kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статуя Зевса

Греки поклонялись богу Зевсу, и, конечно, построили храм для него. Но этого казалось мало для бога победы, царя всех богов. Поэтому в храме дополнительно установили огромную статую, которая признана теперь седьмым чудом света древности.

Статую Зевса богато украсили золотом, слоновой костью, черным деревом и драгоценными камнями. На голове его был венок в виде ветвей оливы из золота. Кроме того, Зевс олицетворял победителя в проходивших там Олимпийских играх. К сожалению, матушка-природа жестоко обошлась и с этим чудом света. И эта постройка была разрушена землетрясением.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа.»

Управление образования Администрации города Нижний Тагил

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества Ленинского района


ПРИНЯТА:

на Педагогическом совете

Протокол № __________ от __________

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБУ ДО ДДТ Ленинского района

_______________ Н.В. Кравченко

Приказ от ______________ № ___________






Дополнительная общеразвивающая программа

естественнонаучной направленности


«Удивительное рядом»

возраст учащихся: 7-11 лет

срок реализации — 1учебный год








Составитель программы:

Миненкова Елена Андреевна

педагог дополнительного образования


г. Нижний Таги



СОДЕРЖАНИЕ



Пояснительная записка


1

Цель и задачи Программы


1.1

Планируемые результаты реализации Программы


1.2

Содержание Программы:

- учебный (тематический) план;


2.

Комплекс организационно – педагогических условий:


2.1

Календарный учебный график


2.2

Условия реализации Программы


2.3

Формы аттестации/контроля


3.

Комплекс организационно – педагогических условий


3.1.

Календарный учебный график


3.2.

Условия реализации Программы


3.3.

Формы аттестации/контроля


4.

Список литературы/информационных ресурсов.



ПРИЛОЖЕНИЯ




Пояснительная записка


Дополнительная общеобразовательная программа ««Удивительное рядом», естественнонаучной направленности. Каждый учащийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, переходить в процессе обучения из одного объединения в другое.

Нормативно-правовая основа программы:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р;

- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), направленные письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242;

- методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей, направленными письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.04.2017 г. № ВК – 1232/09;

- СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

- Устав МБУ ДО ДДТ Ленинского района;

- Положение МБУ ДО ДДТ Ленинского района «О дополнительных общеобразовательных и адаптированных дополнительных общеобразовательных программах».

Актуальность и педагогическая целесообразность Программы

Актуальность Программы обусловлена тем, что согласно Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, один из приоритетных сценариев развития информационного общества в России заключается в создании прорывных информационных и коммуникационных технологий.

Поэтому, раннее овладение целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, места человека в ней, его биологическую и социальную сущность, позволит детям получить большой запас знаний и технологий к моменту выбора основного рода деятельности.

Курс «Удивительное рядом» для учащихся 7-11 лет составляет этические занятия, формирующие духовность воспитанников. Предполагается связь содержательного компонента программы со школьными предметами: литературой, изобразительным искусством, экологией, биологией и географией, создавая при этом целостную мотивацию деятельности и формируя личное отношение ребенка к окружающему миру, его настоящему и прошлому Кроме того, программа помогает развивать навыки работы в коллективе и коммуникации, что является важным фактором для успешной социализации.

Отличительные особенности Программы

Модульные Программы – Программы, построенные на модульном принципе представления содержания и построения учебных планов, включающие в себя относительно самостоятельные дидактические единицы – модули, позволяющие увеличить ее гибкость, вариативность, формирующие определенную компетенцию или группу компетенций в ходе освоения.

Программа разработана на основе программы О.К. Костко «Экология для средней школы, пособие для средней школы, лицеев, гимназий», «Аквариум», М.: 2017г.

Программа состоит из шести модулей:

  1. Сезонные явления.

  2. Обитатели живого уголка.

  3. Животный мир родного края.

  4. Весна в природе.

  5. Комнатные растения.

  6. Охрана природы.

Каждый модуль соответствует одному году обучения и является самостоятельной дидактической единицей, что предоставляет возможность изучения содержания курса с различной степенью полноты: учащиеся могут освоить любой модуль (несколько модулей) по выбору.

У детей, занимающихся в объединение формируется, экологическая культура, которая выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам, эмоциональная отзывчивость; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивные взаимодействия, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботится о живом. Дети узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения, сохранение многообразие видов организмов, охрана природы, как необходимое условие сохранение здоровья людей. Дети получают представления о заповедниках как одно из важнейших форм охраны природы.

