МБОУ «СОШ с. Сасыколи им. Г.Г. Коноплёва»
протокол № 1 от «31» августа 2016 г.
приказом № 84 от « 1 » сентября 2016 г.
Директор школы___________ С.В. Некрасова
2018 г.
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по экономике (сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях )
Настоящая рабочая программа по экономике для 11 класса ориентирована на использование учебника И.В. Липсиц «Экономика» для10-11 классов в 2-х книгах, книга 2 , М.: Вита – Пресс, 2006, а также дополнительных пособий для учителя: Экономика 11 класс поурочные планы по учебнику И.В.Липсица автор –составитель И.Б.Ремчукова, Волгоград 2009. Сборник заданий по экономике А.А.Мицкевич , изд.Вита –Прес 2004 Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», 2010 г.
Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения экономике:
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
цену и объем продаж; экономические и бухгалтерские издержки и прибыль, смету/бюджет доходов и расходов, спрос фирмы на труд; реальный и номинальный ВВП, темп инфляции, уровень безработицы;
• применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары-заменители и дополняющие товары;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:
- владением культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
-использованием основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы;
- обладанием способностью к использованию организационно-управленческих навыков в профессиональной и социальной деятельности.
- знать: основные экономические категории, необходимые для анализа деятельности экономических агентов на микро и макроуровне, теоретические экономические модели; основные закономерности поведения агентов рынка, макроэкономические показатели системы национальных счетов, основы макроэкономической политики государства, место российской экономики в открытой экономике мира;
- уметь: самостоятельно анализировать экономическую действительность и процессы, протекающие в экономической системе общества, применять методы экономического анализа для решения экономических задач; принимать экономически обоснованные решения в конкретных ситуациях, умение организовать самостоятельный профессиональный трудовой процесс;
- владеть (быть в состоянии продемонстрировать): навыками применения современного инструментария экономической науки для анализа рыночных отношений, методикой построения и применения экономических моделей для оценки состояния и прогноза развития экономических явлений и процессов в современном обществе.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся | Материально – техническое обеспечение урока | Домашнее задание | Срок проведения |
План | Факт |
Глава 1. Повторение (2 ч.) |
1. | Вводный инструктаж по технике безопасности на рабочем месте. Основные законы экономики. | 1 | Знать особенности труда как товара. | Технические средства обучения (компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска) | П. 9 -13 | 3.09 5.09 | |
2. | Мир денег. Неравенство доходов. Задачи государства. | 1 | Знать роль государства в экономике. | Печатные пособия (таблицы схемы, карты) | П. 18-19, 45, 47,50 | 10.09 12.09 | |
Глава 2 Экономическое устройство России (5 ч.) |
3. | Классификация стран мира. Валовый внутренний продукт. | 1 | Знать общее экономическое устройство России, особую роль, которую играет в нём государство; Выяснить к какой группе стран относится Россия с точки зрения развития её экономики, а также познакомить учащихся с основными показателями, с помощью которых оценивается состояние экономики | Технические средства обучения (компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска) | П. 1, таблица, вопросы. | 17.09 19.09 | |
4. | Стартовая контрольная работа | 1 | Знать основные понятия и термины | Печатные пособия (таблицы схемы, карты) | Повторять | 24.09 26.09 | |
5. | Государство как основа российских предприятий экономики. | 1 | Знать общее экономическое устройство России, особую роль, которую играет в нём государство; Рассмотреть роль государства в экономике России, а также изменение этой роли в ходе экономических реформ 90-х годов | Книгопечатная продукция | П. 2 | 1.10 3.10 | |
