Занятие рассчитано для детей старшего дошкольникого возраста. Может быть использовано для работы в ДОУ. а также для центров детского творчества. Направлено на эколого-эстетическое развитие детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Волшебные свойства воды»
Занятие «Волшебные свойства воды»
[Рыжова, 2008; Лыкова, 2012]
Цели мероприятия:
1. Стимулирование развития творческих способностей.
2. Активизация познавательного интереса и мыслительного процесса.
3. Гармонизация эмоционального состояния.
Материал. Набор красок акрил, ткань, губки, кисти, стаканчики, сахар, соль.
Часть 1
Воспитатель совместно с детьми проводит ряд экспериментов, вовлекая детей в активную деятельность.
Опыт1. Детям предлагается понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет?). Делается вывод: у воды нет запаха.
Опыт2. Детям предлагается попробовать растворить в воде сахарный песок, соль, обычный песок, глину, мелкие камешки и любые другие вещества.
Обсуждение, куда исчез сахар в стаканчике с водой, почему не исчез песок. Дети пробуют воду, в которой растворились сахар и соль.
Делается вывод: одни вещества растворяются в воде, другие нет.
Опыт 3. Детям предлагается размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Желательно, чтобы у каждого ребенка была своя краска. Детям задаются вопросы: Почему вода стала цветной?
Вывод: акварельные краски растворяются в воде.
Опыт 4. Детям дается сахар и соль и спрашивают, что происходит, когда мы кладем их в воду. Спрашивают, что будет, если насыпать сахар (соль) в теплую и в холодную воду. Детям дают сначала два стаканчика с водой разной температуры сначала для растворения сахара, а потом для растворения соли. Обсуждение: в какой воде соль и сахар растворяются быстрее.
Вывод: в теплой воде сахар и соль растворяются быстрее.
Опыт 5. Детям дают стаканчики или любые другие емкости с водой разной температуры (горячую воду вы им уже показывал; когда изучали пар). Пусть они дотронутся до стаканчиков пальчиками и определят, в каком стаканчике вода самая холодная и самая теплая (естественно, соблюдая правила безопасности).
Вывод: вода бывает и теплой, и горячей, холодной.
Опыт 6. На поднос ставится небольшую емкость с водой и пустая емкость, рядом кладут сухую губку. Предлагается детям подумать, как с помощью губки можно перенести воду из одной емкости в другую, не переливая.
Вывод: губка и салфетка могут впитывать воду.
Опыт 7. Перед детьми ставится горшок с комнатным растением. Детям предлагается потрогать землю и определить, какая она? Сухая. Что нужно сделать, чтобы она стала влажной? Далее дети по очереди польют землю водой, выжимая губку, которую использовали в предыдущем опыте. Тем самым обращается внимание детей на экономное использование воды. Что происходит с почвой? Земля, словно губка, тоже впитывает воду. Мы даже так говорим: «Впитывает, как губка».
Вывод: земля может впитывать воду, именно поэтому мы поливаем растения.
Далее детям предлагается ответить на ряд вопросов (пофантазировать).
Воспитатель: В сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках?
Дети, а кто из вас детей нырял в море или в реке? Видел ли он что-нибудь при этом?
А как вы думаете от чего зависит прозрачность воды в реках, озерах и других водоемах?
Что было бы, если бы на дно аквариума положили не обычный, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок?
Часть 2
После беседы детям предлагается познакомиться с творчеством художников-маринистов, полюбоваться картинами с изображением водных пейзажей. Воспитатель при этом отмечает каким красками изображены такие пейзажи, как ложатся мазки и т .п. Далее детям предлагается с помощью специальных красок на ткани изобразить воду или водный пейзаж, полученный продукт творчества, в дальнейшем может быть использован для украшения интерьера группы, для игр детей и т.п.
ЛИТЕРАТУРА
Алябьева Е. А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 256 с.
Бакланова Т. И., Глебова А. О., Карпова Ю. В. «Тропинки». Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / под ред. В.Т. Кудрявцева. - М. : Вентана-Граф, 2014. – 150 с.
Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольников. - М.: РАО, 1996. - 197 с.
Лыкова И. А., Рыжова Н. А. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду. Учебно-методическое пособие. - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2012. – 144с. илл.
Погодина С. Творческое развитие дошкольников в теориях и концепциях // Дошкольное воспитание. – 2013. - №4. - С.54-58.
Прохорова Ю. Путешествие в осенний лес. Занятие для детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи // Дошкольное воспитание. - 2013. - №8. - С.68-70.
Рыжова Н. А. Образование для всех // Обруч. – 2009. - № 2. – С. 28-30.
Рыжова Н. А. Природа глазами ребенка // Цветной мир. – 2008. - № 4. – С. 3-6.
Ушакова О., Струнина Е. Развитие языковых и творческих способностей в дошкольном детстве. Посвящается 85‐летию Ф.А. Сохина // Дошкольное воспитание. - 2013. - №12. - С. 50-54.
Черезова Л. Б., Шехватова И. О. Организация дизайн-деятельности дошкольников при создании эколого-развивающей среды в детском саду // Концепт. 2015. Профессиональное образование в системе дошкольного воспитания: проблемы и перспективы. URL: http: // e-concept.ru (19.05.2015).