kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Коллективный проект "Природа просит защиты"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект позволит сформировать у учащихся знания о разнообразных видах деятельности по охране природы.Выявить у детей знания экологических правил и закономерностей, умение устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать экологические ситуации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Коллективный проект "Природа просит защиты"»

Коллективный информационно-поисковый, продуктивный проект

на тему: «Природа просит защиты»

Руководитель проекта: Григорьева Ирина Евгеньевна – педагог дополнительного образования МБУ ДО «Станция юннатов» г. Вязьмы Смоленской области


Тип проекта: информационно-поисковый, продуктивный.

Участники: обучающиеся объединения «Экологи» возраст 8-10 лет.

Продолжительность: средней продолжительности.

Цели: сформировать у учащихся знания о разнообразных видах деятельности по защите природы, вызвать у них стремление к участию в деятельности, показать радость от проделанной работы, нацелить на выполнение некоторых мероприятий по оказанию помощи природе.


АННОТАЦИЯ

Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребёнка, его творческих способностей, самостоятельности мышления, чувства ответственности. Основной акцент в системе образования делается на интеллектуальное, нравственное и творческое развитие личности, что предполагает необходимость формирование у детей критического мышления, развитие умения работать с информацией, самостоятельно добывать знания и прогнозировать итоги работы. Ученик становится центральной фигурой учебно-воспитательного процесса, а его деятельность приобретает активный и познавательный характер.

Переход на новые методы обучения предполагает необходимость применения новых технологий, в том числе и проектного обучения.

Метод проектов называют технологией четвёртого поколения, реализующий личностно-деятельностный подход в обучении. Проектное обучение всегда ориентировано на самостоятельную деятельность.

Тема данного проекта «Природа просит защиты». Это межпредметный групповой проект. По виду деятельности он относится к информационно-поисковому, т.к. предполагает сбор и анализ информации, подготовку и проведение журнала. Также его можно считать и продуктивным, т.к. в ходе работы созданы «продукты» (рисунки, кроссворды, доклады, устный журнал).

Проект является средним по продолжительности проведения (проходит в течение 2-3 месяцев). Предназначен для учащихся 3-5 классов. Позволяет выявить у детей знание экологических правил и закономерностей, умение устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать развитие экологической ситуации. Формирует способность к творческому мышлению, тщательно обдумывать принимаемые решения, навыки самообразования, эффективно сотрудничать в коллективе.

Мероприятие адресовано учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, руководителям кружков. Материалы могут быть использованы во время проведения предметной недели в школе.


ВВЕДЕНИЕ

Наш мир прекрасен и гармоничен. Он многообразен и уникален. И хочется, чтобы таким его увидели наши дети и внуки.

Мы порой думаем: «Какое нам дело до того, что исчез какой-то вид. На нашей планете их столько, что исчезновение одного никто и не заметит». Это человек не заметит, а природа чувствует малейшее изменение. И лишь когда ситуация становится критической, люди спохватываются: помещают оставшихся животных в зоопарк, начинают ругать самих себя за безответственность. Редкие животные – это индикаторы человеческой деятельности, своеобразный тест на качество окружающей среды. И надо сразу бить тревогу, если численность, хотя бы одного вида стала вдруг сокращаться, поскольку никакие деньги не спасут животных, не очистят воздух, не улучшат экологию, не ускорят рост леса, не остановят изменения климата на нашей планете и не продлят нам жизнь. К сожалению «сирену» природы слышат не все, а многие просто не хотят слышать. И это проблема уже не только биологическая и экологическая, но и нравственная. Ведь всё начинается с детства, воспитания, с того, что мама объясняет малышу: нельзя наступать на жучков и букашек, обрывать крылья бабочкам, таскать кошек за хвост.

Наша задача – научить детей бережно относиться к природе, осознавать её красоту, восхищаться её «разумом».

Необходимо учить ребят правильному образу жизни, милосердию, ощущению себя частичкой природы.

Задачи:

  1. Познакомить детей с понятием «Охрана природы».

  2. Показать детям возможности их участия в защите и благоустройстве окружающей среды.

  3. Вызвать стремление беречь свой общий дом как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей.

  4. Закрепить знания о правилах поведения – запретах и предписаниях – в природном окружении.

  5. Развитие творческого мышления, фантазии.

  6. Выявление и развитие художественно-эстетического вкуса.

