kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экономическое неравенство регионов РФ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе раскрыты проблемы экономического неравенства РФ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Экономическое неравенство регионов РФ»

Отсутствие эффективных форм и методов проведения региональной политики привело к дифференциации регионов РФ по уровню экономического и социального развития. Регионы, располагающие значительными топливно-энергетическими и сырьевыми ресурсами, экспортируя их, получают достаточные средства для обеспечения своего социально-экономического развития.

Регионы, в которых сосредоточены в основном обрабатывающие отрасли промышленности, а также аграрное производство оказались в значительно худших условиях. Региональное неравенство создает ряд проблем для государства, связанных с управлением: замедление экономического роста, обусловленное необходимостью направлять часть ресурсов на региональное выравнивание, а не на стимулирование развития; повышение социальной напряженности. В связи с этим исследование уровня социально-экономического развития российских регионов, измерение степени регионального неравенства и выявление факторов его снижения представляется актуальным.

Обобщая существующие трактовки понятия «регион», можно выделить общие черты, присущие содержанию данного термина: - наличие собственной, географически определенной территории; - ключевая подсистема народного хозяйства страны; - определенный уровень самостоятельности в вопросах социального, экономического и политического развития.

Неравенство является историческим явлением. Поэтому вопрос о том, что является более благоприятным условием для развития экономики и социума – равенство или неравенство – не имеет однозначного ответа.

Социально- экономическое неравенство, проявляющееся, прежде всего, в неравномерности распределения величины дохода, получаемого людьми или отдельными группами людей, привлекает к себе наибольший интерес исследователей. По экспертным оценкам, ежегодные экономические потери от высокого уровня экономической дифференциации субъектов РФ достигают до 3% ВВП. Масштабы и динамика социально-экономического неравенства регионов зависят от большого количества факторов. Социально-экономическое неравенство среди регионов возникает в условиях, когда ресурсы концентрируются на одних территориях, стимулируя тем самым в этих регионах ускоренный экономический рост.

Факторы социально-экономического неравенства:

1. Факторы «первой природы» (объективные):

  • обеспеченность природными ресурсами;

  • выгодное географическое положение.

2. Факторы «второй природы» (субъективные):

  • агломерационный эффект;

  • интеллектуальный капитал;

  • институты развития.

Субфакторы:

-пространственные связи между регионами и степень их кооперации;

-воздействие глобализации и включение России в мировой рынок;

- увеличение плотности населения и т.д.;

-усиление международной конкуренции;

-исторические особенности развития;

- социально-экономическое положение;

- обеспеченность важнейшими видами природных ресурсов и т.д.;

-разработка зарезервированных природных ресурсов.

акторы и субфакторы определяют стратегические тренды неравенства. Исходя из этого, считаем необходимым дополнительным звеном выделить базовые факторы пространственного неравенства.

Таким образом, базовые факторы неравенства можно охарактеризовать следующим образом:

• "Плотность" указывает размер экономического выхода или полную покупательную способность на единицу площади территории. Наиболее высокая плотность – в крупных городах, где сконцентрирована экономическая активность, и значительно ниже в сельских районах.

• "Расстояние" отражает легкость доступа на рынки. Территории, уда- ленные от экономических центров страны, часто носят депрессивный характер развития.

• "Границы" возникают из барьеров для экономических взаимодействий, создаваемых различиями в социальном развитии, обычаях и языке, они ограничивают доступ на рынки. Эта группа факторов наиболее актуальна не только в международном контексте, но и при наличии многокультурного уклада общества. Традиционная экономическая теория объясняет неравенство факторами «первой природы»: наличие природных таких данных как ресурс, фактор производства, развитие инфраструктуры и технологий. В этом контексте устранение неравенства для перемещения товаров и факторов производства должно приводить к выравниванию производительности и ресурсоотдачи и благосостояния населения.Основной довод статистических наблюдений заключается в том, что фирмы функционируют более эффективно, а тем временем работники трудятся более производительно в случаях, когда они располагаются географически ближе к крупным рынкам, а вот рынки, в свою очередь, растут при увеличении числа фирм и работников (то есть потребителей). Возникновение такого циклического процесса приводит к усилению дифференциации регионов. Тем самым и происходит неравенство регионов.

Таким образом, рассмотрев понятие социально-экономического неравенства регионов, можно сделать следующие выводы:

1. Проблема социально-экономического неравенства актуальна не толь- ко для российских регионов. Она затрагивает практически все страны мира, как промышленно развитые, так и развивающиеся. Прежде всего, это связано с историческим аспектом исследуемой проблемы. Поэтому, к решению данной проблемы представители мирового научного сообщества подходят с разных точек зрения.

2. Таким образом, что социально-экономическое неравенство регионов – это объективное следствие процесса расхождения в условиях жизни и в уровне доходов населения, а также социальных групп по степени их обеспеченности факторными ресурсами в условиях глобализации и пространственной неравномерности концентрации производительных сил.

3. Факторы социально-экономического неравенства регионов России дифференцируются на внешние (политика федеральных властей; государственные займы; агломерационные факторы, пространственные связи между регионами; воздействие глобализации и включение России в мировой рынок) и внутренние (исторические особенности развития; социально-экономическое положение; политика региональных властей; обеспеченность факторами производства природных ресурсов).








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Экономика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Экономическое неравенство регионов РФ

Автор: Аюпова Диана Маратовна

Дата: 27.04.2020

Номер свидетельства: 548124

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Конспект, краткосрочный план и презентация 8 урока элективного курса "Медицинская география" "
    ["seo_title"] => string(104) "konspiekt-kratkosrochnyi-plan-i-priezientatsiia-8-uroka-eliektivnogho-kursa-mieditsinskaia-ghieoghrafiia"
    ["file_id"] => string(6) "211568"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431631442"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Презентация на тему "Социальная структура общества" "
    ["seo_title"] => string(60) "priezientatsiia-na-tiemu-sotsial-naia-struktura-obshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "164412"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422634031"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Реферат на тему «Прожиточный минимум»"
    ["seo_title"] => string(40) "riefierat-na-tiemu-prozhitochnyi-minimum"
    ["file_id"] => string(6) "199537"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428590856"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Основные тенденции развития систем образования в мировой педагогической практике"
    ["seo_title"] => string(93) "osnovnyie-tiendientsii-razvitiia-sistiem-obrazovaniia-v-mirovoi-piedaghoghichieskoi-praktikie"
    ["file_id"] => string(6) "303851"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457614141"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Разработка открытого урока на тему: "Работа. Мощность. Энергия." "
    ["seo_title"] => string(65) "razrabotka-otkrytogho-uroka-na-tiemu-rabota-moshchnost-enierghiia"
    ["file_id"] => string(6) "231097"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442370912"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства