Продолжать знакомить детей с традициями казахского народа.Закрепить знания детей о Родине,о дружбе и народным обычаем:"Укладывание ребенка в колыбельку".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
литература»,«Казахский язык»,«Английский язык»,«Музыка»,«Ознакомление с
окружающим».
Тақырыбы/ Тема: «Баланы бесіккесалу»/ «Укладывание в колыбель»
Мақсат/ Цель: Продолжать знакомить детей с традициями и обычаями казахского народа.
Міндеттері / Задачи:
Закрепить знания детей о Родине,о дружбе. Познакомить детей с казахским народным обычаем:«Укладывание ребенка в колыбельку». Закрепить в памяти название постельных принадлежностей(түбек,жөргек,жастық,көрпе,жабу,тартпа бау).Активизировать и пополнять словарь детей произведениями малых фольклорных форм ( стихи, пословицы, песню). Развивать интерес к национальной игре « Құырмаш».Создавать эмоциональный фон общения, доверительность и доброжелательность отношений.Воспитывать уважение к традициям и обычаям казахского народа.Воспитывать любовь к родному краю.
Кукла ,колыбелька ,постельные принадлежности: подушка, матрац, перина,одеяло, накидка. Музыка (для колыбельной песни).Разнос с конфетами для обряда «Тыштырма», дерево пожеланий, ленточки разноцветные на каждого ребенка, баурсаки для угощения,смайлики на каждого ребенка.
Тілдің үштұғырлығы/ Полилингвальный компонент: Родина-Отан-Homeland
Словарная работа: Бесік – колыбель,Бесікке салу-укладывание в колыбель. Предварительная работа: Беседа с детьми о нашей Родине –Казахстан, экскурсия в кабинет казахского языка , заучивание пословицы о джигите,стихотворение о Родину,о дружбе,песни «Әлди, әлди, әлди- ау».Знакомство с казахским обычаем-тұсау кесу,с игрой Құырмаш.
нам здесь с друзьями хорошо». Воспитатель: -Здравствуйте маленькие казахстанцы! Вы знаете ,почему я так к вам обращаюсь?
Дети : -Потому что мы живем в Казахстане.
Воспитатель:- Правильно ,всех, кто живет в Казахстане, называют одним словом – казахстанцы. Возьмемся за руки и громко, с гордостью скажем «Мы казахстанцы!
Воспитатель предлагает детям пройти сесть на стульчики.
Ребята сегодня мы поговорим о нашей Родине.
Воспитатель:-Как называется наша Родина?
Дети:- Наша Родина называется Казахстан, Родина-Отан- Homeland
Воспитатель:- :- Правильно, это страна, в которой мы с вами живём. Кто желает рассказать стихотворение о Родине?
Дети:
1.Моя Родина – Отан.
Край любимый – Казахстан
Горы, степи и поля –
Это всё моя земля!
2.Отан деген – атамекен.
Отан деген – туған жер.
Отан – ана, Отан -үлкен
Қазақстан – тұған ел.
3.Я люблю свою страну
И горжусь я ею!
Казахстан – моя земля!
Нет ее роднее!
4.Ай лав май нэйтив кантри,
Ай лав май Казакстан
Ай вонтит ту бихэппи,
Ту би зэ бэст оф ол!
5.Отан- жерім ,Отан суым
Отан куат нәр береді.
Отан- ұран, Отан- туым
Отан мәңгі гүлденеді.
Воспитатель : - Родина –это дом ,семья, наш детский сад, большая,дружная страна.
Кто желает рассказать стихотворение о дружбе?
Дети:
1.Как повезло тебе и мне,
мы родились в такой стране,
Куда ни глянь - кругом друзья!
Мой Казахстан! Республика моя!
2.В Казахстане мы живем
Есть у каждого свой дом
Есть работа, есть друзья
Папа, мама есть и я.
3.Ортақ бізге бір Отан,
Төбемізде бір аспан
Барлық ұлттын баласы
Достығымыз жарасқан.
Воспитатель:-В каждой стране есть свои традиции и обычаи. И сегодня к нам придет в гости бабушка, а на казахском языке бабушка - әже . (Давайте повторяют- әже) .
Әже нам покажет казахский народный обряд «Бесікке салу»/ «Укладывание в колыбель».
-У вас есть маленькие сестренка или братик?
Дети : -Да есть.
Воспитатель : -А ты помогаешь маме укладывать братика?
Дети : -Да помогаю.
Воспитатель :-Слышите дети к нам кто -то идет, это наверное әже .
Стук в дверь.Заходит бабушка с внуком (с куклой). Воспитатель: -Сәлеметсізбе,әже!
Дети здороваются с әже Әже:- Сәлеметсіздер ме, балалар! Я пришла к вам сегодня со своим внуком и хочу вам показать казахский обряд «Бесікке салу»/«Укладывания в колыбель».
