итоговой непосредственной образовательной деятельности по коррекционной работе
Тема: «Гласные звуки»
Учитель-логопед : Шитикова Наталья Анатольевна
(МБДОУ д\с № 18)
Тема: « Гласные звуки»
(итоговое занятие)
Коррекционно-образовательные цели:
обобщение и систематизация знаний о гласных звуках и буквах.;
формирование фонематических процессов лексической стороны речи, основ звуко-буквенного анализа.
Коррекционно - развивающие цели:
развитие общей тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, зрительного и слухового внимания, фонематических представлений, общих речевых навыков, памяти, творческого воображения.
Воспитательные цели:
воспитание коммуникативных навыков, активности и инициативности, самостоятельности
а) освобождение гласных звуков из подземелья Злобных ошибок
б) поощрение детей.
Ход занятия.
1. Вступительная часть.
Логопед. Давным-давно в Городе правильной речи жили-были звуки. И было их 6. У каждого звука был свой характер. А – радостный и весёлый. У – угрюмый, задумчивый. О – очень любил всему удивляться. И – игривый, улыбчивый. Э – медлительный, рассудительный. Ы – самый серьёзный и часто сердитый.
(Во время занятия логопед выставляет символы гласных звуков).
Ходили звуки по городу и голосисто пели. За это их и стали называть гласными. Жили они в красном домике.
(Логопед выставляет домик гласных звуков).
Но однажды на их пути встретился коварный звукомор и заманил их в подземелье Злобных ошибок.
(Появляется Звукомор, складывает гласные звуки в мешок и уносит их , злобно ухмыляясь).
Не слышно больше в городе правильной речи ,звонких песен гласных звуков. Опечалились его жители. И один из них – Гном Грамотей решил вызволить их из плена.
(Выходит Гном Грамотей).
Гном Грамотей. Ребята, помогите мне вызволить из плена гласные звуки. Садитесь в мой автомобиль и отправимся в опасный путь, в подземелье злобных ошибок. Если справимся со всеми трудностями, гласные звуки будут на свободе.
(Звучит мелодия)
2. Основная часть занятия.
Логопед. Вот и первая остановка
«Музыкальная».
Возьмите музыкальные инструменты (нарисованные клавиши) и исполните гамму, пропевая гласный звук .
Каждый ребёнок пропевает гамму вверх и вниз на заданный гласный звук. Гласные начинают петь тихо, затем звучание усиливается и в конце затихает.
(Во время пения дети изображают игру на фортепиано (пальчиковая гимнастика).
У каждого гласного звука не только своя песенка, но и свой танец. Исполним его.
«Танец гласных».
Дети образуют широкий круг, вытянув руки в стороны. Участники игры не должны касаться друг друга. Логопед , стоя в центре круга, произносит гласные. Дети выполняют на каждый звук определённые движения под музыку.
Логопед: «А…»
Дети. Исходное положение (и. п.) – руки вытянуты вперёд и на уровне груди образуют круг. На звук а руки плавно разводятся в стороны; кисти остаются округлёнными .
Логопед: «О…»
Дети. И. п. – руки опущены по бокам, мизинцы прижаты к туловищу. На звук о руки плавно поднимаются вверх; кисти рук округлены. Руки над головой образуют овал.
Логопед: «У…»
Дети. И.п. – руки согнуты в локтях , локти приподняты, пальцы одной ладони соединены в кольцо (пальцы согнуты и соприкасаются с большими пальцами) , пальцы другой ладони плотно обхватывают «кольцо» - получается воображаемая труба. «Труба» приближена ко рту. На звук у руки медленно разгибаются в локтях ; пальцы остаются в исходном положении . «Труба» удаляется ото рта.
Логопед : «Ы…»
Дети. И.п. – руки согнуты в локтях , локти приподняты, ладони расположены на уровне груди; ладонь одной руки находится на тыльной поверхности другой. На звук (ы) руки с напряжением медленно разгибаются в локтях и опускаются вниз; кисти остаются в И.п. . Руки как будто давят на «большую кнопку».
Логопед : «Э…»
Дети. И. п. – руки вытянуты вперёд, разогнуты в локтях и напряжены; ладони и пальцы рук, соприкасаясь друг с другом. Образуют «лодочку». На звук (э) руки плавно сгибаются в локтях; пальцы остаются в исходном положении , «Лодочка» приближается к груди.
Логопед : «И…»
Дети: И.п. - руки согнуты в локтях, кисти рук приближены к плечам, указательные пальцы подняты верх и напряжены, остальные пальцы крепко сжаты в кулак. На звук (и) руки медленно разгибаются в локтях и плавно поднимаются вверх, пальцы остаются в исходном положении. Дети встают на носочки тянутся вверх. («Танец гласных» выучен на предыдущих занятиях).
Гном Грамотей : Молодцы, ребята! Хорошо потанцевали . Отправляемся дальше.
(Звучит музыка).
Логопед . Следующая остановка
«Театральная».
У нас необычный театр. В нём говорят без слов, одними звуками. В этом театре очень важна правильная интонация. Я буду вас спрашивать, используя звукосочетания гласных с вопросительной интонацией, а вы эти же звукосочетания произносите утвердительно.