kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Научно- исследовательский проект по экологии " Город будущего- город без проблем"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе использовано несколько методик исследования: биоиндикационный, физико- химический, метод наблюдения. В конце проекта даны рекомендации по сохранению природы родного края.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Научно- исследовательский проект по экологии " Город будущего- город без проблем"»

Исследовательский проект « Город будущего- город без проблем»

Руководитель проекта:

Педагог дополнительного образования Калантарова Е. Р.

МУ ДО Центр внешкольной работы г. Маркс Саратовская область

Введение

Город, в котором я родилась и живу, носит название Маркс. Город мой небольшой, но очень зелёный. Расположен на левом берегу Волги (Волгоградское водохранилище), в 50 км от ж.д. станции Покровск, в 60 км к северо-востоку от Саратова.

Я очень люблю свой город, горжусь им. Он небольшой, но у него богатая история, имеются многочисленные памятники архитектуры, разбиты аллеи, скверы. Я хочу остановиться на парке Победы, который можно назвать и сквером. Немного истории о возникновении такого парка в нашем городе.

Самой тяжёлой и разрушительной для нашего народа стала Великая Отечественная война. Много жизней было положено на алтарь Победы. С каждым днём остаётся всё меньше ветеранов, тех, кто завоевал нам право жить под мирным небом. Новые поколения не должны забывать имена тех, кому они обязаны жизнью.

Открытие памятника состоялось 9 мая 1970 года. К скверу подъехал кортеж машин, в 1из которых находился факел, зажжённый в Саратове. Это огонь городов- героев. Право зажечь огонь было предоставлено 1 секретарю горкома КПСС И. П. Кузнецову. Имена погибших марксовцев навсегда занесены в списки и размещены в нишах памятника. А зажжённый огонь- это огонь сердец тех, кого нет больше с нами. С тех пор каждый год 9 мая жители нашего города приходят к монументу и возлагают цветы.

Так в нашем городе появился парк Победы. Он занимает очень небольшую площадь и расположен на улице Победы. Со всех сторон парк окружают одноэтажные дома, улицы с небольшой загруженностью автотранспортом. Парк не имеет значительной территории, но при этом выполняет важное эстетическое и воспитательное значение. Он красив в любое время года. Летом - это зелёный тихий уголок, где можно спрятаться в тени деревьев, зимой можно просто прогуляться по аллеям, осенью здесь бушует буйство красок- оранжевые каштаны, зелёные ели, жёлтые берёзы. Весной парк начинает цвести, особенно красива акация, каштан.

Парк за последние годы сильно изменился в лучшую сторону, высажены новые деревья, благоустроена территория парка, разбиты клумбы. С моей точки зрения парк незаслуженно забывают горожане, именно поэтому я решила провести исследования в этом парке.

Цель исследовательской работы:


Дать общую оценку экологического состояния парка Победы


Задачи:

  1. Провести описание и учет видового состава деревьев на территории парка.

  2. Оценить степень воздействия факторов урбанизированной среды на состояние древесных насаждений и дать их комплексную оценку

  3. Изучить состояние атмосферного воздуха по состоянию хвойных.

  4. .Оценить уровень загрязнения атмосферного воздуха по содержанию токсичных веществ в коре деревьев.

5. Провести социологический опрос среди обучающихся школы с целью выяснения их мнения о состоянии парка и предложить собственный проект по улучшению парка Победы





































Материал и методика


В своей исследовательской работе я использовала следующие методы: метод наблюдения, метод биоиндикации, социологический опрос, изучение архивных документов, эксперимент. Были изучены представители хвойных и листопадных пород и учтены их морфологические изменения.

Свои исследования я проводила в период август- декабрь в парке Победы. Объект исследования – древесные растения: ель обыкновенная, акация, берёза, каштан


  1. Социологический опрос

Опрос был проведён среди обучающихся 7 класса по следующим вопросам:

  1. Знаете ли вы о существовании парка Победы в нашем городе?

  2. Нравится ли вам этот парк?

  3. Как часто вы там бываете?

  4. Что бы вы хотели изменить в оформлении парка? Ваши предложения.

2 . Количественная и видовая характеристика древесных насаждений


Был проведён количественный учёт всех древесных пород, произрастающих в парке.

Все данные занесли в таблицу



3. Оценка состояния древостоя парковой зоны с использованием простейшей шкалы.

Оценка состояния древостоя производится для установления вредного влияния антропогенных факторов и прогнозирования судьбы исследуемой экосистемы.


Оценка производится следующим образом:


1.Внутри ключевого участка закладывается пробная площадка 50 кв. м.

2. Определяются виды деревьев.

3. С помощью шкалы визуальной оценки деревьев по внешним признакам определяются баллы состояния отдельных деревьев каждого вида.

4. Вычисляется средний балл состояния для каждого вида по формуле:

Коэффициент состояния (К1, К2, К3 и т.д.) определяют для каждого вида по формуле:

     Σ(b1 • n1)

К1=--------------

N

        где К1- коэффициент состояния конкретного вида; b1- баллы состояния отдельных деревьев одного вида; n1- число деревьев каждого балла    состояния; N- общее число учтенных деревьев каждого вида.

 Результаты визуальных определений в таблицу

Далее о пределить коэффициент состояния паркового древостоя в целом (К) как среднее арифметическое коэффициентов состояния отдельных видов деревьев на пробной площадке:

   К1 + К2+…К3

К=--------------------,

  R

        где К1, К2,.-К3- коэффициенты состояния видов деревьев; R- число видов деревьев.

Оценить состояния древостоя парка , используя следующую градацию:       К≤1,5- здоровый лес; К=1,6-2,5-ослабленный древостой; К=2,6-3,5- сильно ослабленный лес; К=3,6-4,5- усыхающий лес; К≥4,6- погибающий лес.







4.Оценка загрязнения атмосферы по состоянию хвойных пород.


В незагрязнённых лесных экосистемах основная масса хвои здоровая, не имеет повреждений и лишь малая часть хвоинок имеет некротические точки. В загрязнённой атмосфере появляются видимые повреждения.

Появление некрозов (омертвление тканей) чаще проявляется на хвоинках под влиянием загрязняющих веществ. Различают следующие виды некрозов:

краевой некроз (по краям хвоинки);

срединный некроз;

точечный – отмирание тканей листа в виде пятен, рассыпанных по всей поверхности хвоинки

С нескольких боковых побегов в средней части кроны 5 деревьев ели отбирают 100 пар хвоинок. Хвою осматривают при помощи лупы, отмечая хлорозы, некрозы кончиков хвоинок и всей поверхности и их характер ( точки, пятнистость, мозаичность). Определяют цвет повреждений - может быть разным, но все оттенки являются информативными качественными признаками.

Измеряют длину хвои на побеге прошлого года, а также её ширину (в середине хвоинки) при помощи лупы.


Определение продолжительности жизни хвои.

Для удобства проведения исследования методом визуального осмотра выбираются невысокие деревья. Отмечают количество деревьев и возраст хвои ( от 1 до 4 лет)




Сближенность хвоинок.

В результате ухудшения роста побега в загрязнённой зоне пучки хвоинок более сближены и на 10 см побега их больше, чем в чистой зоне. Отмеряют 10 см побега и подсчитывают число хвоинок. Выводится среднее значение.

Все результаты измерений хвои заносятся в таблицу.


5.Определение зольности коры древесных растений как индикационного признака загрязнения воздушной среды.


Исследования, проведённые на древесных растениях показали, что тяжёлые металлы, сера и другие элементы накапливаются в органах растений и по их содержанию можно оценить экологическую обстановку местности.

В исследуемой зоне собирается кора , её высушивают, измельчают и взвешивают. Далее озоляют, после сжигания тигли с золой охлаждают и снова взвешивают, вычисляют % золы с песком. Чтобы определить вес чистой золы в тигель прибавляют дист. воду и 2 мл соляной кислоты и подсушивают для обезвоживания кремниевой кислоты. К сухому остатку прибавляют 2 мл соляной кислоты и 3 мл воды, нагревают и фильтруют горячим. Фильтр, на котором находится песок и кремниевая кислота прокаливают и взвешивают. Разница между полученной массой и массой пустого тигля даёт содержание песка и кремниевой кислоты. Содержание золы высчитывают по формуле:

Х=100.( А- В)/ N

Полученные результаты заносят в таблицу и делают соответствующие выводы.

Полученную золу разбавили водой, профильтровали и провели качественный анализ, определив содержание серы, железа.


Определение серы

К раствору золы прибавляется 5 мл хлорида бария. Выпадение белого осадка свидетельствует о наличии серы.

Определение железа

К раствору золы прибавляют 5 капель роданида калия. Появление розового окрашивания свидетельствует о наличии в золе растений соединений железа.


6.Определение степени запыленности воздуха по листьям деревьев.

В условиях города одним из мощных загрязнителей воздуха является пыль, которая оседает на листьях, вдыхается человеком. Провоцируя кашель и слезотечение. Известно давно, что зелёные растения играют пылезаджерживающую роль. Особенно это актуально для парковых зон.

Вблизи дороги и в центральной части в парке выбрали для контроля по 5 деревьев одной породы. На высоте 1-1,5 м с каждого дерева сорвали по 10 листьев, поместили их в чистую стеклянную банку с крышкой. Определили массу листьев с пылью. Тщательно смыли пыль с поверхности каждого листа и просушили их. Определили массу чистых листьев. Определили разницу. Полученные результаты занести в таблицу


























Результаты исследований



  1. Социологический опрос

В опросе приняли участие 18 обучающихся 7 класса. На 1 вопрос:

Знаете ли вы о существовании парка Победы в нашем городе? 18 челок ответили утвердительно, что составило 100%

На 2 вопрос:

Нравится ли вам этот парк? – 10 человек ответили утвердительно( 50%), 9 человек ответили- нет (50%)

На 3 вопрос: Как часто вы там бываете? ( 5 человек ответили- редко

( 30%), 10 человек ответили- часто(70%)

Наиболее популярные ответы:

- увеличить число зеленых насаждений парка (посадить больше хвойных - деревьев, разбить дополнительно клумбы для цветов)

построить детскую площадку

-построить кафе на территории парка


Вывод: Основная часть опрошенных одноклассников знакомы с парком Победы, но хотят внести изменение в благоустройстве парка.


2. . Количественная и видовая характеристика древесных насаждений



Название растения

Число особей

1

Берёза повислая

21

2

Каштан конский

9

3

Рябина обыкновенная

5

4

Акация белая

86

5

Ель обыкновенная

10

6

Сирень

1

7

Ива

1

8

Абрикос

2

9

Вяз

3

10

Клён

2


Белая акация Берёзы










Рябина обыкновенная

Центральная часть парка

Вывод: Всего на территории парка произрастает 10 видов древесных пород и 1 вид кустарников. Общее количество зелёных насаждений составляет 140


Посадка древесных растений на территории парка произведена рационально: одиночные, рядовые посадки каштана, рябины, групповые – акации, ели обыкновенной, берёзы.

Видовой состав фауны (животный мир) представлен:

Насекомые: 

Кузнечик зеленый ( Tettigonia viridissima) 

Семейство Кузнечики. Отряд Прыгающие прямокрылые. Подотряд Длинноусые прямокрылые или Кузнечиковые. 

Комар-пискун (Culex pipiens) 

Семейство Настоящие комары или кровососущие. Отряд Двукрылые. Подотряд Длинноусые двукрылые..

Муравей древоточец красногрудый ( Camponotus yerculeanus)

Семейство Муравьи. Подотряд Стебельчатобрюхие перепончатокрылые. Отряд Перепончатокрылые. 

Клоп – солдатик

Семейство Красноклопы. Наземные клопы. Отряд Клопы. 

Бабочка Голубянка – Икар

Семейство Голубянки . Отряд Чешуекрылые.

Капустная белянка
Семейство Белянки. Отряд Чешуекрылые


Лимонница или крушинница( семейство белянки)


Майский жук или майский хрущ( семейство пластинчатоусые)


Пресмыкающиеся: ящерица прыткая.

Птицы: синица большая , воробей обыкновенный, ворона серая, галка обыкновенная, трясогузка, свиристель, горлица, голубь.


3. Оценка состояния древостоя парковой зоны с использованием простейшей шкалы.



На территории парка заложили 2 пробные площадки. Определили виды, растущие на пробных площадках. Во время визуального обследования получили следующие данные:


1 пробная площадка-( со стороны ул. Победы левая часть)

1 Акация: 10 деревьев, баллы 2 2 1 1 2 2 1 2 1 1

2 Ель: 3дерева, баллы 1 2 2

3 Берёза: 3 дерева, баллы 2 2 2

4 Каштан: 4 дерева, баллы 1 1 1 2

Общее число учтённых деревьев составило 20. Далее произвели расчёты К состояния отдельных видов деревьев:

К Акация=1,5


К ель=1,6


К берёза= 2


К каштан= 1,2


Далее определили К состояния древостоя на 1 площадке в целом по формуле:

К= К акация + К ель + К берёза+ К каштан/4= 1.5+1,6 +1,2+2/4=1,5


2 пробная площадка( со стороны ул. К. Маркса)


1 Акация: 12 деревьев, баллы 1 1 1 1 2 2 1 2 1 1 3 1

2 Рябина обыкновенная: 1дерево балл1

3 Берёза: 6 деревьев: баллы 2 2 3 1 1 1

4 \Абрикос: 1 дерево 2


Общее число учтённых деревьев составило 20. Далее произвели расчёты К состояния отдельных видов деревьев:

К Акация=1,4

К рябина обыкновенная =1

К берёза =1,5

К абрикос =2

Далее определили К состояния древостоя на 2 площадке в целом по формуле:

К= К акация + К рябина + К берёза+ К абрикос /4= 1.4+1 +1,5+2/4=1,2


Вывод: Такое значение К


1.Изучение хвои ели обыкновенной . произрастающей в парке Победы

Все значения средние


Порядковый номер исследуемого дерева

Длина, см

Ширина, мм.

Число хвоинок на 10см побега( сближенность)

Некрозы, характер и % повреждений хвои и коры

1

1.5

1,2

25

Кончики хвоинок имеют буровато- жёлтое окрашивание

% некрозов составляет10%

2

1,2

1,3

30

Хвоя ярко- зелёная, некрозы отсуствуют

3

1.5

1

36

Кончики хвоинок имеют бурое окрашивание, крона изрежена, кора повреждена

4

1.8

1,7

27

Хвоя ярко- зелёная , кора без повреждений, некрозы отсуствуют

5

1

1

20

Кончики хвоинок имеют буровато- жёлтое окрашивание

некрозы составляют 5%


















Вывод: В парке Победы у исследуемых хвойных деревьев наблюдается незначительное повреждение хвои, некрозы составляют 5-10%, что говорит о средней степени загазованности атмосферы.


5.Определение зольности коры древесных растений как индикационного признака загрязнения воздушной среды.


2. Определение зольности коры

Масса пустого тигля составила- 90 грамм

Масса золы- 5,8 грамм

Масса кремниевой кислоты с песком- 5,5 грамм

% золы составил- 3%





Расчёты:

100. (5,8 – 5,5)

Х=---------------- = 3%

10


100. (6,5– 6,3)

Х=---------------- = 2%

10



Определение зольности коры деревьев


Место взятия коры

Масса пустого тигля, г

Масса абс. сухой навески, г

Масса золы, г

Масса кремниевой кислоты с песком, г


% золы


Парк Победы

(центральная часть парка)




90



10



6.5



6,3



2%

Парк Победы( район, прилежащий к дороге)

90

10

5,8

5.5

3%


Вывод: % содержания золы в центральной части парка Победы составил 2%, а вблизи дороги- 3%


В результате качественного анализа золы обнаружили:

.

1.В золе, полученной после сжигания коры собранной в районе дороги, обнаружено небольшое количество соединения серы. Ионы железа отсутствуют.

2. В золе, полученной после сжигания коры собранной с деревьев, произрастающих в центральной части парка не обнаружены соединения серы. Ионы железа отсутствуют.






6.Определение степени запыленности воздуха по листьям деревьев.




Место взятия листьев

Количество листьев

Масса листьев с пылью

Масса чистых листьев

Масса пыли

Центральная часть парка

5

26, 5 гр.

21,3 гр.

5,2 гр.(20%)

Часть парка, примыкающая к дороге

5

31,2гр.

23,4гр.

7,8гр.(26%)



Вывод: Степень запылённости в центральной части парка меньше , чем запылённость вблизи дороги.




























Выводы


На основании полученных результатов, можно сделать следующие выводы: как и в любом городе, в нашем родном городе имеется ряд экологических проблем : проблема загазованности и как следствие этого ухудшение качества атмосферного воздуха, что сразу отражается на состоянии зелёных насаждений. Экологическое состояние аллеи Героев носит удовлетворительный характер. Величина ассиметрии листовых пластинок в пределах нормы, концентрация оксида углерода СО в районе аллеи Героев составляет 5, 32 мг/м в кубе, что близко к ПДК.

На исследуемой территории встречается всего 3 вида лишайников, степень покрытия составляет в среднем 30-50%, поэтому, оценив состояние лишайников, можно сделать вывод о чистоте воздуха в аллее. Так как встречаются листоватые формы, то аллея относится к территории с небольшим загрязнением. Основная причина - дороги, протянувшиеся вдоль аллеи с 2 сторон.

Гуляя по аллее, я невольно обратила внимание на кору деревьев, форму стволов и ветвей, и сделала интересные фотографии( см Приложение 2)

Аллея остаётся излюбленным местом для горожан. Хочется предложить несколько вариантов по её улучшению. Необходимо поставить лавочки в аллее, чтобы можно было посидеть в тени берёз; попробовать рассадить более неприхотливые виды цветов. А ещё хочется обратиться к моим сверстникам. Я неоднократно наблюдала непристойное поведение в аллее, осквернение бюстов наших земляков. Давайте бережно относится к нашей памяти!

Что лично мы можем сделать для решения экологических проблем?

    1. Принимать участие в акциях по озеленению города.

    2. Проводить просветительскую работу среди своих сверстников.


Только от нас с вами будет зависеть чистота таких замечательных мест отдыха в нашем городе.
















Литература


1. Т. Я. Ашихмина Школьный экологический мониторинг.. Изд-во « Агар», 2000

2. А. М. Былова Экология растений. Москва 1999 г.

3. Биологический эксперимент в школе А. В. Бинас, Р. Д. Мащ, А. Н. Никишов и др.- М.: просвещение, 1990.-192 страницы.: ил.

4.А. Н. Захлебный. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. М.: изд-во « Просвещение», 1984

5.Практикум по экологии и охране окружающей среды.

А. И. Фёдорова, А. Н. Никольская. М. : изд-во « ВЛАДОС», 2001

6. Энциклопедия живой природы. Жизнь растений т. 5

Москва 2004 г.



































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Экология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Научно- исследовательский проект по экологии " Город будущего- город без проблем"

Автор: Калантарова Екатерина Рудольфовна

Дата: 19.12.2018

Номер свидетельства: 491716

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Проект эколого-краеведческого воспитания учащихся "Человек. Мировоззрение. Природа" "
    ["seo_title"] => string(98) "proiekt-ekologho-kraieviedchieskogho-vospitaniia-uchashchikhsia-chieloviek-mirovozzrieniie-priroda"
    ["file_id"] => string(6) "108096"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403548255"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Статья "Эколого-краеведческое воспитание учащихся" "
    ["seo_title"] => string(62) "stat-ia-ekologho-kraieviedchieskoie-vospitaniie-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "108147"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403590476"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Индивидуальный проект "Твой след на земле""
    ["seo_title"] => string(44) "individual_nyi_proiekt_tvoi_slied_na_ziemlie"
    ["file_id"] => string(6) "420903"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1496847282"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства