Греки поклонялись богу Зевсу, и, конечно, построили храм для него. Но этого казалось мало для бога победы, царя всех богов. Поэтому в храме дополнительно установили огромную статую, которая признана теперь седьмым чудом света древности.
Статую Зевса богато украсили золотом, слоновой костью, черным деревом и драгоценными камнями. На голове его был венок в виде ветвей оливы из золота. Кроме того, Зевс олицетворял победителя в проходивших там Олимпийских играх. К сожалению, матушка-природа жестоко обошлась и с этим чудом света. И эта постройка была разрушена землетрясением.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа.»
Управление образования Администрации города Нижний Тагил
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества Ленинского района
ПРИНЯТА:
на Педагогическом совете
Протокол № __________ от __________
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБУ ДО ДДТ Ленинского района
_______________ Н.В. Кравченко
Приказ от ______________ № ___________
Дополнительная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Удивительное рядом»
возраст учащихся: 7-11 лет
срок реализации — 1учебный год
Составитель программы:
Миненкова Елена Андреевна
педагог дополнительного образования
г. Нижний Таги
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
1
Цель и задачи Программы
1.1
Планируемые результаты реализации Программы
1.2
Содержание Программы:
- учебный (тематический) план;
2.
Комплекс организационно – педагогических условий:
2.1
Календарный учебный график
2.2
Условия реализации Программы
2.3
Формы аттестации/контроля
3.
Комплекс организационно – педагогических условий
3.1.
Календарный учебный график
3.2.
Условия реализации Программы
3.3.
Формы аттестации/контроля
4.
Список литературы/информационных ресурсов.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа ««Удивительное рядом», естественнонаучной направленности. Каждый учащийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, переходить в процессе обучения из одного объединения в другое.
Нормативно-правовая основа программы:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), направленные письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242;
- методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей, направленными письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.04.2017 г. № ВК – 1232/09;
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Устав МБУ ДО ДДТ Ленинского района;
- Положение МБУ ДО ДДТ Ленинского района «О дополнительных общеобразовательных и адаптированных дополнительных общеобразовательных программах».
Актуальность и педагогическая целесообразность Программы
Актуальность Программы обусловлена тем, что согласно Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, один из приоритетных сценариев развития информационного общества в России заключается в создании прорывных информационных и коммуникационных технологий.
Поэтому, раннее овладение целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, места человека в ней, его биологическую и социальную сущность, позволит детям получить большой запас знаний и технологий к моменту выбора основного рода деятельности.
Курс «Удивительное рядом» для учащихся 7-11 лет составляет этические занятия, формирующие духовность воспитанников. Предполагается связь содержательного компонента программы со школьными предметами: литературой, изобразительным искусством, экологией, биологией и географией, создавая при этом целостную мотивацию деятельности и формируя личное отношение ребенка к окружающему миру, его настоящему и прошлому Кроме того, программа помогает развивать навыки работы в коллективе и коммуникации, что является важным фактором для успешной социализации.
Отличительные особенности Программы
Модульные Программы – Программы, построенные на модульном принципе представления содержания и построения учебных планов, включающие в себя относительно самостоятельные дидактические единицы – модули, позволяющие увеличить ее гибкость, вариативность, формирующие определенную компетенцию или группу компетенций в ходе освоения.
Программа разработана на основе программы О.К. Костко «Экология для средней школы, пособие для средней школы, лицеев, гимназий», «Аквариум», М.: 2017г.
Программа состоит из шести модулей:
Сезонные явления.
Обитатели живого уголка.
Животный мир родного края.
Весна в природе.
Комнатные растения.
Охрана природы.
Каждый модуль соответствует одному году обучения и является самостоятельной дидактической единицей, что предоставляет возможность изучения содержания курса с различной степенью полноты: учащиеся могут освоить любой модуль (несколько модулей) по выбору.
У детей, занимающихся в объединение формируется, экологическая культура, которая выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам, эмоциональная отзывчивость; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивные взаимодействия, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботится о живом. Дети узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения, сохранение многообразие видов организмов, охрана природы, как необходимое условие сохранение здоровья людей. Дети получают представления о заповедниках как одно из важнейших форм охраны природы.
Программа включает в себя усвоение комплекса знаний и умений, отражающих не только сущностные содержательные характеристики эколого-биологического профиля, но и достаточные знания для овладения основами этики, художественной, речевой и коммуникативной культуры. Большое внимание уделяется национально-региональному компоненту, делается акцент на изучение животного и растительного мира родного края.
Адресат Программы
Адресат программы: Программа рассчитана на учащихся 7 – 11 летнего возраста.
Школьный возраст отличается повышенной интеллектуальной активностью, которая стимулируется, желанием развить, продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их стороны. Для обучающихся характерна эмоционально – отрицательная аффективная реакция на слишком простые задачи. Такие задачи их не привлекают, и они отказываются их выполнять из-за соображений престижности становятся привлекательными самостоятельные формы занятий. Детям это импонирует, и он легче осваивает способы действия, когда педагог лишь помогает ему. В этом возрасте возникают новые мотивы учения, связанные с осознанием жизненной перспективы, своего места в будущем, профессиональных намерений, идеала.
Количество обучающихся в группе: одновременно в группе может быть от 10 -15 человек. Формирование учебных групп по возрастам.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа - 45 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 -15 минут.
Перерыв между группами минимум 15 минут.
Общее количество часов в неделю – 6 часов.
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа.
При реализации программы может применяться электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
При электронном обучении с применением дистанционных образовательных технологий продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности составляет не более 30 минут. Во время онлайн-занятия проводится динамическая пауза, гимнастика для глаз.
Объем и срок реализации Программы
Объем общеразвивающей Программы – 216 часов. Программа рассчитана на 1 год: 216 часов.
Особенности организации образовательного процесса
Укажите формы реализации Программы.
Традиционная модель реализации Программы представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного или нескольких лет обучения в одной образовательной организации.
Возможно проведение индивидуальных занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для детей, пропускающих занятия по уважительной причине.
Возможно применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при принятии решения руководящих органов о переходе на дистанционное обучение в целях профилактики и предотвращения инфекционных заболеваний.
Перечень форм и методов обучения
Очная, очно-заочная форма, также допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Формы и методы проведения занятия Программы.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
1. Словесные методы обучения (устное изложение, беседа, анализ текста, структуры музыкального произведения и др.).
2. Наглядные методы обучения (показ видеоматериалов, иллюстраций; показ, исполнение педагогом, наблюдение, работа по образцу и др.).
3. Практические методы обучения (тренинг, вокально – тренировочные упражнения, лабораторные работы и др.).
4. Проектные методы (создание проектов по выбранной теме).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности учащихся:
1. Объяснительно – иллюстративные методы обучения. При таком методе обучения дети воспринимают и усваивают готовую информацию.
2. Репродуктивные методы обучения. В этом случае учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
3. Частично – поисковые методы обучения. Участие детей в коллективном поиске.
4. Исследовательские методы обучения. Овладение учащимися методами научного познания, самостоятельной творческой работы.
Если Вы применяете инновационную технологию, то необходимо это обосновать.
Наиболее характерные инновационные технологии:
1. Информационно – коммуникативные (ИКТ) в предметном обучении. Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию Программ различных направлений с информатикой.
2. Мониторинг интеллектуального развития. Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графика динамики успеваемости.
3. Воспитательные технологии. Реализуются в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно - массовых мероприятиях, по национальным традициям, театре и др.
4. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса. Это самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, групповые, дифференцированные методы обучения – система «малых групп» и др.
Перечень видов занятий
Теоретические и практические занятия, экскурсии, выезды и т.п.; групповые, по подгруппам, индивидуальные.
Возможные формы организации деятельности учащихся на занятии:
групповая
индивидуальная
индивидуально – групповая
Формы проведения занятий: занятие – игра, репетиция, экскурсия, конкурс, викторина, турнир, творческая встреча, сбор, поход, концерт, праздник, праздник, консультация и др.
Перечень форм подведения итогов реализации Программы
Формы аттестации/контроля:
педагогический мониторинг;
творческие работы, проектно-исследовательские работы;
открытые занятия;
анкетирование и тестирование.
Формы отслеживания, фиксации и предъявления образовательных результатов:
журнал посещаемости;
материал анкетирования и тестирования;
аналитический материал по итогам проведения педагогической
Цель Программы – формирование осознанного отношения обучающихся к природе, экологической культуры, любви к природе родного края.
Образовательные задачи:
• Научить видеть и понимать красоту живой природы;
• Сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;
• Расширить знания по зоологии, познакомить детей с условиями жизни животных в естественных условиях и в уголке живой природы, с охраняемыми животными, вошедшими в красную книгу;
• Познакомить детей с окружающим растительным миром, ролью растений в жизни людей, с разнообразием цветочно-декоративных растений занесенными в красную книгу;
• Познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека;
• Познакомить детей с технологией изготовления поделок из природного материала.
Воспитательные задачи:
• Воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
• Воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;
• Воспитывать у детей своевременное, аккуратное и тщательное выполнение и соблюдение всех правил ТБ в кружке.
Развивающие задачи:
• Развивать потребности общения с природой;
• Развивать эмоционально доброжелательное отношение к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;
• Развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
• Развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.
