- развитие зрительного и слухового внимания и памяти, мышления
- развивать координацию речи и движения
- развивать речевое дыхание
- развитие личностных качеств: любознательности, активности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценки и самоанализу, самостоятельности
- развитие диалогической речи
Воспитательные задачи:
- Воспитывать любовь к природе; - формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
Оборудование: проектор и экран для презентации, слайды, СD с записями русских композиторов о зиме, конверты с загадками, снежинки для дыхания, картинки снеговиков с недостающими деталями, снежинки со словами, цветные карандаши
Предварительная работа:
Изучение лексических тем: «Зима» , «Зимние забавы». Наблюдения в природе, беседы по данным темам. Чтение художественной литературы.
Ход:
1. Организационный момент.
Приветствие
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг
Дружно за руки возьмемся
И все вместе улыбнемся!
Логопед: - Ребята, давайте отгадаем загадку
Снег на полях, Лёд на водах, Вьюга гуляет. Когда это бывает? ( зима)
Беседа о зиме.
Слайд №1(изображение природы зимой).
Логопед: задаёт детям вопросы
— А как вы думаете, ребята, какое сейчас время года?
— Как вы догадались?
— Какие зимние месяцы вы знаете?
— Назовите признаки зимы.
2. Введение в тему:
Логопед: - Ребята, нам будет помогать один сказочный герой.
- Кто же это? Вы увидите его, когда отгадаете загадку.
Это что за человек
Пробрался в двадцать первый век?
Морковка – нос, в руке – метла,
Боится солнца и тепла (снеговик)
Дети: снеговик
Показ слайда № 2. Снеговик
-Правильно. сегодня снеговик пришел к нам гости
- Давайте, снеговику расскажем
Ведь снеговик он не простой
Очень любопытный и озорной
Знать он хочет чем ребята
Занимаются зимой
Показ слайдов № 3.4,5,6,7 (Зимние забавы)
Дети рассказывают о зимних забавах, о Новом годе
3. Дыхательная гимнастика «Летят снежинки»
Логопед: - Посмотрите, сколько красивых снежинок у нас. Мы с вами превратимся в ветерок:
Как подует ветерок, так закружится снежок
- А, вы умеете правильно дуть? Расскажите, как правильно надо это делать.
(Делаем глубокий вдох через нос, плечи не поднимаются, выдыхаем через рот, медленно и долго.)
- Ой, после снежинок ручки у нас замёрзли, давайте их согреем, подуем на них тёплым воздухом.
4. Артикуляционные упражнения
Логопед: А теперь покажем снеговику как наш язычок превратится «горку». Подули на горку
Дети делают артикуляционное упражнение «горка»
Ветер надул много снега теперь наши язычки превратятся « лопатки» который много снега поместятся
Дети делают артикуляционное упражнение «лопаточка»
Лед: тает, гудит, ломается, бежит. горит. плывет. говорит, тонет
9. Физминутка
Речевая подвижная игра «Зимой» Импровизация движений
Мы зимой снежки играем, мы играем, мы играем.
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.
На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.
И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.
Гостью зиму любим мы, любим мы, любим мы.
10. Слоговой анализ и синтез
«Решаем примеры» (слайд № 10)
Сажа – жа + нки = санки
Ваза – за + ленки = валенки
Калина – лина + ток = каток
Город – од +кА = горка
(учащиеся записывают слова в тетради и делят их на слоги)
11. Дидактическая игра с мячом «Закончи предложение»
Логопед: Я вам бросая мяч скажу начало фразы, а вы возвращая мяч, называете слово в правильной падежной форме,
На улице выпал белый........(снег)
Стало много ........(снега)
Я кидаюсь ........(снегом).
Мы идем по чистому, белому......( снегу)
Наступила холодная ..............(зима)
Мы рады снежной.............(зиме)
Мы катаемся на коньках .....(зимой)
12. «Большой и маленький».
Логопед: - Посмотрите, два снеговика, один большой, а другой маленький, я буду говорить про большого снеговика, что у него есть, а вы – про маленького:
У большого снеговика красный нос. – У маленького снеговика красненькийносик.
У большого снеговика чёрные глаза. - У маленького снеговика
У большого снеговика лохматая метла . - У маленького снеговика
У большого снеговика зелёное ведро. - У маленького снеговика
У большого снеговика длинный шарф. - У маленького снеговика
У нас еще есть зимние слова, давайте их тоже назовем ласково.
(словарь по теме)
13. Игра «Что забыл нарисовать художник ?»
Логопед: - Ребята, художник нарисовал снеговичков, но поторопился, и не все дорисовал. лавайте поможем художнику – дорисуем снеговичков и расскажем об этом.
( Каждый ребенок рассказывает о том, что он собирается делать и доросовывает картинку)
«У моего снеговика нет....(ведра, метлы, носа, глаз,рук) Я дорисую....»
14. Эмоциональное расслабление
Логопед: Вокруг зима, вокруг снега и ветер и мороз. Зимой у нас бывает разное настроение: радостное и грустное и веселое. Давайте, послушаем и посмотрим, как рассказывает о зиме музыканты и художники.
( Дети слушают музыку и просмотривают слайды)
15. Заключительная часть.
Логопед: Вот подходит к концу наше занятие. Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чем говорили? Кому что понравилось?
Молодцы ребята! Вы сегодня очень хорошо занимались.