Просмотр содержимого документа
«В царстве лекарственных растений.»
Тема занятия:«Защитим зелёную аптеку».
Цели занятия:
- ознакомление обучающихся с разнообразием лекарственных растений родного края;
- формирование у обучающихся ценностного отношения к окружающему миру и понимания важности мер по охране растений.
Образовательные задачи:
- расширение знаний, полученных на уроках природоведения;
- формирование умения сравнивать и обобщать;
- расширение словарного запаса у обучающихся;
- осуществление межпредметных связей.
Развивающие задачи:
- развитие внимания;
- развитие наблюдательности;
- развитие связной речи у обучающихся.
Воспитательные задачи:
- воспитание любви к родному краю;
- воспитание потребности в добром, гуманном отношении ко всему живому.
Ход занятия:
Щедра земля наша, и произрастает на ней тысячи разнообразных растений. Ее леса, горы, степи таят в себе огромные природные богатства.Для сохранения и укрепления здоровья человека особую ценность представляют лекарственные растения. В медицинских книгах сказано: «Если посмотреть на природу взглядом врача, ищущего лекарственные средства, то можно сказать — мы живем в мире лекарств!»
Как вы уже догадались, наше занятие мы посвящаем лекарственным растениям.
Сейчас я предлагаю отправиться в царство растений. Закройте, пожалуйста, глаза и на минутку представьте, что вы находитесь в лесу.
(Звучит фонограмма «Звуки леса»).
Когда ты входишь в лес,
Где все нам с детства мило,
Где чистым воздухом приятно так дышать,
Есть в травах и цветах
Целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать.
Человек еще издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогут им излечиться. Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками». Изучив лекарственные свойства, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.
Лес как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке –
И микстура и таблетки.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения!
Мы продолжаем разговор о лекарственных растениях. Вы внимательно слушайте, запоминайте. В конце занятия эти знания вам пригодятся для ответов на вопросы викторины.
Из разнообразия лекарственных растений мы выбрали самые известные травы, послушайте загадки об этих травах и попробуйте отгадать их названия.
Загадки на тему «Узнай целебную траву».
1. Ах, не трогайте меня,
Обожгу я без огня.
(Крапива)
Люди говорят про крапиву, что она заменяет семерых врачей. Так много целебных свойств у крапивы. Она останавливает кровотечение при травмах и порезах. Обладает общеукрепляющим свойством. Крапива также хорошо укрепляет и волосы.
В народной медицине используются листья, собранные во время цветения растения. Молодые листья крапивы богаты витаминами и весной их используют в приготовлении пищи.
2. Стоит в лесу кудряшка –
Белая рубашка,
В середине золотая,
Кто она такая?
(Ромашка)
В медицине используют отвар цветков ромашки при боли в горле, при простуде, при болях в желудке.
Этот цветок в народе зовут «сестрой милосердия». О ней говорят: «Ромашка утешит в беде, поднимет больного, порадует ароматным букетом». Если в лесу, у костра, вас начнут одолевать комары – бросьте пучок ромашки в огонь, комары вмиг исчезнут.
3. Каждый лист его любит
Тропки у обочины дорог.
Он однажды людям добрым
Раны вылечить помог.
(Подорожник)
О том, как были открыты его целебные свойства, существует легенда. Лежали на дороге две змеи, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая – нет, попав под колесо. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла раненой листок подорожника, и через некоторое время они вместе скрылись с глаз.
Этот случай как будто натолкнул людей на мысль о возможности использовать это растение для лечения ран.
Подорожник – одно из самых древних лекарственных растений. В медицине используются листья, собранные во время цветения. Из них готовят сок, настой. Соком подорожника лечат раны, ссадины, порезы. Чистый лист подорожника можно приложить к ссадине, к месту укуса насекомого, и через некоторое время кровь остановится, а рана начнет заживать.
4. Ранние, весенние, желтые цветы,
Очень необычные зеленые листы,
С одной стороны лист блестящий и гладкий,
С другой – он светлее, приятный и мягкий.
Скажите, цветочек, как этот зовут?
(Мать-и-мачеха)
Этот самый первый из всех первоцветов можно увидеть повсюду. Цветки распускаются раньше, чем листья. А листья у этого растения необыкновенные, покрытые пушком. Верхняя сторона листа холодная – «мачеха». Нижняя же – мягкая, нежная-нежная, как будто даже теплая – «родная мать». Поэтому и называется растение мать-и-мачеха.
Цветок этот может предсказывать погоду. Стоит на небе показаться дождевой туче, «звездочки» цветка «гаснут», закрываются. Для лечения используют листья травы, которые применяют при кашле и простуде.
5.Куст колючий, словно ёж,
С дикой розой сильно схож.
Внутри ягод, как в ларце,
Клад из витамина С.
(Шиповник)
Этот кустарник все вы знаете, шиповник растет на территории нашей школы. Не так давно педагоги нашей школы ездили на сбор шиповника для наших ребят. Всю зиму ребята пили витаминный чай из шиповника. Сегодня мы приготовили такой напиток и в конце занятия нас ждет чаепитие .
По содержанию витамина С шиповник не имеет себе равных среди плодов других растений. Кроме витамина С в шиповнике присутствуют чуть ли не все витамины, которые существуют. Если пить часто такой напиток, не страшны никакие болезни, потому что витамин С защитник нашего организма от многих болезней.
–Молодцы, ребята, все загадки отгадали правильно!
Найти лекарственное растение и узнать его – это только полдела. Чтобы воспользоваться им, как лекарством, надо знать, как и когда их собрать, как высушить, чтобы оно не потеряло своих лечебных свойств.
Необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые. Дети могут только помогать.
Если не смогли заготовить лекарственные растения, то где мы можем купить их?
Просмотр видеоролика.
Физкультминутка.
Викторина.
Экологический этап.
Сегодня мы узнали, что лекарственных растений в природе достаточно много, но есть и такие, которые стали редкостью. В некоторых районах нашей страны почти исчезла такая трава, как валериана.
К сожалению, хозяйственная деятельность человека изменяет условия жизни растений. К примеру, на месте леса люди строят завод, на месте луга построен дом. Много растений, не только лекарственных, при этом погибает.
Иногда, срывая в лесу цветок, мы не задумываемся, что делаем Россию беднее. А это так! Лес – часть родной земли. И его красота – часть красоты Родины. Наша страна большая! Но богатства ее природы небезграничны, а удивительная красота – ранима.
В России разработана государственная программа по охране природы. Эта программа должна строго выполняться.
Если будут отравлены воздух и вода, растрачены полезные ископаемые, вырублены леса, погублены редкие растения и животные, наша страна не может стать богатой и счастливой, а люди добрыми и здоровыми.
Дерево, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!
Судьба природы – наша судьба! Ребята, охраняйте все живое: лес и луг, животных и растения, насекомых и птиц. И наша жизнь станет яркой и счастливой!