kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "источники загрязнения литосферы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия: Сформировать понятие о литосфере, ее загрязнении.

Задачи занятия:1. Образовательная - познакомить с масштабом, типом загрязнения литосферы;

                             2.Развивающая - развивать умения работать с учебником;

                             3. Воспитательная -  воспитывать бережное отношение к литосфере

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок "источники загрязнения литосферы"»

Занятие №25


Тема: Источники загрязнения литосферы. Воздействие с/х техники на почву. Эрозия почв. Охрана литосферы.

Цель занятия: Сформировать понятие о литосфере, ее загрязнении.

Задачи занятия:1. Образовательная - познакомить с масштабом, типом загрязнения литосферы;

2.Развивающая - развивать умения работать с учебником;

3. Воспитательная - воспитывать бережное отношение к литосфере.

Оборудование, наглядные пособия: видеоролики, презентация.

Тип занятия: урок изучения нового материала

Вид занятия: лекция

Методы занятия: словесный, наглядный, практический.

Ожидаемый результат: знание понятия литосферы, ее загрязнения.

Ход занятия:

1.Организационно- психологический настрой на занятие

2.Актуализация знаний и умений:

Преподаватель проводит разминку, задавая вопросы. Студенты, которые отвечают на вопросы, получают жетоны. По количеству жетонов в конце урока студенты оцениваются.

  1. Альтернативное топливо электроэнергия, биотопливо

  2. Раздел экологии, изучающий особи аутэкология

  3. Совокупность особей одного вида популяция

  4. Водная оболочка Земли гидросфера.

  5. Организм, живущий за счет питательных веществ хозяина Паразит.

  6. Листья сосны. Хвоя

  7. Искусственное насаждение вдоль дорог. Лесополоса

  8. Сосновый лес. Бор

  9. Плод дуба. Желудь

  10.  Защитный экран Земли. (Озоновый слой)

  11.  Токсичный туман. (Смог)

  12. Совокупность условий, в которых живет организм. (Среда обитания)

  13. Дубовый лес. (Дубрава)

  14. Ядовитый металл, содержащийся в выхлопных газах автомобильного транспорта. (Свинец)

  15. Кто ввел понятие экосистема?        (А. Тенсли)

  16. Кто ввел понятие биогеоценоз?        (В.Н. Сукачев)

  17. Кто предложил термин «экология»?        (Геккель)

  18. Кто создал учение о биосфере?            (В.Н. Вернадский)  

  19. Кто ввел понятие ноосфера?       (В. Н. Вернадский)


Индивидуальный опрос:

1.Что такое атмосфера?

2. Виды топлива

3.Экологическая характеристика видов топлива.


Дополнительные вопросы:

  1. Сходства агроценоза от биоценоза

  2. Что такое популяция?

  3. Что изучает синэкология?





Преподаватель предлагает дополнить предложения, записав их на интерактивной доске: (слайд 5, презентация)

  1. Чем ниже содержание в топливе «вредных» ароматических углеводородов, тем цетановое число будет _________________________________ (больше/выше).

  2. В автомобильных выхлопных газах содержатся такие компоненты, как____________________________________ (углеводороды–не сгоревшие или не полностью сгоревшие компоненты топлива)

  3. Подавляющее большинство современных  автомобилей работают на таком топливе, как__________________________________________________________ (бензин)

  4. Жидкости, заливаемые в автомобиль- ___________________________________(бензин, дизельное топливо, моторное масло, трансмиссионное масло, антифриз, тормозная жидкость, стеклоомывающая жидкость)

  5. Расшифруйте А-95_____________________________________________________( топливо для автомобилей с октановым числом 95)







3.Формирование новых знаний и умений:

(цель, тема)

Основные виды антропогенного воздействия на почвы следующие:

1.                              1 эрозия; 2 загрязнение;  3 вторичное засоление и заболачивание; 4 опустынивание; 5 отчуждение земель для строительства.

Эрозия почв.            Эрозией называется разрушающее воздействие воды, ветра и антропогенных факторов на почву и подстилающие породы, снос  наиболее плодородного верхнего слоя или размыв. 15% обрабатываемых земель подвержено интенсивной эрозии.

По темпам проявления эрозионных процессов различают нормальную или геологическую и ускоренную или антропогенную эрозию.

Нормальная эрозия протекает повсеместно под лесной и травянистой растительностью. Она проявляется в слабой степени. Почва полностью восстанавливается в течении года благодаря почвообразовательным процессам.

Ускоренная эрозия развивается при отсутствии естественной растительности и при нерациональном использовании земель, в результате чего происходит интенсивный смыв почвы. Различают древнюю и современную эрозию почвы. Древняя эрозия прекратила свое действие. Современная эрозия  протекает на фоне древней, она вызвана природными факторами и хозяйственной деятельностью человека. Наиболее распространены следующие виды ускоренной эрозии почв: 1. водная (плоскостная и линейная); 2. ветровая; 3.ирригационная; 4. промышленная; 5. пастбищная; 6. абразия; 7. механическая.

