Просмотр содержимого документа
««В русской горнице»»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко»
Конспект организованной образовательной деятельности для детей подготовительной группы
«В русской горнице»
Подготовила: воспитатель Киселёва Г.А.
р.п. Дмитриевка, 2016 г.
Цель: продолжать знакомство детей с жилищем русского человека.
Задачи:
1. Разъяснить понятие «горница», рассказать об ее устройстве.
2. Воспитывать интерес к русским традициям.
3. Развивать чувство любознательности.
Материал: экспозиция «Русская изба» в краеведческом музее, картинки с изображением русских домиков, деревень, люлька, сундук, чугун, деревянные ложки.
Ход занятия.
1. Знакомство детей с горницей.
Крестьянский дом – это особое явления народной культуры.
Изба – это понятие, которое можно объяснить по-разному. Во-первых, это крестьянский дом вообще, со всеми надворными постройками, хозяйственными помещениями; во-вторых, это лишь жилая часть дома; в-третьих, только отапливаемое русской духовой печью помещение.
В крестьянских домах было обычно одно или два, реже три жилых помещения, соединенных сенями.
В домах зажиточных крестьян кроме отапливаемого русской печью помещения – избой, было ещё одно, летнее, парадное помещение – горница, которое в больших семьях использовалось и в повседневной жизни. Отапливалась горница печью – голландкой.
Изба была устроена по-простому. Основное пространство занимала духовая печь, стол стоял в углу, по диагонали от печи. Над ним была расположена божница с иконами. Вдоль стен шли неподвижные лавки, над ними – полки.
В задней части избы от печи до боковой стены устраивался деревянный настил под потолком – полати, где ложились спать.
Каждый член семьи знал своё место. Хозяин дома во время еды сидел под образами. Его старший сын располагался по правую руку от отца, второй – по левую, третий – рядом со старшим братом. Детей сажали на лавку, женщины ели, сидя на приставных табуретках или скамейках. Нарушать такой порядок было нельзя. Спали не только на полатях, но и на лавках, на полу под полатями – каждый на своем месте.
Горница по устройству похожа на избу, только печь другая и она всегда нарядная, готовая к приему гостей.
Со временем в многих избах появилась деревянная перегородка, отделившая печь от остального пространства комнаты. Стала появляться более удобная мебель: шкафы, горки, буфеты, кровати, стулья, кресла.
2.Физкультминутка «Строим дом».
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем строить и играть.
Дом большой, высокий строим.
Окна ставим, крышу кроем.
Вот какой красивый дом!
Будет жить в нем старый гном.
Н. Нищева
Дети стоят лицом в круг, руки на поясе, выполняют повороты влево - вправо.
Ритмично выполняют приседания.
Встают на носочки и тянутся руками вверх.
Выполняют прыжки на месте.
Указательным жестом вытягивают руки вперед.
Приседают.
3. Рисование «Русская горница».
- А теперь попробуйте нарисовать горницу такой, какой вы её увидели и представили. Не забудьте про печку, стол и лавочку. Можно на столе нарисовать посуду, на полу коврики.
4. Подведение итогов.
- Что же нового вы сегодня узнали?
- Что такое «изба»? Горница?
- Что находится в горнице?
Литература:
1. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.-сост. Е.Ю. Александрова и др. – Волгоград: Учитель, 2007.
2. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // авт.-сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.