Программа включает в себя усвоение комплекса знаний и умений, отражающих не только сущностные содержательные характеристики эколого-биологического профиля, но и достаточные знания для овладения основами этики, художественной, речевой и коммуникативной культуры. Большое внимание уделяется национально-региональному компоненту, делается акцент на изучение животного и растительного мира родного края.

Адресат Программы

Адресат программы: Программа рассчитана на учащихся 7 – 11 летнего возраста.

Школьный возраст отличается повышенной интеллектуальной активностью, которая стимулируется, желанием развить, продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их стороны. Для обучающихся характерна эмоционально – отрицательная аффективная реакция на слишком простые задачи. Такие задачи их не привлекают, и они отказываются их выполнять из-за соображений престижности становятся привлекательными самостоятельные формы занятий. Детям это импонирует, и он легче осваивает способы действия, когда педагог лишь помогает ему. В этом возрасте возникают новые мотивы учения, связанные с осознанием жизненной перспективы, своего места в будущем, профессиональных намерений, идеала.

Количество обучающихся в группе: одновременно в группе может быть от 10 -15 человек. Формирование учебных групп по возрастам.

Режим занятий

Продолжительность одного академического часа - 45 мин.

Перерыв между учебными занятиями – 10 -15 минут.

Перерыв между группами минимум 15 минут.

Общее количество часов в неделю – 6 часов.

Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа.

При реализации программы может применяться электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

При электронном обучении с применением дистанционных образовательных технологий продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности составляет не более 30 минут. Во время онлайн-занятия проводится динамическая пауза, гимнастика для глаз.


Объем и срок реализации Программы

Объем общеразвивающей Программы – 216 часов. Программа рассчитана на 1 год: 216 часов.


Особенности организации образовательного процесса

Укажите формы реализации Программы.

Традиционная модель реализации Программы представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного или нескольких лет обучения в одной образовательной организации.

Возможно проведение индивидуальных занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для детей, пропускающих занятия по уважительной причине.

Возможно применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при принятии решения руководящих органов о переходе на дистанционное обучение в целях профилактики и предотвращения инфекционных заболеваний.

Перечень форм и методов обучения

Очная, очно-заочная форма, также допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Формы и методы проведения занятия Программы.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:

1. Словесные методы обучения (устное изложение, беседа, анализ текста, структуры музыкального произведения и др.).

2. Наглядные методы обучения (показ видеоматериалов, иллюстраций; показ, исполнение педагогом, наблюдение, работа по образцу и др.).

3. Практические методы обучения (тренинг, вокально – тренировочные упражнения, лабораторные работы и др.).

4. Проектные методы (создание проектов по выбранной теме).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности учащихся:

1. Объяснительно – иллюстративные методы обучения. При таком методе обучения дети воспринимают и усваивают готовую информацию.

2. Репродуктивные методы обучения. В этом случае учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.

3. Частично – поисковые методы обучения. Участие детей в коллективном поиске.

4. Исследовательские методы обучения. Овладение учащимися методами научного познания, самостоятельной творческой работы.

Если Вы применяете инновационную технологию, то необходимо это обосновать.

Наиболее характерные инновационные технологии:

1. Информационно – коммуникативные (ИКТ) в предметном обучении. Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию Программ различных направлений с информатикой.

2. Мониторинг интеллектуального развития. Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графика динамики успеваемости.

3. Воспитательные технологии. Реализуются в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно - массовых мероприятиях, по национальным традициям, театре и др.

4. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса. Это самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, групповые, дифференцированные методы обучения – система «малых групп» и др.

Перечень видов занятий

Теоретические и практические занятия, экскурсии, выезды и т.п.; групповые, по подгруппам, индивидуальные.

Возможные формы организации деятельности учащихся на занятии:

  • групповая

  • индивидуальная

  • индивидуально – групповая

Формы проведения занятий: занятие – игра, репетиция, экскурсия, конкурс, викторина, турнир, творческая встреча, сбор, поход, концерт, праздник, праздник, консультация и др.

Перечень форм подведения итогов реализации Программы

Формы аттестации/контроля:

  • педагогический мониторинг;

  • творческие работы, проектно-исследовательские работы;

  • открытые занятия;

  • анкетирование и тестирование.

Формы отслеживания, фиксации и предъявления образовательных результатов:

  • журнал посещаемости;

  • материал анкетирования и тестирования;

  • аналитический материал по итогам проведения педагогической

диагностики (мониторинга);

  • грамоты, дипломы, благодарственные письма, свидетельство

(сертификат) участника;

  • защита творческих работ.



2.2. Цель и задачи Программы

Цель Программы – формирование осознанного отношения обучающихся к природе, экологической культуры, любви к природе родного края.

Образовательные задачи:

• Научить видеть и понимать красоту живой природы;

• Сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;

• Расширить знания по зоологии, познакомить детей с условиями жизни животных в естественных условиях и в уголке живой природы, с охраняемыми животными, вошедшими в красную книгу;

• Познакомить детей с окружающим растительным миром, ролью растений в жизни людей, с разнообразием цветочно-декоративных растений занесенными в красную книгу;

• Познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека;

• Познакомить детей с технологией изготовления поделок из природного материала.

Воспитательные задачи:

• Воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;

• Воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;

• Воспитывать у детей своевременное, аккуратное и тщательное выполнение и соблюдение всех правил ТБ в кружке.

Развивающие задачи:

• Развивать потребности общения с природой;

• Развивать эмоционально доброжелательное отношение к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;

• Развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;

• Развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.

Здоровьесберегающие задачи:

• Пропагандировать здоровый образ жизни;

• Прививать необходимые навыки личной гигиены и правил поведения в окружающей природной среде.

2.3. Планируемые результаты реализации Программы

Планируемые предметные результаты:

• обучающиеся освоят эколого-биологические знания о многообразии растительных;

• ресурсов, о рациональном природопользовании;

• обучающиеся усвоят умения и навыки, определяющие функциональную грамотность в сферах деятельности, связанных с защитой окружающей среды, ресурсопотреблением, здоровьесбережением;

• обучающиеся сформируют представление о специфических особенностях профессий, связанных с ресурсоведением, природопользованием, защитой окружающей среды;

Планируемые метапредметные результаты:

• обучающиеся разовьют умения и навыки проектной и исследовательской деятельности с применением различных технологий (рисование, работа с различными материалами, создание коллекций, оформление экспозиций, разработка экскурсий и т.д.);

• обучающиеся продвинутся в самоопределении на основе разнообразных форм деятельности;

• обучающиеся разовьют творческие способности, интеллектуальную и эмоциональную сферы личности;

• получат развитие личностные качества учащихся, необходимые для успешной социализации в коллективе, для дальнейшей адаптации в социуме;

Планируемые личностные результаты:

• повысится уровень коммуникативной культуры обучающихся;

• будут заложены основы системного научного мировоззрения обучающихся, осознанного отношения к проблемам взаимовлияния человека и природы;

• повысится приоритет ценностных ориентаций обучающихся, связанных с идеями устойчивого развития общества и окружающей среды, разумного природопользования.

2.4. Содержание Программы:

Учебный (тематический) план дополнительной общеобразовательной программы


п\п


Название модуля

Количество часов


Формы аттестации/

контроля


Всего


Теория


Практика

1 год обучения


Введение

2

2

0

Выставка работ

1.

Сезонные явления

40

7

33

Проект, выставки


1.1. Осень в природе

20

2

22



1.2. Зима в природе

20

4

12

Анализ работ

2.

Обитатели живого уголка

64

18

26



2.1. Животные

17

6

6



2.2. Птицы

12

4

4

Защита творческого проекта


2.3. Аквариум — искусственный водоем

20

6

6



2.4. Домашние любимцы

15

2

10


3.

Животный мир родного края

26

4

8



3.1. Звери Урала

8

2

6



3.2. Охрана животного мира Урала

4

2

2


4.

Весна в природе

34

4

10



4.1. Первоцветы

14

1

3



4.2. Перелетные птицы

20

2

8


5.

Комнатные растения

26

6

12


6.

Охрана природы

20

2

8



Квест – игра

6

0

4



ИТОГО

216

43

101






Количество часов в неделю

Количество часов в год

6

216











Содержание учебного (тематического) плана


Введение.

Ознакомление с планом работы кружка на год. Основные правила поведения в уголке живой природы. Инструкция по технике безопасности.

Практические занятия.

1. Знакомство с оборудованием живого уголка.

2. Экскурсия.

Знакомство с нашими питомцами.

  1. Сезонные явления.

1.1Осень в природе.

