В соответствии с приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 26.12.2014 года №72 «Об утверждении и поэтапном переходе образовательных организаций ЛНР на временный государственный образовательный стандарт (ВГОС)» с января 2015 г. осуществлен поэтапный переход на временный государственный образовательный стандарт.
Временный государственный образовательный стандарт регламентирует деятельность общеобразовательных организаций Луганской Народной Республики в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования (10-11 классы), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 № 413– http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_12/m413.pdf.
Державними санітарними правилами і нормами влаштування, утримання загальноосвітніх навчальнихзакладів та організаціїнавчально-виховногопроцесуДСанПіН - http://www.dsesu.gov.ua/.
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного)
общего образования (10-11 классы), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 № 413– http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_12/m413.pdf.
В 2016/2017 учебном году преподавание предмета «Экономика» в Луганской Народной Республике осуществляется по следующей программе:
- Примерная программа среднего (полного) общего образования по экономике (профильный уровень) http://window.edu.ru/resource/229/37229.
Методические рекомендации по составлению рабочих программ по предметам
в общеобразовательных организациях Луганской Народной Республики в 2016-2017 учебном году.
Методические рекомендации по преподаванию предмета «Экономика» в 2016–2017 учебном году.
Согласно учебному плану на 2016 – 2017 учебный год изучается в XІ классе предмет «Экономика» - профильный уровень.
В таблице 1 представлено распределение количества часов в XІ классе.
Таблица 1
Предмет
Распределение часов по классам
XI класс
в нед.
в год
Экономика профильный уровень
2
62
Цель данного курса – способствовать осознанию учащимися роли человека в обществе, развитию экономического осознания, важного в современном обществе.
Курс способствует интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности в сфере экономики и бизнеса, помогает развивать познавательные способности учащихся.
Изучение экономики в старшей школе на профильном уровне направлено на
достижение следующих целей:
• развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;
• воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
• освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
• овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа по экономике предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные
экономические ситуации;
применение математических знаний в экономической сфере;
применение полученных знаний для определения экономически рационального
поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа
и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное,
просмотровое, поисковое и др.);
работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное
восприятие языка средств массовой информации;
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для
решения задач творческого и поискового характера;
участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской
деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для
обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
В результате изучения экономики на профильном уровне ученик должен
Знать/Понимать
• смысл основных теоретических положений экономической науки;
• основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международных экономических отношений;
Уметь
• приводить примеры: взаимодействия рынков; прямых и косвенных налогов; взаимовыгодной международной торговли;
• описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы, основные виды налогов, банковскую систему, рынок труда, экономические циклы, глобальные экономические проблемы;
• объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды обмена; закон спроса; причины неравенства доходов; роль минимальной оплаты труда; последствия инфляции;
• сравнивать (различать): спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых, организационно-правовые формы предприятий, акции и облигации;
• вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса (предложения) в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж; экономические и бухгалтерские затраты и прибыль, смету (бюджет) доходов и расходов, спрос фирмы на труд; реальный и номинальный ВВП, темп инфляции, уровень безработицы;
• применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары-заменители и дополняющие товары
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• исполнения типичных экономических ролей;
• решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
• совершенствования собственной познавательной деятельности;
• оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
• осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Экономика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и экономически оправданного подхода к решению жизненных и профессиональных задач; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни и будущей профессии, позволяющими ориентироваться в экономической среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
Результаты обучения позволят учащимся освоить основы поведения в экономической сфере и помогут осознанно выбрать будущую специализацию.
Результаты обучения позволят сократить объем и усилить общепрофессиональную подготовку в высших и средних специальных образовательных учреждениях.
Перечень учебников
Классы
Уровень
Экономика
11 класс
Профиль
1. Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике с решениями: Пособие для преподавателей экономики. – в 3-х книгах. Кн.1. задачник по макроэкономике с решениями. – М.: Вита-Пресс, 2011, 579 с.
2. Мицкевич А.А. Экономика в задачах и тестах. М., 1999.
3. Основы экономической теории: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учереждений с углубленным изучением экономики / Под ред. С.И. Иванова. В 2 кн. Кн. 1. М.: Вита-Пресс, 2012 г, 336 с.
4. Трофимова З.В. Основы экономики. Учебное пособие для 10, 11 кл. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2004. - 240 с.
5. Основы экономической теории. Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений с углублённым изучением экономики/ Под ред. С.И. Иванова. М.: Вита-Пресс, 2012. 269 с.
6. Булавенко С.Д. основы экономики. 10, 11 кл.: Разработки уроков. – X.: Веста: Изд-во «Ранок», 2007.- 432 с.- (Мастер-класс).
7. Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс: Учебник для 10, 11 кл.
общеобразоват. учрежд. – 8-е изд.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008. – 272 с.: ил.
Основное содержание программы
КЛАСС 11 профильный
Предмет «ЭКОНОМИКА»
Учебно-тематический план
№ п/п
Содержание программного материала
Количество часов
Раздел I. Инструменты макроэкономики
11
1
Предмет и особенности макроэкономического анализа
1
2
Валовой внутренний продукт
4
3
Совокупный спрос и совокупное предложение
3
4
Деньги и банки
3
Раздел II. Макроэкономические проблемы
9
1
Инфляция
2
2
Безработица
3
3
Экономический рост и развитие
2
4
Экономические циклы
2
Раздел III.Макроэкономическая политика
6
1
Денежная политика
3
2
Фискальная политика
3
Раздел IV. Международная экономика
9
1
Международная торговля
4
2
Международные финансы
3
3
Глобальные экономические проблемы
2
ПРИКЛАДНАЯ ЭКОНОМИКА
Раздел I. Бизнес
11
1
Предпринимательство и предприниматель
2
2
Предприятие и их организационно-правовые формы
3
3
Менеджмент
2
4
Маркетинг
2
5
Бизнес-план
2
Раздел II. Финансы
5
1
Финансирование бизнеса. Ценные бумаги
3
2
Страхование
1
3
Учёт
1
Раздел III.Российская экономика
6
1
Становление рыночной экономики в современной России
3
2
Современная российская экономика
3
Раздел IV. Подготовка к экзаменам
5
Итого
62
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п
№ урока в теме
Раздел/Тема урока
Дата проведения
Прим.
по плану
по факту
1 СЕМЕСТР
Раздел I. Инструменты макроэкономики (11 ч.)
1.
1
Предмет макроэкономики. Основные макроэкономичес-кие проблемы. Агрегирование. Макроэкономические агенты и макроэкономические рынки. Кругооборот расходов и доходов.
05.09
2
2
Понятие системы национальных счетов. Валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП). Конечная и промежуточная продукция. Добавленная стоимость. ВВП на душунаселения.
05.09
3
3
Методы измерения ВВП по расходам и по доходам. Теневая экономика. Номинальные и реальные эконо-миические показатели. Номинальный и реальный ВВП. Индекс потребительских цен (ИПЦ) и дефлятор ВВП.
12.09
4
4
Практическая работа «Установление величины ВВП по исходным данным»
Деньги. Функции денег. История денег. Формы денег. Денежные агрегаты.
03.10
10
10
Банки. История банковского дела. Операции коммер- ческих банков. Российские коммерческиебанки.
03.10
11
11
Банковская система. Центральный банк и его функции.
10.10
Раздел II. Макроэкономические проблемы (9 ч.)
12
1
Закон денежного обращения. Уравнение обмена Фишера. Инфляция: понятие, виды и причины.
10.10
13
2
Инфляция спроса и инфляция предложения. Дефляция.
Последствия и издержки инфляции.
17.10
14
3
Понятие безработицы. Уровень и виды безработицы.
17.10
15
4
Полная занятость и потенциальный ВВП. Последствия безработицы. Государственная политика поддержки занятости.
31.10
16
5
Понятие экономического роста. Темп экономического роста. Источники экономического роста.
Экстенсивный и интенсивный рост.
31.10
17
6
Экономическое и общественное развитие. Порочный круг бедности. Качество жизни. Индекс человеческого развития.
07.11
18
7
Экономические циклы. Типы экономических циклов.
07.11
19
8
Классические среднесрочные циклы деловой активнос-ти. Причины экономических циклов. Фазы цикла.
14.11
20
9
Практическая работа «Инфляция. Безработица. Три взгляда на макроэкономическое равновесие»
14.11
Раздел III. Макроэкономическая политика (6 ч.)
21
1
Что такое макроэкономическая политика. Кредитные деньги или как банки«делают деньги».
21.11
22
2
Обязательные резервы. Кредитная эмиссия.
21.11
23
3
Банковский мультипликатор. Банковские резервы
и кредитные возможности.
28.11
24
4
Воздействие налогов на экономику. Кривая Лаффера.
28.11
25
5
Налоговая система России. Государственный бюджет. Дефицит государственного бюджета и способы его финансирования. Государственный долг. Фискальная политика.
05.12
26
6
Практическая работа. Виды налогов и установление размера налога на индивидуальный доход определённой величины
05.12
Раздел IV. Международная экономика (9 ч.)
