- воспитывать у детей уважительное отношение к символике, любовь к родному краю, к её природе
-воспитывать у детей умение следить за правильным произношением звука [C] в слогах, словах, предложениях;
- воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с раздаточным материалом.
Оборудование:
Герои: Гном, Сом, посылка: картинка с наложенными друг на друга контурами предметов на каждого ребенка; предметы, изображенные на рисунке - сани, сабля, сапог, пистолет, самосвал, карточки-символы для характеристики звука; загадки;, карты Хакасии, герб, флаг , схемы предлогов, картинки с предлогами ,Незнайка
I.Наша страна – Россия. У каждой страны есть флаг, гимн и герб. На нашем российском флаге три полосы. Белая означает чистоту и справедливость. Синяя — мирное небо. Красная — силу и красоту. Этот флаг в России ввел царь Петр 1. Когда звучит государственный гимн и поднимается государственный флаг, граждане этой страны встают. Также у каждой страны есть свой герб. Герб России — двуглавый орел.Ты живешь в городе, поселке или деревне, и это место обязательно нанесено на карту(показ карты Хакасии, герб, флаг)
II.– Загадки. Вчера вы познакомились с гномиком Побегайкой.
Вы помните, что любит загадывать загадки.
А в этом конверте загадки от Побегайки
Гимнастика «ума»: - Садится тот, кто отгадает слово. Оно начинается на С или Сь.
высокое хвойное дерево (сосна);
самая болтливая птица (сорока);
ночная птица (сова);
число, следующее за числом шесть (семь);
полезная птица с жёлтой грудкой (синица);
регулирует движение на перекрёстке (светофор);
усатая рыба (сом);
что видим когда спим (сон);
предмет обуви (сапоги);
предмет мебели для сидения (стул);
какую ноту кладут в суп (соль);
как называется группа птиц (стая);
насекомое напоминающее вертолёт (стрекоза).
Логопед отгадки
– Назовите первый звук в отгадках.
III. Знакомство со звуком [C].
1. Развитие зрительного восприятия. Выделение гласных в слове, определение количества слогов. Выделение звука [C].
Логопед достает из посылки и выставляет на доске рисунок с наложенными друг на друга контурами предметов. У детей такой же рисунок.
– Рассмотрите и назовите предметы, спрятанные гномиком Побегайкой на этом рисунке.
Дети называют предметы, изображенные на рисунке, а логопед выставляет картинки с названными предметами (сани, сабля, сапог, пистолет, самосвал)
– Сколько предметов они нарисовали? (6)
– Назовите все картинки. (Дети перечисляют.)
– Какой один и тот же звук встречается в названиях этих предметов? (Звук С.)
– Побегайка предлагает нам поиграть с этим звуком.
2. Характеристика [C] по артикуляционным и акустическим признакам.
– Ребята, а как же мы его узнаем? Давайте составим словесный портрет звука [C].
Схема. Дети, давая характеристику [C] по артикуляционным и акустическим признакам.
3. Развитие фонематического восприятия. Произношение [C] в слогах, словах. Развитие зрительного внимания, памяти, мышления.
Упражнение в произнесении звука [C] в слогах.
– Гномик Побегайка любит играть в игру “Эхо”. И мы с вами сейчас поиграем в эту игру.
Игру можно провести с мячом. Логопед произносит слоги и бросает мяч одному из детей. Ребенок повторяет слоги с той же интонацией.
СА – СА – СА
СА – СА – СА
СА – СА – СА (то же и с другими гласными)
Письмо от Незнайки .Игра «Незнайкино письмо».: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Незнайка. Я хочу рассказать о своем городе. (Под) нашем городе новые дома. (За) улицах ходят нарядные жители. (Под) клумбах растут красивые цветы. Люди ездят (за) современных автомобилях. (На) городом раскинулась широкая река. (Под) реке водится рыба. Наш город лучше всех!»
Логопед обращает внимание детей на допущенные ошибки – неверное употребление предлогов. Прочитывая еще раз (по одному) предложения из письма, логопед просит детей исправить Незнайкины ошибки. (Выставляется плоскостное изображение Незнайки)
3. Уточнение пространственного значения предлогов: в, на, за, под.
Логопед выставляет схемы предлогов в, на, за, под и совместно с детьми уточняет – когда мы говорим эти «маленькие слова»:
«Маленькое слово» (предлог)
В появляется тогда, когда предмет находится внутри;
НА – когда предмет находится сверху;
ПОД – когда предмет находится внизу;
ЗА – когда предмет находится сзади.
Логопед побуждает детей назвать «маленькие слова» точнее – предлогами и вспомнить стихотворение «Про предлоги».
4. Пальчиковое упражнение «Предлоги» (указательный пальчик здоровается с каждым начиная с указательного)
Эти маленькие слова мы запомним навсегда,
Из норки
К стулу
По дивану
За кустиком
С кровати
В яму
От печки
Через забор
У дороги
И называть мы их будем предлоги
5) Д/игра “Что, где стоит?” раздаточный материал
6) Звуко-буквенный анализ.
Логопед выставляет карточку с нарисованными на ней предметами: собака, осы, машина.
– На этой карточке зашифровано слово. Определите по первым звукам, какое слово спряталось? (Дети выделяют голосом первый звук в каждом слове и составляют слово.)
– Выложите схему слова фишками.
-Назовите первый звук, последний – обозначьте их буквами.
-Назовите гласный звук.
-Обозначьте его буквой.
-После какой буквы стоит [О]?
-Сколько всего звуков в слове?
-Сколько букв в слове?
-Сколько гласных? С
-колько слогов-частей?
-Как узнали? (Сколько гласных, столько и слогов.)
7) Развитие зрительного восприятия.
– Закрой буквы, которые написаны неправильно. Считай сколько правильных букв написано.