Счётные палочки Х. Кюизенера в коррекционной работе с детьми с ТНР.
Шарафутдинова Н.А.
Воспитатель
Д/с «Березка» р.п. Чишмы
В условиях социальных перемен государственной общественной системы дошкольного образования, перехода на новые комплексные программы, дошкольно- образовательным учреждениям предоставлен большой выбор в отборе содержания, средств, методов и приёмов, которые бы обеспечили, решения комплекса задач по современному воспитанию ребёнка. (4) Естественно, этот процесс охватил и коррекционную педагогику. Наряду с традиционными методами логопедической работы мы предпринимаем активные шаги по внедрению новых образовательных технологий в коррекционный учебный процесс для повышения его эффективности. Ведение наглядных моделей в процесс обучения позволяет педагогу решать следующие задачи:
- обогащать словарь;
- формировать и совершенствовать умения детей использовать в речи различные конструкции предложений;
- проводить коррекцию нарушенного звукопроизношения;
- формировать навык слогового анализа слов;
- развивать слуховое восприятие и внимание;
- развивать зрительное восприятие и память;
- развивать чувство ритма;
- развивать мыслительные операции;
- развивать мелкую моторику;
- закреплять знание основных цветов и оттенков.(4)
Для решения данных задач мы используем нетрадиционные для логопедии дидактическое средство – палочки Кюизенера, которое чаще применяется в работе дефектологами, психологами. Использование инновационных технологий повышает интерес к занятиям и способствует лучшему усвоению материала на логопедических занятиях. Палочки Кюизенера можно вариативно использовать в различных видах коррекционной работы, например:
- повторение заданного слога столько раз, сколько палочек выложил педагог;
- выкладывание схем слов;
- согласование количественных числительных и существительных;
- согласование прилагательных и существительных в роде, числе, падеже;
- выкладывание картинки по образцу.
Работая с палочками, дети одновременно выполняют речевые задания: проговаривание предложений, называние частей предмета, отрабатывание грамматики и лексики, закрепление коротких стихов, потешек, автоматизация звуков речи, формирование навыков произношения слов различной звуко слоговой структуры.(3)
Почти каждая лексическая тема даёт возможность педагогу использовать в работе палочки Кюизенера и выработать определённую систему работы с ними на речевых коррекционных занятиях.
Таким образом, внедрение в логопедическую работу игр с палочками Кюизенера способствует:
-развитию регулирующей, обобщающей и планирующей функцией речи;
- развитию свойств внимания и мыслительных операций.
Практический опыт показывает, что использование игр с цветными счётными палочками Кюизенера в дальнейшем способствует успешному обучению ребёнка в школе.
Список использованной литературы:
1.Смоленцева А.А., Пустовой О.В. Математика до школы. Пособие для воспитателей детских садов и родителей, СПб, «Детство-Пресс»,2003-198 с.
2.Чеплашкина И.Н. Математика это интересно. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. СПб, «Детство-Пресс», 2004- 206с.
3.Финкельштейн Б.Б., Хвостова Э. «Кростики» (игра с цветными счётными палочками Кюизенера), для детей 3-7 лет, СПб, «Корвет»- 108 с.
4.Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. /Сост. Н.Д.Соколова. – М.:»ГНОМ и Д», 2013. – 448 с.