kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Коррекционное воздействие экологического воспитания на детей с ограниченными возможностями»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Коррекционное воздействие экологического воспитания на детей с ограниченными возможностями»

Просмотр содержимого документа
««Коррекционное воздействие экологического воспитания на детей с ограниченными возможностями»»

Тема: «Коррекционное воздействие экологического воспитания на детей с ограниченными возможностями» 

Научиться ведать природу – значит приобщаться к ней, быть ей не чужим,  а близким, своим…

Так говорил Дмитрий Никифорович Кайгородов
почётный профессор Санкт-Петербургского лесного института.

Она нам не жалеет ничего,
Даря свои бесценные дары, 
И требует взамен лишь одного:
Чтоб люди были к ней добры.



.Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда.

Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема стала очень острой и приняла огромные масштабы. Люди стали относиться к природе только как к источнику сырья. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы.

Экология как наука появилась еще в конце XIX века, однако долгое время она оставалась чисто биологической наукой, которая интересовала лишь ученых, и только в середине XX столетия приобрела широкую известность среди людей. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать среду их обитания приемлемой для существования.

Экологическое воспитание - самое важное в наше время. Дети, получившие определенные экологические представления, будут бережней относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в стране.

Основная цель экологического воспитания - формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции.

Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Оно способствует формированию у детей не только определенного отношения к природе ( в частности, отказ от чисто потребительского подхода), но и навыков рационального природоиспользования.

В рамках экологического воспитания стоят важные задачи:

  • овладение основными понятиями и научными фактами природы, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу;

  • обучение детей правилам общения с природой, познания ее;

  • воспитание понимания ценности природы как источника всех материальных и духовных сил общества и каждого человека;

  • воспитание любви к природе, необходимости ее охраны;

Мы должны показать детям уникальность природы, ее красоту и универсальность; объект познания, удовлетворения его этических и эстетических потребностей; и только затем - объект человеческого потребления. Мы должны охранять природу не потому, что она нам что-то дает, а потому, что она самоценна.

Экологическое воспитание предполагает:

  • воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)

  • формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)

  • развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее).

Нормы и правила поведения будут плохо усвоены, если не будут учитываться условия экологического воспитания.

Первое важнейшее условие - экологическое воспитание должно проводится в системе, с использованием местного краеведческого материала, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов .

Второе условие - надо активно вовлекать детей в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов: это внутреннее и внешнее озеленение, уход за цветниками, шефство над лесными участками там, где лес находится близко от учреждения , сбор плодов и семян растений, охрана и подкормка птиц, шефство над памятниками природы в ходе изучения родного края и тому подобное. Таким образом, воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет детям усваивать правила и нормы поведения в природе.

Организация знакомства и  общения детей с ограниченными возможностями с природой предполагает  использование многообразных форм, средств, методов работы:

Наблюдение – ведущий метод экологического воспитания. Наблюдений за объектами природы, за сезонными явлениями. Начиная с младшего возраста, проводятся наблюдения за погодой, рассматривание небо, уточнения характер осадков, наличие ветра или его отсутствие. Наблюдения за ростом и развитием растений в уголках природы, ветками деревьев в вазе.

Стимулирующий интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала, вовлечение детей в практическую деятельность даст "Огород на подоконнике". Он используется с целью выработки у детей навыка ухода за растениями, знакомства с основными овощными культурами, их значением в нашем рационе. Наличие огорода способствует осуществлению непосредственного контакта ребёнка с объектами природы, «живое» общение с природой, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними.

Знакомство с растительного мира начинается с самого яркого и впечатляющего – комнатных цветов. Дети систематически наблюдают и ухаживают за растениями. В процессе ухода за ними дети получают представление о многообразии растительного мира на земле, о том, как растут растения, какие условия для них нужно создавать, учатся замечать красоту. Эти формы экологического воспитания способствуют повышению двигательной активности детей с ограниченными возможностями, позволяют обогатить представления детей о взаимосвязях, существующих в природе, воспитывают духовные, нравственные и волевые качества, ответственность, внимательность, наблюдательность.

Во время наблюдений дети должны научиться видеть вокруг себя интересное, наблюдать, делать простейшие умозаключения, понимать взаимосвязь. Очень важно, чтобы дети, вступая в огромный непонятный мир, научились тонко чувствовать, видеть и понимать, что этот загадочный мир очень разнообразный, многогранный, а мы - частица этого мира.

Одной из форм организации учебного процесса является экскурсия. Поэтому не удивительно, что многие педагоги стараются во время экскурсий дать детям экологические знания и привить нормы экологического поведения. Большое внимание педагогов направленно на экологическую тропу. Живое общение с природой, непосредственный контакт с объектами животного и растительного мира представляют собой комплексную деятельность, включающую наблюдения, любование, действия по уходу за растениями и животными, которые эффективно осуществлялись на экскурсиях, целевых прогулках.

Учебная экологическая тропа.

специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих системы и направляющих деятельность детей в природном окружении.

Основная цель экологической тропы –

взаимосвязь трех компонентов: обучения, воспитания и отдыха.

В задачу обучения входит расширение естественнонаучного кругозора , а воспитание направлено на «формирование у детей чувства любви к природе, заинтересованности в ее сохранении, личной ответственности каждого за ее судьбу».

Назначение экологической тропы –

формирования высокой культуры поведения человека в окружающей среде. По сути, экологическая тропа – это учебно-просветительский кабинет в природных условиях, дающий возможность наглядно продемонстрировать, как же влияет деятельность человека на окружающую на окружающую среду, оценить результаты такой деятельности.

На экологической тропе могут быть созданы микрозаказники для насекомых, участки с искусственными гнездами и кормушками для птиц, геоботанические площадки.

Можно заложить в зоне маршрута серию ботанических площадок, высадив на них лекарственные, редкие и исчезающие виды растений, характерные для данной местности, оборудовать показательное место для отдыха .

Проведение экскурсии по экологической тропе – это результат переработки большого материала по изучению состояния местной природы, результаты личного участия детей в охране природных богатств родного края, результат исследовательской деятельности.

Формы работы с родителями по экологическому воспитанию.

Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в том случае, если система работы сочетается с воздействием на ребят в семье. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней.  Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка. Необходимо привлекать родителей к решению вопросов экологического воспитания детей, нахождению общих правильных ответов и работу следует проводить в двух направлениях:

- Педагог-родитель;

- Педагог-ребенок-родитель.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы работы, так и нетрадиционные:

- Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.

- Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон), консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.

- Календарь интересных дат, праздники, КВНы, викторины и т. д.

- Домашнее задание

- участие в выставках, смотрах-конкурсах,

- Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.

Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.

- Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек.

Деятельность педагогов по приобщению семей к экологическому воспитанию  детей, позволит формировать ответственное отношение к окружающей среде, достигнуть более высокого уровня их воспитанности.



Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Но правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества.



 








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Экология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Милехина Надежда Валерьевна

Дата: 02.06.2019

Номер свидетельства: 513114

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Физическое воспитание учащихся классов коррекции "
    ["seo_title"] => string(60) "fizichieskoie-vospitaniie-uchashchikhsia-klassov-korriektsii"
    ["file_id"] => string(6) "133297"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1416492390"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Рабочая программа по охране здоровья и физическому развитию для 6 класса коррекционной школы VIII вида"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_po_okhranie_zdorov_ia_i_fizichieskomu_razvitiiu_dlia_6_klas"
    ["file_id"] => string(6) "425945"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1503415889"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства