Занятие 1.
Тема. Слова, моделирование, многообразие слов, графические навыки.
Цель:
учить понимать и правильно употреблять термин «слово»;
познакомить с многообразием слов;
учить внимательно слушать стихотворение, подбирать слова не просто
близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу;
закреплять навыки правильного произношения,
познакомить с простейшим моделированием – слово можно нарисовать в виде прямоугольника;
стимулировать зрительно-поисковую активность;
формировать изобразительность зрительного восприятия;
развивать графические навыки (рисование коротких отрывистых линий);
формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
формировать навык самоконтроля и самооценки.
Игровое упражнение «Обведи правильно»
Загадайте загадку:
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Всё ж попался (Колобок)
Задания и вопросы
Обвести только тех животных, которых Колобок встретил в лесу.
Каких животных обвели? (Зайца, волка, медведя, лису.)
Какое животное не обвели и почему? (Белочку, потому что Колобок не встретил её в лесу.)
Уточните, что Колобок встретил в лесу много животных, и все они называются по-разному. (Заяц, медведь, волк, лиса)
3. Физкультминутка. Игра с мячом «Назови скорее»
Описание игры
Дети стоят по кругу. Вы бросаете мяч ребёнку и просите выполнить одно из перечисленных ниже заданий; ребёнок выполняет задание, бросать мяч.
Задания и вопросы
Назови, какие ты знаешь игрушки. (Мяч, пирамидка, неваляшка, матрёшка, кубики.)
Назовите фрукты. (Яблоко, груша, апельсин, мандарин, лимон.)
Назови овощи. (Капуста, помидоры, картошка, морковка, огурцы.)
(И так далее, с различными вариантами по вашему усмотрению.)
Обратите внимание детей на то, что они назвали много слов, и все они звучат по-разному и обозначают разные предметы.
4. Знакомим детей с моделированием
Задания и вопросы
Подсказать слово в конце стихотворения:
Прицепившись к задней шине,
Мишка едет на (машине).
Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему (штанишки).
Целый день поёт щегол
В клетке на окошке.
Третий год ему пошёл,
А он боится (кошки).
Соединить прямоугольник с предметом, который дети назвали в конце стихотворения.
Скажите, что, пока дети не умеют писать, они будут обозначать слова прямоугольником.
5. Дорисуйте картинку
Задания и вопросы
Отгадать загадку:
Этот дождик не простой,
Дождик тёплый и густой.
Он без туч, без облаков
Целый день идти готов. (Душ)
Назвать тех, кто моется под душем. (Лягушка, мышка, поросёнок.)
Скажите, что в кабинках у мышки и лягушки не льётся вода, и предложите детям нарисовать «дождик», как показано на рисунке.
6. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.
Самоконтроль по словесной инструкции
Скажите детям, что у них должны быть обведены заяц, волк, лиса и медведь (если обведены эти животные, то задание выполнено правильно).
Прямоугольники надо было соединить с машиной, штанишками и кошкой (если прямоугольники соединены с этими предметами, то задание выполнено правильно).
Если вода льётся во всех кабинах, то задание выполнено правильно.
Если все задания выполнены верно, предложите раскрасить шарик в правом уголке зелёным цветом, если одна - две ошибки, то жёлтым, если все задания выполнены неправильно - закрась красным.
Скажите детям, что эти цвета такие же, как у светофора, и они обозначают: зелёный – всё в порядке, можно переворачивать страничку; жёлтый – исправь ошибки и тоже можно перевернуть страничку; красный – постарайся выполнить задания ещё раз и будь внимательнее; как только исправишь ошибки, можно будет перевернуть страничку.
Игровое упражнение «Назови и обведи правильно»
Задания и вопросы
Назови предметы на первой картинке. (Юла, паровоз, заяц, матрёшка, мяч.)
Как можно назвать все эти предметы одним словом? (Игрушки.)
Какой фигурой можно обозначить слово? (Прямоугольником) (Если дети затрудняются, скажите им сами.)
Предложите по точкам нарисовать прямоугольник под картинкой с игрушками.
Скажите, что так мы обозначили слово «игрушки».
Аналогичные задания – со второй и третьей картинками.
Игровое упражнение «Кто внимательный?»
Задания и вопросы
Нарисовать в прямоугольнике столько кружков, сколько дети найдут различий между двумя картинками.
Сколько нарисовали кружков в прямоугольнике и почему? (Четыре, потому что между картинками четыре различия.)
Назовите эти различия. ( На картинке справа есть ёжик, а на картинке слева его нет; на картинке справа один гриб, а на картинке слева – два; на картинке справа на ёлке нет шишек, а на картинке слева есть; на картинке справа нет солнышка, а на картинке слева есть.)
3. Физкультминутка. Игра «Встреча друзей»
Выучите с детьми стихотворение к игре «Встреча друзей», одновременно выполняя с ними следующее упражнение: поочерёдно, начиная с мизинцем, соответственно тексту стихотворения, дети соединяют кончики пальцев левой и правой руки, а затем, изображая рога, вперёд выставляют мизинцы и указательные пальцы одновременно.
Сначала дети учатся выполнять это упражнение за столом, а затем – стоя в кругу.
Встретились два котёнка (дети соединяют мизинцы)
И поздоровались: «Мяу – мяу».
Встретились два щенка (дети соединяют безымянные пальцы)
И поздоровались: «Гав – гав».
Встретились две лошадки (дети соединяют средние пальцы)
И поздоровались: «И – го – го».
Встретились два тигрёнка (дети соединяют указательные пальцы)
И поздоровались: «Р – р – р».
Встретились два быка
И поздоровались: «Му – у – у».
Смотри, какие рога, (дети выставляют указательные пальцы и мизинцы
Забодаю,забодаю! Изображая быка)
4.Игра «Загадки – обманки».
