В каждой семье складывается определенная система воспитания, которая представляет собой целенаправленные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств и умений у детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Стили семейного воспитания»
Тема урока 17-18:«Стили семейного воспитания».
Цель урока:
- Познакомить с разными стилями семейного воспитания.
Ход изложения:
Опрос по предыдущей теме.
Сообщение темы урока.
Изложение нового материала
Домашнее задание.
Стили семейного воспитания.
Содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется:
физическое,
эстетическое,
трудовое,
умственное
нравственное воспитание детей,
изменяясь от возраста к возрасту.
По мере сил родители и близкие в семье:
дают детям знания о природе, обществе, производстве, профессиях, технике;
формируют опыт творческой деятельности;
вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки;
воспитывают отношение к миру, людям, профессии, жизни.
В каждой семье складывается определенная система воспитания, которая представляет собой целенаправленные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств и умений у детей.
Совокупность способов общения с ребенком, методов и приемов воспитания, строгость родительского контроля и наличие эмоциональной поддержки определяют стиль семейного воспитания.
В каждой семье могут применяться разные стили воспитания, в зависимости от ситуаций и обстоятельств.
Существует 3 основных стиля воспитания:
авторитарный,
демократичный
либеральный.
Они по-разному влияют на формирование и развитие личности ребенка
Демократический стиль
характеризуется гибкостью, стремлением старших установить теплые отношения с младшими, привлекать их к решению проблем, поощрять инициативу и самостоятельность. Учитываются интересы и желания детей.
Ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, родители общаются с детьми на равных и видят свою задачу в координации их действий и в оказании помощи. Они не приказывают, а просят о выполнении поручений, не ущемляя прав ребенка. Контроль, основанный на разумной заботе, способствует тому, что дети прислушиваются к объяснениям и просьбам родителей. Благодаря этому, в семье складываются теплые и дружеские отношения.
Демократический стиль воспитания способствует развитию у детей:
доброжелательности,
самостоятельности,
активности,
инициативности,
решительности
ответственности.
По сравнению с другими детьми, они более уравновешены, открыты, общительны, дружелюбны, добры, уверены в себе, креативны, способны к сочувствию и сопереживанию. У этих детей развивается высокая самооценка, а в школе они учатся гораздо лучше, чем дети, воспитанные родителями, придерживающимися других стилей воспитания.
Авторитарный стиль
При авторитарном стиле, родители требуют от ребенка:
беспрекословного подчинения их воле и авторитету,
требовательны к четкости выполнения приказов,
контролируют все сферы жизни ребенка,
ограничивают его самостоятельность,
принимают за него все решения.
При этом доминирующими воспитательными методами являются:
требование,
приказ
принуждение,
сопровождаемые жестким контролем, суровыми запретами и физическими наказаниями.
Такие родители относятся к своему ребенку эмоционально холодно, уделяют ему мало времени и очень редко его хвалят.
Этот стиль воспитания порождает у одних детей:
враждебность,
агрессивность,
раздражительность,
подозрительность,
неуверенность в себе,
нерешительность,
пассивность
робость
Дети в таких семьях обычно замыкаются в себе, их общение с родителями нарушается, происходит отчуждение от родителей, возникает чувство своей незначительности и нежеланности в семье. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении и часто сами жестоки.
Либеральный стиль
При либеральном стиле воспитания ребенок предоставлен самому себе. Он практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей, поскольку они:
уделяют ему мало времени,
не вмешиваются в его дела,
не интересуются его проблемами,
предоставляют ему много самостоятельности.
Такие родители отличаются низкой требовательностью и слабым контролем. Они не умеют или не желают заниматься воспитанием детей, их забота носит формальный характер.
В семье наблюдается:
отсутствие эмоциональных связей,
отчужденность,
безразличие к делам и чувствам другого.
Дети в таких семьях вырастают:
эгоистичными,
конфликтными,
агрессивными,
непослушными,
слабовольными,
не уверенными в себе,
импульсивными,
чувствуют себя заброшенными и ненужными.
Они не способны устанавливать прочные эмоциональные связи, учитывать интересы других людей, не готовы к ограничениям и ответственности, плохо социализируются в обществе.
Действительно, наиболее оптимальным является демократичный стиль воспитания, при котором в ребенке ценится его самостоятельность, к нему проявляется доверие и уважение. А вот ослабление родительского контроля, как и его гипертрофия, способствует формированию пассивной и неуверенной в себе личности, а также нарушают процесс социализации ребенка в обществе. Для того чтобы исправить сложившуюся ситуацию, необходимо, чтобы родители осознали свои ошибки и стремились скорректировать свой стиль воспитания.