- Давайте произнесём слово «ЛИСА». Сколько звуков мы произнесли? (4)
-Нарисуйте столько кружков, сколько звуков в слове «ЛИСА».
-А теперь произнесите слово «ВОЛК». Сколько звуков вы произнесли? Нарисуйте столько треугольников, сколько звуков в слове?
- А как на письме показать звуки? ( Буквами)
- Кто знает буквы? Составить слова ЛИСА, ВОЛК из разрезной азбуки.
7. ИГРА «ЗАЯЧЬИ ПРЫЖКИ» (дети рисуют дорожку зайчика)
- Обозначьте зайчика точкой.
- Зайчик прыгнул на 2 клеточки вправо,
- прыгнул на 3 клеточки вниз,
-на 5 клеточек вправо,
-на 1 клеточку вверх
- на 3 клеточки влево,
- на 2 клеточки вверх.
З.
8.ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ЗАЙЦЫ И ЛИСА» (автоматизация звуков 3-С в тексте)
Дети встают в круг, держась за руки, внутри круга водящий- лиса.
Серый зайка прыгает возле старых сосен,
Страшно в лапы лисоньке, лисоньке попасть.
Зайки уши навострите, вправо, влево поглядите,
Не идёт ли кто?
Дети кричат «Лиса». Лиса догоняет зайцев.
МАТЕМАТИКА:
1. ПРЯМОЙ И ОБРАТНЫЙ СЧЁТ,
2.НАЗВАТЬ ПРЕДЫДУЩИЕ И ПОСЛЕДУЮЩИЕ ЧИСЛА,
3 РАБОТА С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ, ЗНАКОМСТВО С ПРАВИЛАМИ ШТРИХОВКИ.
Обвести кружок. Заштриховать его спиралькой.
Обвести квадрат. Заштриховать его сверху вниз.
Обвести треугольник. Заштриховать его слева направо.
Обвести прямоугольник. Заштриховать его наклонными линиями сверху вниз.
4. ИГРА НА ВНИМАНИЕ «ФИГУРКА - ДВИЖЕНИЕ»
руки в сторону
прыгнуть.
присесть
хлопнуть
маршировать
5. ПОСТРОИТЬ С ПОМОЩЬЮ ЛЕКАЛЛ ДОМИК, ЁЛОЧКУ, ЗАШТРИХОВАТЬ.
ЗАНЯТИЕ 3.
1. РАЗВИТИЕ РЕЧИ:
Отгадайте загадки, найдите картинки- отгадки.
Окраской сероватая,
Походкой мешковатая,
Повадкой вороватая
Крикунья хрипловатая. ( ВОРОНА)
Непоседа пёстрая.
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. ( СОРОКА)
Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу,
И ещё красней зимой
Ярко-красный галстук мой (СНЕГИРЬ)
Видали вы его не раз,
Он скачет в двух шагах от нас.
Чик- чирик - не робей
Я бывалый …. (ВОРОБЕЙ)
Хоть я не молоток-
По дереву стучу.
В нём каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный. ( ДЯТЕЛ)
- Как можно назвать, одним словом все эти предметы? ( ПТИЦЫ)
- Опишите каждую птицу.
- Что особенного есть во внешности каждой птицы?
- Чем похожи все эти птицы? (зимующие)
Многие птицы остаются у нас зимовать. Зима бывает очень суровой.
- Как мы можем помочь птичкам зимой?
2. ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТИРОВКА:
- Поставьте карточки с птицами так, чтобы первым стоял воробей.
- Между воробьём и сорокой поставьте ворону.
- Последним поставьте снегиря.
- Четвёртым по счёту поставьте дятла.
ВОРОБЕЙ
ВОРОНА
СОРОКА
ДЯТЕЛ
СНЕГИРЬ
3. РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ.
«Если нравится тебе, то делай так»
А ну-ка, похлопай, как я (2 хлопка)
А ну-ка, похлопай, как я (2 хлопка)
А ну-ка, все вместе, все враз-
Так хлопают только у нас! (2 хлопка)
А ну-ка, потопай, как я (2 притопа)
А ну-ка, потопай, как я (2 притопа)
А ну-ка, все вместе, все враз-
Так топают только у нас! (2 притопа)
А ну-ка, помяукай, как я (мяу- мяу)
А ну-ка, помяукай, как я (мяу-мяу)
А ну-ка, все вместе, все враз-
Так мяукают только у нас! (мяу- мяу)
А ну-ка, погавкай, как я (гав-гав)
А ну-ка, погавкай, как я (гав-гав)
А ну-ка, все вместе, все враз-
Так гавкают только у нас! (гав-гав)
А ну-ка, похрюкай, как я (хрю-хрю)
А ну-ка, похрюкай, как я (хрю-хрю)
А ну-ка, все вместе, все враз-
Так хрюкают только у нас! (хрю-хрю)
4. ИГРА НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ:
«Что изменилось»
Дети рассматривают картинки с птицами, затем закрывают глаза. Учитель меняет картинки местами. Дети угадывают, что изменилось.
МАТЕМАТИКА.
1. СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ.
( Работа с индивидуальными наборами)
Положите столько квадратиков, сколько птиц на картинках. Сколько положили квадратиков? (6)
Ниже положите 5 треугольников. Чего больше? Чего меньше? На сколько больше? На сколько меньше.
Как сделать, чтобы квадратиков и треугольников стало поровну?
2. КОНСТРУИРОВАНИЕ С ПОМОЩЬЮ ЛЕКАЛЛ.
- У каждой птички свой домик. Давайте построим домик для скворца- скворечник.
- Какие нам для этого потребуются фигуры? (треугольник, прямоугольник, круг)
- Заштриховать полученный скворечник.
3. УПРАЖНЕНИЕ НА УМЕНИЕ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ НА ПЛОСКОСТИ.
Обвести одну клеточку и закрасить её чёрным цветом.
Возьмите красный карандаш, отсчитайте от чёрной клетки вправо четыре клеточки, а пятую закрасьте красным карандашом.
Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз 2 клетки, а третью закрасьте синим карандашом
Возьмите зелёный карандаш. Клеточку, расположенную слева от синей и через одну клеточку от неё закрасьте зелёным цветом.
Возьмите жёлтый карандаш. Отсчитайте от зелёной клетки вверх пять клеток, а шестую закрасьте жёлтым карандашом.
. ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ГУСИ».
Дифференциация свистящих и шипящих звуков.
-Гуси, гуси!
-Га-га-га!
-Есть хотите?
-Да-да-да!
- Серый волк под горой не пускает нас домой!
4.ИГРА НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ. ВАРИАТИВНОСТЬ.
Цыплёнок, утёнок и гусёнок пошли гулять. Как по-разному они могли встать. Есть 6 вариантов, давайте их найдём.
Ц – У - Г
Ц – Г – У
У - Ц- Г
У – Г - Ц
Г – У - Ц
Г - Ц – У
Детёнышам пора домой, найдите их мам.
УТЁНОК ГУСЫНЯ
ЦЫПЛЁНОК КУРИЦА
ГУСЁНОК ИНДЮШКА
ИНДЮШОНОК УТКА
5. ТЕСТ КЕРНА – ИРАЗЕКА
Нарисовать фигуру человека.
Скопировать с трафарета фразу: Ей дан чай или он ел суп.
Скопировать с трафарета десять нарисованных точек, расположив их одну под другой на равном расстоянии по вертикали и горизонтали.
4 ЗАНЯТИЕ.
1. ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗВУКОВ В СЛОВЕ И ИХ КОДИРОВАНИЕ.
Стоит в саду кудряшка-
Белая рубашка
Сердечко золотое,
Что это такое? ( РОМАШКА)
- Что такое ромашка? (цветок)
- Какие ещё цветы вы знаете?
- Положите столько кружочков, сколько звуков в слове «ромашка» (7)
2. ПОСТАНОВКА РУКИ. ПОСТРОЕНИЕ РОМАШКИ С ПОМОЩЬЮ ЛЕКАЛЛ.
- Какие геометрические фигуры нам нужны, чтобы построить ромашку?
- Заштрихуйте ромашку.
- На ромашке расположите буквы. Какие буквы вы знаете?
- Какие это буквы? Почему?
А, О, Ы, И, У.
- В середине ромашки спряталась ещё одна буква. Угадайте, что это за буква:
На этой букве, как на лесенке
Сижу и распеваю песенки. ( Н)
- Как её произносят?
3. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ, ИГРА «ЦЕПОЧКА»
- Придумайте слова. Которые начинаются на букву «Н».
4. ИГРА НА ВНИМАНИЕ:
Если я показываю:
А - хлопайте,
О - приседайте
У - прыгайте
Ы - вращайте головой
И - встаньте прямо
5. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ, УМЕНИЯ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ,
- Нарисуйте 5 ромашек.
- Цветок, который посередине, раскрасьте красным цветом.
- Последний цветок раскрасьте жёлтым цветом.
- Между красным и жёлтым цветком находится синий цветок.
- Первый цветок того же цвета, как пятый.
- Между первым и третьим цветком находится зелёный цветок.
6 ПОДВИЖНАЯ ИГРА «КАРУСЕЛИ».
Автоматизация звука «ш»
Карусели, карусели
Мы с тобой на лодку сели,
Сели и поехали (имитируют греблю и произносят звук «ш»)
Карусели, карусели
Мы с тобой на лошадь сели,
Сели и поехали (имитируют всадников, и в такт щёлкают языком)
Карусели, карусели
Мы с тобой в машину сели,
Сели и поехали (крутят баранку и произносят звук «ж»)
Карусели, карусели
Мы с тобой на поезд сели,
Сели и поехали (строятся паровозиком и произносят «чух-чух»)
Карусели, карусели
В самолёт с тобой мы сели сели,
Сели и поехали (раскидывают руки- крылья и произносят «ш»)
МАТЕМАТИКА:
1. ПРЯМОЙ И ОБРАТНЫЙ СЧЁТ
2. ИГРА С МЯЧОМ «ПОСЛЕДУЮЩИЕ И ПРЕДЫДУЩИЕ ЧИСЛА».
3.РАБОТА НА НАБОРНОМ ПОЛОТНЕ.
- счёт предметов.
- Сравнение предметов
- уравнивание предметов.
( цветы- бабочки, зайцы- морковки)
- Посчитайте, сколько бабочек прилетело на цветочки.
- Положите столько кружков, сколько у нас бабочек (5)
- Сколько кружков нужно убрать, чтобы их осталось 3? (2)
4. РЕШЕНИЕ СТИХОТВОРНЫХ ЗАДАЧ:
Ёжик по лесу пошёл
На обед грибы нашёл.
Один под берёзой,
Два - под осиной.
Сколько грибов в плетёной корзине? (3)
На полянке у дубка
Крот увидел два грибка.
А подальше у осин,
Он нашёл ещё один.
Кто ответить нам готов,
Сколько крот нашёл грибов? (3)
В класс вошла Аринка,
А за ней Маринка,
А потом вошёл Игнат.
Сколько в класс вошло ребят? (3)
На плетень взлетел петух,
Повстречал там ещё двух.
Сколько стало петухов
У кого ответ готов? ( 3)
3 яблока. Одно сорвать
Ручонка так и тянется.
Но прежде надо сосчитать,
А сколько их останется? (2)
5. СЧЁТ ПРЕДМЕТОВ:
Сколько в классе девочек?
Сколько в классе мальчиков?
Чего в классе по – одному, а о чём можно сказать «много»?
сколько в классе парт?
Сколько в классе стульев?
Сколько парт занято учениками, а сколько свободно?
Чего в классе больше парт или стульев?
ТЕСТИРОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕРКИ НЕКОТОРЫХ СТОРОН УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА.
- Ориентирование в пространстве («Знаете ли вы своего ученика» с.16-18)
- Определение ведущей руки.
ЗАНЯТИЕ 5.
1.ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ:
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
Хвост колечком. СО - БА - КА
- Положите столько кружочков, сколько звуков в слове собака ( 6)
- Как вы думаете, зачем человек приручил собаку?
- Какую работу выполняет собака?
- Как вы понимаете слова «Собака- друг человека».
2. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, ПОВТОРЕНИЕ БУКВ.
У У
Н
- Кто это пришёл к нам в гости?
- Какие буквы спрятались на человечке?
- Сколько одинаковых букв встретили?
У-2, О – 3, А-1, Н- 1, С-1.
3. ИГРА НА ВНИМАНИЕ:
Учитель показывает буквы, а дети выполняют движения.
А- прыгнуть
У - хлопнуть в ладоши
О – присесть
Н- руки в стороны
С - встать ровно.
4. РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ПОСТАНОВКА РУКИ, ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ.
Вася посадил собаку со щенком в лодку и поплыл. Давайте покажем их путь.
1 клетка вправо – 2 клетки вверх- 3 клетки вправо – 4 клетки вниз- 5 клеток вправо – 1 клетка вверх – 2 клетки влево – 2 клетки вверх – 4 клетки вправо.
5. РАБОТА С ЛЕКАЛАМИ. ПОСТРОЕНИЕ И ШТРИХОВКА СОБАКИ.
6. ИГРА « ЕСТЬ ИЛИ НЕТ»
Играющие встают в круг и берутся за руки, ведущий – в центре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «да», если не согласны, опускают руки и кричат «нет»
Есть ли в поле светлячки?
Есть ли в море рыбки?
Есть ли крылья у телёнка?
Есть ли ключ у поросёнка?
Есть ли гребень у горы?
Есть ли двери у норы?
Есть ли хвост у петуха?
Есть ли ключ у скрипки?
Есть ли рифма у стиха?
Есть ли в нём ошибки?
7. ПОДБОР СЛОВ С ЗАДАННЫМИ БУКВАМИ,
Вот сколько на «К» я сумею сказать:
Кастрюля, кофейник, коробка, кровать,
Корова, квартира, картина, ковёр,
Кладовка, калитка, комод, коридор.
- А какие слова на букву «К» знаете вы?
- Ой, хватит! И звук тоже может устать!
А вот что на «Т» ты сумеешь назвать?
( дети называют слова на букву «т»)
Топор, табуретка, тарелка и ложка,
Я, кажется, что-то напутал немножко.
- А какие слова на букву «т» знаете вы?
Ну, ладно, я больше сбиваться не буду.
А лучше на «С» назову я посуду:
Стакан, сковородка, солонка и …кошка.
- А кошка откуда? Залезла в окошко!
Спроси лучше кошку, откуда пришла,
И вся ли посуда на кухне цела?
- А какие слова на букву «С» вы знаете?
- Найдите слова на букву «С» на картинке?
- Сколько звуков в слове « слон»? (4)
- Составьте это слово на наборном полотне.
МАТЕМАТИКА.
1. РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ - ИГРА «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ».
- А какие породы собак вы знаете? (вывесить 6 картинок с изображением собак разных пород)
- Положите столько кружков, сколько видите собак на наборном полотне. ( 6)
- Сколько собак нужно убрать, чтобы осталось 4 собаки? (2)
- Чего больше кружков или собак?
- Как сделать, чтобы было поровну?
- Игра «Что изменилось».
2. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ:
На большом диване в ряд
Куклы Катины сидят:
2 медведя, Буратино и весёлый Чеполино.
И котёнок, и слонёнок.
Помогите-ка Катюшке-
Сосчитать её игрушки. (6)
Три больших, три маленьких,
Маленьких- удаленьких.
Целая семья опят,
Сколько их на пне сидят. ( 6)
У куклы 5 нарядных платьев,
Какое нынче надевать ей?
Есть у меня для куклы шерсть
Свяжу, и платьев будет … ( 6)
3. РАБОТА С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ.
- Найти сходство и различие.
- Из каких фигур составлен рисунок?
- Что изменилось в лице?
- Когда бывает такое лицо?
- Построить с помощью лекал человечка и заштриховать его
4. ТЕСТИРОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕРКИ НЕКОТОРЫХ СТОРОН УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА.