Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра ПОЛЕ ЧУДЕС "Удивительные рыбки"»
Интеллектуальная игра
ПОЛЕ ЧУДЕС «Удивительные рыбки»
Автор - составитель: Григорьева Ирина Евгеньевна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Станция юннатов» г. Вязьмы Смоленской области.
Цели: способствовать развитию мышления и познавательной активности, творческих и коммуникативных способностей; повторить и обобщить знания учащихся по теме «Рыбы».
Форма: интеллектуальная игра.
Методы: организованная совместная творческая деятельность.
Возраст участников: 9-10 лет.
Правила игры:
Игра проводится в 3 отборочных и 4 основных турах (трёх текущих и одном финальном). В первом отборочном туре принимают участие все желающие. В каждом отборочном туре по 3 вопроса. Тот, кто первым отвечает на вопрос правильно, становится игроком основной части игры (т.е.входит в состав тройки игроков). Во втором и третьем отборочных турах принимают участие те, кто ещё не участвовал в основной игре.
В каждом основном туре участвует по 3 игрока. Их цель – по очереди, называя буквы, отгадать зашифрованное слово. За правильно угаданную букву игроки получают жетон. Если такая буква в слове отсутствует, ход переходит к другому игроку. Если же буква угадана, верно, то этот же игрок имеет право ещё раз выполнить ход (назвать другую букву). Победители каждого тура выходят в финал. Побеждает в игре тот игрок, который отгадал финальное слово. По количеству набранных жетонов победитель выбирает подарок.
ХОД ИГРЫ:
1 отборочный тур:
Вопрос 1:
Почему коралловые рыбки такие яркие?
Ответ: Они живут среди коралловых рифов, которые тоже очень яркие и пестрые.
Дополнительные сведения:
Окраска, совпадающая с основным цветом окружающей среды и помогающая животному оставаться незаметным для врага, называется покровительственной, или защитной.
Эти рыбы обладают удивительной способностью вырабатывать электрический заряд внутри своего организма. Они используют электричество для защиты, а так же для добывания пищи.
Вопрос 3:
Какая рыба умеет летать?
Ответ: Летучая рыба
Дополнительные сведения:
Среди рыб есть летучие виды, которые приспособились к полету и используют его как способ защиты от нападения. Спасаясь от настигающих хищников, они выскакивают из воды. Летучие рыбы расправляют в воздухе огромные грудные, а некоторые виды и брюшные плавники и планируют над водой, пролетая обычно до нескольких десятков метров.
I тур
Вопрос:
Какая акула глушит рыбу ударом хвоста?
Ответ: Лисица.
Дополнительные сведения:
Лисица – одна из видов акул. У этой рыбы очень слабые зубы. Хвост длинный, как туловище, который она использует для добывания пищи.
2 отборочный тур:
Вопрос 1:
Какая рыба по внешнему виду напоминает шахматную фигуру?
Ответ: Морской конек.
Дополнительные сведения:
Морской конек - рыбка плавающая вертикально. Самец бережно вынашивает икринки в сумке на брюшке. Когда мальки готовы родиться, отец выпускает их из надежного укрытия.
Вопрос 2:
Какую рыбу называют хамелеоном?
Ответ:
Камбалу.
Дополнительные сведения:
Эти рыбы обладают способностью очень быстро изменять свою окраску и принимать цвет окружающей среды. Если камбалу посадить в аквариум на дне, которого будет лежать шахматная доска, то рыбка очень скоро примет окраску чередующихся белых и черных квадратов.
Вопрос 3 :
Какие рыбы носят название инструментов?
Ответ:
Рыба-пила, рыба-игла, рыба-молот.
Дополнительные сведения:
Эти рыбы получили свои названия за внешнее сходство с перечисленными инструментами.
II тур
Вопрос:
Какая рыба ездит по морю на акуле?
Ответ: Прилипала.
Дополнительные сведения:
У прилипалы первый спинной плавник смещен на голову и преобразован в специальную присоску. С помощью этой присоски прилипалы прикрепляются к разным «хозяевам» - крупным рыбам, черепахам, китам, а иногда и к морским кораблям.
3 отборочный тур:
Вопрос 1:
Какая рыба вьет гнездо?
Ответ: Колюшка.
Дополнительные сведения:
Весной самец строит на дне гнездо из обрывков водных растений и разных растительных остатков, скрепляя их клейкими нитями, и прикрепляет к стеблям растений. Время от времени он осматривает свое сооружение, как бы пробуя его на прочность, трется боками о стенки, соскребая слизь, которая служит «штукатуркой» для отделки «помещения». Он приносит так же камешки, чтобы загрузить постройку и придать ей устойчивость. Размеры гнезд различны: бывают размером с грецкий орех, но может быть и размером с небольшую чайную чашку. На постройку гнезда иногда уходит всего 2-3 часа, но чаще всего сооружение занимает неделю и больше. Затем самка откладывает в гнездо икринки и уплывает, а самец будет охранять гнездо с будущим потомством, до того момента, когда в гнезде появятся мальки.
Вопрос 2:
Какая рыба плавает быстрее других?
Ответ: Меч-рыба.
Дополнительные сведения:
Меч-рыба получила свое название благодаря сильно удлиненной и уплощенной верхней челюсти, которая имеет форму заостренного мяча и составляет до трети длины всей рыбы. Это быстрый и активный пловец развивающий скорость до 130 км/ч.
Вопрос 3:
Какая рыба способна предсказывать погоду и ее называют живым барометром?
Ответ: Вьюн.
Дополнительные сведения:
Вьюн имеет удлиненное тело. Обладая способностью чувствовать перемену давления воздуха, перед дождем мечется, вьется у поверхности воды и иногда пищит.
III тур
Вопрос:
Какая рыба является самой ядовитой в тропических морях?
Ответ: Бородавчатка.
Дополнительные сведения:
Бородавчатка рыба весьма малоподвижная. Предпочитает отдыхать на мелководье вблизи берегов, среди коралловых рифов. Обычно прячется, закапываясь в песок, или маскируется среди камней. При малейшем раздражении бородавчатка поднимает колючки спинного плавника; острые и прочные они легко протыкают обувь человека случайно наступившего на рыбу, и проникают глубоко в ногу. Несчастный нередко вскоре теряет сознание от ужасных болей и поражения жизненно важных нервных центров. Необходимо срочно оказать помощь иначе наступает смерть. Выжившие люди иногда болеют месяцами.
Финал
Вопрос:
Каких рыб в странах Юго-Восточной Азии используют для устройства поединков?
Ответ: Петушков.
Дополнительные сведения:
Знаменитые сиамские бойцовые рыбки петушки очень красивы и драчливы. Эти рыбки живут в стоячих и слабопроточных водоемах с илистым дном и богатой растительностью. Интересны методы подготовки самцов к бою. Чтобы развить выносливость, рыбку сажают в высокую бутылку и подносят к ней зеркало. Увидев свое изображение, самец приготавливается к бою, расширяет жабры и бросается на мнимого противника. Опуская и поднимая зеркало, петушка заставляют длительное время перемещаться вверх и вниз. Для развития силы рыбку помещают в круглый сосуд и создают водоворот. Техника борьбы прививается в результате многократной посадки в общий сосуд с молодыми, менее сильными самцами.