Заповедная тропинка
Занятие для воспитанников подготовительной группы
Остапенко Ольга Юрьевна
Воспитатель детского сада № 213г. Слюдянки
Цель: Знакомство детей с природой родного края; формирование представления о тайге - самом обширном лесе Сибири.
Задачи:
Познавательные УУД: Формирование представления о роли леса в жизни человека, его обитателях. Расширение представления детей о природе и богатстве родного края. Формирование у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания, развивать интерес к познанию природы. Активизирование познавательной деятельности детей средствами экспериментирования; формирование умения разрешать противоречия, изобретать, размышлять.
Личностные УУД: Воспитание бережного отношения к окружающему миру; желание сберечь и сохранить красоту природы.
Коммуникативные УУД: Развитие коммуникативных качеств, умения договариваться в процессе коллективной работы.
Виды деятельности:
Познавательно – коммуникативная деятельность
Исследовательская и продуктивная деятельность
Рефлексия
Ход занятия
- Ребята, сегодня на занятии нас ждёт интересная работа. А начнём мы наше занятие с загадки.
«Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом -
Чудеса увидишь в нем» (Лес)
- Как вы думаете, что такое лес? (Ответы детей)
- Посмотрите, пожалуйста, на карту нашего родного края. Можно ли по ней определить, где находится лес? (Ответы детей)
- Видите, как много лесов у нас в Сибири. Такие большие леса называют ТАЙГОЙ, а Сибирь – таёжным краем. Сегодня я – лесничий, а вы – мои помощники!
Любому делу надо учиться. Добро пожаловать в Школу лесных наук! И находится наша школа – в лесу. (Слайд «Школа лесных наук»)
Визуализация (сопровождается шумом летнего леса)
- Закройте глаза. (Представьте себе) Сосны, ели, кедры, пихты: тяжело гудят вершины деревьев. Скрипят стволы, поросшие мхом. Кругом звериные следы и кукование кукушки. Прохладно. Деревья такие высокие, что заслоняют собою солнышко. Мы идём по лесу. Здесь так хорошо дышится! Но вот лес становится все реже, деревья – меньше и мы – на лесной полянке. Здесь весело и солнечно, порхают бабочки, дует лёгкий ветерок. Мы видим старое сваленное дерево и рассаживаемся поудобнее.
Откройте, пожалуйста, глаза.
Занятия в школе лесных наук начинаются!
- Что вы увидели, услышали в лесу? (Ответы детей)
Аудиозапись: «кукование кукушки».
- Слышите, ребята? Кукует кукушка – нам пора начинать лесной урок!
- Прежде всего, лес – это деревья. ( Слайд «Кедр») Какое дерево перед нами? (ответ детей)
- В нашей сибирской тайге растет чудо-дерево - кедр. Его еще называют кедровой сибирской сосной. Это дерево может вырасти огромной величины, (воспитатель ещё раз обращает внимание на слайд «Кедр»). Обычно кедр растет в смешанных лесах, соседствует с елью и пихтой. Леса, где растут чистые насаждения кедра, встречаются очень редко и носят название - кедрач. Давайте повторим это новое для нас слово «кедрач». (дети повторяют)
- Каждое дерево даёт свои плоды. Как вы думаете, какой плод у кедра? ( Ответ детей – кедровая шишка. Слайд: «Кедровая шишка»)
- Вот какие плоды-шишки у кедра (воспитатель раздаёт шишки). Посмотрите, что находится внутри этой шишки (ответ детей – орехи). Расщелкните их, потрите ядрышко в руках – у вас на пальцах остался маслянистый след.
Из кедровых орешков получают вкусное и полезное масло - в нём очень много нужных людям и животным витаминов. По виду оно напоминает нам подсолнечное масло, а по вкусу - халву. Вот как выглядит кедровое масло (воспитатель демонстрирует образец).
- И, конечно, в лесу свои жители – животные и птицы. О каком животном пойдёт сейчас речь, вы узнаете, отгадав загадку:
Загадка про белку!!! (ответы детей) (Слайд: «Белка»)
Белка живёт не только в лесу, её можно встретить даже в городском парке. Летом мех у неё короткий и грубый, а зимой – длинный и мягкий. Кисточки на кончиках у неё появляются только зимой.
Белки очень ловко бегают вверх-вниз по стволам деревьев, умеют далеко и высоко прыгать. Так двигаться им помогает длинный и пушистый хвост, играющий роль руля.
- А ещё в лесу есть птица, которую так и называют – кедровка. Как вы думаете, ребята, почему люди так называли эту птичку? (ответы детей) (Слайд: «Кедровка»)
Кедровка величиной с голубя, грудка у нее пятнистая. А клюв очень крепкий. Шелушит кедровка своим крепким клювом шишки, а орехи под язык кладет. Наберет кедровка орехов и спрячет их в укромном месте, в траву, под мох - на зиму. Бывает, забудет кедровка, где спрятала, а орехи прорастут и вырастут из них новые кедры.
Ребята, мы убедились в том, что лес помогает птицам и животным.
- А человеку лес помогает? (ответы детей)
- Как человек может навредить природе? (ответы детей) (Просмотр фильма «Правила поведения в лесу»)
Аудиозапись: «кукование кукушки»
- Урок в Школе лесных наук окончен.
Лесничему трудно одному беречь природу тайги, а вы не всегда сможете быть рядом, поэтому мне нужны маленькие помощники – лесовички. Надеюсь, вы мне поможете их сделать.
Распределение детей на подгруппы: каждый ребёнок достаёт из коробочки цветной жетончик, согласно которым дети делятся на подгруппы, попутно воспитатель показывает детям рабочие места соответственно цвета жетончика и ставит учебно-игровую задачу.
«Исследователи леса» получили зелёные жетончики.
Задача для гр. №1 «Исследователи леса» - рассмотреть предложенный материал и найти ответ на вопрос: «Как кедр помогает белке и кедровке и как они помогают кедру?»
«Лесные спасатели» - получили красные жетончики.
Задача для гр.№2 «Лесные спасатели» - рассмотреть предложенный материал и составить памятку - коллаж: «Правила поведения в лесу»
«Лесные мастера» - получили синие жетончики.
Задача для гр. № 3 «Лесные мастера» - изготовить лесовичков из природного материала.
Рефлексия
- Внимание, внимание! Прошу всех учеников «Школы лесных наук» собраться на лесной полянке и рассказать: что в работе стало самым интересным, где и когда могут пригодиться новые знания.
Каждая подгруппа представляет результаты своей работы.
Литература:
Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Коломина Н.В. М; ТЦ Сфера, 2003.
Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.
Дыбина.О.В. М; ТЦ Сфера, 2005 – 192с. (Серия «Вместе с детьми»)