Материалы и оборудование: игрушка зайца, конусный театр по сказке «Заюшкина избушка», настольная ширма, картинка языка.
Ход ООД:
Вводная часть (организационно-мотивационный этап):
-Здравствуй, Небо!
Здравствуй, Солнце!
Здравствуй, планета Земля!
Здравствуй, наша большая семья!
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
-Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада вас сегодня приветствовать!
-Дети, сегодня к нам в гости кое-кто пришел, а чтобы узнать, кто, нам нужно отгадать загадку:
Он капусту обожает,
Никого не обижает.
Только волка и лисицу
Почему-то он боится. (Ответ: Заяц)
-Правильно, к нам в гости пришел заяц. (показ игрушки зайца)
Основная часть:
Этап постановки проблемной ситуации:
(Игрушка-заяц говорит детям: «Привет, ребята. Я зайСик»)
-Ребята, вы слышите, зайчик неправильно называет себя. Какой звук зайчик называет неправильно? (Ч)
-Верно. Давайте поможем зайчику и научим его говорить звук Ч. Вы согласны? (Да)
Этап получения новых знаний:
-Отлично, сегодня мы с вами научим зайчика и научимся сами произносить звук Ч, но нам не обойтись без помощи нашего язычка (показ картинки языка). А для чего нужен язык человеку? (что бы разговаривать)
-Где находится язык? (во рту)
-Как работает язычок? Покажите. (дети показывают)
-Что делает язычок, когда мы молчим? (отдыхает спокойно лежит).
Артикуляционные гимнастики
Цель: развитие артикуляционного аппарата детей.
- «А больше всего язычок любит играть»
(дети встают в круг, проводятся артикуляционные упражнения)
1) Я - веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко -
Стук копыт услышишь звонкий.
(Рот слегка приоткрыт. Дети, щелкая язычком, движутся по кругу)
2) Упражнение «Часики».
Тик-так, тик-так,
Язычок качался так.
Словно маятник часов.
Ты в часы играть готов? (Рот широко открыт, язык движется от одного уголка губ к другому)
3) Упражнение «Лопатка»
Язык лопаткой положи,
И под счёт его держи.
Раз- два- три- четыре- пять!
Язык надо расслаблять! (Рот открыт. Язык лежит на нижней губе и подбородке)
-Ребята, давайте с вами вспомним, как наш язычок научился петь песенку:
Водички: с-с-с-с…
Комарика: з-з-з-з…
Сердитых гусей: ш-ш-ш-ш-ш…
Большого жука: ж-ж-ж-ж-ж…
-Ребята, зайчик принес нам подарки: цветочки с полянки. Давайте подуем на них легких ветерок.
Дыхательное упражнение «Ветерок для цветочка»
Цель: развитие речевого дыхания у детей.
Ход: Дети кладут цветок на ладошку и дуют на него, пытаясь сдуть на стол.
Объяснение артикуляции произношения звука ч:
-А сейчас, ребята, давайте расскажем нашему зайчикуновую историю о Язычке, слушайте внимательно. «Однажды язычок увидел паровоз, который подъезжал к станции и громко пел «ч-ч-ч-ч». Захотелось и язычку спеть такую песенку. Он поднял кончик языка, сделал шаг назад в своём домике и стал стучать в потолок. Он пустил тёплый ветерок, и у него получилось: «ч-ч-ч-ч». Обрадовался язычок, что научился петь песенку паровоза. Давайте построимся в паровозик, и все вместе её споём.
(Дети строятся в паровоз и произносят звук (ч) сначала хором, затем индивидуально)
-Послушайте, как поёт песенку Юлин язычок!
-А теперь паровозик поехал быстро, быстрее поем «Ч-ч-ч». Послушайте, как поёт песенку язычок Кати, Димы и т.д.
-А потом стал Язычок сочинять и петь разные песни, похожие на песню паровоза. Давайте мы вместе с зайчиком споем их.
Дидактическая игра
«Громко - шепотом, быстро – медленно»
Цель: формировать умение детей произносить звук [Ч] медленно - быстро, громко – тихо (шепотом);
Ход: Дети повторяют слоги и чистоговорки вслед за воспитателем.
Я паровозик ЧУХ-ЧУХ, по рельсам я стучу, (шаг на месте)
Сначала я вперед бегу, потом назад качусь, (бег на месте)
Теперь звоню в звонок: ДЗИНЬ-ДЗИНЬ! (наклон туловища вперед)
Теперь в свисток свищу: ТУУ-ТУУУУУУ!!!!!!!!!!!!!!!!! (присесть и встать)
Ой! Неужели это я такой наделал шум. (наклоны туловища в стороны)
-Ребята, зайчику так понравилось с вами играть, он хочет сыграть в еще одну игру с вами.
