |
Тема 1.2. Организационно-правовые формы организации (предприятия). | Содержание учебного материала | | |
1 | Предпринимательство - составная часть рыночной экономики. Виды предпринимательства: производственное , коммерческое, финансовое. Организация как хозяйствующий субъект в рыночной экономике. Организационно-правовые формы хозяйствования: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Основные характеристики и принципы функционирования. Акционерные общества: сущность и особенности функционирования. Ассоциативные (кооперативные) формы предпринимательства и некоммерческие организации: холдинги, финансово-промышленные группы, консорциумы, синдикаты, некоммерческие организации. | 2 | 2 |
Тема 1..3. Производственная структура организации. | Содержание учебного материала | | |
1 | Производственная структура организации (предприятия), ее элементы. Типы производства. Производственный процесс: понятие, содержание и структура. Производственный цикл, его структура, длительность и пути его сокращения. Основное и вспомогательное производство. Совершенствование производственной структуры организации (предприятия) в условиях рынка. Понятие качества и конкурентоспособности продукции. Техническая подготовка производства. | 2 | 2 |
| Практическое занятие Разработка производственной структуры организации | 2 | |
| Самостоятельная работа: Систематическая проработка конспектов занятий, домашних заданий, учебной и специальной литературы. | 4 | |
Раздел 2. Материально-техническая база организации. | | 56 | |
Тема 2.1. Основной капитал и его роль в производстве. | Содержание учебного материала | | |
1 | Понятие основного капитала, его сущность и значение. Классификация элементов основного капитала и его структура. Оценка основного капитала. Амортизация и износ основного капитала. Формы воспроизводства основного капитала. Показатели эффективного использования основных средств. Фондоотдача, фондоемкость продукции. Способы повышения эффективности использования основного капитала. Производственная мощность, ее сущность и виды. Расчет производственной мощности. Показатели использования производственной мощности. | 6 | 2 |
Практическое занятие | 10 | 0 |
Освоение методов расчета стоимости основных средств Расчет стоимости основных средств. Освоение методики расчета показателей использования земли Определение показателей экономической эффективности использования земли Расчет показателей оснащенности основными средствами. |
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | |
Систематическая проработка конспектов занятий, домашних заданий, учебной и специальной литературы. Подготовить сообщение, написать рефераты по теме «Обеспеченность и эффективность использования основных средств в хозяйствах». |
Тема 2.2 Оборотный капитал. | Содержание учебного материала | | |
1 | Понятие оборотного капитала, его состав и структура. Классификация оборотного капитала. Понятие материальных ресурсов. Показатели использования материальных ресурсов. Определение потребности в оборотном капитале. Оценка эффективности применения оборотных средств. | 4 | 2 |
Практическое занятие | 4 | 3 |
Расчет коэффициента оборачиваемости Расчет показателей использования оборотного капитала. |
Самостоятельная работа: | 5 | 2 |
Систематическая проработка конспектов занятий, домашних заданий, учебной и специальной литературы. Подготовить сообщение, написать рефераты по теме «Обеспеченность и эффективность использования оборотных средств» |
Тема 2.3 Капитальные вложения и их эффективность. | Содержание учебного материала | | |
1 | Проблема обновления материально - технической базы организации в современных условиях. Ресурсы и энергосберегающие технологии. Структура и источники финансирования организаций. Инвестиционный процесс и его значение. Капитальные вложения. Структура капитальных вложений. Показатели эффективности капитальных вложений и методика их расчета. | 2 | 2 |
Практическое занятие | 4 | 3 |
Освоение методики расчета показателей эффективности капитальных вложений Расчет показатели эффективности капитальных вложений |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |
Систематическая проработка конспектов занятий, домашних заданий, учебной и специальной литературы. Подготовить сообщение, написать рефераты по темам: « Инвестиционная привлекательность» и «инвестиционный потенциал». |
Тема 2.4. Аренда, лизинг, не материальные активы | Содержание учебного материала | | |
Экономическая сущность и принципы аренды. Экономическое регулирование взаимоотношений арендодателя. Лизинг, зарубежный опыт. Состав не материальных активов. Виды оценок и амортизация не материальных активов. | 2 | 2 |
Практическое занятие | 4 | 3 |
Практическое освоение методики расчета лизинговых платежей Расчет лизинговых платежей. |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |
Подготовка сообщений и рефератов, показывающих развитие аренды и лизинга в сельском хозяйстве. Анализ информации периодической печати и подготовка сообщений по ним. |
Раздел 3. Кадры и оплата труда в организации. | | 25 | |
Тема 3.1. Кадры организации и производительность труда. | Содержание учебного материала | | |
1 | Состав и структура кадров организации. Планирование кадров и их подбор. Показатели изменения списочной численности персонала и методика их расчета. Рабочее время и его использование. Бюджет рабочего времени. Нормирование труда. Производительность труда: понятие и значение. Методы измерения производительности труда. Показатели уровня производительности труда. Факторы роста производительности труда. | 4 | 2 |
Практическое занятие | 8 | 3 |
Ознакомление с должностными инструкциями специалистов Определение коэффициентов кадрового потенциала предприятия Расчет показателей производительности труда Расчет баланса рабочего времени работников. |
Самостоятельная работа обучающихся | 5 | |
Анализ информации периодической печати и подготовка сообщений по ним. Написание рефератов по темам: «Совершенствование работы с кадрами и мотивации труда на предприятиях», «Опыт повышения производительности труда на конкретных предприятиях». |
Тема 3.2. Формы и системы оплаты труда. Фонд оплаты труда и его структура | Содержание учебного материала | | |
1 | Мотивация труда и ее роль в условий рыночной экономики.. Тарифная система оплаты труда: ее сущность, состав и содержание. ЕТКС «Единой тарифно - квалификационный справочник и его значение. Без тарифная система оплата труда. Формы и системы оплата туда: сдельная и повременная, их разновидности преимущество и недостатки. Фонд оплаты труда и их структуры. Основные элементы и принципы премирование организации. | 2 | 2 |
Практическое занятие | 4 | 3 |
Расчет заработной платы различных категорий работников. Расчет фонда оплата труда. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
Анализ материалов периодической печати и учебного пособия. Подготовка сообщений по ним. Подготовка доклада и написания рефератов по теме: «Особенности организации оплаты труда на конкретном предприятии». Составление сравнительной таблицы « Отличительные особенности различных систем оплаты труда, условий применения, достоинства и недостатки» |
Раздел 4. Себестоимость, цена, прибыль и рентабельность - основные показатели деятельности организации «предприятиях» | | 41 | |
Тема 4.1. Издержки производства и реализация продукции. | Содержание учебного материала | | |
1 | Понятие и состав издержек производства и реализация продукции. Классификация затрат по статьям и элементам. Отраслевые особенности структуры себе стоимости. Смета затрат и методика и ее составления. Калькуляции себестоимости и ее значение. Метод калькулирования. Значение себестоимости и пути ее оптимизации. | 4 | 3 |
Практическое занятие | 4 | 3 |
Определение себестоимости продукции Составление калькуляции и сметы затрат. |
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | |
Написать реферат по теме «Зарубежный опыт определение затрат и издержек производства». Составление локальной сметы на отдельные виды строительно - монтажных работ (3-4 вида). Работа с нормативными документами. |
Тема 4.2. Ценообразование. | Содержание учебного материала | | |
1 | Ценовая политика организации. Цели и этапы ценообразование. Ценообразующие факторы методы формирование цены. Этапы процесса ценообразования. Экономическое содержание цены. Виды цен. Механизм рыночного ценообразование. Ценовая стратегия организации. Управление ценами. | 6 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | |
Систематическая проработка конспектов занятий, домашних заданий, учебной и специальной литературы. Подготовить сообщение, написать рефераты по теме: « Уровень цен на сельскохозяйственную продукцию». |
Тема 4.3. Прибыль и рентабельность. | Содержание учебного материала | | |
1 | Прибыль организации - основной показатель результатов хозяйственной деятельности. Сущность прибыли, ее источники и виды. Факторы, влияющие на величину прибыли. Функции и роль прибыли. Распределение использование прибыли. Рентабельность показатель эффективности работы организации. Виды рентабельности. Показатели рентабельности. Методика расчета уровня рентабельности продукции. | 6 | 3 |
Практическое занятие | 4 | 3 |
Расчет прибыли Расчет рентабельности продукта. |
Самостоятельная работа обучающихся | 5 | |
На основании первичных документов предприятий и организации сравнить показатели прибыли и рентабельности продукции, продаж и производства. Проследить динамику этих показателей за последние 3-5 лет . |
Тема 4.4. Финансы организации. | Содержание учебного материала | | |
1 | Понятие финансов организации, их значений и сущность. Функции финансов организации. Принципы организации финансов. Группы финансовых отношений организации. Финансовый механизм. Финансовые методы. Финансовые ресурсы организации, их структура. Формирование финансовых ресурсов. Собственные и заемные финансовые источники. Использование финансовых ресурсов организации. Управление финансовыми ресурсами организации. Инвестиционный портфель организации. | 4 | 2 |
| Самостоятельная работа: Систематическая проработка конспектов занятий, домашних заданий, учебной и специальной литературы. | 2 | |
Раздел 5. Планирование деятельности организации. | | 40 | |
Тема 5.1. Планирование деятельности организации (предприятия). | Содержание учебного материала | | |
Планирование как основа рационального функционирования организации. Составные элементы и методы внутрифирменного планирования. Этапы планирования. Выработка общих целей организации, детализация и конкретизация целей для определенного этапа развития, определение путей, экономических и иных средств достижения этих целей. Контроль, за достижением целей. Классификация планов по признакам. Основные признаки планирования. Методологические основы планирования. Показатели плана. Стратегия финансирования Бизнес-план - основная форма внутрифирменного планирования. Типы бизнес-планов. Структура бизнес-плана: характеристика продукции или услуг; оценка рынка сбыта; анализ конкуренции; стратегия маркетинга. План производства. | 6 | 3 |
Практическое занятие Ознакомление с методикой разработки бизнес-плана Планирование производства Планирование производственной деятельности(задачи) Освоение методики расчета кормового баланса Планирование производства кормовых культур | 10 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |
Анализ материалов периодической печати и учебного пособия, подготовка сообщений по ним. Написание рефератов по теме: « Влияние планирования деятельности организации на эффективность ее работы». |
Тема 5.2. Основные показатели деятельности организации. | Содержание учебного материала | | |
Показатели по производству продукции: натуральные и стоимостные. Технико-экономические показатели использования оборудования. Показатели технического развития и организации производства, их расчет. Нормы и нормативы, их классификация и порядок счета. Показатели экономической эффективности капитальных вложений в новую технику: коэффициент эффективности и срок окупаемости. Показатели использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. | 6 | 3 |
Практическое занятие | 6 | 3 |
Подведение итогов хозрасчетных подразделений Расчет основных показателей эффективности производства . Расчет показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия |
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |
Систематическая проработка конспектов занятий, домашних заданий, учебной и специальной литературы. Подготовить сообщение, написать рефераты по теме: « Основные показатели деятельности организации» (по материалам конкретного предприятия). |
Раздел 6. Внешнеэкономическая деятельность организации (предприятия). | | 4 | |
Тема 6.1. Организация (предприятие) на внешнем рынке. | Содержание учебного материала .Самостоятельная работа | 2 | 2 |
Значение внешнеэкономической деятельности организации. Основные формы внешнеэкономических связей: внешняя торговля, движение услуг, капитала, техники, рабочей силы. Виды сделок во внешнеэкономической деятельности: экспорт, импорт, реэкспорт, встречные сделки. Лизинг и инжиниринг как форма кредитования экспорта на мировом рынке. Совместное предпринимательство. Основные условия создания и функционирования. Организация международных расчетов. Таможенная тарифная система. Международная валютная система и валютное регулирование. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
Систематическая проработка конспектов занятий, домашних заданий, учебной и специальной литературы. Анализ материалов периодической печати и учебного пособия, подготовка сообщений по ним. Деятельность организации на внешнем рынке. Написать рефераты по теме: «Уровень цен на сельскохозяйственную продукцию». |
| ИТОГО | 183 | |
Учебный кабинет Экономика организации.
- Годовые отчеты.
- Производственно-финансовые планы.
- Первичная документация.
- компьютеры, мультимедийная установка, интерактивная доска, программное обеспечение общего и профессионального назначения, комплект учебно-методической документации.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты переносятся из паспорта программы. Перечень форм контроля следует конкретизировать с учетом специфики обучения по программе дисциплины.