Занятие направлено на формирование у детей образа человека и поэта на основе системы представлений о Пушкине, как личности, оставившей след в истории страны.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сказание о Пушкине»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 8 « Звёздочка»
«Сказание о Пушкине»
Подготовила: воспитатель Науменко Н.В.
ст. Егорлыкская
2018 год
ЗАДАЧИ:
Содействовать обогащению развития представлений каждого ребёнка об окружающем мире на основе разных видов устных текстов, дополненных наглядностью (сказание), через чтение литературы, поэзии, высказывания взрослого и сверстников с привлечением его к обсуждению вопросов познавательного характера.
На основе системы представлений о Пушкине как о личности, оставившей след в истории страны, формировать у детей образ человека и поэта.
Закрепить знакомый материал и продолжить знакомство с жизнью, творчеством, произведениями поэта, помочь детям увидеть и услышать прекрасное в строках стихов и поэм.
Развивать умение инсценировать знакомые литературные произведения, понимать и запоминать авторские средства выразительности.
Учить выражать свои мысли, настроение, используя строчки стихов.
НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ:
Сказки и стихи А.С. Пушкина, альбом о лицее, портрет А.С. Пушкина работы Кипренского, биографические книги: «Набережная Мойки 12», открытки старой Москвы, Петербурга и Царского села, портреты Пушкина разных лет: «Лицеист» Репина, «Пушкин в детстве» (неизвестный художник), портрет Пушкина кисти Тропинина или акварель П. Соколова, портреты родных и близких Пушкина. Ширма и элементы костюмов для инсценировки отрывка из «Сказки о рыбаке и рыбке». Музыкальный материал: марш Черномора, и музыку к «Первому Чуду» или к «Второму Чуду». Н.А. Римского-Корсакова, вальс….
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Индивидуальные разговоры о детстве, семье Пушкина, рассматривание биографических книг с фотографиями и рисунками самого поэта. Рассматривание открыток и иллюстраций старой Москвы, Царского Села, Петербурга. Рассказы о самых важных фактах из его биографии. Постройка Пушкинского поместья и сада.
ЦЕЛЬ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
С каждым ребенком создать близкий ему образ поэта. У каждого он будет разного уровня и разной широты, потому что каждый раз и одна и та же информация представляется в разной форме, и поэтому и окажется для каждого интересной. Это будет философия в действии.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
На доске расположены портреты знаменитых людей (Нахимов, Суворов, И.А. Крылов, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой)
Воспитатель: Знаете ли вы кто эти люди? А что их объединяет? Почему мы их знаем и помним? Почему они смогли прославить Россию?
Ответы детей
Воспитатель: А наш календарь подсказал мне, что совсем скоро будет день связанный с одним из этих людей, который очень любил свою Родину, любил Москву. Послушайте отрывок из его стихотворения и догадайтесь кто же это?
«Москва, как много в этом звуке…
ответы детей
Воспитатель: Да, действительно, 6 июня исполнится 210 лет со дня рождения Пушкина А.С.
Воспитатель: Так, когда же родился Пушкин? У нас 2009год, а он родился в 1799 году? А почему мы помним,вспоминаем Пушкина?
Ответы детей: Потому что он написал много красивых стихов, сказок.
Покажите тома собраний сочинений поэта.
Воспитатель: Он написал не только стихи, но и романы, повести, поэмы. Вот как много книг он написал. Когда вспоминают Пушкина, тогда говорят о доброте, о смелости, о верности, о дружбе, о достоинствах его как Человека. Люди стремятся побывать в тех местах, среди которых любил жить, в которых писал стихи Пушкин. Таких памятных мест в стране немало! Свою страну, Россию, поэт изъездил вдоль и поперек.
Воспитатель: Мы уже много знаем о Пушкине. Как Вы думаете, мы знаем ВСЁ? Давайте вспомним ВСЁ, что мы знаем о Пушкине. (Посадить детей) Где он родился, кто были его родители, друзья?
Ответы детей:
Пушкин родился в деревянном домике на Немецкой улице (или Баумана). Дом не сохранился. Теперь там построена школа, и названа именем Пушкина.
Надежда Осиповна, мать Пушкина, очень любила менять квартиры. И Пушкины скоро переехали с Немецкой улицы в Огородную Слободу. А потом в дом по Большому Харитоньевскому переулку. К сожалению сад и дом, в котором жили Пушкины, сгорел в 1812 году, когда была война с Наполеоном.
Бабушка Пушкина — Мария Алексеевна Ганнибал — отлично писала по-русски и выучила внука читать и писать. Маленький Пушкин любил залезать в рабочую корзинку бабушки, смотреть, как она рукодельничает, и слушать её рассказы о старине.
Отец Пушкина, Сергей Львович, (портрет), человек образованный. У него была большая библиотека французской литературы..
Книги Пушкин любил с детства. Мальчиком забирался в кабинет отца и читал книги на французском языке, всё, что попадалось, проводил бессонные ночи за чтением книг. Он был хорошо знаком с французской литературой. Любовь к книгам сохранил поэт до конца своих дней и очень бережно относился к книгам.
Отец был знаком со многими русскими писателями, которые часто бывали у него в доме. В его кабинете по вечерам собирались лучшие поэты. Они читали свои произведения.
Желая услышать новые произведения, юный Пушкин старался остаться вечером в кабинете отца незамеченным, спрятавшись за спинку дивана, пока отец не отсылал его спать. Маленький Саша смирно сидел тогда где-нибудь в уголке и внимательно слушал.
А в детской ждала своего любимца, своего питомца удивительная нянюшка
Арина Родионовна (портрет). Она рассказывала ему сказки:
О мертвецах, о подвигах Бовы.
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло.
Не чувствуя ни ног, ни головы...
Так он вспоминал об этих годах.
Воспитатель: Когда Пушкин стал постарше, няню Арину Родионовну сменил дядька Никита Тимофеевич. Они ходили гулять на Тверской бульвар, на Красную площадь, в Кремль.
Картинки Москвы пушкинского времени. Да, в Москве прошло его детство...Была ли Москва такой, как сегодня? Чем же не походила Москва на сегодняшнюю?
Ответы детей:- Не было машин, ездили на лошадях, не было таких высоких домов, не было метро, электрических фонарей.
Воспитатель: Да, Москва была совсем не похожа на сегодняшнюю. Даже не было улиц и площадей. Были только дома-поместья. Cтроили нарядные дома, вокруг них разбивали парки, сады и огороды.
Обратить внимание на постройку: дом, парк со скульптурными изображениями героев сказок Пушкина
А что это у нас построено?
Ответы детей: одно из таких поместий пушкинской поры.
Воспитатель: Большой радостью для Пушкина в детские годы были прогулки по златоглавой Москве.
Пушкин очень любил Москву, и вот как писал о ней.
(XXXVI глава из поэмы «Евгений Онегин»)
Но вот уж близко.
Перед ними
Уж белокаменной Москвы,
Как жар, крестами золотыми
Горят старинные главы.
Ах, братцы! как я был доволен,
Когда церквей и колоколен,
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг!
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
XXXV
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля;
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружен,
Глядел на грозный пламень он.
Воспитатель:| Самыеоживленные месяцы в Москве были ноябрь, декабрь и январь. Устраивались святочные гулянья, катания, детские балы. Родители, наверно, возили Сашу на эти праздники.
С дядькой Никитой Тимофеевичем он мог бывать на народных гуляньях у Новодевичьего монастыря на Москва-реке. Здесь он видел хороводы, качели, потешный театр петрушки. Здесь он слышал московский говор, ведь дома-то говорили по-французски...
Воспитатель: Что ещё мы знаем о Пушкине?
Ответы детей:
Пушкин рос вместе со старшей сестрой Олей и младшим братом Лёвушкой (портреты), который был знаменит тем, что у него была очень хорошая память. И если Пушкин один раз прочтёт свое стихотворение, то Лёвушка тут же его запоминал, и мог читать другим. Пушкин очень дружил с Ольгой (показываю портреты). Ольга была его нежным другом. Она училась вместе с ним, вместе они играли.
Воспитатель: А куда же родители отправили Сашу когда ему исполнилось 12 лет?
Ответы детей: Родители отправили его с дядей в Петербург, чтобы он поступил в Лицей. Василий Львович, дядя (показываю портрет), был веселым человеком, писал стихи и хотел их напечатать в Петербурге, а в то же время в 1811 году впервые открывался Лицей.
Воспитатель: Почему же родители хотели, чтобы он учился именно там? Ответы детей: Это была самая лучшая школа в России, в которой учили лучшие учителя. Родители Пушкина хотели, чтобы их сын получил хорошее образование, был знающим человеком.
Воспитатель: На чем же они поехали из Москвы в Петербург? На тройке, наверное, и лошадей меняли по дороге на почтовых станциях, потому, что лошади устают, их кормить и поить надо...? Может и мы с вами отправимся в след за ними в Царское село? А мы на чём поедем?
Ответы детей: На лошадях.
Воспитатель: В ту пору многие ездили на лошадях, не только мужчины, но и женщины. У женщин было специальное женское седло, в котором они сидели боком. Но путешествие не близкое, нужно подготовить лошадей –подковать, давайте позовём кузнеца:
Физминутка:
Эй, кузнец, молодец,
Расковался жеребец,
Ты подкуй его опять
А чего ж не подковать,
Вот гвоздь, вот подкова,
Раз-два, и готово!
Воспитатель: В какое же первое путешествие отправился Пушкин, когда ему исполнилось 12 лет? С кем он поехал? (С дядей). Сколько дней? В какое время года он ехал? А у нас сейчас? (Ответы детей)
Воспитатель: А у нас ведь сейчас тоже есть лицеи и гимназии... Но похожи ли они на Лицей, в котором учился Пушкин?
Ответы детей: У нас учатся и девочки, и мальчики, наши ученики домой приходят, у них каникулы.
Воспитатель: В Лицее же учились только мальчики (29 мальчиков).
Пушкин в лицее, когда заканчивались уроки, домой не шел. Потому что дом был далеко. Все лицеисты жили в лицее. Зато мальчики в лицее очень сдружились. У каждого мальчика была своя комнатка. Они не уходили домой даже по праздникам. Пушкин полюбил лицей. По праздникам Пушкина в Лицее навещали мама и сестра Ольга. В Лицее он уже писал стихи.
Лицеисты прожили вместе шесть лет. Их дружеские отношения сохранялись и после окончания Лицея. Они ежегодно отмечали 19 октября, день открытия Лицея. На этих встречах Пушкин читал свои стихи о лицейской дружбе: Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен—
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз,
Куда бы нас не бросила судьбина
и счастия куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Отмечая сто лет со дня рождения Пушкина, в саду около Лицея поставили памятник Пушкину-лицеисту.
Воспитатель: Мы сегодня с вами говорим о Пушкине, потому что 6 июня день его рождения. Есть ли в нашей станице памятник Пушкину? В каком городе еще есть памятники поэту?
Ответы детей: В Петербурге, в Царском Селе, в Москве.
Воспитатель: Ну, а как мы можем отметить память его, как можем показать, что помним его, любим его поэзию. Лучшая память для поэта — это стихи. И надо знать стихи наизусть. Ты какое знаешь стихотворение Пушкина?
Главное не стихи читать, а вспоминать, воспитатель начинает, а дети продолжают!
Воспитатель: Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало
Воспитатель: Самые простые слова, а какая КРАСОТА! Мы знаем стихи Пушкина, сказки, знаем о Пушкине..., что родился в Москве (загибайте пальцы), учился в Лицее. Знаем, что он умел дружить. А кого он любил? (Сестру и брата) Да, и заботился о них. Ну, что же, теперь уже вы ВСЁ узнали о Пушкине и больше уж узнавать-то и нечего?!
Ответы детей
Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, про Пушкина говорят, что он создатель того русского языка, на котором мы говорим, пишем, думаем.
Наш язык стал лёгким, красивым и понятным. До Пушкина было такое правило: стихи надо было писать на особом языке, на торжественном, А не на том, на котором разговаривают. А Пушкин стал писать на таком языке, на котором говорили. Он так складывал эти простые слова, что стихи получались лёгкими, звучными, красивыми…
Его стихи вдохновили композиторов на написание опер, постановку балетов и спектаклей. Я хочу Вам предложить послушать отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане»
Марш Черномора, и музыку к «Первому Чуду» или к «Второму Чуду». Н.А. Римского-Корсакова.
У меня для вас есть сюрприз достаёт коробку и предметы, которые в ней лежат: корона рыбки, «невод», шапка старика, косынка старухи и корыто Героям какой сказки принадлежат эти предметы? Вы знаете, а сегодня эти герои пожаловали к нам в гости.
Дети надевают элементы костюмов и инсценируют отрывок из «Сказки о рыбаке и рыбке»
Воспитатель: - Понравилась вам сказка? А какие ещё сказки мы могли бы показать, ведь у Пушкина их много.
Ответы детей
Звучит музыка вальса…
Воспитатель: - Во времена Пушкина, после посещения театра было принято отправляться на бал. Дамы были красивы и изящны, а кавалеры были очень галантны. Я предлагаю вам одним глазком заглянуть на пушкинский бал, где королём танцев был вальс…
Дети танцуют вальс (4 пары)
Воспитатель:- А теперь я приглашаю вас на прогулку, где мы вспомним стихи Пушкина и других замечательных поэтов, строками из которых можно описать сегодняшний день. И конечно же попытаемся ответить на вопрос: теперь мы ВСЁ знаем о Пушкине?
Конечно же, нет. Знакомясь с новыми произведениями Пушкина, мы каждый раз будем открывать для себя нового Пушкина – человека и поэта.
Используемая литература: программа Н.М. Крыловой «Детский сад – дом радости»