6. | Особенности российских предприятий. Приватизация и ее причины. | 1 | Знать Понятия: приватизация, банкротство, ваучер, а также важнейшую проблему, которую пришлось решать стране в последние годы – приватизация российских предприятий. Показать отличие российских предприятий от зарубежных, выяснить цели и некоторые последствия приватизации в России | Медиотека | П. 3 | 8.10 10.10 | |
7. | Обобщающий урок по теме «Экономическое устройство России». | 1 | Знать основные понятия и термины. | Медиотека | П. 1-3, тесты | 15.10 17.10 | |
Глава 3. Хозяйство России в начале 20 века (2 ч) |
8. | Промышленность России. | 1 | Знать общее состояние промышленности и с/х России Уметь анализировать проблемы, с которыми, сталкиваются в настоящее время эти две важнейшие сферы экономики нашей страны | Медиотека | П. 4 | 22.10 24.10 | |
9. | Сельское хозяйство России: вопросы без ответов. | 1 | Знать общее состояние промышленности и с/х России Уметь анализировать проблемы, с которыми, сталкиваются в настоящее время эти две важнейшие сферы экономики нашей страны | Медиотека | П. 5 | 29.10 31.10 | |
Глава 4 Закономерности спроса (7 ч.) |
10. | Типы товаров и особенности формирования спроса | 1 | Знать о факторах, влияющих на спрос отдельного потребителя и на рыночный спрос в целом; Уметь анализировать, сравнивать, делать выводы | Технические средства обучения (компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска) | П. 6 | 12.11 14.11 | |
11. | Факторы формирования спроса. Тест | 1 | Знать: взаимозаменяющие блага; взаимодополняющие блага; факторы изменения спроса. Рассмотреть факторы, которые оказывают воздействие на спрос, как изменение цен товаров-заменителей, изменение цен дополняющих благ, изменение вкусов и предпочтений потребителей, изменение количества покупателей на рынке, ожидание изменения цен в будущем, перекрёстная эластичность спроса. | Печатные пособия (таблицы схемы, карты) | П. 7-8 | 19.11 21.11 | |
12. | Индивидуальный, рыночный и совокупный спрос | 1 | Знать: Индивидуальный, рыночный и совокупный спрос; кривая рыночного спроса, кривая совокупного спроса; неценовые факторы совокупного спроса Уяснить различие между индивидуальным, рыночным и совокупным спросом | Книгопечатная продукция | Графики, задачи | 26.11 28.11 | |
13. | Ценовая эластичность спроса | 1 | Подробное изучение ценовой эластичности спроса и факторов, её определяющих | Технические средства обучения (компьютер, мультимедиа проектор). | П. 9, задачи | 3.12 5.12 | |
14. | Ценовая эластичность спроса | 1 | Подробное изучение ценовой эластичности спроса и факторов, её определяющих | Печатные пособия (таблицы схемы, карты) | П. 9, задачи | 10.12 12.12 | |
15. | Итоговая контрольная работа за I полугодие | 1 | Знать основные понятия и термины | Книгопечатная продукция | Повторять термины | 17.12 19.12 | |
16. | Работа над ошибками. Обобщающий урок по теме «Закономерности спроса». | 1 | Знать основные понятия и термины | Медиотека | Тесты | 24.12 26.12 | |
Глава 5. Закон предложения и поведение фирм (4 ч.) |
17. | Повторный инструктаж по технике безопасности на рабочем месте. Цели деятельности фирмы | 1 | Знать цели деятельности фирм. Продемонстрировать многообразие и противоречивость задач, которые решают в своей повседневной деятельности владельцы и управляющие фирмами | Технические средства обучения (компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска) | П. 10, график | 14.01 16.01 | |
18. | Индивидуальное, рыночное и совокупное предложение | 1 | Уметь анализировать, как из предложения отдельных фирм формируется рыночное предложение; Рассмотреть, как интерпретируется кривая совокупного предложения в краткосрочном и долгосрочном периодах | Печатные пособия (таблицы схемы, 30.01карты) | П. 10 | 21.01 23.01 | |
19. | Эластичность предложения | 1 | Изучить понятие «ценовая эластичность предложения»; рассмотреть причины, побуждающие предложение быть более или менее эластичным Уметь анализировать каким образом и для чего экономисты подсчитывают эластичность предложения; какие факторы определяют, эластичным или неэластичным будет предложение | Книгопечатная продукция | П. 11 - 12 | 28.01 30.01 | |
20. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Закон предложения и поведение фирм» | 1 | Повторить и обобщить знания учащихся по теме « Спрос и предложение» | Медиотека | Повторять | 4.02 6.02 | |
Глава 6 «Фирма на конкурентном рынке» (3 ч.) |
21. | Экономическая эффективность фирм | 1 | Знать: Трансакционные затраты; трансакционные издержки; технологическая эффективность производства; экономическая эффективность производства; эффект роста масштаба производства Рассмотреть взаимосвязь между набором ресурсов и количеством товаров, производимых из этих ресурсов, с точки зрения эффективности производственного процесса | Технические средства обучения (компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска) | П. 13 | 11.02 13.02 | |
22. | Экономическое значение конкуренции | 1 | Знать: совершенная конкуренция ; конкурентная фирма; спрос с точки зрения конкурентной фирмы Выяснить, как совершенно конкурентная фирма выбирает оптимальный объём производства, который позволяет ей получить максимальную прибыль | Печатные пособия (таблицы схемы, карты) | П.14 | 18.02 20.02 | |
23. | Обобщающий урок «Фирма на конкурентном рынке». Тест. | 1 | Знать основные понятия и термины | Книгопечатная продукция | Повторять | 25.02 27.02 | |
Глава 7 Монополия и защита конкуренции (5 ч) |
24. | Поведение фирмы в условиях монополии | 1 | Знать поведение фирмы в условиях монополии; Показать, чем отличается монополия от фирмы, функционирующей в условиях совершенной конкуренции. | Медиотека | П. 15 | 4.03 6.03 | |
25. | Поведение фирмы в условиях монополии | 1 | Знать поведение фирмы в условиях монополии; Показать, чем отличается монополия от фирмы, функционирующей в условиях совершенной конкуренции. | Медиотека | Таблица 6-1 | 11.03 13.03 | |
26. | Барьеры, защищающие монопольный рынок. | 1 | Знать: барьеры, защищающие монопольный рынок; методы антимонопольного регулирования Проанализировать условия, способствующие возникновению и поддержанию монополии, а также рассмотреть методы борьбы государства с монополизмом на рынке | Технические средства обучения (компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска) | П. 16 | 18.03 20.03 | |
27. | Методы антимонопольного регулирования | 1 | Знать: барьеры, защищающие монопольный рынок; методы антимонопольного регулирования Проанализировать условия, способствующие возникновению и поддержанию монополии, а также рассмотреть методы борьбы государства с монополизмом на рынке | Печатные пособия (таблицы схемы, карты) | П. 17, тесты | 1.04 3.04 | |
28. | Обобщающий урок по теме «Монополия и защита конкуренции» | 1 | Знать основные понятия и термины | Книгопечатная продукция | Повторять | 8.04 10.04 | |
Рынок 8. Рынок финансового капитала (7 ч) |
29. | Устройство рынка капитала | 1 | Знать об устройстве рынка капитала Иметь представление о финансовом рынке и его роли в финансировании бизнеса | Технические средства обучения (компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска) | П. 18 | 15.04 17.04 | |
30. | Устройство рынка капитала | 1 | Знать об устройстве рынка капитала Иметь представление о финансовом рынке и его роли в финансировании бизнеса | Печатные пособия (таблицы схемы, карты) | Рис. 7-3 | 22.04 24.04 | |
31. | Формирование цен на рынке капитала | 1 | Знать о формировании цен на рынке капитала. Научиться рассчитывать будущую стоимость текущих доходов и текущую стоимость будущих доходов | Книгопечатная продукция | П. 19 | 29.04 8.05 | |
32. | Инвестирование и его риск. | 1 | Знать о формировании цен на рынке капитала. Научиться рассчитывать будущую стоимость текущих доходов и текущую стоимость будущих доходов | Технические средства обучения (компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска) | П.20 | 6.05 15.05 | |
33. | Финансовый посредник. | 1 | Знать о формировании цен на рынке капитала. Научиться рассчитывать будущую стоимость текущих доходов и текущую стоимость будущих доходов | Печатные пособия (таблицы схемы, карты) | П.20 | 13.05 22.05 | |
34. | Итоговая контрольная работа | 1 | Знать основные понятия и термины | Книгопечатная продукция | Повторять | 20.05 29.05 | |
35. | Работа над ошибками. Экономика в лицах. | 1 | Знать основные понятия и термины | Медиотека | Повторять | 30.05 31.05 | |
Итого: 35 часов |
_____________ Коноплева Т.А.