Просмотр содержимого документа
««Коррекционное воздействие экологического воспитания на детей с ограниченными возможностями»»
Тема: «Коррекционное воздействие экологического воспитания на детей с ограниченными возможностями»
Научиться ведать природу – значит приобщаться к ней, быть ей не чужим, а близким, своим…
Так говорилДмитрий Никифорович Кайгородов почётный профессор Санкт-Петербургского лесного института.
Она нам не жалеет ничего, Даря свои бесценные дары, И требует взамен лишь одного: Чтоб люди были к ней добры.
.Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда.
Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема стала очень острой и приняла огромные масштабы. Люди стали относиться к природе только как к источнику сырья. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы.
Экология как наука появилась еще в конце XIX века, однако долгое время она оставалась чисто биологической наукой, которая интересовала лишь ученых, и только в середине XX столетия приобрела широкую известность среди людей. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать среду их обитания приемлемой для существования.
Экологическое воспитание - самое важное в наше время. Дети, получившие определенные экологические представления, будут бережней относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в стране.
Основная цель экологического воспитания - формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции.
Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Оно способствует формированию у детей не только определенного отношения к природе ( в частности, отказ от чисто потребительского подхода), но и навыков рационального природоиспользования.
В рамках экологического воспитания стоят важные задачи:
овладение основными понятиями и научными фактами природы, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу;
обучение детей правилам общения с природой, познания ее;
воспитание понимания ценности природы как источника всех материальных и духовных сил общества и каждого человека;
воспитание любви к природе, необходимости ее охраны;
Мы должны показать детям уникальность природы, ее красоту и универсальность; объект познания, удовлетворения его этических и эстетических потребностей; и только затем - объект человеческого потребления. Мы должны охранять природу не потому, что она нам что-то дает, а потому, что она самоценна.
Экологическое воспитание предполагает:
воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)
развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее).
Нормы и правила поведения будут плохо усвоены, если не будут учитываться условия экологического воспитания.
Первое важнейшее условие - экологическое воспитание должно проводится в системе, с использованием местного краеведческого материала, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов .
Второе условие - надо активно вовлекать детей в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов: это внутреннее и внешнее озеленение, уход за цветниками, шефство над лесными участками там, где лес находится близко от учреждения , сбор плодов и семян растений, охрана и подкормка птиц, шефство над памятниками природы в ходе изучения родного края и тому подобное. Таким образом, воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет детям усваивать правила и нормы поведения в природе.
Организация знакомства и общения детей с ограниченными возможностями с природой предполагает использование многообразных форм, средств, методов работы:
Наблюдение – ведущий метод экологического воспитания. Наблюдений за объектами природы, за сезонными явлениями. Начиная с младшего возраста, проводятся наблюдения за погодой, рассматривание небо, уточнения характер осадков, наличие ветра или его отсутствие. Наблюдения за ростом и развитием растений в уголках природы, ветками деревьев в вазе.
Стимулирующий интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала, вовлечение детей в практическую деятельность даст "Огороднаподоконнике". Он используется с целью выработки у детей навыка ухода за растениями, знакомства с основными овощными культурами, их значением в нашем рационе. Наличие огорода способствует осуществлению непосредственного контакта ребёнка с объектами природы, «живое» общение с природой, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними.
Знакомство с растительного мира начинается с самого яркого и впечатляющего – комнатных цветов. Дети систематически наблюдают и ухаживают за растениями. В процессе ухода за ними дети получают представление о многообразии растительного мира на земле, о том, как растут растения, какие условия для них нужно создавать, учатся замечать красоту. Эти формы экологического воспитания способствуют повышению двигательной активности детей с ограниченными возможностями, позволяют обогатить представления детей о взаимосвязях, существующих в природе, воспитывают духовные, нравственные и волевые качества, ответственность, внимательность, наблюдательность.
Во время наблюдений дети должны научиться видеть вокруг себя интересное, наблюдать, делать простейшие умозаключения, понимать взаимосвязь. Очень важно, чтобы дети, вступая в огромный непонятный мир, научились тонко чувствовать, видеть и понимать, что этот загадочный мир очень разнообразный, многогранный, а мы - частица этого мира.
Одной из форм организации учебного процесса является экскурсия. Поэтому не удивительно, что многие педагоги стараются во время экскурсий дать детям экологические знания и привить нормы экологического поведения. Большое внимание педагогов направленно на экологическую тропу. Живое общение с природой, непосредственный контакт с объектами животного и растительного мира представляют собой комплексную деятельность, включающую наблюдения, любование, действия по уходу за растениями и животными, которые эффективно осуществлялись на экскурсиях, целевых прогулках.
Учебная экологическая тропа.
специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих системы и направляющих деятельность детей в природном окружении.
Основная цель экологической тропы –
взаимосвязь трех компонентов: обучения, воспитания и отдыха.
В задачу обучения входит расширение естественнонаучного кругозора , а воспитание направлено на «формирование у детей чувства любви к природе, заинтересованности в ее сохранении, личной ответственности каждого за ее судьбу».
Назначение экологической тропы –
формирования высокой культуры поведения человека в окружающей среде. По сути, экологическая тропа – это учебно-просветительский кабинет в природных условиях, дающий возможность наглядно продемонстрировать, как же влияет деятельность человека на окружающую на окружающую среду, оценить результаты такой деятельности.
На экологической тропе могут быть созданы микрозаказники для насекомых, участки с искусственными гнездами и кормушками для птиц, геоботанические площадки.
Можно заложить в зоне маршрута серию ботанических площадок, высадив на них лекарственные, редкие и исчезающие виды растений, характерные для данной местности, оборудовать показательное место для отдыха .
Проведение экскурсии по экологической тропе – это результат переработки большого материала по изучению состояния местной природы, результаты личного участия детей в охране природных богатств родного края, результат исследовательской деятельности.
Формы работы с родителями по экологическому воспитанию.
Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в том случае, если система работы сочетается с воздействием на ребят в семье. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка. Необходимо привлекать родителей к решению вопросов экологического воспитания детей, нахождению общих правильных ответов и работу следует проводить в двух направлениях:
- Педагог-родитель;
- Педагог-ребенок-родитель.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы работы, так и нетрадиционные:
- Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.
- Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон), консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
- Календарь интересных дат, праздники, КВНы, викторины и т. д.
- Домашнее задание
- участие в выставках, смотрах-конкурсах,
- Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.
Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.
- Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек.
Деятельность педагогов по приобщению семей к экологическому воспитанию детей, позволит формировать ответственное отношение к окружающей среде, достигнуть более высокого уровня их воспитанности.
Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Но правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества.