Расширять представление детей об осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период.закрепить знания детей о деревьях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Занятие по экологии для детей старшего дошкольного возраста на тему « Осень золотая ».
Программное содержание: Расширять представление детей об осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период. Закреплять знания детей о деревьях. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.
Материалы и оборудование: Объекты экологической тропы: рябина, липа, ель, береза. Осенние листья разных деревьев. Письмо детям от Дубовичка. .
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, беседы, чтение произведений о деревьях.
Ход
Педагог: Ребята, нам пришло письмо от лесного жителя Дубовичка.
«Здравствуйте, ребята!
Я –Дубовичок! Дедушки-дуба внучок.
Песенки свои играю, осень в гости зазываю.
Но вот какая у меня приключилась беда,
Подул ветерок, и мои листики разлетелись
По осеннему парку.
Вы уж мне помогите,
С какого дерева листик упал .
Они на одну интересную тропинку попали,
Там вы их найдете и узнаете, как живет и
чувствует себя окружающая нас природа».
- Ну что ребята, поможем Дубовичку его листики разобрать?.
Педагог: Листья в воздухе кружатся,
Так причудливо порой,
Тихо под ноги ложатся
То – коврами, то – горой…
- А какое сейчас время года? Как называется это красивое осеннее явление? Для чего нужны растениям листья, корень?
Остановки экологической тропы:
Остановка «Рябина»
Педагог: Отгадайте загадку:
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют.
И, галдя, его клюют.
Дети: Рябина.
Педагог: Раз, два, три – к рябине беги!
Педагог: Дети, посмотрите внимательно на рябину, она похожа на другие деревья и кустарники или нет?
Педагог: Чем она похожа?
Дети: У рябины есть ствол, ветки.
Педагог: Давайте мы потрогаем рябину. Какой у нее ствол:
Дети: Ствол у рябины гладкий, без сучков.
Педагог: Чем покрыт ствол рябины?
Дети: Корой.
Педагог: Зачем кора дереву и кусту?
Дети: Чтобы защищать ствол и ветки.
Педагог: Как вы думаете, можно сравнить кору с кожей человека?
Дети: Да, можно. Кожа тоже защищает.
Педагог: Осенью на рябине висят красные гроздья ягод, так называют плоды рябины. Эти ягоды очень любят птицы, а также они полезны для людей.
Педагог: Внимательно рассмотрите листочки рябины. Лист словно состоит из нескольких маленьких листочков. А ягоды сладковато – горьковатые, терпкие, но после морозов они будут вкуснее. Плоды богаты витаминами. Из протёртой рябины заваривают чай, который помогает справиться с простудой и сильным кашлем. При сборе часть ягод оставляли на дереве для корма птицам в зимнее время года.
Игра «Покажи ствол, ветви, корни, листья».
Педагог: Я буду называть часть дерева, а вы выполнять движения.
Липа- замечательное дерево. За день цветок липы выделяет 2–3 миллиграмма нектара.
Какие насекомые собирают нектар с липового цвета?
Дети: Пчелы, осы, шмели.
Педагог: Пчелы делают из нектара собранного на цветках липы удивительно вкусный мёд, цветы липы используют в лечебных целях. В липовом меде много полезных веществ. Обладают целебными свойствами и цветки липы. Липовый чай пьют при простудах.
Зимой липа привлекает белок, дятлов – липовые плоды остаются зимовать на дереве. Вот и спешат лесные обитатели полакомиться.
Липа – хорошая соседка для других деревьев. Под липой никогда не бывает старых опавших листьев, они быстро перегнивают и возвращают в почву питательные вещества, в том числе необходимый растениям кальций.
Динамическая пауза «Липы выросли в лесу»
Липы выросли в лесу
И торопятся, растут
Из положения сидя на корточках, медленно встать и развести руки в стороны
Каждая старается,
К небу, к солнцу тянется
Встать на носочки, потянуться, руки вверх
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветви,
Маши поднятыми руками
Даже толстые стволы
Наклонились до земли.
