Образовательная область: Познавательно–речевое развитие
Возраст детей: Старшая группа
Разработала: Сельницына Е.Е.
2019 г.
Цель: развитие интереса у дошкольников к природным богатствам родного края – уральским самоцветам.
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»
Познакомить детей с уральскими самоцветами – яшмой, горным хрусталем, змеевиком, малахитом.
Продолжать знакомить детей с элементами научной деятельности: проводить и объяснять простейшие опыты.
Развивать умение определять способ получения необходимой информации в соответствии с условиями и целями деятельности.
Содействовать проявлению и развитию необходимых для подготовки к школе качеств: воображения, логического, ассоциативно-образного мышления, познавательной активности.
Образовательная область «Речевое развитие»
Продолжать учить детей высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
Стимулировать детей на проявление инициативности и самостоятельности в общении со взрослыми и сверстниками при решении личностных и интеллектуальных задач.
Обогащать словарь словами, обозначающими свойства камней. Способствовать развитию диалогической речи.
Образовательная область « Социально-коммуникативное развитие»
Воспитывать любовь к своей малой Родине, чувство гордости за нее.
Укреплять интерес к познавательно-исследовательской деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми.
Предварительная работа: беседа об Урале, о природных богатствах Урала; чтение произведений П.П.Бажова, работа на занятиях по рисованию и лепке, подготовка лэпбука и выставки «Наш дом – Южный Урал».
Материалы: музыка, пазлы с изображением Уральских гор, коллекция натуральных камней, слайды с изображением натуральных камней и изделиями из них, лупы, цветные карандаши, таблицы для заполнения, стаканчики с водой, картинки с изображением ХМГ, цветные стразы для украшения, шкатулка, разноцветные леденцы.
Ход занятия
Организационный момент (звучит музыка, дети заходят в группу).
Воспитатель: Ребята, какая чудесная музыка звучит. Давайте посмотрим, куда она нас зовет?
Эта красивая мелодия приглашает нас в необычное путешествие. Хотите узнать, куда мы отправляемся? Слушайте загадку:
Небольшого росту девка,
И сама вся статная,
И коса ее чернява,
Да такая ладная.
Платье цвету малахита,
В косе ленты красные,
Глаза, словно изумруды,
Волшебные и ясные.
Дети: Хозяйка медной горы!
Воспитатель: Правильно! А хотели бы вы с ней встретиться?
Дети: Да! (звучит музыка, появляется Хозяйка медной горы).
ХМГ:
Платье мое все в камнях самоцветных
Весь в самоцветах мой дивный венец.
Знаю места горных кладов заветных,
Недра земные раскрыв, как ларец.
Я перед вами то девой являюсь
С медью звенящею длинной косой,
То малой ящеркой ловко скрываюсь
Между камней, окропленных росой.
Ведомы мне все секреты ремесел,
Что из камней создают красоту,
Я не считая ни зим и ни весен,
С мира рожденья с ним вместе иду.
Люди меня с той далекой поры
Кличут Хозяйкою медной горы.
ХМГ: Я услышала, что вы собираетесь путешествовать. Урал красивый и сказочный край, но в тоже время суровый. Чтобы попасть в мою сокровищницу, вам нужно пройти испытания. Первое из них «Путешествие по горам».
Ребенок читает стихи, остальные дети выполняют действия по тексту.
Мы сейчас в поход пойдем, до большой горы дойдем,
А горы все выше, а горы все круче,
А горы уходят под самые тучи.
За высокими горами по броду речку перейдем,
Если встретятся медведи, мы медведей обойдем,
Если встретятся пещеры, мы пещеры проползем,
Шаг за шагом, шаг за шагом
Вглубь горы мы попадем.
ХМГ: Молодцы, ребята! Справились с первым заданием, вас ждет следующее испытание. Разделитесь на две команды, подойдите к своим столам и соберите картинки. Чья команда первая выполнит задание – поднимает руку и называет, что изображено на картинке. Помните, дисциплина вашей команды тоже будет влиять на результат!
Дети собирают пазлы с изображением Уральских гор.
ХМГ: Правильно, ребята, это Уральские горы! А как же называется край, в котором мы живем? (Южный Урал)
Воспитатель: Люди к Уралу всегда относятся почтительно, с уважением.
Ребята, кто помнит, как в народе называют Урал? (Седой Урал, Урал-батюшка)
А какие пословицы и поговорки об Урале вы знаете?
Пословицы
На Урале - всяк рудознатец.
Недаром говорится, что дело мастера боится.
Урал без народа – горная порода, с народом Урал – стальной арсенал.
Горы стали в печах варятся, потому Урал героями славится.
Камень не дышит, а мастер его слышит.
Мастером нельзя родиться, мастерству нужно учиться.