Здоровьесберегающие задачи:
• Пропагандировать здоровый образ жизни;
• Прививать необходимые навыки личной гигиены и правил поведения в окружающей природной среде.
2.3. Планируемые результаты реализации Программы
Планируемые предметные результаты:
• обучающиеся освоят эколого-биологические знания о многообразии растительных;
• ресурсов, о рациональном природопользовании;
• обучающиеся усвоят умения и навыки, определяющие функциональную грамотность в сферах деятельности, связанных с защитой окружающей среды, ресурсопотреблением, здоровьесбережением;
• обучающиеся сформируют представление о специфических особенностях профессий, связанных с ресурсоведением, природопользованием, защитой окружающей среды;
Планируемые метапредметные результаты:
• обучающиеся разовьют умения и навыки проектной и исследовательской деятельности с применением различных технологий (рисование, работа с различными материалами, создание коллекций, оформление экспозиций, разработка экскурсий и т.д.);
• обучающиеся продвинутся в самоопределении на основе разнообразных форм деятельности;
• обучающиеся разовьют творческие способности, интеллектуальную и эмоциональную сферы личности;
• получат развитие личностные качества учащихся, необходимые для успешной социализации в коллективе, для дальнейшей адаптации в социуме;
Планируемые личностные результаты:
• повысится уровень коммуникативной культуры обучающихся;
• будут заложены основы системного научного мировоззрения обучающихся, осознанного отношения к проблемам взаимовлияния человека и природы;
• повысится приоритет ценностных ориентаций обучающихся, связанных с идеями устойчивого развития общества и окружающей среды, разумного природопользования.
2.4. Содержание Программы:
Учебный (тематический) план дополнительной общеобразовательной программы
№ п\п
Название модуля
Количество часов
Формы аттестации/
контроля
Всего
Теория
Практика
1 год обучения
Введение
2
2
0
Выставка работ
1.
Сезонные явления
40
7
33
Проект, выставки
1.1. Осень в природе
20
2
22
1.2. Зима в природе
20
4
12
Анализ работ
2.
Обитатели живого уголка
64
18
26
2.1. Животные
17
6
6
2.2. Птицы
12
4
4
Защита творческого проекта
2.3. Аквариум — искусственный водоем
20
6
6
2.4. Домашние любимцы
15
2
10
3.
Животный мир родного края
26
4
8
3.1. Звери Урала
8
2
6
3.2. Охрана животного мира Урала
4
2
2
4.
Весна в природе
34
4
10
4.1. Первоцветы
14
1
3
4.2. Перелетные птицы
20
2
8
5.
Комнатные растения
26
6
12
6.
Охрана природы
20
2
8
Квест – игра
6
0
4
ИТОГО
216
43
101
Количество часов в неделю
Количество часов в год
6
216
Содержание учебного (тематического) плана
Введение.
Ознакомление с планом работы кружка на год. Основные правила поведения в уголке живой природы. Инструкция по технике безопасности.
Практические занятия.
1. Знакомство с оборудованием живого уголка.
2. Экскурсия.
Знакомство с нашими питомцами.
Сезонные явления.
1.1Осень в природе.
Почему листья осенью на деревьях желтеют и опадают? Почему птицы улетают на юг? Путешествие в мир растений. Подготовка животных к зиме. Зимующие птицы, их польза и привлечение операция «Кормушка».
Практические занятия.
1. Сбор листьев для определения деревьев и кустарников. Изготовление гербариев. Работе на участке. Сбор семян цветов.
2. Изготовление кормушек, листовок и их вывешивание.
Экскурсии.
1. Деревья и кустарники в озеленении нашего города.
2. Экскурсия в природу.
Зима в природе.
Сезонные явление природы зимой. Значение снежного покрова для растений и животных. Почему у елки зеленые иголки? Снежная книга. Распознавание следов животных на снегу. Операция «Елочка».
Практические занятия.
1. Изготовление елочных композиций.
Экскурсии.
1. Краеведческий музей.
2. Зоопарк.
3. Цирк.
2. Обитатели живого уголка.
2.1 Животные в живом уголке (хомячки, морские свиньи, мышки, крыски, ежи, черепахи, кролики): содержание их в неволе, уход, кормление, наблюдение. Биологические особенности. Опыты.
2.2. Птицы в живом уголке. Содержание птиц в неволе. Условия и кормление, их размножение.
2.3. Аквариум — искусственный водоем. Устройство аквариума и искусственной среды в нем. Обитатели аквариума: рыбки, тритоны, лягушки, черепахи. Биологические особенности питание, содержание, уход, размножение.
Практические занятия.