  7. Расширить круг знаний о редких и исчезающих видах растений и животных.

Место проекта в учебном плане: Проект – проводится при изучении раздела «Охрана природы» образовательной программы «Экологи».

Методы работы: Изучение литературы, разработка сценария, выступление детей, демонстрация, выполнение практических работ, анализ.

ЭТАПЫ РАБОТЫ

1 этап: Изучение теоретических основ

Охрана природы – комплекс мероприятий, охватывающих охрану, рациональное использование и восстановление объектов живой и неживой природы.

Дело охраны природы имеет государственную важность, т.к. должно вестись в соответствии с законами. А они запрещают добычу редких животных, устанавливают способы, места и сроки охоты на промысловых зверей и птиц, на рыбную ловлю.

В стране созданы заповедники, заказники по сохранению и восстановлению численности редких животных и растений.

Специальные научные организации проводят работу по разведению и расселению ценных животных и растений, пополнению их видового состава.

В 1902 г. в Париже рядом стран была подписана Международная конференция по охране птиц, которую можно считать первым международным соглашением по охране биоразнообразия.

В 1948 г. создан Международный союз охраны природы (МСОП, IUCN)-международная неправительственная организация при ЮНЕСКО с консультативным статусом, которая в 1984 г. объединяла уже 502 организации из 130 стран мира. В 1949 г. создаётся специальная общественная Комиссия по редким видам, первым председателем которой стал С. Бойле. От СССР в неё были избраны Г.П. Дементьев (1956), А.Г. Банников (1960), В.Г. Гептнер (1966). Основная цель комиссии – создание мирового аннотированного списка животных, которым грозит исчезновение. Для того чтобы подчеркнуть особую значимость этого кадастра, Питер Скотт, возглавлявший миссию вплоть до 1978 г., предложил назвать его Красной книгой, поскольку красный цвет – сигнал опасности. В настоящее время не так много найдётся людей, которые бы ничего не слышали о Красной книге. Потеря любого вида растений и животных -глубокая трещина в биологическом разнообразии Земли. Человечество давно осознало эту опасность, и создание Красных книг разного ранга стало первым шагом в борьбе за сохранение животных и растений, подошедших к черте, из-за которой нет возврата. Красные книги- инструмент инвентаризации редких и находящихся под угрозой исчезновения видов, научный фундамент их охраны, главное оружие экологического просвещения.

Красная книга МСОП

Уже в 1948 г. МСОП начал собирать информацию о редких животных и растениях. Понадобилось 14 лет, чтобы в 1963 г. появилась первая Красная книга. Ее два тома включили сведения о 211 таксонах млекопитающих и 312 таксонах птиц. Они представляли собой скрепленные как перекладной календарь страницы, каждая из которых посвящалась отдельному виду. Предполагалась, что листы можно будет вынимать и дополнять новыми в зависимости от ситуации с охраной редких животных.

В 1966-1971 гг. вышло второе издание, гораздо более объемное. В него вошли данные не только о млекопитающих и птицах, но и об амфибиях и рептилиях. Так же, как и первое, это издание не было рассчитано на широкое распространение. С 1972 г. стали поступать в продажу тома третьего издания Красной книги МСОП, ее тираж был значительно увеличен.

Последнее издание, вышедшее в 1978-1980 гг. включает 226 видов и 70 подвидов млекопитающих, 181 вид и 77подвидов птиц, 77видов и 21подвид рептилий, 35 видов и 5подвидов амфибий, 168 видов и 25подвидов рыб. Среди них 7восстановленных видов и подвидов млекопитающих, 4-птиц, 2 вида рептилий.

В последнее время в подготовке материалов и реализации самой идеи Красной книги появились новые тенденции и подходы.

С 1981 г. при участии Всемирного центра мониторинга окружающей среды в Кембридже ( Великобритания ) начали выходить издания, в титуле которых значилось « Красная книга МСОП ». Это были уже не перекидные страницы, а полноценные книги, обобщающие информацию о редких видах и их охране и –впервые – предназначенные к коммерческому использованию, и по очень высокой цене! Несколько позже появились «Красные списки угрожаемых видов» (последний-1996 г.), выходящие также под эгидой МСОП при участии более тысячи членов комиссии по редким видам. Опубликованные списки- не варианты Красной книги, хотя близки к ней.

Появление таких периодически обновляемых списков постепенно заменит издание полноценной Красной книги, поскольку они, безусловно, дешевле и более оперативны.

Красные книги СССР и стран СНГ

Красная книга МСОП охватывает животный мир в глобальном масштабе и содержит рекомендации по охране, адресованные странам и правительствам, на территории которых сложилась угрожающая для животных ситуация. Эти рекомендации неизбежно носят самый общий характер. Именно поэтому необходимым дополнением к Красной книге МСООП стали национальные Красные книги. Включение того или иного таксона в национальную Красную книгу предполагало моральную ответственность той или иной страны за его дальнейшее благополучное существование. В большинстве стран издавались и издаются соответствующие нормативные акты по охране животных и растений, внесенных в Красные книги и списки.

Началом создания Красной книги СССР можно считать первый список птиц и млекопитающих для Красной книги МСОП, подготовленный Г.П.Дементьевым, А.Г.Гептнером, А.А.Насимовичем, А.Г.Банниковым и другими зоологами в 1961-1964 гг.

В конце 1960-х гг. был организован сбор материалов по биологии редких птиц и млекопитающих, а в начале 70-х списки редких животных уже активно обсуждались. Работы, в которых участвовали «зоологические» институты АН СССР, Всесоюзное общество охраны природы, научные общества, отдельные зоологи, возглавила Центральная лаборатория охраны природы Министерства сельского хозяйства СССР. Но решение о создании Красной книги и Положения о ней было принято Постановлением Коллегии этого министерства и приказом министра только в 1974 г.

Первая Красная книга СССР появилась в 1978г., ее выпуск приурочили к открытию Генеральной ассамблеи Международного союза охраны природы (МСОП), проходившей в Ашхабаде.

Значение Красной книги СССР в охране редких видов заключалась в первую очередь в том, что она стала основой для законодательных актов, направленных на охрану животного и растительного мира. Кроме того, она по сути своей является научно обоснованной программой практических мероприятий по спасению редких видов. И, наконец, неоценима роль Красной книги как средства воспитания и пропаганды разумного и бережного отношения к животным и растениям вообще, и к редким в частности.

Второе издание Красной книги СССР осуществлено в 1984г. В первый том «Животные» вошли новые крупные таксоны: из позвоночных добавился класс рыб, впервые включены беспозвоночные животные. Красная книга растений составила второй том.

Значение второго издания Красной книги чрезвычайно велико. Прежде всего, в ней был собран значительный материал по биологии редких видов, который мало «стареет» и используется до сих пор. Структура книги также оказалась удачно проработанной, и поэтому остается неизменной во всех последующих изданиях этого типа.

Материалы Красной книги СССР легли в основу республиканских Красных книг, в частности - Красной книги России, а затем и Красных книг новых независимых государств.

История Красной книги СССР не закончилась с распадом державы. Вскоре стало очевидным, что разделение экологического пространства грозит катастрофическими последствиями практически для всех редких видов, обитающих уже в новых государствах.

Особенно ярко это проявилось на примере редких видов- объектах браконьерской охоты в государствах Средней Азии и в Казахстане. Эти страны не являются членами Конвенции по торговле видами дикой флоры и фауны (СИТЕС), поэтому первыми жертвами ранее строго запрещенной добычи ( в СССР) стали эндемичные виды горных баранов, крупные соколы, дрофа-красотка, змеи, черепахи. Масштабы потерь этих видов огромны, а для некоторых катастрофичны. Вторая жертва раздела экологического пространства- мигрирующие животные, в первую очередь- птицы.

Все более вопиющие факты ухудшения состояния редких видов животных на пространствах бывшего СССР, почти полная информационная изоляция ранее активно сотрудничавших специалистов говорили о бесперспективности попыток сохранять природу и ее компоненты поодиночке. Поэтому закономерно, что в 1992г. страны СНГ заключили Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей среды. Среди прочих обязательств в нем были обозначены подготовка предложений и предоставлений материалов для межгосударственной Красной книги.

В 1995 г. на сессии Межгосударственного экологического совета (МЭС) принято Соглашение и утверждено Положение о книге редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений –Красной книге –государств-участников СНГ. Российская Федерация присоединилась к соглашению Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996г.