Многие поэты писали и продолжают писать стихи об Урале. А вы знаете стихи о нашем крае?
Гриша и Влада читают стихотворение «Мой Урал».
«Мой Урал»
Найдешь ли прекрасней
Уральского края!
Здесь горные речки
В ущельях играют,
Здесь горы
В зеленых лохматых уборах,
Высокие волны гремят на озерах.
Здесь людям в привычку
С природой родниться;
Здесь верные души
И честные лица.
Могуч и прекрасен
Любимый Урал –
Недаром он гордостью Родины стал.
Воспитатель: Молодцы!
А в каком городе мы живем?
Как называется наша область?
Какое дерево является символом Урала?
Назовите животных, которые водятся в наших лесах?
Чем славится земля уральская? (полезными ископаемыми).
Дети отвечают на вопросы.
Воспитатель: Правильно! Уральская земля таит в себе несметные богатства. А где можно встретить камни? (дети отвечают).
Воспитатель: Больше всего камней, конечно же, в горах. Подземные кладовые Уральских гор хранят в себе очень красивые, особые камни, называются они драгоценными или самоцветами.
Вот так, ребята, преодолевая непростые препятствия (мы поднимались в гору, переходили реку вброд, убегали от медведя, собирали пазлы, читали стихи), мы с вами и сами не заметили, как оказались в царстве Хозяйки медной горы (звучит волшебная музыка, открываем коллекцию камней, появляется ХМГ).
ХМГ: Много сокровищ в моих подземных кладовых. А кто-то из вас знает названия уральских камней-самоцветов? (на экране фото камней дети читают стихи о них).
Самоцветный камень красный,
Будто ломтик ветчины,
Это главный камень – яшма –
Сердце сказочной страны.
Хрусталь всегда для сердца мил,
Какой бы формы он ни был.
Игрою граней на свету
Дает увидеть чистоту
И красоту - до восхищенья!
Как добрый волшебник придет Змеевик.
Он злобу прогонит и сон сохранит.
Но камень – не Бог, не добро и не зло,
Случалось, что птице ломал он крыло.
Кто секрет хранить умеет,
Кто таинственно молчит,
Тот всегда понять сумеет
Камень ящерок и змеек –
Темноглазый малахит!
Воспитатель: Ребята, а вы бы хотели посмотреть на эти самоцветы, подержать их в руках?
Давайте внимательно рассмотрим их и изучим. Я предлагаю стать на время учеными и исследовать уральские камни, а для того, чтобы мы с вами ничего не упустили и не забыли, мы все свои наблюдения будем записывать в таблицу исследования камня.
Определить цвет камня.
Рассмотрите камни через лупу и отметьте в таблице, какого цвета ваш камень (дети делают зарисовки цветными карандашами).
Потрогайте камень. Какой он на ощупь? Гладкий или шероховатый? (в таблице отметить: если гладкий – овал, если шероховатый – овал в точку).
Что еще можно обнаружить на вашем камне? Сколы, трещинки, узоры. Если они есть на вашем камешке, то в третьем столбике таблицы поставьте «+», если нет – «-».
Камень в воде. Опустите камень в воду. Что происходит с камнем? Он тонет или плавает? Отметьте результат в таблице, нарисуйте стрелочку вверх или вниз.
Таблица исследования камня.
Воспитатель: Все заполнили? Молодцы! Мы поиграли в ученых-исследователей, а сейчас необходим отдых!
Физкультминутка «Гора».
Стоит гора-старушка (поднимают руки вверх),
До небес макушка (тянутся на цыпочках).
Ее ветер обдувает (обмахивают себя кистями рук),
Ее дождик поливает (встряхивают кистями рук),
Стоит гора страдает (прикладывают ладони к щекам и качают головой)
И камешки теряет ( дотронуться до детей, те разбегаются в стороны).
И каждый день, и каждую ночь
Катятся, катятся камешки прочь.
И с той самой поры
Ничего не осталось
От нашей горы!
Воспитатель: Ну вот и отдохнули! Продолжим наше путешествие по Уралу. Уральские мастера раскрыли дивную красоту камня. Обработка его большое искусство. Как вы думаете, что можно сделать из камня? (ответы детей)
А давайте посмотрим, что же сделали из камня народные умельцы? (просмотр слайдов с изображением изделий из камней).
ХМГ: Ребята, у меня к вам большая просьба. Много у меня нарядов, много камней драгоценных. Помогите мне украсить наряды камнями (звучит музыка, дети выполняют задание). Покажите, что у вас получилось? Какие красивые, изумительные наряды получились, я очень довольна. Спасибо!
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Вам понравилось? А что больше всего понравилось? Может быть, вас что-то удивило? Что нового вы узнали? Чему научились?
ХМГ: А я в благодарность дарю вам конфеты-самоцветы!