В настоящее время различными нейропсихологическими исследованиями установлено, что уровень физического и психического развития находится в прямой зависимости от уровня сформированности тонких движений пальцев рук. Это определяется, прежде всего, анатомической близостью расположения двигательных и речевых зон в коре больших полушарий головного мозга, общностью функционирования двигательной и речевой систем, а также взаимосвязью формирования речи и моторики в норме и патологии.
Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой. Она имеет значение при выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.
Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Развитие мелкой моторки в средней группе".»
Развитие мелкой моторики в средней группе.
В настоящее время различными нейропсихологическими исследованиями установлено, что уровень физического и психического развития находится в прямой зависимости от уровня сформированности тонких движений пальцев рук. Это определяется, прежде всего, анатомической близостью расположения двигательных и речевых зон в коре больших полушарий головного мозга, общностью функционирования двигательной и речевой систем, а также взаимосвязью формирования речи и моторики в норме и патологии.
Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой. Она имеет значение при выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.
Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития.
В данном случае, мелкая моторика, уровень развития руки, пальцев рук, ручных навыков и умений, является одним из показателей нормального нервно-психического и физического развития дошкольника. По умелости руки ребенка специалисты, с учетом достижений современных исследований, приходят к выводу об особенностях развития мозга и всей центральной нервной системы. В дошкольном возрасте сенсомоторное развитие является фундаментом умственного развития, а умственные способности начинают формироваться достаточно рано и не сами собой, а в тесной связи с расширением деятельности, в том числе и общей ручной и двигательной.
Сухомлинский В.А. писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Немецкий ученый Э. Кант называл руки – видимой частью полушарий головного мозга.
Р.Штайнер писал: «Парность некоторых органов при их здоровом взаимодействии - это предпосылка нормального развития ребенка», а многолетний опыт работы логопедов в ДОУ и убедительные факты ученых позволяют сделать вывод, что мозг и рука являются взаимодействующими парными органами.
Точные движения органов артикуляции закладывают фундамент устной речи, а движения глаз являются неотъемлемой частью зрительного обследования. Наблюдая за детьми в возрасте 10-12 месяцев, профессор М.М. Кольцова выяснила, что речь находится на кончике пальцев. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии. Кроме того, доказано, что мысль и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука.
М.М. Кольцова и М.С. Рузина пришли к выводу о том, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Данный факт должен применяться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей с помощью тренировки движений пальцев рук.
Уровень моторного развития рук (ловкость, сила, точность и скорость движений) и ручных навыков (использование различных инструментов – лопатки, игрушек и т.д., застегивание и расстегивание пуговиц и молний и т.д.) в дошкольном детстве является диагностическим фактором, который определяет уровень развития мелкой моторики и речи. И если руки развиты недостаточно хорошо, это часто говорит о некотором отставании ребенка в развитии.
В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов познания, органов движения, аккумуляторов энергии (и для самих мышц, и для других органов).
Если ребенок касается какого-либо предмета, в этот момент мышцы и кожа рук «учат» глаза и мозг осязать, видеть, запоминать и различать.
1. Прикосновение дает возможность ребенку убедиться в наличии предмета, его объеме, температуре и т.д.
2. Постукивание позволяет обрести информацию о свойствах дает предмета.
3. Взятие в руки помогает обнаружить различные свойства предметов: формы, веса, особенности поверхности, ощутить материал, из которого он сделан и т.д.
4. Надавливание на предмет дает возможность определить твердый он или мягкий.
5. Ощупывание и поглаживание позволяют определить свойства поверхности, распознать не только шероховатость и гладкость и т.д.
В процессе такой деятельности руки ребенка познают, а мозг фиксирует восприятие и ощущения, соединяя их со зрительными, обонятельными и слуховыми качествами, формируя при этом сложные интегрированные образы.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что среди других двигательных функций движения пальцев рук имеют особое значение, поскольку оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка. Однако прежде чем рука ребенка начинает в своих действиях походить на руку взрослого человека, проходит довольно значительное время. Над правильным формированием мелкой моторики у детей необходимо работать и родителям, и педагогам.
Игры для развития мелкой моторики детей.
1. ПРОКАТЫВАНИЕ ШАРИКОВ.
2. ИГРА С ИЗЮМОМ.
3. СОРТИРОВКА МЕЛКИХ ПРЕДМЕТОВ
4. РАЗМИНАНИЕ ПЛАСТИЛИНА.
5. НАНИЗЫВАНИЕ КОЛЕЦ НА СТЕРЖЕНЬ ПИРАМИДКИ.
6. ПЕРЕСЫПАНИЕ.
8. УПРАЖНЕНИЯ С БУМАГОЙ.
9. ВДАВЛИВАНИЕ МЕЛКИХ ПРЕДМЕТОВ В ПЛАСТИЛИН.
10. РЕЗИНОВАЯ ГРУША.
11. ВОЛЧКИ.
12. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТОЛОВЫХ ПРИБОРОВ – ЛОЖКИ, ВИЛКИ.
13. РАЗВОРАЧИВАНИЕ ЗАВЕРНУТОГО В БУМАГУ ПРЕДМЕТА –СЮРПРИЗА – «ЧТО ТАМ?»
14. НАПОЛНЕНИЕ БУТЫЛКИ МЕЛКИМИ ПРЕДМЕТАМИ.
15. КОНСТРУКТОРЫ.
16. НАНИЗЫВАНИЕ НА ШНУРОК БУСИН С БОЛЬШИМИ ОТВЕРСТИЯМИ.
17. ПЕРЕЛИСТЫВАТЬ СТРАНИЦЫ КНИГИ ПО ОДНОЙ.
18. РАЗВЯЗЫВАТЬ И ЗАВЯЗЫВАТЬ УЗЕЛКИ, БАНТИКИ, ПЛЕСТИ КОСИЧКИ, РАССТЕГИВАТЬ И ЗАСТЕГИВАТЬ ЛИПУЧКИ, ПУГОВИЦЫ, КНОПКИ, КРЮЧКИ, МОЛНИИ, СНИМАТЬ И НАДЕВАТЬ ШАПКУ, СТЯГИВАТЬ НОСКИ, СНИМАТЬ БОТИНКИ.
19. ВЫКЛАДЫВАТЬ ФИГУРЫ ИЗ ПАЛОЧЕК, ИЗ РАЗНЫХ ВИДОВ МОЗАИКИ.
20. ОТКРЫВАТЬ И ЗАКРЫВАТЬ БАНОЧКИ.
21. НАМАТЫВАНИЕ.
22. КАТАНИЕ КАРАНДАША МЕЖДУ ЛАДОШКАМИ.
23. ПАЛЬЧИКОВЫЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ.
Желаю Вам успехов и радости общения с Вашими детьми!