Таким образом, о неделимости живой природы, предпринимаются совместные усилия по сохранению ее разнообразия. Создана межгосударственная комиссия по ре6дким видам, подготовлен список таксонов для занесения в Красную книгу СНГ, разрабатываются макет листов и структура отдельных очерков.

Красные книги РСФСР и Российской Федерации


Решение о создании Красной книги РСФСР принято в 1982 г., а опубликована она была в 1983 г. В нее занесено 65 видов млекопитающих, 107 видов птиц, 11 видов рептилий, 4 вида амфибий, 9видов рыб, 15 видов моллюсков и 34вида насекомых.

В 2001 г. издается новая Красная книга Российской Федерации ( животные). В Перечень объектов животного мира вошли новые типы и классы животных: кольчатые черви ( 13 видов), Мшанки ( 1 вид ), Плеченогие ( 1вид ), Круглоротые ( 4 вида ). Число видов животных, занесенных в Красную книгу, составило 415, в том числе 155видов беспозвоночных животных ( из них 95 насекомых ), 39 – рыб и 4 – рыбообразных, 8 – амфибий, 21- рептилий, 123 –птиц, 65 –млекопитающих.

Растения в Красной книге представлены 533 видами.

Из 240 видов и подвидов животных, взятых под охрану и контроль на федеральном уровне, а за 15 лет, прошедших с момента публикации Красной книги РСФСР, восстановлено только 3, состояние популяций улучшилось у 11, осталось стабильным у 126 видов.

Региональные Красные книги в России

По существу, нерегиональная Красная книга на Земле одна: это Красная книга МСООП – единственная, содержащая информацию о редких видах в пределах всего ареала. Здесь речь идет о планетарном сохранении редких видов. Все остальные национальные Красные книги региональны, только территориальные масштабы их различны. Например, в Красной книге СССР из 80 видов птиц менее 20 внесены в Красную книгу МСООП, а остальные являются, таким образом, регионально редкими.

Национальные Красные книги, за редким исключением, включают информацию лишь о частях ареалов видов и подвидов животных и растений. В случаях с узкоареальными видами можно говорить о сохранении мирового генофонда в масштабах той или иной национальной или даже региональной Красной книги. Для животных это довольно редкое явление ( например, русская выхухоль или эндемики озера Байкал.

Важная часть ведения региональной Красной книги – нормативно-правовое и организационно-техническое обеспечение. К настоящему времени Красная книга учреждена в 35 субъектах Федерации. Созданы межведомственные комиссии по Красной книге и организована их работа в 31субъекте Федерации. Утверждены « Положение о ведении Красных книг» или « Порядок ведения Красных книг» в 24 субъектах Федерации.)

Красные книги издали республики Бурятия (1988), Карелия 1985, 1995), ( Северная Осетия- Алания (1981 ), Татарстан ( 1995), Алтайский ( 1994 ) и Хабаровский края (1997, 2000), Липецкая ( 1997 ), Московская (1998 ), Саратовская ( 1996 ), Смоленская ( 1997 ), Оренбургская ( 1998 ) области, Ямало-Ненецкий а.о. (1997 ), Новосибирская область ( 1998 ).

Несколько субъектов Федерации издали только отдельные тома Красной книги: Республика Алтай (животные, 1996 ), Республика Марий Эл ( растения. 1997 ), Еврейская а.о. ( растения, 1997). В 2001 г. вышла в свет Красная книга Чувашской Республики (том 1, часть 1 « Редкие и исчезающие растения и грибы»). Издана отдельная Красная книга почв Оренбургской области (2000).

В 2000 г. Красные книги опубликовали 8 субъектов Федерации: Республика Адыгея, Кабардино-Балкарская Республика, Красноярский край. Тамбовская область (животные), Читинская область (животные), включая Агинский Бурятский а.о., Сахалинская область (животные), Кемеровская область (животные), Ленинградская область. Одна Красная книга выпущена общим изданием двумя соседними субъектами Федерации – Свердловской и Пермской областями – Красная книга Среднего Урала (1996).

В 2001 г. опубликованы Красная книга Москвы, Красная книга Рязанской области ( животные), Красная книга Республики Башкортостан (растения).

Идея Красной книги за все время ее существования пустила в нашем обществе глубочайшие корни. Она как никакая другая, имеющая отношение к охране природы, популярна и понятна. Ведение Красной книги редких и исчезающих видов животных и растений стало реальным стержнем всей современной природоохранной деятельности, в первую очередь, конечно, научной, но также и организационной, управленческой и даже политической. Действительно, многие заповедники и другие охраняемые территории были организованы ради сохранения редких животных и растений, а необходимость их сохранения зачастую диктует принятие тех или иных хозяйственных решений.