Дидактическая игра «Найди звук»
Цель: развитие фонематического слуха у детей.
Ход: Воспитатель говорит детям: «А вы знаете, что звуки умеют прятаться в словах? Звук (ч) тоже решил с нами в прятки поиграть. И сейчас мы будем его искать в начале или конце слова». Если дети услышат звук ч в начале слова- они хлопают в ладоши, если в конце слова- топают ногами. Чай, меч, чудо, ключ, черепаха, врач, чашка, мяч.
- Как славно мы поиграли. Но у зайчика есть еще один для нас сюрприз (вносится свеча).
Этап практического решения проблемы:
-Зайчик сегодня слушал наш рассказ, а теперь он хочет рассказать нам свою сказку, которая называется «Заюшкина избушка».
Воспитатель показывает детям сказку «Заюшкина избушка» с помощью театра конусных игрушек.
-Ребята, давайте покажем эту сказку для нашего зайчика, пусть он побудет зрителем и посмотрит, как мы умеем играть. Для начала распределим роли лисы, зайца, собак, медведя, петуха. Приступим к игре.
Драматизация сказки «Заюшкина избушка» на конусном театре
Цель: автоматизация звука Ч в речи детей.
Ход:
Ведущий: «Жили – были лиса и заяц. У лисы изба была ледяная, а у зайчика Лубяная. Пришла весна, у лисы изба растаяла, а у зайчика стоит по-старому
Лиса: «Зайчик, пусти меня погреться».
Ведущий: «Лиса зашла к зайчику домой и выгнала его. Идет зайчик дорогой и плачет, а навстречу ему …Как вы думаете, ребята, кто зайчику на встречу
попался?»
Дети хором отвечают: собаки.
Собаки: «Тяф – тяф – тяф! Зайчик, почему ты плачешь»?
Зайчик им рассказывает: «Как мне, зайчику, не плакать. У меня изба была лубяная, а у лисы ледяная. Весной у лисы дом растаял, и она попросилась ко мне погреться и выгнала».
Собаки: «Не плачь, зайчик, мы ее выгоним»
Собаки: «Тяф – тяф! Уходи лиса»!
Лиса: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам»!
Собаки испугались и убежали.
Ведущий: «Опять зайчик идет и плачет. А навстречу ему медведь»
Медведь: «Зайчик, почему ты плачешь?»
Ведущий: «Зайчик стал рассказывать свою историю»
Зайчик: «Как мне, зайчику, не плакать. У лисы дом был ледяной, а у меня лубяной. Весной у лисы дом растаял, лиса попросилась ко мне погреться и выгнала».
Медведь: «Не плачь, зайчик, я сейчас выгоню лису».
Медведь: «Уходи, лиса!»
Лиса кричит: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам»!
Ведущий: «Испугался медведь и ушел. Идет зайчик и плачет, а навстречу ему
петух»
Петух: «Кукареку! О чем, зайчик, плачешь»?
Зайчик: «Как мне не плакать, петушок! Попросилась ко мне лиса погреться, да и выгнала меня».
Петушок: «Не плачь, зайчик, я ее мигом выгоню»!
Зайчик: «Нет, не выгонишь. Собаки гнали – не выгнали, медведь гнал – не выгнал, и ты не выгонишь».
Петушок: «Нет, выгоню»!
Ведущий: «Подошел петушок к избе и закричал».
Петушок закричал так бойко, громко: «Кукареку! Несу косу на
плечах! Хочу лису посечи, уходи лиса»!
Ведущий: «Услышала лиса крик петушиный, испугалась. Выбежала и наутек…А петушок с зайчиком стали жить – поживать да добра
наживать».
(Игрушка-заяц говорит: «Спасибо, ребята, мне, зайчику, очень понравилось!»
-Ребята, вы слышите, какой звук научился говорить зайчик? (Ч)
-Верно, мы помогли ему научиться говорить звук Ч
Заключительная часть:
-Ребята, давайте скажем еще раз, какой звук мы сегодня научили зайчика говорить? (Ч)
-Чью песенку мы с вами сегодня пели? (паровоза)
-Давайте вспомним, как поет ее паровоз? (ч-ч-ч-ч-ч-ч)
-Ребята, какую сказку мы сегодня показали зайчику? (Заюшкина избушка)
-Вспомните, какие слова говорила лиса из печки? (как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам). Давайте повторим ее еще раз (повтор)
-Ребята, что вам понравилось сегодня больше всего?
-Зайчик прощается с нами и говорит нам спасибо за то, что мы научили его говорить звук Ч, теперь он правильно называет свое имя. Попрощаемся с зайчиком, скажем: «До свидания»
-Ребята, вы сегодня были внимательными, старательными, помогли зайчику правильно говорить звук Ч. Вы молодцы!