Ұйымдастыру-іздестіру/ Организационно-поисковый:
Воспитатель: -Әже проходите , будете гостем.
Әже: -Моего внука зовут Ержігіт.Это имя означает - герой, богатырь, отважный, он будет защищать свой народ.
Воспитатель:- Әже , а наши дети знают пословицы о джигите. Кто хочет рассказать?
Дети:
1.Ерден туған – ер болады. 2.Ерді – ел таниды, елді – ер таниды!
3.Ер – елдің көркі.
Воспитатель: -Ребята ,давайте мы с вами немного поиграем
Әже: Ребята, вы поиграйте, а я уложу своего внука в кроватку.
Сергіту сәті/Физминутка « Қуырмаш»
Қуыр, қуыр қуырмаш
Тауықтарға бидай шаш
Әке келсе есік аш
Аю келсе жауып қаш.
Әже :- Какая у вас интересная игра,ребята! Молодцы!
Ребята ,пройдемте , я вам расскажу и покажу казахский обряд «Укладывания в колыбель».
В казахских семьях на третий день после рождения малыша ему устраивают праздник, в этот день младенца в первый раз кладут в колыбельку- бесік.(Әже рассказывает и показывает).Посмотрите какой красивый бесік! Бесік изготавливают из дерева , благодаря этому бесік получается прочным, у него есть перекладина, чтобы можно было его поднять. Внизу колыбельки имеется «түбек-горшок» .Это матрац подстилка- жөргек. Это перина,-құс төсек которую стелят сверху жөргек, посмотрите какая она мягкая ,чтобы малышу удобно было спать,а на голову малыша кладут мягкую подушку- жастық.А это көрпе -одеяло, она лёгкая,нарядная,красивая,тёплая .Это тартпа бау (широкие ремни которыми привязывали малыша),чтобы он не упал с колыбельки.Это покрывало-жабу,смотрите какая она красивая нарядная. Ею закрывают бесік полностью и оно защищает ребенка от насекомых и сквозняка.
Перед тем как уложить ребенка в бесік- колыбельку , проводят еще один обряд «Аластау»,это очищение дымом . (Әже проводит обряд)
Алас, алас, аласы, Келді, міне, баласы. Ұйықтап дем алсын, Құанып оянсын!
Затем проводят очень интересный обряд — «Тыштырма». Для этого, через отверстие для горшочка в днище колыбели, пропускают конфеты, разные сладости приговаривая: «Тышты ма! Тышты ма!», а гости все говорят «Тышты! Тышты!». Давайте, ребята скажем «Тышты! Тышты!».Это поверье означает, что родившийся ребенок принесет в дом благополучие и богатство.
(Әже раздаёт гостям сладости ).
Әже :-А сейчас мы положим моего внука в колыбель .
(Әже кладет ребенка в колыбель с присказками и пожеланиями мальчику).
-Бисмилля! Чтобы мой внук был здоровым, крепким, умным ,уважаемым в народе, любил свою Родину и чтобы рос счастливым.
Әже : -Ребята, а завершают обряд «Бесікке салу»/ «Укладывания ребенка в колыбельку» колыбельной песней. Давайте вместе споем колыбельную песню моему внуку «Әлди, әлди, әлди- ау».
(Дети поют колыбельную песню, две девочки садятся рядом укачивают колыбельку).
Әлди, әлди, әлди-ау,Әлди, әлди, әлди-ау
Әлди, әлди, әлди-ау,Әлди, әлди, әлди-ау
Әлди,әлди, балашым
Әлдилейді анашын
Бесігіңе жата ғой,
Тәтті ұйқыға бата ғой
Әлди, әлди, әлди-ау, Әлди, әлди, әлди-ау
Воспитатель:- Әже ,наши дети хотят вашему внуку пожелать желания (дети говорят пожелания и завязывают ленточки на дерево пожеланий )
-Ер болсын!
-Үлкен жігіт болсын!
-Үлкен азамат болсын!
-Пусть будет здоровым!
-Пусть будет умным!
-Пусть будет красивым!
-Пусть будет хорошим!
-Пусть будет добрым!
-Чтобы любил свою бабушку.
-Чтобы было много друзей.
-Чтобы любил свою Родину.
Әже:-Спасибо большое ребята за пожелания!
Дети садятся на стулья
Рефлексивті-түзетушілік/Рефлексивно-корригирующий
Воспитатель:- Ребята мы так интересно сегодня с вами провели время!
-Расскажите где мы были , что вы нового узнали?
-Какой обряд нам показала әже, как он называется ?
-Вам было интересно?
Если было интересно возьмите веселые смайлики, а если не было интересно , возьмите грустные смайлики.
Әже:-Ребята ,мне так понравилось у вас, вы такие умные,дружные,хорошо играете,красиво поёте . Я приготовила вам угощения-бауырсаки.Пойдёмте пить чай с баурсаками.