Вправо-влево, назад-вперед –
Так деревья ветер гнет
Наклоны туловища вправо-влево, назад-вперед
Он их вертит, он их крутит.
Когда же липам отдых будет?
Вращение туловищем
Вот уж ветер затихает,
Липа ветви распрямляет.
Встать прямо, руки поднять вверх и в стороны
Остановка «Ель»
Педагог: Отгадайте загадку:
Что же это за девица:
Не швея не мастерица,
Ничего сама не шьет,
Но в иголках круглый год.
Дети: Ель.
Педагог: Подойдите ближе к дереву, потрогайте кору. Какая она? Теплая или холодная? Шершавая или гладкая? Твердая или мягкая? Мокрая или сухая
Педагог: Найдите на земле под деревьями иголки еловые. Рассмотрите их. По-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется… Дети: Хвойным.
Педагог: Какие хвоинки у ели?
Дети: Короткие, колючие, темные.
Педагог: Посмотрите, как расположены ветви у ели?
Дети: Ствол у ели прямой, крона похожа на конус
Педагог: А хвойные деревья даже не сбрасывают свои хвоинки на зиму и остаются зелеными.
Педагог: Знаете ли вы, чем полезна ель?
Хвойные деревья выделяют фитонциды, которые распыляются в воздухе, такие вещества способны уничтожить большинство бактерий и микробов. Семенами ели питаются птицы зимой.
Игра «Кто быстрее передаст шишку»
Дети делятся на две команды: девочки и мальчики, встают в две шеренги. Первые дети, стоящие в шеренге, берут шишку. Нужно как можно быстрее передать шишку, стоя в шеренге.
Остановка «Береза»
Педагог: А куда идти дальше, с каким деревом мы встретимся, вы узнаете из загадки:
Русская красавица
Стоит на поляне
В желтой кофточке
В белом сарафане.
Дети: Береза.
Педагог: Где растет береза на нашей экологической тропинке? Давайте к ней подойдем.
Педагог:- Как в любое время года мы можем узнать берёзу?
Дети: Только у березы имеется белый ствол. За это ее в народе называют белоствольной.
Педагог: Посмотрите, какая береза?
Дети: Большая: высокая, толстая.
Педагог: Кто хочет померяться с ней силой? Попробуйте вытащить её из земли. Получилось? Кто сильнее? Что её так крепко удерживает в земле?
Дети: Корни.
Педагог: Для чего дереву нужны корни?
Дети: Корни - это опора дерева, чем старше дерево, тем глубже и мощнее его корни, с помощью корней деревья питаются.
Педагог: Найдите березовые листочки. Осенью листочки на берёзе начинают желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а потом внизу. Осенью листья березы зеленого и желтого цвета. Кроме листьев на березе растут сережки, в которых осенью созревают мелкие семена березы и разлетаются в разные стороны.
(Педагог предлагает детям побегать по листьям и послушать, как они шуршат.)
Педагог: Берёза – не только красивое дерево. Ещё в древности люди отметили многие полезные свойства этого дерева. А какие полезные свойства берёзки мы с вами можем назвать?
Чай из набухших почек, серёжек становится очень полезным и лечит многие болезни.
Распаренный берёзовый веник в бане угоняет болезни, даёт бодрость и силу.
Березовый сок пьют для укрепления здоровья.
Берёзовые дрова горят долго, дают много тепла, света и выделяют приятный аромат.
Из берёзы делали самые крепкие топорища плотницких и боевых топоров.
Из берёзовой коры, или бересты, делали посуду, она лучше любого термоса хранила свежесть малины, кваса, или родниковой воды.
В праздники берёзку наряжали, как невесту, украшали лентами и бусами и водили вокруг неё хороводы.
Педагог: Мы с вами рассмотрели все деревья которые растут в нашем парке. А мы все встанем вокруг березки и будем водить хоровод.
(Дети водят хоровод)
Педагог: Что бы вы хотели взять себе на память о наших друзьях-растениях? Но помните, можно только собирать на земле . А Дубавичок предлагает каждому взять по осеннему листочку на память о нашей встречи.