kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль мелкой моторики в развитии ребенка дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал будет полезен педагогам-психологам, воспитателям, родителям дошкольников

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль мелкой моторики в развитии ребенка дошкольного возраста»

Роль мелкой моторики в развитии детей дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики чрезвычайно важно для детей. Развитие координации пальцев рук тесно связано с развитием речи и познавательных способностей, кроме того в быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит  качество жизни  человека.

Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (карандашом, ручкой...), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.    

   С целью системного подхода к развитию мелкой моторики рук можно  классифицировать основные виды игр, заданий, упражнений:

1.        Игры и упражнения  с пальчиками.

2.        Дидактические игры с крупами, песком, пуговицами, бусинками.

3.         Игры с мячами, кубиками, мелким конструктором, мозаикой.

4.        Рисование красками различными способами: кистью, пальцем, ладошкой.

 Работа с детьми младшего дошкольного  возраста начинается со знакомства с пальчиками и их названием: используются  загадки,  небольшие стихи и потешки про пальчики.

Детям нравятся пальчиковые игры. Пальчиковые игры увлекательны, способствуют развитию речи, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, активизируют моторику руки.

Малыши  и ребята постарше любят рассказывать стихи и потешки про  пальчики.  Дети получают от этого положительные эмоции. Например:

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев,

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить,

Чтобы их же сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять.

 При помощи левой руки малыш загибает пальчики  правой, начиная с большого пальца, а потом правой загибает пальчики левой руки.

Пальчиковые игры со стихами способствуют развитию мелкой моторики, а так же речи, памяти, внимания, мимики детей и учат их общению.

Необходимо  объяснять малышам, что умелыми пальчики становятся не сразу,  надо помочь им быть умелыми, и они смогут красиво  рисовать, лепить, делать все, что  захочется.

-Как вы думаете, почему палец называется, большим?

-А давайте спрячем большой палец и попробуем что-либо сделать рукой без него.

-Возьмите со стола карандаш (дети делают попытку взять карандаш).

-Представьте, что это не карандаш, а ложка, приготовьтесь к еде.

-Видите, как трудно работать братьям без большого пальца, без него трудно писать, рисовать, играть. Люди так и назвали этот пальчик, потому, что он главный - большой.

При выполнении игровых упражнений по развитию моторики пальцев обязательным условием является вовлечение всех пальчиков  как у левой, так и у правой руки поочередно или у обеих вместе, это способствует  развитию не только пальчиков, но и кистей рук.

  • «Замок». Различные упражнения при положении кистей рук в «замке».

  • «Пальчики здороваются». Ладони сомкнуты, пальцы попарно постукивают друг о друга.

  • «Пианист». Имитация игры на пианино.

  • «Ввернем лампочку». Кистью руки производятся движения, имитирующие ввертывание лампочки в патрон.

Детям  интересно выполнять различные упражнения, играть с мелкими предметами;  дети с удовольствием разучивают и используют пальчиковые игры в своей деятельности, сочетая их с речевой активностью.

Очень эффективно помогают  в работе  по развитию тонкой моторики  у дошкольников   дидактические игры. Они имеют  большое значение не только  в формировании тонких движений руки, но и формированию мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия, в развитии пространственных ориентаций, формированию навыков учебной деятельности.

Для малышей игра «Золушка»:

– Перебери гречку, рис, пшено, горох, фасоль.

– Переложи фасоль в стакан.

– Собери фасоль в горсточку.

– «Замеси тесто». Насыпь в кастрюлю гороха или фасоли, или какой-то другой крупы. Ребенок опускает  туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

   Месим, месим тесто,

   Есть в печи место.

   Будут,  будут из печи

    Булочки и калачи.

        В старшем возрасте эту игру «Золушка» следует усложнить:  в прозрачную пластиковую баночку или стакан дети насыпают  слоями перебранные  крупы, фасоль, горох получается своеобразный рисунок такой, какой придумал ребенок. При выполнении этого задания активно работают большой, указательный, средний и безымянный пальцы (как бы солим).

 Эта, всем известная, игра развивает мелкую моторику рук и  одновременно  расширяет представления дошкольников об окружающем мире:  знакомит с различными крупами.

  • Игры и упражнения с пуговицами. «Подберите пуговицы разного цвета и размера: «Выложи рисунок из пуговиц» (по образцу воспитателя), «Придумай свой рисунок из пуговиц». Из пуговиц можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

      В младшем и среднем возрасте часто практикуется работа с отдельными предметами: выложи узор из камушков, пуговиц, пробок на фоновой бумаге, на песке по представлению и образцу.  

      Выкладывание на листе бумаги нескольких  изображений реалистичных предметов, игрушек,   геометрических фигур предлагается детям  в  старшей и подготовительной   группе.

  • «Чудесный мешочек» - универсальная в своем роде игра. Ее варианты, в зависимости от темы и частной задачи, помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать,  выделять и различать с помощью осязания окружающие его предметы, их свойства,  материалы, из которых они сделаны, геометрические тела их величину, находить эти формы в окружающих предметах.



  • Игры в мяч,  кубики, мелкий конструктор, с мозаикой  приносят большую пользу ребёнку: во-первых, развивают его руки, подготавливая к овладению письмом; во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте,  в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта.

  • Рисование - это эффективный путь, используемый для развития мелкой моторики. Он помогает дошкольнику усовершенствовать  мелкие движения. В процессе рисования дети не только учатся правильно обращаться с изобразительными  материалами и осваивают различные изобразительные техники, у них развивается мелкая мускулатура руки.

Для начала хорошо использовать рисование пальчиками и ладошкой. Такое рисование не только расковывает творческие возможности ребёнка, но еще, по мнению многих педагогов, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Так получаются разноцветные горошинки, бусы, фонарики и т. д.  Надо отметить, что в процессе рисования у детей формируются не только  элементарные графические умения так необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма, но и  развиваются общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности.

 В  дошкольном возрасте все дети  должны приобрести графические навыки. У многих дошкольников младшего возраста наблюдается отсутствие точности и уверенности движений ведущей руки поэтому с младшей группы (в игровой форме) следует  использоваь упражнения, которые эффективно помогают  в работе  по развитию тонкой моторики и глазомера.

  • Раскладывание и складывание разборных игрушек: матрешек, пирамидок разной величины.

  • «Погуляем по ровным дорожкам», «Привяжем ниточки к шарикам», «Украсим шарфик полосками»,  «Дождинки падают из облака в лужу», «Машина едет в гараж», «Смотаем клубочки для бабушки», «Скатаем комья для снеговиков» и т.д.

      В средней и  старшей группе задание усложнилось: «Такие разные дорожки»: «Проведем волнистые линии», «Проведем неотрывную линию по спирали, по кругу, параллельные линии по вертикали: сверху -  вниз или по горизонтали: слева – направо».

Работа с  детьми по развитию мелкой моторики рук, через систему разнообразных игр, упражнений, заданий приводит

  • к росту ручной умелости дошкольников

  • позволяет ребенку развивать речь, мышление

  • подготовить доминантную руку к письму и в целом способствуют развитию интеллекта

  • помогает ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его предметы

  • позволяет лучше познать мир, в котором он живет.

Все игры с мелкими, сыпучими предметами необходимо проводить в присутствии взрослого. Кроме того, совместные игры благоприятно скажутся на Ваших взаимоотношениях с ребенком. Играйте вместе, и любое задание ребенок будет выполнять с удовольствием!





Педагог-психолог: Непомнящая А.А.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Роль мелкой моторики в развитии ребенка дошкольного возраста

Автор: Непомнящая Анастасия Андреевна

Дата: 17.11.2017

Номер свидетельства: 439249

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Программа по теме " Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность""
    ["seo_title"] => string(122) "proghramma-po-tiemie-razvitiie-mielkoi-motoriki-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-chieriez-izobrazitiel-nuiu-dieiatiel-nost"
    ["file_id"] => string(6) "256713"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448202323"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Творческое развитие детей дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(47) "tvorcheskoe_razvitie_detei_doshkolnogo_vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "607758"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1653300755"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Нетрадиционные техники рисования, их роль в развитии детей дошкольного возраста "
    ["seo_title"] => string(88) "nietraditsionnyie-tiekhniki-risovaniia-ikh-rol-v-razvitii-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "179489"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425022643"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "Консультация для педагогов:  Нетрадиционные техники рисования с детьми  и их роль в развитии детей дошкольного возраста."
    ["seo_title"] => string(115) "konsultatsiiadliapiedaghoghovnietraditsionnyietiekhnikirisovaniiasdietmiiikhrolvrazvitiidietieidoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "302927"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457350045"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Консультация для родителей по инновационной деятельности «Роль рисования в развитии детей дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_roditelei_po_innovatsionnoi_deiatelnosti_rol_risovaniia_v_raz"
    ["file_id"] => string(6) "613910"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1664257669"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства