2.Работа с дневником наблюдений и карточками (заданиями).
3.Беседа во время экскурсии в парке.
4.Подведение итогов экскурсии.
В начале маршрута каждая группа получает карточку с заданием.
Задания:
1.Научитесь определять птиц в природе.
2.Составьте наиболее полный список видов птиц, обитающих на выбранном участке.
3.Выясните, какие местообитания предпочитают различные виды птиц, обитающие на выбранном участке.
4.Сделайте вывод о том, какие группы птиц (наземные, кустарниковые, древесные, околоводные) населяют выбранный участок.
Таблица для заполнения:
Дата
Место сбора
Температура воздуха
Направление ветра
Облачность
Окраска, размеры, характерные элементы внешнего вида птицы
Схематичный рисунок
Название птицы
К какой группе относится
Особенности места встречи.
Ход экскурсии:
Для выполнения работы необходимо выбрать небольшой участок парка. Он не должен быть по площади более 100-200 м2. На выбранном модельном участке прокладывают 2-3 маршрута, которые посещают 3-4 раза. Выполнение этой работы потребует от учащихся знания наиболее обычных видов птиц или умения определять их с помощью определителя.
Основным методом изучения видового состава птиц служат наблюдения за ними во время экскурсий. Их необходимо проводить в утренние часы, когда активность птиц наивысшая. Чтобы получить наиболее полное представление о фауне птиц вашей местности, нужно провести несколько экскурсий. Во время прохождения маршрута наблюдатель отмечает всех встреченных птиц, определяет их, записывает особенности места встречи того или иного вида, например, что зяблик встречен в березняке, певчий дрозд в ельнике и т.д. В конце экскурсии подводятся общие итоги числа встреч каждого вида.
Подведение итогов экскурсии.
Составлен список птиц, обитающих на изучаемой территории. Определено, к каким группам эти птицы относятся, и какие места обитания предпочитают.