27
1
Абсолютное и сравнительное преимущество в междуна-родной торговле.
12.12
28
2
Контрольная работа
12.12
29
3
Протекционизм: цели и средства. Импортные тарифы. Нетарифные барьеры. Экспортные субсидии.
19.12
30
4
Свободная торговля. Всемирная торговая организация (ВТО). Россия и ВТО. Региональная интеграция.
19.12
2 СЕМЕСТР
31
5
Спрос и предложение на рынке валют. Формирование валютного курса.
16.01
32
6
Факторы, определяющие валютные курсы. Валютные риски. Валютные системы. Валютные кризисы.
16.01
33
7
Понятие глобализации, ее выгоды и риски. Краткая характеристика основных глобальных проблем. Взаимосвязь глобальных проблем.
23.01
34
8
Развитые и развивающиеся страны. Наиболее актуаль-ные для России глобальные проблемы. Устойчивое развитие.
23.01
35
9
Практическая работа. Определение изменений валютного курса
30.01
Раздел I. Бизнес (11 ч.)
36
1
Коммерция и бизнес. Понятия предпринимательства
и предпринимателя. Виды предпринимательства. Эволюция взглядов на предпринимательство. Роль предпринимательства в экономике.
30.01
37
2
Характеристика предпринимателя. Склонность к риску. Мотивы предпринимателя. Предприниматель и фирма. Внутрифирменное предпринимательство.
06.02
38
3
Юридические лица. Некоммерческие предприятия. Общая классификация фирм по правовому статусу.
06.02
39
4
Формы предприятий в России. Государственные и муниципальные унитарные предприятия.
13.02
40
5
Производственные кооперативы. Объединения предприятий. Малый бизнес.
13.02
41
6
Понятия менеджмента и менеджера. Организационная структура. Принципы менеджмента.
20.02
42
7
Механизмы координации. Организация производства. Управление персоналом. Мотивация и контроль.
20.02
43
8
Понятие маркетинга. История и эволюция маркетинга.
Поведение покупателей на рынке. Сегментация рынка.
27.02
44
9
Жизненный цикл товара. Реклама. Качество. Стимулирование сбыта.
27.02
45
10
Понятие бизнес-плана. Его назначение и структура.
06.03
46
11
Практическая работа. Процесс планирования. Бизнес-план
06.03
Раздел II. Финансы (5 ч.)
47
1
Финансы и финансовые институты. Основной
и оборотный капитал. Источники финансирования: внутренние и внешние.
13.03
48
2
Заемные средства. Ценные бумаги. Облигации предприятий. Государственные и муниципальные
облигации. Акции. Цены и доходность акций
и облигаций.
13.03
49
3
Первичный и вторичный рынки ценных бумаг. Фондовый рынок. Стоимость фирмы. Защита
интересов вкладчиков. Паевые(взаимные) фонды.
27.03
50
4
Сущность страхования. Формы и виды страхования. Страховые услуги. Основные понятия страхования. Страхование в России.
27.03
51
5
Учет: структура и основные понятия. Принципы бухгалтерского учета. Финансовая отчетность. Бюджет(смета).
03.04
Раздел III.Российская экономика (6 ч.)
52
1
Краткая экономическая история России до1917 года. Административно-командная экономика
Советского Союза.
03.04
53
2
Попытки реформирования советской экономики. Старт рыночной экономики.
10.04
54
3
Макроэкономическая стабилизация и институцио-нальные преобразования. Первые результаты
и социальная цена реформ
10.04
55
4
Ресурсы российской экономики. Итоги первого десятилетия реформ. Экономическая политика. Стратегия роста.
24.04
56
5
Контрольная работа
24.04
57
6
Практическая работа. Интеграция России
в мировую экономику
08.05
Раздел IV. Подготовка к экзаменам (5 ч.)
58
1
Подготовка к экзаменам
08.05
59
2
Подготовка к экзаменам
15.05
60
3
Подготовка к экзаменам
15.05
61
4
Подготовка к экзаменам
22.05
62
5
Подготовка к экзаменам
22.05
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания методического объединения учителей естественно-математического цикла
от 29.08.2016 г. № 01
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
Н.В.Банник
___.08.2016 г.
Рабочая программа прошивается, пронумеровывается и скрепляется печатью.
В этой программе пронумеровано, прошнуровано и скреплено печатью 20 (двадцать) листов.
Директор ГБОУ
ЛНР УВК № 8
г.Стаханова
М.А.Рябцева
31.08.2016
В этой программе пронумеровано, прошнуровано и скреплено печатью 20 (двадцать) листов.