1.Уход, кормление, наблюдение.
Экскурсии: в ГДТЮ, на СЮН.
2.4 Домашние любимцы.
Происхождение кошек и собак. Породы. Содержание. Уход. Кормление.
Миненкова Елена Андреевна - педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория.
Методические материалы:
Наглядные и раздаточные пособия:
литература по темам программы,
живые объекты,
коллекция комнатных растений,
посадочный материал (семена цветочных культур),
садовый инвентарь,
наборы открыток,
наборы иллюстраций к занятиям.
Дидактические материалы:
карточки опроса,
дневники наблюдений,
познавательные задачи,
загадки, ребусы,
кроссворды,
викторины, игры.
3.3. Формы аттестации/контроля
Для отслеживания динамики освоения Программы «Удивительное рядом» и анализа результатов образовательной деятельности разработан педагогический мониторинг (Приложение № 1). Мониторинг осуществляется в течение всего учебного года и включает вводный контроль (первичную диагностику – сентябрь), а также промежуточную – январь, (Приложение№2) и итоговую аттестацию. (Приложение№3).
Вводный контроль (первичная диагностика) проводится в начале учебного года (модуля) для определения уровня подготовки учащихся. Форма проведения – тестирование.
Итоговая аттестация проводится в конце обучения при предъявлении ребенком (в доступной ему форме) результата обучения, предусмотренного Программой (тестирование, квест – игра (Приложение №4)).
Критериями оценки уровня освоения Программы являются:
- соответствие уровня теоретических знаний учащихся программным требованиям;
- свобода восприятия теоретической информации;
- самостоятельность работы;
- осмысленность действий;
- разнообразие освоенных технологий;
- соответствие практической деятельности программным требованиям;
- уровень творческой активности учащегося: количество реализованных проектов, выполненных самостоятельно на основе изученного материала;
- качество выполненных работ, как по заданию педагога, так и по собственной инициативе и т.п.
4. Список литературы/информационных ресурсов
Агеева, И.Д. Веселая биология на уроках и праздниках. /Методическое пособие Творческий центр «Сфера». – М.: 2014.
Цель диагностической работы – определение уровня знаний у учащихся по разделу «Природа».
Блок А
При выполнении заданий этой части (задания 1-4) выбери ответ к каждому заданию и запиши в бланк ответов.
А1. Что является объектом живой природы?
А) Вода
Б) Камень
В) Еж
А2. Выберите одно неверное утверждение
А) Белка – объект неживой природы
Б) Песок – объект неживой природы
В) Вода – объект неживой природы
А3. Что является источником света и тепла для всего живого на Земле?
А) Солнце
Б) Звезды
В) Луна
А4.Чем измерят температуру воздуха?
А) Термометр
Б) Барометром
В) Градусником
Блок Б
При выполнении заданий этой части (задания 1-4) кратко запиши ответ.
Б1. Вставь пропущенные буквы.
Природа бывает … и живая. Живая природа не может существовать без … природы. К живой природе относится человек, животные, растения … . К неживой природе относится вода, … , песок, … .
Б2. Закончи определение:
Погода – это…
Б3. Какие явления называют сезонными?
Б4. Запиши правильный порядок времен года.
Ответы к тесту (промежуточный мониторинг)
Блок А
Номер задания
Ответ
А1.
В
А2.
А
А3.
А
А4.
А
Блок Б
Номер задания
Ответ
Б1.
Неживая, неживой, насекомые, луна, камни.
Б2.
Погода – это все то, что нас окружает.
Б3.
Очень многие явления природы связаны со сменой времён года. Сезонное явление для осени — это дождь. Для зимы − снег. Для весны − цветение. Для лета − созревание плодов.
Б4.
Зима, весна, лето, зима.
Система оценивания, выполнения отдельных заданий и работы в целом
За верное выполнение каждого из заданий №1-8 обучающийся получает 1- 2 балл. Максимальная сумма, которую может получить обучающийся, правильно выполнивший все задания, - 12 баллов. Число выставленных баллов определяется с учетом полноты и правильности выполнения задания, а также его формы. За выполнение заданий с выбором ответа ученик получает 1 балл. Если выбрано более одного ответа, включая и правильный, то задание считается выполненным неверно (выставляется 0 баллов). Если ответ отсутствует, независимо от типа заданий, то ставится 0 баллов. За выполнение заданий с кратким ответом может быть выставлено 0 или 1 балл. За выполнение заданий с развернутым ответом может быть выставлено 0 или 1 балл. Оценка выполнения заданий со свободным развернутым ответом ведется с соблюдением следующих общих правил. Если наряду с верным ответом дан и неверный ответ, то задание считается выполненным неверно.