Просмотр содержимого документа
«Роль мелкой моторики в развитии ребенка дошкольного возраста»
Роль мелкой моторики в развитии детей дошкольного возраста
Развитие мелкой моторики чрезвычайно важно для детей. Развитие координации пальцев рук тесно связано с развитием речи и познавательных способностей, кроме того в быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит качество жизни человека.
Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (карандашом, ручкой...), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
С целью системного подхода к развитию мелкой моторики рук можно классифицировать основные виды игр, заданий, упражнений:
1. Игры и упражнения с пальчиками.
2. Дидактические игры с крупами, песком, пуговицами, бусинками.
3. Игры с мячами, кубиками, мелким конструктором, мозаикой.
4. Рисование красками различными способами: кистью, пальцем, ладошкой.
Работа с детьми младшего дошкольного возраста начинается со знакомства с пальчиками и их названием: используются загадки, небольшие стихи и потешки про пальчики.
Детям нравятся пальчиковые игры. Пальчиковые игры увлекательны, способствуют развитию речи, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, активизируют моторику руки.
Малыши и ребята постарше любят рассказывать стихи и потешки про пальчики. Дети получают от этого положительные эмоции. Например:
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев,
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить,
Чтобы их же сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять.
При помощи левой руки малыш загибает пальчики правой, начиная с большого пальца, а потом правой загибает пальчики левой руки.
Пальчиковые игры со стихами способствуют развитию мелкой моторики, а так же речи, памяти, внимания, мимики детей и учат их общению.
Необходимо объяснять малышам, что умелыми пальчики становятся не сразу, надо помочь им быть умелыми, и они смогут красиво рисовать, лепить, делать все, что захочется.
-Как вы думаете, почему палец называется, большим?
-А давайте спрячем большой палец и попробуем что-либо сделать рукой без него.
-Возьмите со стола карандаш (дети делают попытку взять карандаш).
-Представьте, что это не карандаш, а ложка, приготовьтесь к еде.
-Видите, как трудно работать братьям без большого пальца, без него трудно писать, рисовать, играть. Люди так и назвали этот пальчик, потому, что он главный - большой.
При выполнении игровых упражнений по развитию моторики пальцев обязательным условием является вовлечение всех пальчиков как у левой, так и у правой руки поочередно или у обеих вместе, это способствует развитию не только пальчиков, но и кистей рук.
«Замок». Различные упражнения при положении кистей рук в «замке».
«Пальчики здороваются». Ладони сомкнуты, пальцы попарно постукивают друг о друга.
«Пианист». Имитация игры на пианино.
«Ввернем лампочку». Кистью руки производятся движения, имитирующие ввертывание лампочки в патрон.
Детям интересно выполнять различные упражнения, играть с мелкими предметами; дети с удовольствием разучивают и используют пальчиковые игры в своей деятельности, сочетая их с речевой активностью.
Очень эффективно помогают в работе по развитию тонкой моторики у дошкольников дидактические игры. Они имеют большое значение не только в формировании тонких движений руки, но и формированию мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия, в развитии пространственных ориентаций, формированию навыков учебной деятельности.
Для малышей игра «Золушка»:
– Перебери гречку, рис, пшено, горох, фасоль.
– Переложи фасоль в стакан.
– Собери фасоль в горсточку.
– «Замеси тесто». Насыпь в кастрюлю гороха или фасоли, или какой-то другой крупы. Ребенок опускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:
Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут, будут из печи
Булочки и калачи.
В старшем возрасте эту игру «Золушка» следует усложнить: в прозрачную пластиковую баночку или стакан дети насыпают слоями перебранные крупы, фасоль, горох получается своеобразный рисунок такой, какой придумал ребенок. При выполнении этого задания активно работают большой, указательный, средний и безымянный пальцы (как бы солим).
Эта, всем известная, игра развивает мелкую моторику рук и одновременно расширяет представления дошкольников об окружающем мире: знакомит с различными крупами.
Игры и упражнения с пуговицами. «Подберите пуговицы разного цвета и размера: «Выложи рисунок из пуговиц» (по образцу воспитателя), «Придумай свой рисунок из пуговиц». Из пуговиц можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.
В младшем и среднем возрасте часто практикуется работа с отдельными предметами: выложи узор из камушков, пуговиц, пробок на фоновой бумаге, на песке по представлению и образцу.
Выкладывание на листе бумаги нескольких изображений реалистичных предметов, игрушек, геометрических фигур предлагается детям в старшей и подготовительной группе.
«Чудесный мешочек» - универсальная в своем роде игра. Ее варианты, в зависимости от темы и частной задачи, помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать, выделять и различать с помощью осязания окружающие его предметы, их свойства, материалы, из которых они сделаны, геометрические тела их величину, находить эти формы в окружающих предметах.
Игры в мяч, кубики, мелкий конструктор, с мозаикой приносят большую пользу ребёнку: во-первых, развивают его руки, подготавливая к овладению письмом; во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте, в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта.
Рисование - это эффективный путь, используемый для развития мелкой моторики. Он помогает дошкольнику усовершенствовать мелкие движения. В процессе рисования дети не только учатся правильно обращаться с изобразительными материалами и осваивают различные изобразительные техники, у них развивается мелкая мускулатура руки.
Для начала хорошо использовать рисование пальчиками и ладошкой. Такое рисование не только расковывает творческие возможности ребёнка, но еще, по мнению многих педагогов, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Так получаются разноцветные горошинки, бусы, фонарики и т. д. Надо отметить, что в процессе рисования у детей формируются не только элементарные графические умения так необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма, но и развиваются общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности.
В дошкольном возрасте все дети должны приобрести графические навыки. У многих дошкольников младшего возраста наблюдается отсутствие точности и уверенности движений ведущей руки поэтому с младшей группы (в игровой форме) следует использоваь упражнения, которые эффективно помогают в работе по развитию тонкой моторики и глазомера.
Раскладывание и складывание разборных игрушек: матрешек, пирамидок разной величины.
«Погуляем по ровным дорожкам», «Привяжем ниточки к шарикам», «Украсим шарфик полосками», «Дождинки падают из облака в лужу», «Машина едет в гараж», «Смотаем клубочки для бабушки», «Скатаем комья для снеговиков» и т.д.
В средней и старшей группе задание усложнилось: «Такие разные дорожки»: «Проведем волнистые линии», «Проведем неотрывную линию по спирали, по кругу, параллельные линии по вертикали: сверху - вниз или по горизонтали: слева – направо».
Работа с детьми по развитию мелкой моторики рук, через систему разнообразных игр, упражнений, заданий приводит
к росту ручной умелости дошкольников
позволяет ребенку развивать речь, мышление
подготовить доминантную руку к письму и в целом способствуют развитию интеллекта
помогает ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его предметы
позволяет лучше познать мир, в котором он живет.
Все игры с мелкими, сыпучими предметами необходимо проводить в присутствии взрослого. Кроме того, совместные игры благоприятно скажутся на Ваших взаимоотношениях с ребенком. Играйте вместе, и любое задание ребенок будет выполнять с удовольствием!