Просмотр содержимого документа
«Конспект лекции ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ по дисциплине Экономика организации »
4
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
Основу любой экономики составляет производство. Но, ни производство, ни экономика без ценовой политики не будет существовать. Ценообразование включает различные стадии формирования цен при продвижении продукции от предприятия-изготовителя к конечному потребителю.
Актуальность данной темы выражена в том, что цена является одним из элементов управления рыночным механизмом хозяйствования и отражает закономерности развития экономики.
В условиях рынка цена выступает связующим звеном между производителем и потребителем, обеспечивает равновесие спроса и предложения.
Цена – денежное выражение стоимости, ценности (полезности) товара для потребителя. Цена выступает обобщающим качественным показателем деятельности субъекта хозяйствования.
Как экономическая категория товарного производства цена выполняет различные функции на микроуровне и макроуровне. На уровне субъекта хозяйствования цена выполняет учетную, стимулирующую и распределительную функции.
В современных условиях субъекты хозяйствования самостоятельно определяют ценовую политику.
Ценообразование представляет собой сложный процесс, так как субъект хозяйствования должен провести маркетинговые исследования рынка (собрать и систематизировать информацию о рынке), определить основные цели своей ценовой политики на определенный период, выбрать метод ценообразования, установить конкретный уровень цены, сформировать систему скидок и надбавок к цене, определить коэффициент корректировки ценового поведения в зависимости от складывающейся рыночной конъюнктуры.
Ценовая политика является главной составляющей в системе маркетинга.
Ценовая политика – это механизм или модель принятия решений о поведении субъекта хозяйствования на основных типах рынка для достижения запланированных целей. Оптимальный уровень цен и их изменение в зависимости от ситуации на рынке является важнейшим конкурентным преимуществом субъектом хозяйствования.
Выделяют затратный и ценностный процессы ценообразования или соответственно пассивное и активное ценообразование.
Ценовая политика самостоятельно устанавливается субъектом хозяйствования исходя из целей и задач, организационной структуры и методов управления, традиций уровня издержек производства, состояния и развития предпринимательской среды.
Основными целями ценовой политики являются:
- увеличение доли рынка (выживаемость),
- максимизация доли прибыли,
- обеспечение окупаемости затрат,
- обеспечение лидерства по показателям качества,
- проникновение на рынок и закрепление на нем,
- улучшение сегментации рынка.
Тактика ценообразования – это набор конкретных практических мер по управлению ценами на продукцию, которые используются для решения поставленных задач. К числу таких мер относят различные скидки и надбавки к ценам. К примеру, во всем мире пользуются дифференцированными тарифами: в часы пиковой нагрузки они максимальны, а в период наименьшей нагрузки – минимальны. На основе тактики ценообразования специалисты по ценообразованию реализуют практические меры по управлению ценами.
На формирование цены оказывают влияние внутренние и внешние факторы. К внешним факторам, влияющим на уровень цен, относятся:
- потребители;
- рыночная среда;
- участники каналов товарообращения;
- государство.
К внутренним факторам, влияющим на уровень цен, относятся:
- жизненный цикл товаров на рынке;
- издержки на сырье, материалы, рабочую силу, рекламу.
Выбор метода ценообразования является наиважнейшим этапом формирования цены. Методы ценообразования, используемые субъектом хозяйствования, различны. Наиболее распространены на практике следующие методы ценообразования: затратный или наценочный метод; обеспечение безубыточности и целевой прибыли, ощутимой ценности (уникальности) товара, на основе закрытых торгов; следование за лидером (конкурентом) или уровнем текущих цен.
В любом случае для установления цены нужна определенная исследовательская аналитическая работа. Необходимо:
- определить характер рынка, на котором предстоит выступить;
- цель маркетинговой политики;
- определить кривую спроса, которая показывает вероятные количества товара, продаваемые по ценам разного уровня;
- определить эластичность спроса;
- позицировать свой вид товара на рынке;
- изучить цены конкурентов для использования их в качестве основы при ценовом позицировании собственного товара;
- провести анализ поведения покупателя;
- провести анализ возможности дискриминации цен.
На основе изучения всех факторов и выбранного метода ценообразования устанавливается цена. Цена должна соответствовать ценовому образу фирмы и ее ценовой политики. При установлении цены необходимо учитывать регулирующую роль государства в области ценообразования, налогов и др. Регулирующая роль государства проявляется в установлении различных дотаций к ценам с целью стимулирования выпуска нужной продукции или с целью социальной защищенности населения, установления особой формы налогообложения и т.п.
Предприятие разрабатывает ценовую стратегию исходя из особенностей товара, возможности изменения цен и условий производства (издержек), ситуации на ранке, соотношения спроса и предложения.