Тема занятия по правилам дорожного движения «Поездка в общественном транспорте» Образовательный задачи: закрепить понятие « общественно-городской транспорт», виды и назначение городского транспорта, закрепить знания Познакомить со знаками, определяющими места нахождения остановок общественного транспорта. Развивающие задачи: продолжать развивать у детей умение ориентироваться в пространстве, умение слушать, отвечать на поставленные вопросы, развивать диалогическую речь. Словарная работа: Продолжать вводить в активную речь понятия - «светофор», «пешеход», «дорожное движение», «машины», «транспорт», «общественный транспорт», «автобус», «трамвай», «троллейбус», «пассажир».. Оборудование: Наглядный материал: «Заяц», слайд или картинки с изображением трамвая, троллейбуса, автобуса, ,дорожные знаки определяющие места остановок автобуса и трамвая.
Ход занятия:
«Знаете, ребята, к нам сегодня в гости обещал прийти лесной житель. Отгадайте, кто это: Что это за зверь лесной Встал как столбик под сосной. И стоит среди травы – уши больше головы». (Заяц) - ответы детей. Учитель: «Правильно! А вот и он, проходи, Заинька, не стесняйся. Заяц: «Здравствуйте, ребята! Как долго я к вам добирался. У нас в лесу хорошо, тихо, птички поют. А прибежал я в город там все гудит, шумит, едет на колесах. Так испугался, еле-еле до вас добрался. Чуть меня не задавили. Что же это такое было?». - ответы детей(машины, автомобили, транспорт). Тема нашего занятия по правилам дорожного движения «Поездка в общественном транспорте» А ты Зайка – гость нашего урока, садись и внимательно слушай. Учитель: «Ребята, давайте расскажем, Зайке какие машины мы знаем». - ответы детей. Учитель: «А теперь, Зайка, я буду загадывать загадки, а ребята их отгадывать. А ты слушай внимательно и если сможешь, помогай. Игра с загадками называется « Если знаешь - отвечай». 1.Если знаешь – отвечай По рельсам движется …..(трамвай). 2.Любят ездить все, все, все, на большом…..(автобусе). 3. Я мчусь, держась за провода, Не заблужусь я никогда (троллейбус). ( на правильном ответе учитель показывает слайды или картинки). Учитель: «Ребята, а как все это можно назвать одним словом?». ( одновременно выставляются картинки или показывается слайд).
- ответы детей. (общественный транспорт). А теперь, скажите ребята, для чего нужны нам машины, транспорт?». - ответы детей. (Чтобы ездить в школу, в гости, чтобы быстрее передвигаться и т.д.).
Учитель: « А кто ездит в транспорте, в городском общественном транспорте?» - ответы детей. (Папы, мамы, бабушки, дедушки, дети, ). Учитель: «А как называются люди едущие в общественном транспорте одним словом?» Ответы детей: (пассажиры). Учитель: « Правильно! В транспорте ездят пассажиры. А автобусы, троллейбусы и трамваи называются городским общественным транспортом по перевозке пассажиров». Д/игра «Убери лишнее». Учитель: «Автобусы, троллейбусы и трамваи движутся по городе быстро, останавливаются только в специально отведенных для этого местах. Подумайте и скажите, как они называются?». - ответы детей. (Остановка) Учитель: «А, как определить место остановки?». - ответы и рассуждения детей. Учитель: «Остановка – это специально отведенное место, где общественный транспорт останавливается, чтобы пассажиры могли выйти из автобуса или в него сесть. На каждой остановке есть специальный знак, посмотрите, как он выглядит (показ знаков) Посмотрите и скажите, какую форму имеют эти знаки? - ответы детей. Учитель: «чем похожи?». - ответы детей. Учитель: «Правильно – это синие прямоугольники. Внутри которых расположен белый квадрат с изображением автобуса или трамвая». Правил поведения на остановке. - А есть ли правила поведения на остановке? На остановке в ожидании автобуса надо стоять на тротуаре подальше от его края. Случается, что при подъезде к остановке автобус заносит, и он может задеть или даже сбить вас. Помните! Остановка - не место для игр, всяких затей, возни и беготни. Запрещено выходить на проезжую часть, чтобы посмотреть, не идет ли автобус! Когда автобус подошел, надо вести себя спокойно - без суеты и толкотни. Подходить к двери только при полной остановке автобуса! Ребята, а если на остановке стоят бабушка, дедушка, мама с ребенком, дядя, ребенок, как вы думаете, кого надо пропустить вперед? (Тех, кто с детьми, престарелых, инвалидов) Правила проведения в общественном транспорте: 1.Войди в салон, купи билет и пройди вперед. 2.Уступать место старшим. 3.Не шуми и не отвлекай водителя разговорами. 3.Не высовывайся из окна в целях безопасности. 4.Не разговаривай громко – ты мешаешь другим. 5.Не мусори в транспорте. 6.Не толкай других пассажиров пре выходе из транспорта Физминутка
- Как нужно поступить выйдя из общественного транспорта? Трамвай обходи спереди, автобус и троллейбус сзади. Помести картинку в нужное окно. Мультик. Как обойти, стоящи автомобиль? При выходе из транспорта нужно отойти на тротуар или обочину и переходить на другую сторону улицы по пешеходному переходу. Надо помнить: стоящий трамвай, троллейбус, автобус ни сзади, ни спереди обходить нельзя. После того когда транспорт уедет его можно обходить. Самостоятельная работа “Закрась пешеходов, неправильно переходящих проезжую часть дороги, после выхода из общественного транспорта, красным цветом Проверка .Самостоятельной работы Кто неправильно переходит дорогу? почему? Кто идет правильно? ИТОГ: -Что относиться к общественному транспорту?(автобус, трамвай, троллейбус) -где безопасно ждать транспорт ?(на остановке) -Можно ли обходить транспорт если он стоит?(нельзя потому мы можем не увидеть движущий транспорт) Зайка: Вы знаете, я понял, Правила движения, все без исключения Знать должны: зверята – Зайцы и лисята, Барсуки и мишки, Умные детишки. |