Предложите детям внимательно послушать загадку и подсказать нужное слово в конце. Поэт пошутил, поэтому надо быть внимательным.
Быстрее всех от страха
Несётся (заяц).
Зимой в берлоге видит сон
Лохматый, косолапый (медведь).
В чаще, голову задрав,
Воет с голоду (волк).
На заборе поутру
Кукарекал (петух).
5. Самооценка и самоконтроль выполненной работы
Занятие 2.
Тема: Многообразие слов, слова звучат по-разному и похоже, слоги, моделирование, графические навыки.
Цель:
Учить понимать и правильно употреблять термин «слово».
Продолжать знакомить с многообразием слов.
Познакомить с тем, что слова могут звучать похоже.
Учить отгадывать загадки. Развивать внимание, логическое мышление. Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.
Продолжать знакомить с моделированием – слово обозначается в виде прямоугольника.
Учить детей делить слова на слоги, обозначать количество слогов, используя модель слова.
Развивать графические навыки (рисование коротких отрывистых линий).
Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
Игровое упражнение «Соедини правильно»
Задания и вопросы
Покажите картинки детям с изображением мышки и шишки и предложите назвать их. (Мышка, шишка)
Как звучат эти слова? (Похоже)
Соедините предметы, названия которых похоже.
Какие предметы соединили? (Лук – жук, санки – банки)
Игра «Загадки и отгадки»
Загадайте детям загадки, дайте задание найти картинку – отгадку и обвести под ней по точкам прямоугольник.
Мы день не спим,
Мы ночь не спим.
И день и ночь
Стучим, стучим. (Часы.)
Мордочка усатая,
Шубка полосатая.
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кошка.)
Бьют его, а он не плачет.
Только выше, выше скачет. (Мяч.)
Не будильник, а звонит,
Не приёмник – говорит.
Угадайте, кто же он?
Ну конечно, (телефон).
Назвать предметы, под которыми есть прямоугольники. (Мяч, часы, кошка, телефон.)
Как звучат названия этих предметов? (По – разному)
Слова можно прохлопать, прошагать.
Хлопнуть в ладоши и сказать слово «мяч». Сколько раз хлопнули? (Один.)
Сказать слово «часы» и хлопнуть в ладоши. Сколько раз хлопнули? (Два.)
Сказать слово «кошка» и хлопнуть в ладоши. Сколько раз хлопнули? (Два.)
Сказать слово «телефон» и хлопнуть в ладоши. Сколько раз хлопнули? (Три.)
Сколько раз хлопнули в ладоши, столько и слогов в слове. Под каждым предметом нарисован прямоугольник, - так мы обозначаем слова. Прямоугольник можно разделить на столько частей, сколько слогов в слове.
Если в слове один слог, прямоугольник делить не надо.
Разделите прямоугольник под картинкой с изображением кошки и часов на две части.
В названии какого предмета три слога? (Телефон)
Разделите прямоугольник под телефоном на три части.
Физкультминутка
Игра «Встреча друзей»
Игра «Какие бывают слова?»
Есть сладкое слово – конфета,
Есть быстрое слово – ракета,
Есть кислое слово – лимон,
Есть слово с окошком – вагон,
Есть слово промокшее – дождик,
Есть слово упрямое – цель,
Есть книжное слово – страница,
Есть слово лесное – синица,
Есть слово пушистое – снег,
Есть слово весёлое – смех.
Задания и вопросы
Назвать «сладкие» слова. (Мороженое, торт, пирожное, йогурт, конфета.)
Назвать «быстрые слова». (Ракета, самолёт, поезд.)
Назвать «колючие» слова. (Ёжик, иголка, шило, гвоздь.)
Слов много и звучат они по-разному.
Дорисуй иголки ёжикам
Задания и вопросы
Что забыл нарисовать художник ёжикам? (Иголки)
Дорисовать иголки ёжикам.
Самоконтроль и самооценка
7. Игровое упражнение «Кто в домике живёт»
Назовите животных, которые живут в домике. (Заяц, корова, кошка)
Как звучат эти слова? (По – разному.)
Назовите слова, которые звучат звонко. (Коза, зонт.)
Назовите слова, которые звучат громко. (Барабан, рубашка).
Назовите слова, которые звучат тихо. (Кошка, петух.)
Обвести предметы, названия которых звучат громко.
Назвать предметы, которые обвели. (Барабан, рубашка.)
Физкультминутка. Игра «Зарядка».
Дети выполняют движения по тексту стихотворения.
Каждый день по утрам (руки поднимать)
Делаем зарядку (руки опускать)
Очень нравится нам (руки поднимать)
Делать по порядку (руки опускать)
Весело шагать (приседать и вставать)
Весело шагать (прыгать и скакать)
Игра «Подскажи словечко»
Подскажите словечко в конце каждого стихотворения.
И шалить без передышки целый день могли (мартышки).
Ты не бойся – это гусь,
Я сама его (боюсь).
Только жив ли петушок,
Золотой наш (гребешок.)
Подготовлен самолёт.
Он отправиться (в полёт).
Вы подсказали много слов и все они звучат по – разному.
9. Игровое упражнение «Соедини правильно»
Задания и вопросы
Соединить предметы, названия которых звучат похоже.
Назвать предметы, которые соединили. (Лейка – скамейка, чашка – рубашка.)
Назвать картинки, которые не соединили. (Гриб, матрёшка.)
Почему не соединили эти картинки? (Их названия звучат по – разному.)
10.Нарисуем
Прочитать
Нарисуем жёлтый круг,
Много палочек вокруг.
Это солнышко сияет,
Всё собою освещает.
Нарисуйте солнышко с лучами и раскрась его.
11. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.