Взаимосвязь мелкой моторики с умственным и речевым развитием.
Взаимосвязь мелкой моторики с умственным и речевым развитием.
Взаимосвязь мелкой моторики с умственным и речевым развитием.
Одним из важнейших критериев оценки развития ребенка в дошкольном возрасте является развитие мелкой моторики рук. К сожалению, довольно часто складывается такая ситуация, что родители узнают о моторных нарушениях только при визите к логопеду с жалобами на проблемы с речью.
Какая же связь между умением проводить мелкие манипуляции пальчиками и развитие лексического словаря, произношение букв и построение сложных предложений? Оказывается, самая прямая. Центр мозга, отвечающий за мелкую моторику, расположен в непосредственной близости от речевой зоны. Активизация участка в связи с какой-либо деятельностью руками стимулирует центр речи, «заставляя» его включаться в работу.
Вот такая нехитрая взаимосвязь. На деле этот процесс оказывает значительное влияние на интеллектуальное развитие ребенка и формирование его речи.
Развитие мелкой моторики улучшает функционирование высших психических функций:
внимания;
мышления;
зрительной памяти;
воображения;
пространственной ориентации;
связной речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Взаимосвязь мелкой моторики с умственным и речевым развитием.»
МБОУ СОШ № 18
(дошкольное отделение)
Взаимосвязь мелкой моторики с умственным и речевым развитием.
Автор: воспитатель
Максимова И. В.
г. о. Серпухов 2023г.
Взаимосвязь мелкой моторики с умственным и речевым развитием.
Одним из важнейших критериев оценки развития ребенка в дошкольном возрасте является развитие мелкой моторики рук. К сожалению, довольно часто складывается такая ситуация, что родители узнают о моторных нарушениях только при визите к логопеду с жалобами на проблемы с речью.
Какая же связь между умением проводить мелкие манипуляции пальчиками и развитие лексического словаря, произношение букв и построение сложных предложений? Оказывается, самая прямая. Центр мозга, отвечающий за мелкую моторику, расположен в непосредственной близости от речевой зоны. Активизация участка в связи с какой-либо деятельностью руками стимулирует центр речи, «заставляя» его включаться в работу.
Вот такая нехитрая взаимосвязь. На деле этот процесс оказывает значительное влияние на интеллектуальное развитие ребенка и формирование его речи.
Развитие мелкой моторики улучшает функционирование высших психических функций:
внимания;
мышления;
зрительной памяти;
воображения;
пространственной ориентации;
связной речи.
На практике дети, имеющие слабую моторную функцию, обладают недостатком произвольного внимания, памяти, логического мышления, быстро утомляются во время занятий, имеют те или иные проблемы с речью. Нельзя не отметить и то, что неподготовленные пальчики плохо владеют карандашом и ручкой. Это значит, что начало обучения в школе будет отягощено дополнительными трудностями.
Знаменитая фраза Сухомлинского о том, что истоки способностей детей находятся на кончиках их пальцев, известна многим. Однако, к большому сожалению, детство современных детей протекает в условиях, дающих не очень много стимулов для улучшения работы мелкой моторики и двигательной активности в целом. Поэтому начинать стимулирование мелкой моторики следует с самого раннего возраста.
Специальные исследования детей с нарушениями речи показали, что в подавляющем большинстве случаев у них наблюдалось также отклонения в моторном развитии. Даже при отсутствии неврологической симптоматики такие дети отстают как в области крупной, так и мелкой моторики. И если первая, как правило, к школьному возрасту выравнивается, то недостаточная развитость второй остается заметна и позднее.
Для того, чтобы понять, все ли в порядке у вашего ребенка с мелкой моторикой, специальных исследований не потребуется. Врач обратит внимание на способность проводить ручные действия, в некоторых случаях может попросить выполнить некоторые тесты (нарисовать, заштриховать и т. п.). Однако это касается дошкольников, а как не упустить время в более раннем возрасте?
В принципе, отставание в развитии ручной моторики хорошо заметно по усвоенным (или нет) навыкам самообслуживания. Это умение завязывать шнурки, застегивать пуговицы и прочее.
Как развивать мелкую моторику?
Большую пользу приносят различные игры-шнуровки, вкладыши, пазлы, всевозможные конструкторы и пирамидки.
Не стоит забывать и о классических способах, которые всегда при вас. С раннего детства всем известные пальчиковые игры помогают малышу развиваться. Это и «Сорока», и «Пальчик-пальчик, где ты был?», и «Ладушки». Для более старших детей нет ничего полезнее, чем помогать родителям в быту — разложить вещи в шкафу, самостоятельно раздеться, помыть посуду, разминать тесто и печь пироги вместе с мамой или бабушкой.
Для занятий можно использовать подручные материалы, которые есть у всех дома:
рисовать на манке,
перебирать крупы,
играть в театр теней,
сматывать нитки в клубок;
создавать поделки.
Несомненно, мелкая моторика — не единственный фактор, стимулирующий интеллектуальное и речевое развитие ребенка. Но достаточно весомый. Поэтому игры и целенаправленные занятия обязательно принесут пользу и в бытовой жизни, и при поступлении в школу.