В соответствии с приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 26.12.2014 года №72 «Об утверждении и поэтапном переходе образовательных организаций ЛНР на временный государственный образовательный стандарт (ВГОС)» с января 2015 г. осуществлен поэтапный переход на временный государственный образовательный стандарт.
Временный государственный образовательный стандарт регламентирует деятельность общеобразовательных организаций Луганской Народной Республики в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного)
общего образования (10-11 классы), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 № 413– http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_12/m413.pdf.
Державними санітарними правилами і нормами влаштування, утримання
загальноосвітніх навчальних закладів та організації навчально – виховного процессу ДСанПіН - http://www.dsesu.gov.ua/.
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного)
общего образования (10-11 классы), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 № 413– http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_12/m413.pdf.
В 2016/2017 учебном году преподавание предмета «Экономика» в Луганской
Народной Республике осуществляется по следующим программам:
Примерная программа среднего (полного) общего образования по экономике (базовый уровень) http://window.edu.ru/resource/209/37209.
Методические рекомендации по составлению рабочих программ по предметам
в общеобразовательных организациях Луганской Народной Республики в 2016-2017 учебном году.
Согласно учебному плану на 2016 – 2017 учебный год изучается в X классе предмет «Экономика» - базовый уровень.
В таблице 1 представлено распределение количества часов в X классе.
Таблица 1
Предмет
Распределение часов по классам
X класс
в нед.
в год
Экономика (базовый уровень)
1
31
Цель данного курса – способствовать осознанию учащимися роли человека в обществе, развитию экономического осознания, важного в современном обществе.
Курс способствует интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности в сфере экономики и бизнеса, помогает развивать познавательные способности учащихся.
Изучение экономики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;
• воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
• освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
• овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа по экономике в старшей школе предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
- применение математических знаний в экономической сфере;
-применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
-выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и в практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа ориентирована на изучение школьниками базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.
В результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать
• функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.
Уметь приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
• описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
• объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• получения и оценки экономической информации;
• составления семейного бюджета;
• оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Экономика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и экономически оправданного подхода к решению жизненных и профессиональных задач; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни и будущей профессии, позволяющими ориентироваться в экономической среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
Результаты обучения позволят учащимся освоить основы поведения в экономической сфере и помогут осознанно выбрать будущую специализацию.
Результаты обучения позволят сократить объем и усилить общепрофессиональную подготовку в высших и средних специальных образовательных учреждениях.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен
Знать/Понимать
• смысл основных теоретических положений экономической науки;
• основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международных экономических отношений;
Уметь
• приводить примеры: взаимодействия рынков; прямых и косвенных налогов; взаимовыгодной международной торговли;
• описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы, основные виды налогов, банковскую систему, рынок труда, экономические циклы, глобальные экономические проблемы;
• объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды обмена; закон спроса; причины неравенства доходов; роль минимальной оплаты труда; последствия инфляции;
• сравнивать (различать): спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых, организационно-правовые формы предприятий, акции и облигации;
• вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса (предложения) в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж; экономические и бухгалтерские затраты и прибыль, смету (бюджет) доходов и расходов, спрос фирмы на труд; реальный и номинальный ВВП, темп инфляции, уровень безработицы;
• применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары-заменители и дополняющие товары.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
• исполнения типичных экономических ролей;
• решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
• совершенствования собственной познавательной деятельности;
• оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки
зрения;
• осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования
экономической информации.
Перечень учебников
Классы
Уровень
Занимательная экономика
10 класс
Базовый
1.Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике с решениями: Пособие для преподавателей экономики. – в 3-х книгах. Кн.1. задачник по макроэкономике с решениями. – М.: Вита-Пресс, 2011, 579 с.
2.Мицкевич А.А. Экономика в задачах и тестах. М., 1999.
3.Основы экономической теории: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учереждений с углубленным изучением экономики / Под ред. С.И. Иванова. В 2 кн. Кн. 1. М.: Вита-Пресс, 2012 г, 336 с.
4.Трофимова З.В. Основы экономики. Учебное пособие для 10, 11 кл. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2004. - 240 с.
5.Основы экономической теории. Учебник для 10-11 кл.
общеобразовательных учреждений с углублённым изучением
экономики/ Под ред. С.И. Иванова. М.: Вита-Пресс, 2012. 269 с.
6.Булавенко С.Д. основы экономики. 10, 11 кл.: Разработки
7.Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс: Учебник для 10, 11 кл.
общеобразоват. учрежд. – 8-е изд.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008. –
272 с.: ил.
Основное содержание программы
10 класс
Учебно-тематический план
№
Содержание программного материала
Количество часов
1.
Введение. Экономика и экономическая наука
2
2.
Типы экономических систем
2
3.
Семейная экономика
3
4.
Спрос и предложение. Рынок
3
5.
Фирма
5
6.
Роль государства в экономике
3
7.
ВВП, его структура и динамика
2
8.
Рынок труда и безработица
2
9.
Деньги, банки, инфляция
4
10.
Элементы международной экономики
2
11.
Основные проблемы экономики России и Донбасса
3
Итого
31
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п
№ урока в теме
Раздел/Тема урока
Дата проведения
Прим.
по плану
по факту
Экономика и экономическая наука (2 ч.)
1
1
Что изучает экономическая наука. Потребности. Ограниченность ресурсов.
05.09
2
2
Свободные и экономические блага. Выбор и альтернативная стоимость. Факторы производства и факторные доходы.
12.09
Экономические системы (2 ч.)
3
1
Главные вопросы экономики. Разделение труда, специализация и обмен.
19.09
4
2
Типы экономических систем. Собственность. Конкуренция. Экономическая свобода.
26.09
Семейная экономика (3 ч.)
5
1
Рациональный потребитель. Реклама. Защита прав потребителя.
03.10
6
2
Семейный бюджет. Источники доходов. Расходы семьи. Реальный и номинальный доход.
10.10
7
3
Неравенство доходов и его причины. Меры социальной
поддержки. Сбережения. Страхование.
17.10
Спрос и предложение. Рынок (3 ч.)
8
1
Рынок одного товара. Спрос. Кривая спроса. Факторы спроса и сдвиги кривых спроса.
31.10
9
2
Кривая предложения. Закон предложения. Факторы предложения и сдвиги кривых и предложения.
07.11
10
3
Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры.
14.11
Фирма (5 ч.)
11
1
Роль и цели фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль.
21.11
12
2
Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России.
28.11
13
3
Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации.
05.12
14
4
Фондовый рынок. Менеджмент. Маркетинг.
12.12
15
5
Контрольная работа
19.12
Роль государства в экономике (3 ч.)
16
1
Частные и общественные блага. Внешние эффекты. Функции государства в экономике.
16.01
17
2
Виды налогов. Государственные доходы и расходы.
23.01
18
3
Государственный бюджет. Государственный долг. Основы фискальной политики государства.
30.01
ВВП, его структура и динамика (2 ч.)
19
1
Понятие ВВП и его структура.
06.02
20
2
Экономический рост и развитие. Экономические циклы
13.02
Рынок труда и безработица (2 ч.)
21
1
Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда.
20.02
22
2
Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал. Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия.
27.02
Деньги, банки, инфляция (4 ч.)
23
1
Деньги и их функции. Банковская система.
06.03
24
2
Роль центрального банка.
Основные операции коммерческих банков. Процент.
13.03
25
3
Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании.
27.03
26
4
Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства.
03.04
Элементы международной экономики (2 ч.)
27
1
Экономические причины международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Курсы валют. Глобальные экономические проблемы.
10.04
28
2
Конрольная работа
24.04
Основные проблемы экономики России и Донбасса (3 ч.)
29
1
Эволюция экономических систем. Становление современной рыночной экономики России.
08.05
30
2
Основные проблемы экономики России и экономическое развитие регионов.
15.05
31
3
Экономическая политика России. Россия в мировой экономике. Экономика Донбасса.
22.05
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания методического объединения учителей естественно-математического цикла