Просмотр содержимого документа
«"Экологическое ассорти"»
«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ АССОРТИ»
Автор: Григорьева Ирина Евгеньевна, педагог дополнительного образования
МБУ ДО «Станция юннатов» г. Вязьмы Смоленской области
Цели: выявить знания детей по зоологии, ботанике и экологии; определить их натуралистические способности; привлечь внимание детей к новым интересным вопросам в этих науках; помочь усвоить дополнительный материал.
Правила игры: В игре принимают участие несколько команд по 4-5 человек.
Игровые задания распределены по темам. Каждая тема представлена определенным цветом.
Зеленый – растения;
Красный - звери;
Синий – птицы;
Желтый - насекомые;
Белый – вопросы – картинки;
Черный – экологические ситуации.
Команды по очереди называют цвета, ведущий озвучивает вопрос на выбранную тему.
Вопросы к зеленой теме.
1.Как по пню срубленного дерева узнать, сколько ему лет.
(На срубе четко видны годовые кольца. Сколько колец, столько лет.)
2.Какое дерево осенью сбрасывает не листья, а иголки?
(Лиственница)
3.Какие деревья нашего края и зимой остаются зелеными?
(Которые, появляются на свет осенью во время листопада.)
3.Какое животное называют иногда шатуном?
(Медведя.)
4.Как называется дом бобра?
(Хатка.)
5.Что теряет лось каждую зиму?
(Рога.)
6.Куда зайцу удобнее бежать с горы или в гору?
(У зайцев передние ноги короткие, а задние длинные. Поэтому зайцу легче бежать в гору, с горы он катится кубарем.)
7.Кто меняет окраску шубы в зависимости от времени года?
(Заяц, белка, ласка.)
8.Слеп да тупорыл, всю землю изрыл. Мороз пришел – в землю ушел?
(Крот.)
9.Когда медвежата появляются на свет?
(Зимой.)
10.Какое животное спит вниз головой?
(Летучая мышь.)
Вопросы к синей теме.
1.Перед какой погодой птицы перестают петь?
(Перед дождливой)
2.Какие птицы не летают?
(Страус, пингвин, киви, казуар.)
3.Почему снегиря так назвали?
(Прилетает в наши края с наступлением холодов и первым снегом.)
4.Какую птицу называют лесным доктором?
(Дятла)
5.Какая птица выводит птенцов зимой?
(Клест)
6.Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда?
(Кукушка.)
7.Какая птица ходит по стволу дерева вниз головой?
(Поползень.)
8.Какие птицы умеют танцевать?
(Журавли.)
9.Какая птица нашего края имеет длинный хвост?
(Сорока)
10.Какая птица ночует, зарывшись в снег?
(Тетерев, рябчик.)
Вопросы к желтой теме.
1.Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником?
(Перед дождем муравьи прячутся в муравейник и закрывают все ходы.)
2.Каких насекомых разводят люди?
(Пчела, тутовый шелкопряд.)
3.Куда осенью деваются бабочки?
(Большинство гибнут с холодами, предварительно отложив яйца. Некоторые прячутся в щели и укромные места. Некоторые бабочки - улетают на юг.)
4.Волосата, зелена,
В листьях прячется она.
Хоть и много ножек,
Бегать все равно не может.
(Гусеница)
5.Что становится с пчелой после того, как она ужалит человека?
(Она умирает.)
6.Кто над нами вверх ногами?
(Муха.)
7.На лугу живет скрипач, носит фрак и ходит вскачь.
(Кузнечик.)
8.То погаснет, то зажжется
Ночью в роще огонек.
Угадай, как он зовется?
Ну, конечно ж, …
(Светлячок.)
9.Кто охраняет лесную полянку от вредных мух?
(Стрекоза.)
10.Сколько ног у насекомых?
(Шесть.)
Вопросы к белой теме.
1.Фотография-загадка: какие грибы изображены на картинке?
(Грибы сыроежки.)
2.Фотография-загадка: какое насекомое изображено на картинке?
(Божья коровка.)
3.Фотография-загадка: какое растение изображено на картинке?
(Мать-и-мачеха.)
4.Фотография-загадка: какое животное изображено на картинке?
(Барсук.)
5.Фотография-загадка: какой гриб изображен на картинке?
(Бледная поганка.)
6.Фотография-загадка: какое растение изображено на картинке?
(Ландыш.)
7. Фотография-загадка: какое животное изображено на картинке?
(Рысь.)
8.Фотография-загадка: какое время года изображено на картинке?
(Осень.)
9.Фотография-загадка: какой, плод изображен на картинке?
(Еловая шишка.)
10.Фотография-загадка: гнездо, какой птицы изображено на картинке?
(Гнездо грача.)
Вопросы к черной теме.
1.Гуляя с родителями по лесу, Маша и Вася увидели большой муравейник.
-Давайте посмотрим, что внутри муравьиного домика, - сказал Вася.
-Давайте, - с интересом ответила Маша. Дети взяли большую палку и начали ворошить муравейник. Увидев, чем заняты дети, мама подбежала к ним, забрала палку и сказала.
-Если бы муравьи могли говорить, они бы сказали вам, что…
Что сказали бы муравьи?
2.Девочки пришли в лес за земляникой. Ягод так много, что можно набрать целую кружку, не сходя с места. Вдруг одна из девочек сказала: «Жаль, что с нами нет Светы, и она не видит, какое хорошее место мы нашли. Ничего, мы для нее нарвем кустики с ягодами и покажем».
Правильно ли, решили поступить девочки?
3.Никита стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.
-Что ты делаешь? – спросила старушка
-Пчел прогоняю, они цветы жалят.
Старушка улыбнулась и, подозвав к себе мальчика, что-то рассказала ему. После этого Никита выбросил прутик, удивленно пожав плечами.
-А я и не знал об этом.
Что рассказала Никите старушка?
4.Дети гуляли по лесу. Кто-то из них заметил: «Что-то тихо в лесу. Даже птицы не поют. Скучно совсем. Надо музыку включить погромче».
Правильно ли, решили поступить дети?
5.На день рождения Кате подарили щенка. Наконец-то сбылась ее мечта. Она так долго уговаривала маму купить ей щенка или котенка. И вот теперь у нее появился новый друг – щенок по кличке «Верный». Катя первое время играла с ним, кормила, гуляла. А потом у нее появилась новая говорящая кукла. О щенке Катя вспоминала редко, а когда он заболел, сказала маме: «Больной собаке не место в доме, пусть живет на улице».
Правильно, ли поступила Катя?
6.После пикника на берегу реки, ребята вырыли под кустом яму и сложили в нее весь мусор, который остался после их отдыха.
Правильно, ли они поступили?
7.Идя на экскурсию в лес, ребята увидели редкое растение. Алина предложила сорвать его и принести в класс, чтобы показать одноклассникам. Ваня предложил его выкопать и посадить на пришкольном участке. Дети долго спорили, но так и не решили, кто прав.
Кто из детей прав?
8.Костя и Вася отправились в лес за грибами. Несъедобные грибы они сбивали палками, чтобы их не собрали неопытные грибники.
Правильно, ли поступили мальчики?
9.В городском парке дети нашли дупло белки. Они очень обрадовались, так как в дупле было много орехов и их можно было забрать себе.
Правильно, ли решили поступить дети?
10.Ранней весной на лесной опушке распустились подснежники. Нина очень восхищалась их нежностью и красотой. Ее сестра предложила нарвать большой букет и подарить бабушке.