Почему листья осенью на деревьях желтеют и опадают? Почему птицы улетают на юг? Путешествие в мир растений. Подготовка животных к зиме. Зимующие птицы, их польза и привлечение операция «Кормушка».

Практические занятия.

1. Сбор листьев для определения деревьев и кустарников. Изготовление гербариев. Работе на участке. Сбор семян цветов.

2. Изготовление кормушек, листовок и их вывешивание.

Экскурсии.

1. Деревья и кустарники в озеленении нашего города.

2. Экскурсия в природу.


    1. Зима в природе.

Сезонные явление природы зимой. Значение снежного покрова для растений и животных. Почему у елки зеленые иголки? Снежная книга. Распознавание следов животных на снегу. Операция «Елочка».

Практические занятия.

1. Изготовление елочных композиций.

Экскурсии.

1. Краеведческий музей.

2. Зоопарк.

3. Цирк.

2. Обитатели живого уголка.

2.1 Животные в живом уголке (хомячки, морские свиньи, мышки, крыски, ежи, черепахи, кролики): содержание их в неволе, уход, кормление, наблюдение. Биологические особенности. Опыты.

2.2. Птицы в живом уголке. Содержание птиц в неволе. Условия и кормление, их размножение.

2.3. Аквариум — искусственный водоем. Устройство аквариума и искусственной среды в нем. Обитатели аквариума: рыбки, тритоны, лягушки, черепахи. Биологические особенности питание, содержание, уход, размножение.

Практические занятия.

1.Уход, кормление, наблюдение.

Экскурсии: в ГДТЮ, на СЮН.

2.4 Домашние любимцы.

Происхождение кошек и собак. Породы. Содержание. Уход. Кормление.

Практические занятия.

1.Уход, кормление, наблюдение.

Экскурсии:

  1. В живой уголок ГДДЮТ, СЮН.

  2. Животный мир родного края.

3.1. Звери Урала. Многообразие животных Урала: насекомоядные (землеройки, кроты, ежи), рукокрылые или летучие мыши, грызуны (белка, бурундук, суслик, тушканчик, хомяки, мыши-полевки, лемминги), зайцеобразные (пищухи, зайцы), парнокопытные (лось, косуля, северный олень), хищные (куница, соболь, выдра, горностай, ласка, хорек, росомаха, барсук), собачьи (волк, лисица, корсак) медвежьи (медведь), кошачьи (рысь).

Звери-переселенцы: бобр, ондатра, енот, выхухоль.

3.2. Охрана животного мира Урала. Образ жизни. Места обитания. Биологические особенности. Приспособление к условиям жизни. Цепи питания. Значение.

Экскурсии

  1. «Животный мир родного края». Краеведческий музей. Зоопарк. Цирк.

  1. Весна в природе.

4.1. Первоцветы. Признаки наступающей весны, изменения внешнего вида растений, животных. Операции «Подснежник».

4.2. Перелетные птицы. Их многообразие, охрана и привлечение.

Практические занятия.

Изготовление листовок, скворечников, их развешивание.

Работа на участке.

Экскурсии.

1. Наблюдение за птицами в природе (парк, лес.)

2. Экологическая тропа.

  1. Комнатные растения.

Знакомство с комнатными растениями. Виды ухода: полив, опрыскивание, обмывание листьев, рыхление почвы в горшках, удаление пожелтевших листьев, пересадка.

Комнатные растения и здоровье человека.

Практические занятия.

Уход за растениями: полив, опрыскивание, рыхление почвы, удаление пожелтевших листьев и др.

Участие в городских выставках.

Игра «Знаешь ли ты комнатные цветы?»

Экскурсии на СЮН, ГДДЮТ.

  1. Охрана природы

Значение охраны природы в жизни человека. Организации по охране природы Урала. Красная книга Урала. Заповедные места Урала: Висимский заповедник.

Правила сбора лекарственных растений.

Правила сбора ягод и грибов.

Квест – игра

Подведение итогов за год.

Эколого-биологическая игра.


3. Комплекс организационно – педагогических условий

3.1. Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала обучения

Дата окончания обучения

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных

часов

Режим занятий

1год

01 сентября

31 мая

36

108

216

3 занятия по 2 часа в неделю

Реализация краткосрочных дополнительных общеобразовательных программ 01 июня-31 августа


3.2. Условия реализации Программы

Материально-техническое обеспечение:

  • помещение:

  • учебный кабинет,

  • Учебно-опытный участок

  • Приборы и оборудование: гербарии, коллекция птичьих гнезд, чучела животных, аквариумы, клетки, микроскопы, живые объекты, хозяйственный инвентарь, муляжи овощей и фруктов, коллекция примеров приспособлений у насекомых, коллекция «Формы сохранности ископаемых животных».