Заповедник - от слова «заповедовать». Основной его смысл- повелевать, предписывать, наказывать к неприменному исполнению, обязывать к чему-либо.

История заповедного дела насчитывает уже более сотни лет. И с самого начала, заповедуя какой-либо участок земли, прежде всего изымали его из хозяйственного пользования, делали из него «запретник».

В нашей стране создание заповедников было тесно связано с охотничьим хозяйством. Почти все они первоначально были организованы для охраны каких-либо ценных и редких зверей и птиц: Баргузинский – соболя, Воронежский и Березинский – бобра и т.д.

Природные национальные парки – это территории, образуемые для сохранения природных комплексов, имеющих особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, изымаемые из хозяйственного использования и используемые в научных, экологических, просветительских и культурных целях.

Правительство Российской Федерации 15апреля 1992 года приняло постановление « О создании национального парка « Смоленское Поозерье» Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации в Смоленской области. Оно принято в целях сохранения уникальных природных комплексов «Смоленского Поозерья», использование их в природных, научных и культурных целях.

Национальный парк раскинулся на площади 146247 га на территориях Демидовского и частично Духовщинского районов. 3\4 территории парка покрыто лесами, 2500 га – площадь зеркальных озер.

Удивительный это край, своеобразный! Три десятка уникальных озер ледникового происхождения с главным из них Сапшо. Озера Пржевальской свиты- Чистик, Рытое, Мутное, Глубокое, Долгое, Круглое, Большое и Малое Стречное – по праву считаются красивейшими не только на нашей Смоленской земле, но и на всей Европейской части России. Озера окружены хвойными и лиственными лесами, в толщах земли обнаружены минеральные воды и рассолы, на дне некоторых озер – лечебные грязи, которые используются для лечения больных в санатории им. Пржевальского.

Смоленское Поозерье – край редкостных природных условий. В чистых реках еще обитает пресноводная жемчужница, на их берегах встречается чудесная бабочка по красоте махаон, гнездятся редкие птицы – серый журавль и цапля.

В этом краю есть исторические памятники – древние стоянки первобытных людей, остатки которых находят на островах озера Сапшо –Распашной и Дубовый.

Встречаются городища поселенцев дославянского периода – угрофинских племен, от которых остались названия озер и рек – Cапшо, Гобза, Лошамье.

На северном берегу Сапшо, поросшие соснами, раскинулись 60 курганов – могил кривичей – насыпанных в 9-12 веках.

В бывшей Слободе, курортном поселке, восстановленном доме Н.М.Пржевальского, лучший в стране музей великого путешественника.

ПАМЯТКА ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ

  1. Учись понимать природу, стань ее другом и защитником.

  2. Радуйся красоте природы, не вреди ей своим отношением.

  3. На лоне природы веди себя тихо и незаметно: смотри, слушай и не шуми.

  4. Пользуйся любым случаем для того, чтобы сделать для природы что-либо полезное.

  5. Будь другом всех живых существ, не мучай и не убивай животных.

  6. Охраняй чистоту вод, заботься о родниках и колодцах.

  7. Следи за чистотой природной среды и не оставляй после себя следов пребывания в ней.

  8. Помогай тем, кто заботится о природе, защищай ее от вредителей и несознательных туристов.

2 этап: Практическая часть


1.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

Подготовка к конкурсу рисунков «Маленькой елочке хорошо в лесу».


В связи с празднованием Нового года на территории нашей страны незаконно вырубается огромное количество хвойных деревьев. Эта проблема приобретает значительные масштабы. В рамках экологического воспитания подрастающего поколения проведен конкурс рисунков «Маленькой елочке хорошо в лесу».

ЦЕЛИ:

-привлечение внимания школьников к проблеме массовых самовольных вырубок хвойных деревьев в предновогодний период и повышение интереса к данной проблеме посредством творческого подхода;

-развитие экологической сознательности школьников.


2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2

Подготовка докладов о редких животных и растениях.

ЦЕЛИ:

-расширить круг знаний детей о редких и исчезающих видах растений и животных, о значении животных и растений в жизни человека;

-воспитание бережного отношения к объектам природы.


