Просмотр содержимого документа
««Воспитание звуковой культуре речи в средней группе. Звук [с]»»
Дети, сегодня на занятии у нас присутствуют гости. Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются с гостями).
-Сейчас я вам хочу загадать загадки.
Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет,
Что же это? (Самолёт).
Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка,
На\бруски надел я планки,
Дайте снег. Готовы…. (санки).
Видишь: белая зима,
Видишь: в инее дома,
Чтобы не застыли ножки,
Обувай скорей …. (сапожки).
Дразнишь- она кусается,
Смотришь- уже ласкаешься
На цепи она сидит,
Дом всегда сторожит. (собака).
-Что объединяет все эти слова?
-На какой звук они начинаются?
(Ответы детей: на звук «с»)
-Правильно, на звук «с».
Какой интересный звук. Зубки передние сомкнём, язычку выйти не дадим. Кончик языка коснётся нижних передних зубов. И выдохнем воздух, произнося «с-с-с-с.».
-Теперь давайте с вами проведём артикуляционную гимнастику.
Мы подуем высоко: с-с-с (встаём на носочки).
Мы подуем низко: с-с-с (присесть).
Мы подуем далеко: с-с-с,
Мы подуем близко: с-с-с. (руки ко рту).
-Молодцы, садитесь на свои места. Теперь внимательно слушаем и повторяем вместе со мной.
Са-са-са- под сосной сидит лиса.
Су-су-су- суп собаке я несу.
Сы-сы-сы- встал слонёнок на весы.
Со-со-со- сыплет снег на колесо.
Ос-ос-ос- на палубе матрос.
Ис-ис-ис- я ем рис.
-Какой звук чаще всего мы произносили?
Ответы детей: чаще всего произносили звук «с».
Правильно. Сейчас мы поиграем. Я буду произносить звуки, слоги, слова, а вы хлопните, если услышите звук «с».
-с, к, в, м, с;
-са, ма, су, ву, ты;
-сок, мак, рис, кот, сор, дом.
-Какое же сейчас время года?
Ответы детей: осень
-Какие признаки осени вы знаете?
Ответы детей: растаял снег, набухли почки, появилась травка, распустились листья.
-Почему же это произошло?
Ответы детей: Это произошло потому, что солнышко начало пригревать землю.
-давайте проведём солнечную физминутку.
Вот как солнышко встаёт,
Выше, выше, выше.
(Поднять руки вверх, потянуться).
К ночи солнышко зайдёт,
Ниже, ниже, ниже.
(Присесть на корточки, руки опустить на пол).
Хорошо, хорошо солнышко смеётся.
А под солнышком нам весело живётся.
(Прыгаем на месте, хлопаем в ладоши).
-Вот только солнышко у нас грустное. Оно растеряло все слова из лукошка и очень расстроилось. Как же ему помочь? В лукошке лежали слова со звуком «с», они потерялись. Вы будете придумывать слова со звуком «с», брать кружочек и называть слово, а потом кружочек класть в лукошко.
Дети придумывают слова со звуком «с», называют их, а затем кладут кружочки в лукошко. В конце воспитатель подсчитывает количество кружочков.
-Молодцы! Сколько слов со звуком «с» вы знаете. И наше солнышко снова стало весёлым. (Переворачиваю солнышко и теперь оно «улыбается»).
Теперь давайте расскажем солнышку стихотворение, но не обычное, а по картинкам. (Чистоговорка с показом).
Мы учим звук С: са-са-са, са-са-са.
Стол, самолёт, сковородка, лиса.
Санки, смородина, миска, носок.
Сыр, самокат, абрикос, колосок.
Стул, снеговик, самосвал, колбаса.
Мы знаем звук С: са-са-са, са-са-са.
Рефлексия.
-Что мы сегодня делали на занятии?
Ответы детей: - Познакомились со звуком «с»;
-проговаривали его, играли в различные игры со звуком «с»;
- проговаривали чистоговорки.
Цель: Познакомить детей с культурой и традициями Башкортостана.
Задачи по образовательным областям:
Познание: закрепить с детьми названия башкирской национальной одежды (платье, камзол, налобная повязка, меховая шапка и др.). Дать новые понятия Навруз, баурсак.
Коммуникация: формировать умение отчетливо произносить слова, отвечать на вопросы воспитателя.
Социализация: воспитывать любовь к Родному краю.
Ход занятия:
-Ребята, к нам в гости сегодня пришли башкирские куклы. Вот эту куклу зовут Айгуль. Как зовут куклу? (Хоровые и индивидуальные ответы). Что это у Айгуль? (Платье). Какое оно, какого цвета, чем украшено? (Дети называют цвет, элементы украшения). Что есть у платья? (Воротник, рукава длинные, оборки внизу). Что это у Айгуль на ногах? (Туфельки). Какого они цвета? Как называется предмет, который украшает лоб? (Налобная повязка).
-Молодцы.
-А эту куклу зовут Азат. Давайте посмотрим, во что одет Азат.
Он одет по-другому. Что это у Азата? (Штаны). Какого цвета штаны, какие они? (Дети называют цвет). А это что? (Рубаха). А это что? (Камзол). Как называется головной убор? Это меховая шапка.
-Айгуль и Азат – друзья. У Айгуль платье, а у Азата … рубаха. У Айгуль камзул, а у Азата … тоже камзул. У Айгуль туфли, а у Азата - сапожки. У Айгуль налобная повязка на голове, а у Азата … меховая шапка.
-Молодцы, ребятки, мы с вами рассмотрели башкирскую одежду мальчика и девочки. Надеюсь, вы хорошо запомнили её название. И теперь, я вам предлагаю сыграть в игру «Чего не стало?»
-Давайте рассмотрим с вами картинки, вывешенные на доске. (Дети называют предметы башкирской одежды). Теперь закройте глаза, я уберу одну картинку. А вы мне скажете, чего не стало. (Ответы детей)
«Предметы быта башкирского народа». Конспект занятия с детьми дошкольного возраста
Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с жизнью башкирского народа.
тема: предметы быта башкирского народа.
Программное содержание: продолжать учить детей рассматривать предметы и видеть в них основные качества. Составлять небольшие описательные рассказы по плану и образцу воспитателя. Активизировать словарь детей такими словами, как: юрта, самовар, чаши, блюдо, ступа, палас. Воспитывать интерес к занятию и желание узнавать новое о родном крае.
Ход занятия: Гуси в озерный камыш прилетели,
Иволги в песенной пойме запели,
С самого детства в родной стороне
Птицы родными кажутся мне.
Тот, кто побродит по белому свету,
Знает, прекраснее Родины нету.
(А. Игебаев)
Ребята вспомните как называется наша республика (Башкортостан). Наша республика многонациональная, в ней живут люди разных национальностей: и башкиры, и татары, и русские. Башкиры живут здесь очень-очень давно. Здесь жили их предки. Тогда не было таких высоких домов, трамваев, троллейбусов и других машин. Башкиры жили в степях и ездили они на лошадях с одного места на другое. Может быть, кто-то из вас знает, как называли дома башкир? (правильно юрта) Вот как они выглядели (воспитатель показывает макет).
В ютре было тепло, потому что покрывались они специально теплой прочной тканью. А как вы думаете, что было внутри? Какие были предметы? Что можно было увидеть там? Вспомните, что можно увидеть у вас дома? В юрте у башкирского народа можно увидеть различную кухонную утварь, посуду.
Ребята, какая посуда у вас дома? Из чего она сделана? (из железе, стекла, глины) А вот в домах у башкир бала посуда из кожи животных, в ней было удобнее перевозить кумыс (кислое молоко лошади). Из дерева были кадки, скалки, лопаточки, чаши для масла и меда, круглые большие блюда для подачи картофеля или гуся. Корыто, в котором стирали белье или кормили животных. Из бересты изготавливали кузова для ягод. Посуда из железа нужна была для приготовления пищи на огне — это котел и самовар (рассматривание иллюстраций).
Печь в доме была для обогрева жилища и приготовления пищи. В каждом доме можно увидеть сундук на резной подставке, в нем хранили посуду, одежду.
Пол выстилали коврами и паласами, на ковер стелили скатерть, вокруг которой садились гости. Башкирский народ известен своим гостеприимством.
Сейчас я буду загадывать загадки, а вы попробуйте их разгадать, а отгатку вы уведите: 1. В небе дыра,
в земле дыра,
А в середине
огонь да вода (САМОВАР).
2. Рыба в море
Хвост на заборе. (КОВШ).
3. Круглое, да не луна,
Подавали в нем гуся (БЛЮДО).
4. В ней хранили мед и масло
потому что это …. (ВАЗА).
Ребята, посмотрите внимательно на эти предметы.
Сейчас я опешу один из них, но не назову его. А вы попробуйте догадаться, о каком предмете я буду говорить и назовите его после моего рассказа.
Он блестящий, серебристого цвета, округлой формы. БОЛЬШОЙ ПО РАЗМЕРУ, ИЗ ЖЕЛЕЗА. У него есть крышка, труба, две ручки, подставка для заварника, носик и краник (подставка-ножки). В нем кипятят воду для чая (самовар).