  • Канцелярские принадлежности: тетради, карандаши, ручки, фломастеры, бумага, картон.

Кадровое обеспечение:

Миненкова Елена Андреевна - педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория.


Методические материалы:

Наглядные и раздаточные пособия:

  • литература по темам программы,

  • живые объекты,

  • коллекция комнатных растений,

  • посадочный материал (семена цветочных культур),

  • садовый инвентарь,

  • наборы открыток,

  • наборы иллюстраций к занятиям.

  • Дидактические материалы:

  • карточки опроса,

  • дневники наблюдений,

  • познавательные задачи,

  • загадки, ребусы,

  • кроссворды,

  • викторины, игры.


3.3. Формы аттестации/контроля

Для отслеживания динамики освоения Программы «Удивительное рядом» и анализа результатов образовательной деятельности разработан педагогический мониторинг (Приложение № 1). Мониторинг осуществляется в течение всего учебного года и включает вводный контроль (первичную диагностику – сентябрь), а также промежуточную – январь, (Приложение№2) и итоговую аттестацию. (Приложение№3).

Вводный контроль (первичная диагностика) проводится в начале учебного года (модуля) для определения уровня подготовки учащихся. Форма проведения – тестирование.

Итоговая аттестация проводится в конце обучения при предъявлении ребенком (в доступной ему форме) результата обучения, предусмотренного Программой (тестирование, квест – игра (Приложение №4)).


Критериями оценки уровня освоения Программы являются:

- соответствие уровня теоретических знаний учащихся программным требованиям;

- свобода восприятия теоретической информации;

- самостоятельность работы;

- осмысленность действий;

- разнообразие освоенных технологий;

- соответствие практической деятельности программным требованиям;

- уровень творческой активности учащегося: количество реализованных проектов, выполненных самостоятельно на основе изученного материала;

- качество выполненных работ, как по заданию педагога, так и по собственной инициативе и т.п.



4. Список литературы/информационных ресурсов

  1. Агеева, И.Д. Веселая биология на уроках и праздниках. /Методическое пособие Творческий центр «Сфера». – М.: 2014.

  2. Бондарева, О.Б. Гончарова, Е.Ю. Экзотические растения. /Мир книги, 2014г.

  3. Костко, О.К. Экология для средней школы, пособие для средней школы, лицеев, гимназий, «Аквариум», М.: 2017г.

  4. Коробкин, В.И., Передельский Л.В. Экология. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2015г.

  5. Каменский, А.А. Криксунов, Е.А. Пасечник, В.В. / Биология. «Введение в общую биологию и экологию». «Дрофа», М.:2014г.

  6. Чернова, Н.М. Галушин, В.М. Константинов, В.М. / Основы экологии, Учебник, Просвещение, М.: 1997г.

  7. Шустова, И.Б. Азбука: Растения России. Мир природы, Дрофа, 2008г.

  8. http://evolution.powernet.ru Травянистые растения Московской области: онлайн-справочник.

  9. http://www.lesis.ru/herbbook Учебно-воспитательный биологический комплекс Северного учебного округа г. Москвы.

  10. http://biom.narod.ru Федеральный детский эколого-биологический центр.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Первичная диагностика

по Программе «Удивительное рядом»


Ф.И.______________________________________________________________

  1. вариант.

1. Какая бывает природа? Отметь.

  • Живая и неживая

  • Живая и мёртвая



  1. Подчеркни, что относится к живой природе.

Камень, цветок, стол, берёза.



  1. Закончи высказывания:

Птицы - это животные, а травы -__________________


  1. Соедини → части предложения

Семья, класс, компания друзей

Окружающий мир






Всё, что находится вокруг нас на планете Земля

Сделано руками человека



Машины, здания, посуда



Общество








  1. Отметь правильный ответ.

  • Дни недели: понедельник, вторник, среда, суббота, четверг, пятница, воскресенье

  • Дни недели: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье


  1. Как называются птицы, которые улетают в тёплые края?

  • Перелётные.

  • Оседлые

  1. Это явление природы бывает осенью.

  • листопад

  • ледоход





  1. Соедини

Курица утёнок

Лошадь цыплёнок

Утка жеребёнок

  1. Напиши название нашей страны:____________________________

  2. Закрась цвета светофора.





































Первичная диагностика

по Программе «Удивительное рядом»

  1. вариант

Ф.И.______________________________________________________________

1. Отметь верное высказывание:

  • Солнце, камни, песок, дождь, ветер – неживая природа

  • Растения, животные , грибы, люди, машины – живая природа.


2. Подчеркни, что относится к неживой природе.

Солнце, гриб, гора, щука.

3. Закончи высказывания:

Деревья – это растения, а рыбы - ______________


4. Соедини → части предложения

Лиса, дуб, гриб- это

изделия, сделанные руками человека


неживая природа


Машины, здания, посуда – это



живая природа



Небо, песок, ветер - это







5. . Отметь правильный ответ. Сколько дней в неделе?

  • 6 дней

  • 31 или 30 дней

  • 7 дней


6. Отметь первый месяц осени.

  • октябрь

  • ноябрь

  • сентябрь

7. День заметно убывает. Это…

  • осень

  • весна





8. Соедини

Медведь лисёнок

Лиса телёнок

Корова медвежонок

9. Напиши название нашей страны:______________________

10. Закрась флаг России.



























Ключ к первичной диагностике


Вариант 1.

  1. Живая и неживая



  1. Камень, цветок, стол, берёза.



  1. Птицы - это животные, а травы - растения


  1. Семья, класс, компания друзей

    Окружающий мир


Сделано руками человека




Всё, что находится вокруг нас на планете Земля

Общество




Машины, здания, посуда



  1. Дни недели: понедельник , вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье


  1. Перелётные

  2. листопад

Курица утёнок

Лошадь цыплёнок

Утка жеребёнок

  1. Россия

















2 вариант.

  1. Солнце, камни, песок, дождь, ветер – неживая природа


  1. Солнце, гриб, гора, щука.

  2. Деревья – это растения, а рыбы - животные


Лиса, дуб, гриб- это

неживая природа


4.

Машины, здания, посуда – это


изделия, сделанные руками человека



Небо, песок, ветер - это

живая природа



5. 7 дней


6. сентябрь

7. осень

8. Медведь лисёнок

Лиса телёнок

Корова медвежонок

9. Россия

10.







ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Промежуточный мониторинг

Цель диагностической работы – определение уровня знаний у учащихся по разделу «Природа».

Блок А

При выполнении заданий этой части (задания 1-4) выбери ответ к каждому заданию и запиши в бланк ответов.

А1. Что является объектом живой природы?

А) Вода

Б) Камень

В) Еж

А2. Выберите одно неверное утверждение

А) Белка – объект неживой природы

Б) Песок – объект неживой природы

В) Вода – объект неживой природы

А3. Что является источником света и тепла для всего живого на Земле?

А) Солнце

Б) Звезды

В) Луна

А4. Чем измерят температуру воздуха?

А) Термометр

Б) Барометром

В) Градусником

Блок Б

При выполнении заданий этой части (задания 1-4) кратко запиши ответ.

Б1. Вставь пропущенные буквы.

Природа бывает … и живая. Живая природа не может существовать без … природы. К живой природе относится человек, животные, растения … . К неживой природе относится вода, … , песок, … .

Б2. Закончи определение:

Погода – это…

Б3. Какие явления называют сезонными?

Б4. Запиши правильный порядок времен года.

Ответы к тесту (промежуточный мониторинг)

Блок А

Номер задания

Ответ

А1.

В

А2.

А

А3.

А

А4.

А







Блок Б

Номер задания

Ответ

Б1.

Неживая, неживой, насекомые, луна, камни.

Б2.

Погода – это все то, что нас окружает.

Б3.

Очень многие явления природы связаны со сменой времён года. Сезонное явление для осени — это дождь. Для зимы − снег. Для весны − цветение. Для лета − созревание плодов.

Б4.

Зима, весна, лето, зима.



Система оценивания, выполнения отдельных заданий и работы в целом

За верное выполнение каждого из заданий №1-8 обучающийся получает 1- 2 балл. Максимальная сумма, которую может получить обучающийся, правильно выполнивший все задания, - 12 баллов. Число выставленных баллов определяется с учетом полноты и правильности выполнения задания, а также его формы. За выполнение заданий с выбором ответа ученик получает 1 балл. Если выбрано более одного ответа, включая и правильный, то задание считается выполненным неверно (выставляется 0 баллов). Если ответ отсутствует, независимо от типа заданий, то ставится 0 баллов. За выполнение заданий с кратким ответом может быть выставлено 0 или 1 балл. За выполнение заданий с развернутым ответом может быть выставлено 0 или 1 балл. Оценка выполнения заданий со свободным развернутым ответом ведется с соблюдением следующих общих правил. Если наряду с верным ответом дан и неверный ответ, то задание считается выполненным неверно.



Уровни оценивания

100% - 85% - оптимальный уровень – 12 -11 баллов – оценка «5»

84% - 75% - допустимый уровень – 10 - 9 баллов – оценка «4»

74% - 50% - критический уровень – 8 - 7 баллов – оценка «3»

ниже 50% - недопустимый уровень – 1-6 балл – оценка «2»

























































ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Итоговая диагностика

по Программе «Удивительное рядом»

1 вариант

1.Как называется планета, на которой ты живёшь?

а) Венера;

б) Земля;

в) Нептун.

2. На гербе Российской Федерации изображён орёл

а) одноглавый;

б) двуглавый;

в) трёхглавый.


3. Многоэтажные дома, асфальтированные дороги, заводы, фабрики, троллейбусы, трамваи – это признаки:

а) города

б) села

в) государства


4. Что относится к неживой природе?

а) Птица, молоко, уж;

б) Солнце, звёзды, луна.

в) Человек, медведь, кит.


5.Что является источником света и тепла для всего живого на Земле?

а) Луна;

б) Солнце;

в) Звёзды.

6.Из каких частей состоит термометр?

а) Из шкалы и стеклянной трубки;

б) Из стеклянной трубки, наполненной жидкостью, шкалы.

в) Из стеклянной трубки, наполненной жидкостью.


7.Определи, каким объектам нужен воздух?

а) Живой природе;

б) Неживой природе;

в) Предметам рукотворного мира.


8.Что не является причиной загрязнения воды?

а) Животные;

б) Фабрики и заводы;

в) Транспорт.


9.Определи, у каких растений один твёрдый, древесный ствол – стебель.

а) Травы;

б) Кустарники;

в) Деревья.


10.Как называются животные, у которых тело покрыто шерстью и своих детёнышей выкармливают молоком?

а) Птицы;

б) Звери;

в) Рыбы.


11.Как называется книга, которая содержит сведения о редких, исчезающих растениях и животных?

а) Энциклопедия;

б) Красная книга;

в) Учебник «Окружающий мир».


12.О какой отрасли экономики идёт речь? Работники этой отрасли занимаются продажей продуктов и товаров.

а) Торговля;

б) Транспорт;

в) Строительство.


13.К какому виду транспорта относятся автобус, троллейбус, трамвай, самолёт, поезд?

а) Грузовой;

б) Пассажирский;

в) Специальный.


14.Какой внутренний орган человека размером с кулак. Его называют мотором?

а) Кишечник;

б) Головной мозг;

в) Сердце;


15.Почему нужно есть много овощей и фруктов?

а) Потому что заставляют родители;

б) Чтобы быть здоровым;

в) Чтобы они не испортились.


16. В каких случаях электрический ток может поразить человека?

а) Если коснуться оголённых проводов, находящихся под напряжением.

б) Если дотронуться до электроприбора, отключённого от сети;

в) Если ремонтировать электрический прибор или розетку, отключив их от напряжения.


17.Можно ли нырять в незнакомых местах?

а) Можно, если рядом взрослые;

б) Можно, если есть подводная маска;

в) Нельзя, так как можно пораниться об острые камни, предметы.


18. Какая ягода ядовита?

а) Земляника;

б) Вороний глаз;

в) Облепиха.


19.Выбери верное утверждение:

Равнина – это большие участки суши, имеющие

а) Ровную или почти ровную поверхность;

б) Неровные участки поверхности;

в) Ровную и неровную поверхность.

20.Что называют истоком реки?

а) Место, где река впадает в море, озеро или другую реку;

б) Начало реки;

в) Самое узкое место реки.




Ключ

вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Вариант ответа

а

б

а

б

б

б

а

а

в

б

а

а

б

б

б

а

в

б

а

б

















Итоговая диагностика

по Программе «Удивительное рядом»

2 вариант

1.Выбери полное имя нашей страны?

а) Россия;

б) Российская Федерация;

в) Союз Советских Социалистических Республик.


2.Определи цвета флага Российской Федерации?

а) Белый, синий, красный.

б) Белый, зелёный, красный.

в) Белый, синий, розовый


3. Деревянные частные дома, просёлочные дороги, люди, занимаются выращиванием культурных растений, лошади, коровы, овцы – это признаки

а) города

б) села

в) государства


4.Что относится к живой природе?

а) Карандаш, краски, лампа;

б) Снег, дождь, иней.

в) Растения, человек, животные.


5.Что необходимо растениям и животным для жизни?

а) Воздух, вода;

б) Солнце, вода;

в) Солнце, воздух, вода.


6.Чем измеряют температуру воздуха?

а) Барометром;

б) Линейкой;

в) Термометром


7.Какой из газов в воздухе самый важный?

а) Азот;

б) Кислород;

в) Углекислый газ.


8.Назови причины загрязнения воды?

а) Вредные вещества, выбрасываемые заводами и фабриками.

б) Дожди;

в) Купание

9.Определи, у каких растений один или несколько сочных, мягких, неодревесневевших стеблей.

а) Травы;

б) Кустарники;

в) Деревья.


10.Как называются животные, у которых тело покрыто чешуёй?

а) Птицы;

б) Звери;

в) Рыбы.


11.О каких животных и растениях рассказывают страницы Красной книги?

а) Редкие, исчезающие;

б) Известные;

в) Искусственно выведенные


12.О какой отрасли экономики идёт речь? Работники этой отрасли занимаются перевозкой пассажиров, перевозкой грузов.

а) Торговля;

б) Транспорт;

в) Строительство.


13.К какому виду транспорта относятся грузовые машины, скорая помощь, пожарная машина, экскаватор?

а) Наземный;

б) Водный;

в) Воздушный;


14.Какой внутренний орган похож на две розовые губки, с их помощью человек дышит?

а) Печень;

б) Лёгкие;

в) Сердце

15. Почему нужно ложиться спать вовремя?

а) Чтобы быть бодрым и отдохнуть;

б) Потому что заставляют родители;

в) Чтобы не мешать родственникам, смотреть телевизор.


16.Выбери верное утверждение:

Если вы почувствовали запах газа нельзя

а) перекрывать газ, поворачивать ручку на газовой плите;

б) включать свет;

в) немедленно сообщать взрослым


17.Можно ли заплывать далеко на надувных матрасах?

а) Нельзя, так как матрас может сдуться и опрокинуться.

б) Можно, если рядом взрослые.

в)Можно, если есть резиновая шапочка.


18.Найди съедобный гриб?

а) Мухомор;

б) Бледная поганка;

в) Шампиньон

19.Из каких частей состоят холм и гора?

а) Вершина, склон, обрыв.

б) Вершина, склон, подошва;

в) Вершина, подошва, камни

20.Что называют устьем реки?

а) Место, где река впадает в море, озеро или другую реку;

б) Начало реки;

в) Самое узкое место реки.



Ключ

вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Вариант ответа

б

а

б

в

в

в

б

а

а

в

а

а

а

б

а

б

а

в

б

а













































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Экология

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа.

Автор: Миненкова Елена Андреевна

Дата: 21.10.2024

Номер свидетельства: 658193

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Рабочая программа по русскому языку в 5 классе с УУД "
    ["seo_title"] => string(57) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-v-5-klassie-s-uud"
    ["file_id"] => string(6) "244478"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445948532"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Методическая разработка "Рабочая программа по обучению грамоте""
    ["seo_title"] => string(67) "mietodichieskaiarazrabotkarabochaiaproghrammapoobuchieniiughramotie"
    ["file_id"] => string(6) "309141"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458746142"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Рабочая программа по литературному чтению  УМК "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(66) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-chtieniiu-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "143159"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418467482"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ   ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ  ПРОГРАММЕ "
    ["seo_title"] => string(148) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-sostavlieniiu-rabochiei-programmy-k-dopolnitiel-noi-obshchieobrazovatiel-noi-obshchierazvivaiushchiei-programmie"
    ["file_id"] => string(6) "238779"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444653524"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ    Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия"
    ["seo_title"] => string(115) "rabochaia-programma-uchiebnoi-distsipliny-matiematika-alghiebra-i-nachala-matiematichieskogho-analiza-ghieomietriia"
    ["file_id"] => string(6) "262005"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449242970"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства