Научно- исследовательский проект по экологии " Город будущего- город без проблем"
Научно- исследовательский проект по экологии " Город будущего- город без проблем"
В работе использовано несколько методик исследования: биоиндикационный, физико- химический, метод наблюдения. В конце проекта даны рекомендации по сохранению природы родного края.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Научно- исследовательский проект по экологии " Город будущего- город без проблем"»
Исследовательский проект « Город будущего- город без проблем»
Руководитель проекта:
Педагог дополнительного образования Калантарова Е. Р.
МУ ДО Центр внешкольной работы г. Маркс Саратовская область
Введение
Город, в котором я родилась и живу, носит название Маркс. Город мой небольшой, но очень зелёный. Расположен на левом берегу Волги (Волгоградское водохранилище), в 50 км от ж.д. станции Покровск, в 60 км к северо-востоку от Саратова.
Я очень люблю свой город, горжусь им. Он небольшой, но у него богатая история, имеются многочисленные памятники архитектуры, разбиты аллеи, скверы. Я хочу остановиться на парке Победы, который можно назвать и сквером. Немного истории о возникновении такого парка в нашем городе.
Самой тяжёлой и разрушительной для нашего народа стала Великая Отечественная война. Много жизней было положено на алтарь Победы. С каждым днём остаётся всё меньше ветеранов, тех, кто завоевал нам право жить под мирным небом. Новые поколения не должны забывать имена тех, кому они обязаны жизнью.
Открытие памятника состоялось 9 мая 1970 года. К скверу подъехал кортеж машин, в 1из которых находился факел, зажжённый в Саратове. Это огонь городов- героев. Право зажечь огонь было предоставлено 1 секретарю горкома КПСС И. П. Кузнецову. Имена погибших марксовцев навсегда занесены в списки и размещены в нишах памятника. А зажжённый огонь- это огонь сердец тех, кого нет больше с нами. С тех пор каждый год 9 мая жители нашего города приходят к монументу и возлагают цветы.
Так в нашем городе появился парк Победы. Он занимает очень небольшую площадь и расположен на улице Победы. Со всех сторон парк окружают одноэтажные дома, улицы с небольшой загруженностью автотранспортом. Парк не имеет значительной территории, но при этом выполняет важное эстетическое и воспитательное значение. Он красив в любое время года. Летом - это зелёный тихий уголок, где можно спрятаться в тени деревьев, зимой можно просто прогуляться по аллеям, осенью здесь бушует буйство красок- оранжевые каштаны, зелёные ели, жёлтые берёзы. Весной парк начинает цвести, особенно красива акация, каштан.
Парк за последние годы сильно изменился в лучшую сторону, высажены новые деревья, благоустроена территория парка, разбиты клумбы. С моей точки зрения парк незаслуженно забывают горожане, именно поэтому я решила провести исследования в этом парке.
Цель исследовательской работы:
Дать общую оценку экологического состояния парка Победы
Задачи:
Провести описание и учет видового состава деревьев на территории парка.
Оценить степень воздействия факторов урбанизированной среды на состояние древесных насаждений и дать их комплексную оценку
Изучить состояние атмосферного воздуха по состоянию хвойных.
.Оценить уровень загрязнения атмосферного воздуха по содержанию токсичных веществ в коре деревьев.
5. Провести социологический опрос среди обучающихся школы с целью выяснения их мнения о состоянии парка и предложить собственный проект по улучшению парка Победы
Материал и методика
В своей исследовательской работе я использовала следующие методы: метод наблюдения, метод биоиндикации, социологический опрос, изучение архивных документов, эксперимент. Были изучены представители хвойных и листопадных пород и учтены их морфологические изменения.
Свои исследования я проводила в период август- декабрь в парке Победы. Объект исследования – древесные растения: ель обыкновенная, акация, берёза, каштан
Социологический опрос
Опрос был проведён среди обучающихся 7 класса по следующим вопросам:
Знаете ли вы о существовании парка Победы в нашем городе?
Нравится ли вам этот парк?
Как часто вы там бываете?
Что бы вы хотели изменить в оформлении парка? Ваши предложения.
2 . Количественная и видовая характеристика древесных насаждений
Был проведён количественный учёт всех древесных пород, произрастающих в парке.
Все данные занесли в таблицу
3. Оценка состояния древостоя парковой зоны с использованием простейшей шкалы.
Оценка состояния древостоя производится для установления вредного влияния антропогенных факторов и прогнозирования судьбы исследуемой экосистемы.
Оценка производится следующим образом:
1.Внутри ключевого участка закладывается пробная площадка 50 кв. м.
2. Определяются виды деревьев.
3. С помощью шкалы визуальной оценки деревьев по внешним признакам определяются баллы состояния отдельных деревьев каждого вида.
4. Вычисляется средний балл состояния для каждого вида по формуле:
Коэффициент состояния (К1, К2, К3 и т.д.) определяют для каждого вида по формуле:
Σ(b1 • n1)
К1=--------------
N
где К1- коэффициент состояния конкретного вида; b1- баллы состояния отдельных деревьев одного вида; n1- число деревьев каждого балла состояния; N- общее число учтенных деревьев каждого вида.
Результаты визуальных определений в таблицу
Далее о пределить коэффициент состояния паркового древостоя в целом (К) как среднее арифметическое коэффициентов состояния отдельных видов деревьев на пробной площадке:
К1 + К2+…К3
К=--------------------,
R
где К1, К2,.-К3- коэффициенты состояния видов деревьев; R- число видов деревьев.
Оценить состояния древостоя парка , используя следующую градацию: К≤1,5- здоровый лес; К=1,6-2,5-ослабленный древостой; К=2,6-3,5- сильно ослабленный лес; К=3,6-4,5- усыхающий лес; К≥4,6- погибающий лес.
4.Оценка загрязнения атмосферы по состоянию хвойных пород.
В незагрязнённых лесных экосистемах основная масса хвои здоровая, не имеет повреждений и лишь малая часть хвоинок имеет некротические точки. В загрязнённой атмосфере появляются видимые повреждения.
Появление некрозов (омертвление тканей) чаще проявляется на хвоинках под влиянием загрязняющих веществ. Различают следующие виды некрозов:
краевой некроз (по краям хвоинки);
срединный некроз;
точечный – отмирание тканей листа в виде пятен, рассыпанных по всей поверхности хвоинки
С нескольких боковых побегов в средней части кроны 5 деревьев ели отбирают 100 пар хвоинок. Хвою осматривают при помощи лупы, отмечая хлорозы, некрозы кончиков хвоинок и всей поверхности и их характер ( точки, пятнистость, мозаичность). Определяют цвет повреждений - может быть разным, но все оттенки являются информативными качественными признаками.
Измеряют длину хвои на побеге прошлого года, а также её ширину (в середине хвоинки) при помощи лупы.
Определение продолжительности жизни хвои.
Для удобства проведения исследования методом визуального осмотра выбираются невысокие деревья. Отмечают количество деревьев и возраст хвои ( от 1 до 4 лет)
Сближенность хвоинок.
В результате ухудшения роста побега в загрязнённой зоне пучки хвоинок более сближены и на 10 см побега их больше, чем в чистой зоне. Отмеряют 10 см побега и подсчитывают число хвоинок. Выводится среднее значение.
Все результаты измерений хвои заносятся в таблицу.
5.Определение зольности коры древесных растений как индикационного признака загрязнения воздушной среды.
Исследования, проведённые на древесных растениях показали, что тяжёлые металлы, сера и другие элементы накапливаются в органах растений и по их содержанию можно оценить экологическую обстановку местности.
В исследуемой зоне собирается кора , её высушивают, измельчают и взвешивают. Далее озоляют, после сжигания тигли с золой охлаждают и снова взвешивают, вычисляют % золы с песком. Чтобы определить вес чистой золы в тигель прибавляют дист. воду и 2 мл соляной кислоты и подсушивают для обезвоживания кремниевой кислоты. К сухому остатку прибавляют 2 мл соляной кислоты и 3 мл воды, нагревают и фильтруют горячим. Фильтр, на котором находится песок и кремниевая кислота прокаливают и взвешивают. Разница между полученной массой и массой пустого тигля даёт содержание песка и кремниевой кислоты. Содержание золы высчитывают по формуле:
Х=100.( А- В)/ N
Полученные результаты заносят в таблицу и делают соответствующие выводы.
Полученную золу разбавили водой, профильтровали и провели качественный анализ, определив содержание серы, железа.
Определение серы
К раствору золы прибавляется 5 мл хлорида бария. Выпадение белого осадка свидетельствует о наличии серы.
Определение железа
К раствору золы прибавляют 5 капель роданида калия. Появление розового окрашивания свидетельствует о наличии в золе растений соединений железа.
6.Определение степени запыленности воздуха по листьям деревьев.
В условиях города одним из мощных загрязнителей воздуха является пыль, которая оседает на листьях, вдыхается человеком. Провоцируя кашель и слезотечение. Известно давно, что зелёные растения играют пылезаджерживающую роль. Особенно это актуально для парковых зон.
Вблизи дороги и в центральной части в парке выбрали для контроля по 5 деревьев одной породы. На высоте 1-1,5 м с каждого дерева сорвали по 10 листьев, поместили их в чистую стеклянную банку с крышкой. Определили массу листьев с пылью. Тщательно смыли пыль с поверхности каждого листа и просушили их. Определили массу чистых листьев. Определили разницу. Полученные результаты занести в таблицу
Результаты исследований
Социологический опрос
В опросе приняли участие 18 обучающихся 7 класса. На 1 вопрос:
Знаете ли вы о существовании парка Победы в нашем городе? 18 челок ответили утвердительно, что составило 100%
На 2 вопрос:
Нравится ли вам этот парк? – 10 человек ответили утвердительно( 50%), 9 человек ответили- нет (50%)
На 3 вопрос: Как часто вы там бываете? ( 5 человек ответили- редко
( 30%), 10 человек ответили- часто(70%)
Наиболее популярные ответы:
- увеличить число зеленых насаждений парка (посадить больше хвойных - деревьев, разбить дополнительно клумбы для цветов)
построить детскую площадку
-построить кафе на территории парка
Вывод: Основная часть опрошенных одноклассников знакомы с парком Победы, но хотят внести изменение в благоустройстве парка.
2. . Количественная и видовая характеристика древесных насаждений
№
Название растения
Число особей
1
Берёза повислая
21
2
Каштан конский
9
3
Рябина обыкновенная
5
4
Акация белая
86
5
Ель обыкновенная
10
6
Сирень
1
7
Ива
1
8
Абрикос
2
9
Вяз
3
10
Клён
2
Белая акация Берёзы
Рябина обыкновенная
Центральная часть парка
Вывод: Всего на территории парка произрастает 10 видов древесных пород и 1 вид кустарников. Общее количество зелёных насаждений составляет 140
Посадка древесных растений на территории парка произведена рационально: одиночные, рядовые посадки каштана, рябины, групповые – акации, ели обыкновенной, берёзы.
Видовой состав фауны (животный мир) представлен:
Насекомые:
Кузнечик зеленый ( Tettigonia viridissima)
Семейство Кузнечики. Отряд Прыгающие прямокрылые. Подотряд Длинноусые прямокрылые или Кузнечиковые.
Комар-пискун (Culex pipiens)
Семейство Настоящие комары или кровососущие. Отряд Двукрылые. Подотряд Длинноусые двукрылые..
Муравей древоточец красногрудый ( Camponotus yerculeanus)
Семейство Муравьи. Подотряд Стебельчатобрюхие перепончатокрылые. Отряд Перепончатокрылые.
Клоп – солдатик
Семейство Красноклопы. Наземные клопы. Отряд Клопы.
Бабочка Голубянка – Икар
Семейство Голубянки . Отряд Чешуекрылые.
Капустная белянка Семейство Белянки. Отряд Чешуекрылые
Лимонница или крушинница( семейство белянки)
Майский жук или майский хрущ( семейство пластинчатоусые)
3. Оценка состояния древостоя парковой зоны с использованием простейшей шкалы.
На территории парка заложили 2 пробные площадки. Определили виды, растущие на пробных площадках. Во время визуального обследования получили следующие данные:
1 пробная площадка-( со стороны ул. Победы левая часть)
1 Акация: 10 деревьев, баллы 2 2 1 1 2 2 1 2 1 1
2 Ель: 3дерева, баллы 1 2 2
3 Берёза: 3 дерева, баллы 2 2 2
4 Каштан: 4 дерева, баллы 1 1 1 2
Общее число учтённых деревьев составило 20. Далее произвели расчёты К состояния отдельных видов деревьев:
К Акация=1,5
К ель=1,6
К берёза= 2
К каштан= 1,2
Далее определили К состояния древостоя на 1 площадке в целом по формуле:
К= К акация + К ель + К берёза+ К каштан/4= 1.5+1,6 +1,2+2/4=1,5
Общее число учтённых деревьев составило 20. Далее произвели расчёты К состояния отдельных видов деревьев:
К Акация=1,4
К рябина обыкновенная =1
К берёза =1,5
К абрикос =2
Далее определили К состояния древостоя на 2 площадке в целом по формуле:
К= К акация + К рябина + К берёза+ К абрикос /4= 1.4+1 +1,5+2/4=1,2
Вывод: Такое значение К
1.Изучение хвои ели обыкновенной . произрастающей в парке Победы
Все значения средние
Порядковый номер исследуемого дерева
Длина, см
Ширина, мм.
Число хвоинок на 10см побега( сближенность)
Некрозы, характер и % повреждений хвои и коры
1
1.5
1,2
25
Кончики хвоинок имеют буровато- жёлтое окрашивание
% некрозов составляет10%
2
1,2
1,3
30
Хвоя ярко- зелёная, некрозы отсуствуют
3
1.5
1
36
Кончики хвоинок имеют бурое окрашивание, крона изрежена, кора повреждена
4
1.8
1,7
27
Хвоя ярко- зелёная , кора без повреждений, некрозы отсуствуют
5
1
1
20
Кончики хвоинок имеют буровато- жёлтое окрашивание
некрозы составляют 5%
Вывод: В парке Победы у исследуемых хвойных деревьев наблюдается незначительное повреждение хвои, некрозы составляют 5-10%, что говорит о средней степени загазованности атмосферы.
5.Определение зольности коры древесных растений как индикационного признака загрязнения воздушной среды.
2.Определение зольности коры
Масса пустого тигля составила- 90 грамм
Масса золы- 5,8 грамм
Масса кремниевой кислоты с песком- 5,5 грамм
% золы составил- 3%
Расчёты:
100. (5,8 – 5,5)
Х=---------------- = 3%
10
100. (6,5– 6,3)
Х=---------------- = 2%
10
Определение зольности коры деревьев
Место взятия коры
Масса пустого тигля, г
Масса абс. сухой навески, г
Масса золы, г
Масса кремниевой кислоты с песком, г
% золы
Парк Победы
(центральная часть парка)
90
10
6.5
6,3
2%
Парк Победы( район, прилежащий к дороге)
90
10
5,8
5.5
3%
Вывод: % содержания золы в центральной части парка Победы составил 2%, а вблизи дороги- 3%
В результате качественного анализа золы обнаружили:
.
1.В золе, полученной после сжигания коры собранной в районе дороги, обнаружено небольшое количество соединения серы. Ионы железа отсутствуют.
2. В золе, полученной после сжигания коры собранной с деревьев, произрастающих в центральной части парка не обнаружены соединения серы. Ионы железа отсутствуют.
6.Определение степени запыленности воздуха по листьям деревьев.
Место взятия листьев
Количество листьев
Масса листьев с пылью
Масса чистых листьев
Масса пыли
Центральная часть парка
5
26, 5 гр.
21,3 гр.
5,2 гр.(20%)
Часть парка, примыкающая к дороге
5
31,2гр.
23,4гр.
7,8гр.(26%)
Вывод: Степень запылённости в центральной части парка меньше , чем запылённость вблизи дороги.
Выводы
На основании полученных результатов, можно сделать следующие выводы: как и в любом городе, в нашем родном городе имеется ряд экологических проблем : проблема загазованности и как следствие этого ухудшение качества атмосферного воздуха, что сразу отражается на состоянии зелёных насаждений. Экологическое состояние аллеи Героев носит удовлетворительный характер. Величина ассиметрии листовых пластинок в пределах нормы, концентрация оксида углерода СО в районе аллеи Героев составляет 5, 32 мг/м в кубе, что близко к ПДК.
На исследуемой территории встречается всего 3 вида лишайников, степень покрытия составляет в среднем 30-50%, поэтому, оценив состояние лишайников, можно сделать вывод о чистоте воздуха в аллее. Так как встречаются листоватые формы, то аллея относится к территории с небольшим загрязнением. Основная причина - дороги, протянувшиеся вдоль аллеи с 2 сторон.
Гуляя по аллее, я невольно обратила внимание на кору деревьев, форму стволов и ветвей, и сделала интересные фотографии( см Приложение 2)
Аллея остаётся излюбленным местом для горожан. Хочется предложить несколько вариантов по её улучшению. Необходимо поставить лавочки в аллее, чтобы можно было посидеть в тени берёз; попробовать рассадить более неприхотливые виды цветов. А ещё хочется обратиться к моим сверстникам. Я неоднократно наблюдала непристойное поведение в аллее, осквернение бюстов наших земляков. Давайте бережно относится к нашей памяти!
Что лично мы можем сделать для решения экологических проблем?
Принимать участие в акциях по озеленению города.
Проводить просветительскую работу среди своих сверстников.
Только от нас с вами будет зависеть чистота таких замечательных мест отдыха в нашем городе.
Литература
1. Т. Я. Ашихмина Школьный экологический мониторинг.. Изд-во « Агар», 2000
2. А. М. Былова Экология растений. Москва 1999 г.
3. Биологический эксперимент в школе А. В. Бинас, Р. Д. Мащ, А. Н. Никишов и др.- М.: просвещение, 1990.-192 страницы.: ил.
4.А. Н. Захлебный. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. М.: изд-во « Просвещение», 1984
5.Практикум по экологии и охране окружающей среды.
А. И. Фёдорова, А. Н. Никольская. М. : изд-во « ВЛАДОС», 2001
6. Энциклопедия живой природы. Жизнь растений т. 5