3.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3

Составление кроссвордов «Красная книга»

ЦЕЛИ:

-расширить круг знаний о влиянии человека на природу; о редких и исчезающих видах животных и растений;

-развитие художественно-эстетического вкуса


4. Практическая работа № 4

Изготовление экологических знаков

ЦЕЛИ:

-выявление знаний экологических правил и закономерностей, умений устанавливать причинно-следственные связи, прогнозирование развития экологической ситуации;

-развитие художественно-эстетического вкуса.


3 этап: Подготовка и проведение устного журнала «По страницам Красной книги».

ЦЕЛИ: формирование экологической культуры школьников, воспитание нравственного отношения к природе и ко всему окружающему миру.

ПОДГОТОВКА И ОФОРМЛЕНИЕ

Данное мероприятие проводится в красочно оформленном зале. Для оформления используются экологические знаки, плакаты и рисунки на экологическую тему, рисунки редких животных и растений, фотографии на тему «Как прекрасен этот мир».


Сценарий устного журнала «По страницам «Красной книги»


Ведущий. Начиная с 1600года на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причем более половины из них- за последние 50 лет. За малым исключением все эти животные исчезли по вине человека.

К началу ХХ века стало очевидно, что необходимо принимать специальные действенные меры по спасению животного и растительного мира.

Дело охраны природы, как и дело мира, касается каждого живущего на Земле.

1-й юный эколог. Ребята, когда мы учились в 1 и 2 классах, мы узнали немало правил, как вести себя на природе. Вот эти правила.

( Показывает на плакаты, где эти правила написаны)

Нельзя ломать ветви деревьев и кустарников.

Нельзя срывать цветы.

Нельзя ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.

Нельзя уничтожать жаб, лягушек, змей и других животных


2-й юный эколог. Давайте подумаем вместе: будет ли природе хуже, если, собирая орехи, мы сломаем несколько веточек? Или просто так сорвем два-три красивых цветка? Или поймаем одну-единственную необыкновенную бабочку?

( Ответы детей)

3-й юный эколог. Да. Природе будет хуже! Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный просто так цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесенная природе. И если одну рану нанесешь ты, другую – твой товарищ, третью, четвертую, пятую – кто-то еще – что же станет с природой?


Ведущий. Природе трудно залечивать даже самые маленькие раны. Давайте подумаем почему так происходит.

( Ответы детей)

Ребята давайте поиграем в игру, которая называется «Хорошо или плохо».

У каждого из вас есть два нарисованных лица «веселое» и «хмурое». Я буду вам рассказывать о том, как ведут себя дети в природе, а вы будете показывать лица.


Если действия детей правильны, то лицо улыбается, а если неправильны, то хмурится.


  1. Дети наблюдают за муравьями.

  2. Ребята оставили костер в лесу.

  3. Ребята огородили муравейник.

  4. Мальчики взяли в лес весной собаку.

  5. Девочки не стали рвать ландыши в лесу.

  6. Ребята сбивают мухоморы.

  7. Дети принесли ежика в школу.

  8. Ребята бросают мусор на дорогу.

  9. Девочка рвет большой букет цветов.

  10. Дети поймали снегиря и посадили его в клетку.

  11. Школьники повесили кормушку для птиц.

  12. Мальчики поймали много красивых бабочек.

4-й юный эколог. А теперь поговорим о больших ранах, наносимых природе. С давних пор люди занимаются хозяйством. Строят города и села, шоссейные и железные дороги, возделывают поля. Все это для жизни человека необходимо. Но часто, чтобы построить город, проложить дорогу или создать новое поле, люди уничтожают леса. Много деревьев вырубают ради получения древесины. С каждым годом на нашей планете остается все меньше лесов.


5-й эколог. Зато все больше загрязняются воздух, водоемы. А все знают, что вода и воздух необходимы для жизни растений, животных и человека.


6-й юный эколог. Из-за того, что лесов становится все меньше, а воздух и вода загрязняются все больше, страдают многие растения и животные, болеют люди. Но растениям и животным приходится трудно по другой причине: люди часто рвут красивые растения, а животных истребляют ради меха и мяса, а иногда просто так, ради развлечения.


7-й юный эколог. Многие животные и растения, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими. Они внесены в Красную книгу. Эта книга называется так потому, что красный цвет – сигнал опасности.

Красную книгу учредил Международный союз охраны природы и природных ресурсов в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе. В ней написано о птицах, рептилиях, амфибиях, рыбах, беспозвоночных – обо всех растениях и животных, которые срочно нуждаются в опеке и защите человека. Иначе они могут навсегда исчезнуть с лица Земли, как исчезли морская корова и странствующие голуби.


8-й юный эколог. ( Показывает рисунок стеллеровых коров). Это было примерно 250 лет назад. В 1741 году экспедиция Витуса Беринга обнаружила в море, у самого берега, невиданных животных, которые мирно паслись в зарослях морской капусты на мелководье. Их назвали морскими коровами. Эти доверчивые медлительные животные размерами со слона не боялись людей, близко подплывали к их лодкам. А люди безжалостно их убивали. С каждым годом их становилось все меньше и меньше, и к 1768 году их всех истребили. Так навсегда исчезли морские коровы. Теперь никто, нигде и никогда не увидит этих замечательных животных.


9-й юный эколог. (Показывает рисунок голубя). В одной стране жили необыкновенные голуби. Громадными стаями перелетали они с одного места на другое. Называли этих голубей странствующими. Их было так много, что люди ради вкусного мяса убивали их без счета. Охота не прекращалась до тех пор, пока на Земле не осталось ни одного такого голубя.

По вине человека исчезло много других зверей и птиц, насекомых и растений.

10-й юный эколог. В 1971 году в Международную Красную книгу попал и ряд животных, обитающих в нашей стране. Это амурский и туранские тигры, закавказский и восточносибирский леопарды, красный волк, кулан, джейран, белый медведь, атлантический морж, бухарский олень, бурый кавказский медведь, журавли – белый, черный и маньчжурский, красноногий ибис, дальневосточный аист и другие.. Всего 24 вида.


11-й юный эколог. Однако даже в Международную Красную книгу нельзя записать все виды редких животных и растений, которые нуждаются в охране. Многие страны стали составлять собственные Красные книги.


12-й юный эколог. В марте 1974 году была учреждена Красная книга нашей страны. В первый ее список были внесены 52 вида зверей и 65 видов птиц. Под охрану человека были взяты: азиатский речной бобр, выхухоль, карликовый тушканчик, фламинго, кавказский тетерев, лебедь, розовая чайка, орлан и многие другие.

13-й юный эколог. Казалось бы, чем полезны волк, тигр, барс? Даже в сказках их изображают обычно злыми. Но вот и барс попал в Красную книгу! Хищники, как и другие животные, необходимы в цепи жизни – они улучшают стада травоядных, истребляя больных и слабых.

14-й юный эколог. Красный сигнал смертельной опасности – это призыв к разуму и совести каждого: не повторим роковых ошибок во имя наживы, слепого охотничьего азарта. Не обездолим человечество истреблением того, что невосполнимо!

15-й юный эколог. Охраняется «Красною книгой»

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери,

Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.





16-й юный эколог. И тревога за жизнь неустанна,

Чтоб не сгинуть в космической мгле –

Исчерпаемы все океаны,

Исчерпаемо все на Земле.

Мы леса и поля обижаем,

Стонут реки от горьких обид.

И себя мы прощаем,

И себя мы прощаем,

Но грядущее нас не простит.


17-й юный эколог. Охранять от опасности нужно,

Защищать у людей на виду

Чистоту, бескорыстье и дружбу,

И доверие, и доброту.

И скорее под звездною синью,

Чтобы жизнь не покинула нас,

В эту книгу внесите,

В эту книгу внесите

Человека всех наций и рас.


18-й юный эколог. Люди всего мира поняли, что природа планеты в опасности. Поэтому во многих странах ведутся большие работы по охране природы. Проводится такая работа и в нашей стране. Переоборудуются многие заводы и фабрики с тем, чтобы не загрязнять воду и воздух. На месте вырубленных лесов люди сажают новые. Запрещено собирать редкие растения, охотиться на редких животных.


19-й юный эколог. На территории нашего района растут первоцветы: подснежник, ландыш. В водоемах встречаются белая кувшинка (лилия) и желтая кувшинка (кубышка). Повсюду, где бы они нам ни встречались, постараемся сохранить эти прекрасные растения для будущих поколений.


20-й юный эколог. В нашей стране накоплен некоторый опыт в деле сбережения природных ресурсов. Спасены от полного истребления и восстановили свою численность такие ценные животные, как соболь, бобр, лось, сайгак, зубр. Для этого создаются заповедники.


21-й юный эколог. Заповедники – это охраняемые природные участки, где запрещена любая хозяйственная деятельность. Цель создания заповедников – сохранение природы в ее естественном состоянии, во всем многообразии и сложности.


22-й юный натуралист. Продолжая использовать природу, надо стремиться к тому, чтобы не причинить ей вреда. А что можем сделать мы, когда находимся в лесу или в поле, чтобы не нарушить природные связи? ( Ребята отвечают.)

Вспомним правила поведения в природе.


23-й юный натуралист. Прекрасен мир живой природы, а люди – часть его. Нам надо сообща беречь, умножать, познавать этот великий мир! Без него не было бы ни поэзии, ни искусства, а значит, и Человека в самом высоком смысле этого слова. ( Показывает выставку детских рисунков, где изображены редкие животные и растения.)

У природы живые краски,

Миллионы лучистых соцветий.

Для чего чудеса из сказки,

Если в жизни их можно встретить.

24-й юный натуралист.

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зеленой.

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

25-й юный эколог.

Нас много, ребята!

Везде, где живем,

Деревья посадим,

Сады разведем!

26-й юный эколог.

Берегите эту Землю, эту воду.

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Результаты работы

  1. Изучив литературу по данной теме, разработали и провели устный журнал «По страницам Красной книги» для учащихся начальных классов.

  2. Провели конкурс рисунков «Маленькой елочке хорошо в лесу».

  3. Подготовили доклады и провели круглый стол «Редкие животные и растения»

  4. Провели конкурс кроссвордов на тему «Они просят защиты», конкурс экологических знаков. Авторские работы использовались для оформления информационного стенда.

  5. Собрали «Копилку добрых советов по охране природы».


Вывод:

В природе все взаимосвязано. Поэтому то, что делает человек в природе, должно быть всегда хорошо продумано. Необходимо беречь природу, относиться к ней бережно.


Практические рекомендации

1. Юным экологам ежегодно проводить устный журнал «По страницам Красной книги» для младших школьников.

2. Регулярно обновлять информацию на стенде по природоохранной работе.

3. Периодически проводить творческие конкурсы на природоохранную тематику.

4. Продолжить работу по изучению и сохранению редких видов растений и животных.


Литература

  1. Дежникова Н.С. и др. Воспитание экологической культуры у детей и подростков:Учебное пособие. Москва: Педагогическое общество России. 2001. – 64 с.

  2. Ермаков Д.С. и др. Учимся решать экологические проблемы – Москва: «Школьная Пресса», 2002. – 112 с.

  3. Кондрашова Л.Ю.Экологический калейдоскоп: Учебно-методическое пособие. Смоленск: Смоленский областной институт усовершенствования учителей, 2002. – 134 с.

  4. Куришкина Л.А. Экологический букварь –Смоленск: Смоленский областной институт усовершенствования учителей, 1994. – 56 с.

  5. Симонова Л.П. Ключи от природы. Учебно-методическое пособие – Москва: «Агар», 1997. – 143 с.

  6. Узорова О.В. Праздники в начальной школе: Весна- Лето: 1-4 кл – Москва: «Астрель», 2004. – 156 с.

  7. Красная книга Смоленской области. Отв. редактор Круглов Н.Д. – Смоленск: Смоленский государственный педагогический институт, 1997. – 294 с.

  8. Биология в школе, журнал №8, 2002. – 56-59 с.

  9. Якушина Е.А. и др. Биология: проектная деятельность учащихся - Волгоград: Учитель, 2009.-186 с.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Экология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Коллективный проект "Природа просит защиты"

Автор: Григорьева Ирина Евгеньевна

Дата: 21.11.2018

Номер свидетельства: 486879

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "проект по историческому  краеведению "Память, застывшая в камне""
    ["seo_title"] => string(70) "proiekt-po-istorichieskomu-kraieviedieniiu-pamiat-zastyvshaia-v-kamnie"
    ["file_id"] => string(6) "249664"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446954151"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Тема проекта: "Ёрдынские игры" "
    ["seo_title"] => string(32) "tiema-proiekta-iordynskiie-ighry"
    ["file_id"] => string(6) "212447"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431855327"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства