Задачи:
-Закрепить и обобщить знания детей о зиме, явлениях природы с помощью произведений русских поэтов, художников
-Проследить взаимосвязь живой и неживой природы, жизни человека и времен года;
-Развивать познавательный интерес; формировать способность видеть красоту окружающего мира;
-Воспитывать любовь к родной природе, экологическую культуру;
-Воспитывать культуру ведения диалога: умение внимательно слушать собеседника, не отвлекаться, не перебивать, отвечать на вопросы, приводить примеры;
-Развивать внимание, наблюдательность, зрительное восприятие, логическое мышление.
Материалы:
Подборка стихов русских поэтов, загадок о зиме, снежинки, презентация на тему «Зима», аудиозапись «Хруст снега», снег в сосудах.
Предварительная работа:
Наблюдения за зимними изменениями в природе на прогулке (зимние деревья и кустарники),работа с календарем природы, рассматривание книжных иллюстраций, картинок на зимнею тему, чтение произведений и разучивание стихотворений про зиму, беседы о подготовке птиц, зверей и растений к зиме, беседа о перелетных птицах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Подборка стихов русских поэтов, загадок о зиме, снежинки, презентация на тему «Зима», аудиозапись «Хруст снега», снег в сосудах.
Предварительная работа:
Наблюдения за зимними изменениями в природе на прогулке (зимние деревья и кустарники),работа с календарем природы, рассматривание книжных иллюстраций, картинок на зимнею тему, чтение произведений и разучивание стихотворений про зиму, беседы о подготовке птиц, зверей и растений к зиме, беседа о перелетных птицах.
Воспитатель: Как вы думаете, о какой царице говорится в этой загадке? Почему зиму называют царицей? А подходят ли зиме определения «белокожа», «светлолица»? Почему? На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке?
- Правильно, это зимние месяцы. Вспомните их названия. Да, – царица трех месяцев: декабря, января, февраля.
-Какой зимний месяц сейчас? (ответы детей).
-Правильно ребята, декабрь. Наша русская зима, словно сказочное царство
-Послушайте, как пишут о красоте зимы русские поэты?
Белый снег пушистый,
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И на утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес, что шапкой
Принакрылся чудной,
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
(Отрывок стихотворения И. Сурикова.)
Воспитатель: Как красиво говорят поэты о природе, о зиме.- А вы, ребята, знаете стихи о зиме? (Чтение детьми стихов о зиме.)
На картине у зимы
Все бело от снега:
Поле, дальние холмы,
Изгородь, телега.
Но порой блеснут на ней
Средь поляны ватной
Красногрудых снегирей
Солнечные пятна.
Снова в заботах зима-рукодельница —
Пусть потеплее природа оденется.
Много зима заготовила пряжи,
Белые вещи без устали вяжет:
Сонным деревьям — пушистые шапки,
Ёлочкам — варежки вяжет на лапки.
Шила, вязала и очень устала!
— Ах, поскорее весна бы настала…
Заготовила зима
Краски все для всех сама.
Полю — лучшие белила,
Зорям — алые чернила.
Всем деревьям — чистые
блестки серебристые.
А на улице — ребят
разукрасила подряд.
Как художник, красит разным:
кто играет — красит красным.
Кто боится шевелиться —
краска синяя годится.
Ни за что не выпросить
по-другому выкрасить!
Здравствуй, зимушка-зима!
Белым снегом нас покрыла:
И деревья и дома.
Свищет ветер легкокрылый -
Здравствуй, зимушка-зима!
Вьется след замысловатый
От полянки до холма.
Это заяц напечатал -
Здравствуй, зимушка-зима!
Мы для птиц кормушки ставим,
Насыпаем в них корма,
И поют пичуги в стаях -
Здравствуй, зимушка-зима!
Воспитатель: Молодцы, ребята! А загадки вы любите отгадывать? Давайте отгадаем загадки и вспомним зимние явления природы. (дети загадывают загадки друг другу)
Скатерть бела весь свет одела. (Снег.)
На дворе горой, а в избе водой. (Снег.)
Гость погостил – мост замостил,
Рыбам зиму жить тепло;
Крыша – толстое стекло. (Лёд.)
Старик у ворот тепло уволок.
Сам не стоит и стоять не велит. (Мороз.)
И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберет. (Иней.)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы правильно загадывали и отгадывали загадки.
-Скажите, как изменилась неживая природа зимой? Какой стала погода, небо, солнце? (Рассуждения детей.)
• День становится короче, а ночь - длиннее
• Понижается температура воздуха
• Идет снег
• Реки, озера, другие водоемы покрываются льдом
А в жизни людей что-то изменилось с приходом зимы? (ответы детей)
.
Воспитатель: -Мы тепло одеваемся зимой, утепляем наши жилища, а еще отмечаем много замечательных праздников. Какие зимние праздники вы знаете? (Новый год, Рождество, Масленица.)
Воспитатель: -А в какие игры вы любите играть зимой? (Дети называют зимние игры.) -Дайте с вами сейчас поиграем.
Физкультурная минутка.
Упражнение Снег.
Рада снегу детвора.
Хлопают в ладоши.
Снег на ветках, на дорожках,
Поднимают руки вверх, опускают вниз.
На носах и на ладошках.
Дотрагиваются до носа. Показывают ладошки
Воспитатель: -Ребята, а еще зиму называют волшебницей. Давайте подойдем к окошкам и посмотрим какие чудесные узоры царица вам нарисовала на окошках. Ребята постарайтесь найти знакомые очертания - листья, елочку, сказочных птиц, кораблик, снежные горы.
Ребятки, а чтобы о втором чуде узнать, надо загадку отгадать.
Зимний дождь
Из звёздочек-малышек
Не стучится в окна,
Не гремит по крыше.
Дождик этот
В воздухе искрится
А потом на землю
Скатертью ложится. (снег)
Воспитатель: Правильно, молодцы ребята. Конечно же это снег. Как вы думаете, почему зимой идет снег, а не дождь? (рассуждения детей). А как вы думаете из чего состоит снег? (ответы детей) .
Покружилась звёздочка.
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
Воспитатель: Побывали ученые в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки. Под самолетом крупными хлопьями падал снег, а высоко-высоко в небе всюду мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу, они сразу же становились легкими нежными снежинками.
Маленькие льдинки в высоком небе — это замерзший водяной пар. Он есть повсюду в окружающем нас воздушном океане. Весной, летом и осенью пар превращается в капли дождя, а зимой — в снежинки.
Ребятки, давайте послушаем как хрустит снег под ногами.
(воспроизведение аудиозаписи «Хруст снега».)
А кто из вас знает, почему хрустит снег под ногами?
Воспитатель: -Он хрустит оттого, что под тяжестью вашего тела ломаются звездочки и лучи у снежинок.
-А теперь, ребята, давайте подойдем к столу и посмотрим что у нас там. Что это? (ответы детей) Снег.
- Сейчас мы с вами попробуем слепить из этого снега снежный ком. Получается? (ответы детей). Да, получается, потому, что снег когда немного подтает становится «липким» и из него можно лепить снежные комки, делать постройки.
Воспитатель: -Давайте попробуем слепить из него различные фигуры - лепестки цветов, листья, завитки. Ребята, давайте посмотрим, что находится во втором сосуде (ответы детей) Превращение снега в воду: внесли в группу
комок снега и положили его в чашку.
-Ребята, посмотрите что это? Конечно снег. Ребята, а что произошло со снегом? (ответы детей)- Снег превратился в воду.
-Ребята, давайте посмотрим, что находится во втором сосуде (ответы детей) Превращение снега в воду: внесли в группу комок снега и положили его в чашку.
-Ребята, посмотрите что это? Конечно снег. Ребята, а что произошло со снегом? (ответы детей) Снег превратился в воду.
-Воспитатель: Но воду эту нельзя назвать чистой - в ней видны частички грязи,
пыль. Происходит это потому, что во время снегопада снег собирает из воздуха частички пыли. Поэтому, несмотря на то, что снег кажется белоснежным, в нем содержится много грязи и микробов. Ещё снег нельзя есть потому что, можно не только простудиться, но и получить кишечную инфекцию.
-Молодцы! Ребята скажите пожалуйста .что мы сегодня узнали?
-(ответы детей)
Муниципальное автономное образовательное учреждение
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(259) "Конспект ОУД по развитию речи и художественной литературе для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Путешествие в страну зимних слов» "
["seo_title"] => string(159) "konspiekt-oud-po-razvitiiu-riechi-i-khudozhiestviennoi-litieraturie-dlia-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-tiema-putieshiestviie-v-stranu-zimnikh-slov"
["file_id"] => string(6) "186260"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1426317365"
}
}