Плоскостная эрозия – это смыв верхних горизонтов почвы на склонах при стекании дождевых или талых вод сплошным потоком или ручьями.

Линейная эрозия  вызвана талыми и дождевыми водами, стекающими  значительной массой, сконцентрированной в узких пределах участка склона. В результате происходит размыв почвы в глубину,

Ветровая эрозия или дефляция наблюдается на легких и на тяжелых карбонатных почвах при высоких скоростях ветра, низкой влажности почвы и невысокой относительной влажности воздуха. Возникает в степных и пустынных районах. Распашка легких почв, их рыхление особенно опасны весной при отсутствии растительности. Ветровая эрозия проявляется в виде повседневной или местной дефляции и в виде пыльных бурь. Пыльные бури на своем пути частично или полностью уничтожают посевы, засыпают дороги, оросительные каналы, безвозвратно сносят верхний слой почвы.

Ирригационная эрозия – это смыв и размыв почвы при ее орошении. В результате этой эрозии выводится из строя мелиоративная сеть. Основные причины ее размыва – слабое закрепление дна и откосов каналов, слабая инфильтрационная способность почвы, просадка грунтов, засорение каналов, повышенный расход воды в поливных бороздах. При эксплуатации оросительных систем на отдельных участках теряется до 20-45% воды вследствие фильтрации и утечки, что способствует эрозии почвы. Ирригационная эрозия проявляется даже в условиях небольших уклонов при увеличении поливной струи.

Промышленная эрозия  возникает в результате разработок полезных ископаемых, особенно открытым способом, строительства жилых и производственных зданий, прокладки дорожных магистралей, газо- и нефтепроводов.

Абразия – это обрушение берегов водоемов. При этой эрозии заиляются водоемы, сокращается площадь пашни и пастбищ.

Пастбищная эрозия – это выдувание, смыв и размыв почв в результате ослабления травяного покрова при его вытаптывании животными и выедании ими  травы. Она проявляется при нарушении норм пастьбы, проведении ее  без учета поголовья скота, емкости пастбищ и лугов, при прогоне скота по одним и тем же участкам.

Механическая эрозия – это систематический сдвиг почвы вниз по склону в результате работы сельскохозяйственных машин. Эта эрозия ярче всего выражена при холмистом рельефе  местности. К механической эрозии относятся любые виды эрозии почв под воздействием их обработки. В результате использования сельскохозяйственной техники  происходит значительное уплотнение почвы  на большую глубину, изменяется ее водный режим,  усиливается поверхностный сток, что приводит к усилению эрозионных процессов. Значительное уплотнение почвы уменьшает   урожайность сельскохозяйственных культур на 30-50%.

В результате эрозии каждую минуту на земном шаре выходит из сельскохозяйственного оборота 44 га земель. Последствия эрозии многообразны. Важное последствие – потеря плодородия почв. Эрозия почв привела к полной или частичной, по хозяйственно значимой потере плодородия более половины всей пашни мира. По степени смытости различают: слабосмытые,  среднесмытые, сильносмытые почвы. К слабосмытым относятся почвы, у которых верхний горизонт А смыт до половины своей мощности, среднесмытые – горизонт А смыт более чем на половину, сильносмытые – частично смыт горизонт В.

Урожайность сельскохозяйственных культур на слабосмытых почвах уменьшается на 10-15%, на среднесмытых – на 20-40%, на сильносмытых – на 50-60%.

В результате эрозии образуются промоины, рытвины, овраги. В зависимости от почвенно-климатических условий рост и формирование оврагов идет со скоростью от 1 – до 8-25 м в год.            Если на поле в 100 га образовался овраг длиной 100 м, шириной 5 м и глубиной 2 м, то потери почвы и подпочвы составляют 600-800 м3. Утраты же от смыва самого верхнего плодородного слоя почвы толщиной 1 см с площади 100 га эквивалентно потере 10000 м3 почвы.

«Внесельскохозяйственный»  ущерб от эрозии составляет 70-100% от величины ущерба сельскому хозяйству.

Всё это обуславливает необходимость борьбы с эрозией. Противоэрозионные мероприятия делятся на следующие группы:

1. организационно-хозяйственные;

2. агротехнические;

3. лесомелиоративные;

4. гидротехнические.

К организационно-хозяйственным мероприятиям относится правильная организация территории. На определенной территории выделяют площади, в различной степени подверженные эрозии, составляют почвенно-эрозионные планы. Противоэрозионная организация территории – это обоснованный состав, соотношение, размещение сельскохозяйственных культур, полей, севооборотов, лесополос и др.

Агротехнические мероприятия – это, в первую очередь, порядок использования земли в севообороте и система ее механической обработки. К этой группе мероприятий относятся фитомелиоративные, агрохимические и агрофизическое, снегозадержание и регулирование стока, противоэрозионная обработка почвы. Противоэрозионная обработка почвы – это вспашка поперек склона (что задерживает 5-8 мм влаги и дает прибавку урожая зерновых 2-4 ц/га); обработка плугом с почвоуглубителем (что предохраняет от выворачивания на поверхность малопродуктивных почв), ступенчатая вспашка. Ступенчатая вспашка заключается в создании ступенчатой формы плужной подошвы и чередующихся борозд разной глубины на поверхности почв. Наиболее эффективными способами  водозадерживающей обработки почвы являются  лункование, прерывистое бороздование, щелевание, кротование (ходы 6-8 см на глубине 30-40 см)

К фитомелиоративным мероприятиям относятся следующие:

1.       полосное размещение посевов – это чередование полос почвозащитных культур с другими культурами;

2.       посев промежуточных культур (кукурузы, подсолнечника, ржи, вики);

3.       мульчирование – заделка  в почву послеуборочных остатков, отходов промышленности, подстилочного или жидкого навоза;

4.       кулисы  создают  защитную полосу с подветренной стороны. Для создания кулис используют высокостебельные растения (подсолнечник, кукурузу, горчицу);

5.       травосеяние.

Все культуры по их противоэрозионным свойствам можно разделить на три группы. К первой группе, наиболее хорошо защищающей почву от эрозии, относятся многолетние травы; ко второй группе – однолетние травы. Наиболее слабое защитное действие оказывают пропашные культуры. По сравнению со смывом почвы под многолетними травами смыв ее под зерновыми выше в 4-5 раз, а под пропашными в 25 раз. Из однолетних культур сравнительно хорошо защищают почву озимые, т.к. весной и осенью они формируют устойчивый к эрозии растительный покров. Наиболее надежно закрепляют почву многолетние бобово-злаковые травосмеси.

На почвах, подверженных дефляции, оправдывают себя почвозащитные севообороты с посевом буферных полос из многолетних трав. На песчаных почвах площадь под многолетними травами следует доводить до 50%.

К мероприятиям по снегозадержанию относятся использование стерневых кулис (это полосы стерни после уборки зерновых шириной 60 см, высотой – 35-40 см на расстоянии 6 см друг от друга); снегопахота при высоте снежного покрова 12 см 2-3 раза за зиму во время оттепелей.

 Лесомелиоративные мероприятия – это улучшение природных условий территории защитными  лесными насаждениями. При этом улучшается водный и температурный режим сельскохозяйственных угодий, повышается противоэрозионная и противодефляционная устойчивость почв, снижается интенсивность воздействия на почву воды и воздушных потоков. К лесомелиоративным мероприятиям относятся ветрозащитные полосы, водозащитные и берегоукрепляющие полосы, противоовражные, овражные и склоновые полосы.

 Гидротехнические противоэрозионные мероприятия чаще применяются на крутых склонах и сильно заовраженных землях. На склонах крутизной  4-6о  эффективны валы-террасы, ступенчатые террасы, водозадерживающие валы, запруды. Валы-террасы строят  на горизонтальной местности на окраине полей, высота их 30-60 см, ширина  основания в 8-12 раз больше высоты. Валы легко пересекаются сельскохозяйственными машинами при обработке почвы.  Ступенчатые территории – это непрерывные вытянутые  по горизонтали площадки на крутых склонах (где выращивают многолетние травы). Водоудерживающие валы  устраивают на прилегающих к вершине оврага участках склона (для приостановки его роста). Запруды строят в привершинной части оврагов, где вследствие больших уклонов скорость потока оказывается выше допустимой для данного грунта

4.Закрепление изученного материала


Группа разбивается на подгруппы.

1 подгруппа: состав и строение почвы ( стр 235, учебник)

2 подгруппа: Антропогенное использование недр (стр 206, учебник)

3 подгруппа: Эрозия почв и меры борьбы с ней (стр 242, учебник)

4 подгруппа: Охрана почв (стр 256, учебник)


5.Домашнее задание дополнительный материал, устно ответить на вопросы стр 280, учебник


6.Итог урока ( рефлексия, выставление оценок)





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Экология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Урок "источники загрязнения литосферы"

Автор: КАЛИНИНА АННА АЛЕКСАНДРОВНА

Дата: 24.12.2018

Номер свидетельства: 492556

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(241) "Календарно-тематическое планирование по географии.   Учебник «География материков и океанов»  В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. "
    ["seo_title"] => string(145) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-ghieoghrafii-uchiebnik-gieoghrafiia-matierikov-i-okieanov-v-a-korinskaia-i-v-dushina-v-a-shchieniev"
    ["file_id"] => string(6) "214637"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432387799"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(22) "Тихий океан "
    ["seo_title"] => string(13) "tikhii-okiean"
    ["file_id"] => string(6) "122602"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414307465"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства